Коспект урока с презентацией "Птица Счастья"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Союз Творческих Учителей

Урок изобразительного искусства

2 класс

УМК «Планета знаний»

Тема: «Птица счастья»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил.

Задачи:

- познакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре;

- воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;

- развивать эстетическое отношение к действительности.

Оборудование: альбомный лист, ножницы, простой карандаш, нитка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.rar1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Кузичкина Наталия Ивановна, учитель начальных классов

МОУ Жердевской СОШ №2 города Жердевки Тамбовской области

Урок изобразительного искусства

2 класс

УМК «Планета знаний»

Тема: «Птица счастья»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил.

 

Задачи:

- познакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре;

- воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;

- развивать эстетическое отношение к действительности.

Оборудование: альбомный лист, ножницы, простой карандаш, нитка

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Проверка готовности к уроку
  3. Объявление темы урока. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре.

- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? 

Слайды 2-6

(«Финист-ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок», Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» Милна идр.)

- Можно ли создание такого художественного образа отнести к жанру анималистики?

- Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?

  (вышивка, росписи, резьба по дереву)

Слайды 7-11

На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: "Что же ты хочешь?"

Тихо-тихо прошептал мальчик: "Хочу увидеть солнышко…". А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.

Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.

Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.

Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: "Ну, вот и солнышко!"

С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её "святым духом", хранительницей детей, символом семейного счастья.

 Так объясняют на Севере появление щепной игрушки. И хотя это лишь красивое предание, не все в нем вымысел. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, чаши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. К новогодним и весенним народным праздникам выпекалось фигурное печенье - «утушки», «петушки», «тетерки». Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив - в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают и одухотворяют облик зданий, щепная птица являлась частью внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный быт. Добрая хранительница дома парила на тонкой нити под потолком в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Рассматривание иллюстрации и чтение сведений на стр. 110 учебника

А изготавливали их так.                          

Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет.

Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов.

  1. Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия.

(Изготовление путём совмещения приёмов симметричного складывания и вырезания) 

Слайд 12

      5. Безопасность в классе.

       1. Строго следуй указаниям твоего учителя.

       2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи.

           Длинную одежду заправь в брюки или юбку.

       3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.

       4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте

           в специальных футлярах.

       5. Бери инструменты только с разрешения учителя.

       6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок

          после окончания работы.

  1. Работа по технологической карте – методическому пособию совместно с учителем.                  

- Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его.

- Разметь и вырежи прямоугольники для крыльев и хвоста. Сложи их гармошкой.

- Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.

     Слайды 13-15

  1. Выставка работ. Уборка рабочего места.
  2. Рефлексия.

- Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?

9. Домашнее задание.

Стр. 111 № 1,2

Слайд 17

Интернет-ресурсы:

1.http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/work/prelov/shepn.htm

2. http://www.sever-travel.ru/rr/?cid=17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"

«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности,  мы здесь – т...

Коспект урока по русскому языку " Правописание приставок"

Данный урок проводится в  3 классе УМК " Школа России , учебник " Русский язык 3 класс" Д.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. . На уроке формируются  общеучебные знания, ;совершенствуются знания учени...

Коспект урока окружающего мира, 1 класс УМК "ПНШ"

Тема урока "Растения-часть живой природы"  Урок построен с учетом требований стандартов ФГОС...

План-коспект урока "Прямая и луч"

ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-2 класс...

Коспект урока :"Лес и его обитатели" 3 класс

Урок по "Окружающему миру" разработан по УМК "Перспективная начальная школа". К уроку представлена презентация. Даётся представление о природном сообществе леса, о многообразии растительного и животно...

Коспект урока "Гуси Лебеди"

Этот конспект можно исполькозать на уроках  литературного чтения...

Коспект урока по математике "Числовые выражения".

Данный урок предназначен для 2 класса. Цель данного урока: систематизировать полученные знания....