Коспект урока с презентацией "Птица Счастья"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Урок изобразительного искусства
2 класс
УМК «Планета знаний»
Тема: «Птица счастья»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил.
Задачи:
- познакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре;
- воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;
- развивать эстетическое отношение к действительности.
Оборудование: альбомный лист, ножницы, простой карандаш, нитка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.rar | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Кузичкина Наталия Ивановна, учитель начальных классов
МОУ Жердевской СОШ №2 города Жердевки Тамбовской области
Урок изобразительного искусства
2 класс
УМК «Планета знаний»
Тема: «Птица счастья»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил.
Задачи:
- познакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре;
- воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;
- развивать эстетическое отношение к действительности.
Оборудование: альбомный лист, ножницы, простой карандаш, нитка
Ход урока
- Оргмомент
- Проверка готовности к уроку
- Объявление темы урока. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре.
- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?
Слайды 2-6
(«Финист-ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок», Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» Милна идр.)
- Можно ли создание такого художественного образа отнести к жанру анималистики?
- Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?
(вышивка, росписи, резьба по дереву)
Слайды 7-11
На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: "Что же ты хочешь?"
Тихо-тихо прошептал мальчик: "Хочу увидеть солнышко…". А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.
Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.
Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.
Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: "Ну, вот и солнышко!"
С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её "святым духом", хранительницей детей, символом семейного счастья.
Так объясняют на Севере появление щепной игрушки. И хотя это лишь красивое предание, не все в нем вымысел. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, чаши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. К новогодним и весенним народным праздникам выпекалось фигурное печенье - «утушки», «петушки», «тетерки». Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив - в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают и одухотворяют облик зданий, щепная птица являлась частью внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный быт. Добрая хранительница дома парила на тонкой нити под потолком в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.
Рассматривание иллюстрации и чтение сведений на стр. 110 учебника
А изготавливали их так.
Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет.
Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов.
- Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия.
(Изготовление путём совмещения приёмов симметричного складывания и вырезания)
Слайд 12
5. Безопасность в классе.
1. Строго следуй указаниям твоего учителя.
2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи.
Длинную одежду заправь в брюки или юбку.
3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.
4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте
в специальных футлярах.
5. Бери инструменты только с разрешения учителя.
6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок
после окончания работы.
- Работа по технологической карте – методическому пособию совместно с учителем.
- Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его.
- Разметь и вырежи прямоугольники для крыльев и хвоста. Сложи их гармошкой.
- Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.
Слайды 13-15
- Выставка работ. Уборка рабочего места.
- Рефлексия.
- Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем?
9. Домашнее задание.
Стр. 111 № 1,2
Слайд 17
Интернет-ресурсы:
1.http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/work/prelov/shepn.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"
«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности, мы здесь – т...
Коспект урока по русскому языку " Правописание приставок"
Данный урок проводится в 3 классе УМК " Школа России , учебник " Русский язык 3 класс" Д.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. . На уроке формируются общеучебные знания, ;совершенствуются знания учени...
Коспект урока окружающего мира, 1 класс УМК "ПНШ"
Тема урока "Растения-часть живой природы" Урок построен с учетом требований стандартов ФГОС...
План-коспект урока "Прямая и луч"
ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-2 класс...
Коспект урока :"Лес и его обитатели" 3 класс
Урок по "Окружающему миру" разработан по УМК "Перспективная начальная школа". К уроку представлена презентация. Даётся представление о природном сообществе леса, о многообразии растительного и животно...
Коспект урока "Гуси Лебеди"
Этот конспект можно исполькозать на уроках литературного чтения...
Коспект урока по математике "Числовые выражения".
Данный урок предназначен для 2 класса. Цель данного урока: систематизировать полученные знания....