Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
рабочая программа (изобразительное искусство, 1 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО для 1 класса ФГОС УМК "Школа России (тематическое планирование и пояснительная записка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_izo.doc | 148.5 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Светловская основная общеобразовательная школ
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы Принято на педсовете
Протокол № 1
______________ Н.А.Лопаленко
« » 2011г. « » ____________2011г.
Рабочая программа
к курсу «Изобразительное искусство»
1 класс
Учитель: Гончарова Татьяна Ивановна
1 час в неделю (всего 33 часа)
Изобразительное искусство
Программа разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы
Б. М. Неменского (УМК «Школа России»)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Общая характеристика учебного предмета
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про странственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса
1 класс
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч)
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.
Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассмат ривать
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фраг менты природы, животные: чем они похожи и чем отли чаются друг от друга.
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и поста раться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. По смотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о се бе»— рисунок или последовательность рисунков.
Наши краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладе ние навыками организации рабочего места и пользова ния красками. Названия цветов. Что в жизни напомина ет каждый цвет? Игровое изображение красочного мно гоцветного коврика.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выра жаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения (7 ч)
Мир природы полон украшений
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опы та эстетических впечатлений. Украшение крыльев ба бочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заго товки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в при роде.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Красоту надо уметь замечать
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рас сматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства факту ры. Накопление опыта зрительных поэтических впечат лений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Как, когда, для чего украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматрива ем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Украшение комнаты. Изготовление праздничных но вогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки (10 ч)
Дом для себя
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персо нажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Раз ные дома для разных дел. Развитие воображения.
Какие можно придумать дома
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадрат ный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длин ный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Мастер Постройки помогает придумать город
«Сказочный город» — создание на бумаге образа го рода для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Все, что мы видим, имеет конструкцию
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструк цию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на апплика цию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геомет рических форм, заранее заготовленных.
Все предметы можно построить
Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цве тов и игрушек.
Дом снаружи и внутри
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображе ние дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Город, где мы живем
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изобра жение по впечатлению после экскурсии.
Обобщение темы
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учат ся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в ху дожников и зрителей. Можно сделать обобщающее пан но «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Цель темы — показать детям, что на самом деле на ши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребята ми, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.
Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе
Обобщением здесь является первый урок.
Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисо вать его
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
Уроки любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы . Создание коллективной компо зиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
2 КЛАСС (34 ч)
Ты и искусство
Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понима ния их связей с окружающей жизнью ребенка. Понима ние языка и связей с жизнью выстроено в особой после довательности.
Задача всех этих тем — введение ребят в мир искус ства, эмоционально связанный с миром их личных наблю дений, переживаний, раздумий.
Чем и как работают художники (8 ч)
Основная задача — знакомство с выразительными воз можностями художественных материалов. Открытие свое образия, красоты и характера материала.
Три основные краски создают многоцветье мира.
Основные и составные цвета. "Умение смешивать крас ки. Изобразить цветы, заполняя крупными изображе ниями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Пять красок — все богатство цвета и тона
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природ ных стихий на больших листах бумаги крупными кистя ми без предварительного рисунка: гроза, буря, изверже ние вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.
Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.
Выразительные возможности аппликации
Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа груп повая (1—3 панно) (по памяти и впечатлению).
Выразительные возможности графических материалов
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Выразительность материалов для работы в объеме
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Выразительные возможности бумаги
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнооб разные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооруже ние игровой площадки для вылепленных зверей (инди видуально, группами, коллективно). Работа по воображе нию.
Для художника любой материал может стать выра зительным (обобщение темы)
Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графиче ских материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.
Изображение ночного праздничного города с помо щью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.
Реальность и фантазии (7ч)
Изображение и реальность
Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблю дательным. Мастер Изображения учит видеть мир во круг нас. Изображение животных, увиденных в зоопар ке, в деревне, дома.
Изображение и фантазия
Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих жи вотных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: дра коны, кентавры.
Украшение и реальность
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изобра жение паутинок с росой и веточками деревьев, снежи нок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Украшение и фантазия
Без фантазии невозможно создать ни одного украше ния. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).
Постройка и реальность
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).
Постройка и фантазия
Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.
Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы)
Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.
О чем говорит искусство (11 ч)
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
Выражение характера изображаемых животных
Изображение животных веселых, стремительных, угро жающих. Умение почувствовать и выразить в изображе нии характер животного.
Выражение характера человека в изображении (муж ской образ)
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможно сти образных решений для всех последующих тем. Изо бражение доброго и злого воина.
Выражение характера человека в изображении (жен ский образ)
Изображение противоположных по характеру сказоч ных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изо бражают добрых персонажей, другие — злых.
Образ человека и его характер, выраженные в объеме
Создание в объеме образов с ярко выраженным харак тером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Изображение природы в разных состояниях
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа.
Выражение характера человека через украшение
Украше ние вырезанных из бумаги богатырских доспехов, ко кошников заданной формы, воротников (индивидуально).
Выражение намерений через украшение
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пи ратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.
Совместно Мастера Изображения, Украшения, По стройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы)
Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом.
ми.
Как говорит искусство (8 ч)
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими явля ются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звон кие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой крас ками (мрачные, нежные оттенки цвета)
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображе ние весенней земли (работа по памяти и впечатлению).
Линия как средство выражения: ритм линий
Изображение весенних ручьев.
Линия как средство выражения: характер линий
Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впе чатлению и по памяти) — нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
Ритм пятен как средство выражения
Элементарные знания о композиции. От изменения по ложения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение ле тящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.
Пропорции выражают характер
Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)
Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Обобщающий урок года
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.
3 класс
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы являются носителями духовной культуры. Надо помочь ребёнку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства.
В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что они ежедневно связаны с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей.
Искусство в твоем доме (6ч.)
Твои игрушки
Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды, изображения в изго товлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).
Мамин платок
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чет кое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу молено выполнить и в технике набойки.
Твои книги
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказ ки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по расти тельным мотивам). Возможно исполнение в технике грат тажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие ху дожник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в ху дожников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Пони мание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобрази тельного, декоративно-прикладного искусства, архитек туры, дизайна, должно стать итогом урока и одновре менно открытием.
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, иду щая «улица» твоего дома, исхоженная ногами.
Памятники архитектуры — наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в род ном городе. Резные украшения сельских и городских де ревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеива ние в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже созда ет художник. Образы фонарей: праздничный, торжест венный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирова ние формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
При наличии дополнительного времени можно сде лать групповые объемные макеты.
Транспорт в городе
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бума ги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (села)
На этом уроке из отдельных работ соз дается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Допол няется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и жур налистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Художник и зрелище (10 ч)
По усмотрению педагога можно объединить большин ство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декора ции, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Деко рации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная ра бота 2—4 человек).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таин ственного зрелища. Изображение циркового представле ния и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище.
Праздник в городе. Выполне ние эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.
Художник и музей (8 ч)
Познакомившись с ролью художника в нашей повсе дневной жизни, с разными прикладными формами ис кусства, мы завершаем год темой об искусстве, произве дения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петер бурга, других городов России — хранители великих про изведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и на учиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры,— Третьяковская гале рея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огром ную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой куль туры. Бывают и домашние музой в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей куль туры.
Музеи в жизни города
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Треть яковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи род ного города.
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюр морта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выра женным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Изображение портре та по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульпту ра. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и быто вого жанров. Изображение по представлению историче ского события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повсе дневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Празд ник искусств по своему собственному сценарию. Подве дение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».
4 КЛАСС (34 ч)
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Целью художественного воспитания и обучения ре бенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выра жает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на дру гую — в этом основы своеобразия национальных куль тур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур созда ет богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры также важнейший эле мент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художествен ную личность».
Художественные представления надо давать как зри мые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не гото вы к историческому мышлению, но им присуще стремле ние к образному пониманию мира, соотносимому с со знанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Многообразие представлений различных народов о кра соте раскрывается в процессе сравнения родной приро ды, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овла дения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литератур ные произведения, позволяющие создать целостное пред ставление о культуре народа.
Истоки искусства твоего народа (8ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивиду ально-коллективная работа.
Задание на дом: найти изображения русской дерев ни, ее построек.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические пред ставления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличника ми, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодче ство. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «доб рый молодец». В образе женской красоты всегда выража ется способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внима ние, что фигуры в детских работах должны быть в дви жении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные празд ники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Празд ник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обоб щением материала темы.
Древние города твоей земли (7ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произо шло от слов «городить», «огораживать» крепостной сте ной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, пере звоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, муд рость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных ба шен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу госу дарства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменно го храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. За вершение «постройки» древнего города. Возможный ва риант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дру жины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похо жи и непохожи между собой. Изображение разных ха рактеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерье ры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подго товка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивиду альные изображения пира.
Каждый народ — художник (11 ч)
Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, напри мер, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание деть ми того, что мир художественной жизни на Земле чрез вычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказоч ного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем па раметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представле ний о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — муж ской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гар моничным, спортивно развитым человеком — особен ность Древней Греции. Изображение фигур олимпий ских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архи тектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделиро вание из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, кото рым греки поклонялись).
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цве тущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимо но) с передачей характерных черт лица, прически, дви жения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выпол няются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой За падной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастер ством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами из учения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обоб щение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для за крепления в сознании детей темы «Каждый народ — ху дожник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 ч)
Последняя тема завершает программу начальной шко лы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу не обходимо завершить основные линии осознания искус ства ребенком.
Темы в течение года раскрывали богатство и разнооб разие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней постро ек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом много образии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.
Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям приро ды и истории.
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспева ния материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стре мясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душев ной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через ис кусство художник выражает свое сочувствие страдаю щим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуман ным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, лите ратуры посвящены этой теме. Героическая тема в искус стве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребен ком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радо сти детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путеше ствиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих ра бот учащихся.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по изобразительному искусству
1 час в неделю 33 часа
«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
№ п\п | Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
1 | 1 четверть «Ты учишься изображать» (8ч) Изображения всюду вокруг нас. | Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Знакомство с Мастером Изображения. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанными детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах. | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. | |
3 | Изображать можно пятном. | Развитие способности целостного обобщённого видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщённый образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни. Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников. Навыки работы на уроке кистью, краской и водой. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путём дорисовки. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна от целого к частностям. | |
4 | Изображать можно в объёме. | Объёмные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объём, образ в трёхмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные, объёмные объекты в природе. Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объёмной формы. Целостность формы. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Изменение комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. | Находить выразительные, образные объёмы в природе. Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала. Овладевать первичными навыками изображения в объёме. Изображать в объёме птиц, зверей способом вытягивания и вдавливания. | |
5 | Изображать можно линией. | Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе». Рисунки на темы стихов С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса с весёлым, озорным развитием сюжета. Материалы: чёрный фломастер или карандаш, бумага. | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами. Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. | |
6 | Разноцветные краски. | Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы с гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Задание: проба красок - создание красочного коврика или нарисовать то, что каждая краска напоминает. Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага. | Овладевать первичными навыками работы гуашью .Соотносить цвет с вызываемыми предметными ассоциациями, приводить примеры. Экспериментировать и исследовать возможности краски в процессе создания различных пятен, смешивания и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков. | |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Какое настроение вызывают разные цвета? Задание: изображение радости и грусти или создание образов контрастных по настроению музыкальных пьес. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно мир наших чувств (радость, грусть, восторг, удивление и т.д.) Изображать радость или грусть | |
8 | Художники и зрители (обобщение темы). | Учимся быть художниками и зрителями, итоговая выставка детских работ по теме. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников, участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников. | |
9 (1) | 2 четверть «Ты украшаешь» (9ч) Мир полон украшений. | Украшение в окружающей действительности, их разнообразие (декор). Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность, он помогает сделать жизнь красивее, он учится у природы. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, незаметных деталях природы, любоваться красотой природы. | |
10(2) | Цветы. | Цветы – украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей. Задание: составление букета из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (коллективная работа) или изображение сказочного цветка. Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага. | Создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги. Составлять из готовых цветов коллективную работу (цветы размещаются в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | |
11(3) | Красоту нужно уметь замечать. | Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. | Находить природные узоры (серёжки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб. | |
12(4) | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмичный узор пятен и симметричный повтор. Задание: украшение крыльев бабочки. Материал: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага. | Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмическое соотношение больших и мелких форм в узоре. | |
13(5) | Красивые рыбы. Монотипия. | Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками и цветом. Ритмические соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Задание: украшение рыбок узорами чешуи в технике монотипии. Материалы: гуашь или акварель, фломастер или тушь, палочка, бумага. | Осваивать простые приёмы работы в технике плоскостной и объёмной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Освоить простые приёмы техники монотипии. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. | |
14(6) | Украшение птиц. Объёмная аппликация. | Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Развитие начальных навыков объёмной работы с бумагой разной фактуры. Задание: изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации, коллажа. Материалы: разноцветная бумага, ножницы, клей. | Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Видеть характер формы в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. | |
15(7) | Узоры, которые создали люди. | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают? Задание: создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений. Материалы: гуашь, кисти, листы цветной бумаги. | Находить и рассматривать орнаменты, природные и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Получать первичные навыки декоративного изображения. | |
16(8) | Как украшает себя человек. | Украшения человека рассказывают о своём хозяине. Какие украшения бывают у разных людей. Когда и зачем украшают себя люди? Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений. Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага. | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах, анализировать их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.) | |
17(9) | Мастер украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Задание: создание украшения для новогодней ёлки или карнавальных головных уборов; коллективного панно «Новогодняя ёлка». Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей. | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. Создавать несложные украшения (гирлянды, ёлочные игрушки и т.д.). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | |
18(1) | 3 четверть «Ты строишь» (10ч) Постройки в нашей жизни. | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумывать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. | |
19(2) | Дома бывают разными. | Многообразие архитектурных построек и их назначение. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т.д.) и разнообразие их форм. Задание: изображение сказочного дома для себя и своих друзей. Материалы: цветные мелки, тонированная бумага. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением. Анализировать, из каких частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток ( «кирпичиков»). | |
20(3) | Домики, которые построила природа. | Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда, соты и т.д.). Формы и конструкции. Соотношение форм и пропорций. Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов или изображение на бумаге. Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечки или гуашь. | Наблюдать постройки в природе, анализировать их форму, конструкцию, пропорцию. Изображать сказочные домики, выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей. | |
21(4) | Дом снаружи и внутри. | Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Понятия «внутри» и «снаружи». Задание: изображение дома в виде буквы алфавита или самых разных предметов. Материалы: мелки, цветные карандаши, бумага. | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома, их вид снаружи и внутри. | |
22(5) | Строим город. | Игра в архитекторов. Мастер Постройки помогает придумывать город. Приёмы работы в технике бумагопластики. Задание: постройка домика из бумаги путём складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей. Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей. | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. | |
23(6) | Всё имеет своё строение. | Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, как он построен. Задание: создание из простых геометрических форм изображений зверей в технике аппликации. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм изображения животных. | |
24(7) | Строим вещи. | Конструирование предметов быта. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей, а Мастер Украшения помогает их украсить. Задание: конструирование упаковок или сумок, украшение их. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. | Конструировать из бумаги различные бытовые предметы и украшать их. | |
25(8) | Город, в котором мы живём (обобщение темы). | Создание образа города (села). Прогулка по родному населённому пункту с целью наблюдения реальных построек: рассматривание улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник – архитектор, который придумывает, каким быть городу (селу). Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки после экскурсии. | |
26(9) | Создание образа города. | Задание: создание панно «Город, в котором мы живём». Материалы: цветная бумага, гуашь, готовые аппликации машин, домов, жителей. | Участвовать в создании коллективных панно – коллажей с изображением городских или сельских улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. | |
27(10) | Создание образа города. Обсуждение работы. | Обсуждение работы «Город, в котором мы живём». | Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. | |
28(1) | 4 четверть «Изображения, украшения, постройка всегда помогают друг другу» (6ч). Три брата мастера всегда трудятся вместе. | Изображение , украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения. Выставка работ учащихся. Игра в художников и зрителей. | Пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Анализировать, в чём заключалась работа каждого Мастера. | |
29(2) | Праздник весны. Праздник птиц. | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения разнообразных пространственных форм. | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Овладевать художественными приёмами работы с бумагой. | |
30(3) | Разноцветные жуки. | Сюжеты заданий (прилёт птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек). Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки. | Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых. | |
31(4) | Сказочная страна. | Создание коллективных панно и пространственных композиций. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке. Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей, гуашь, кисти, бумага. | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. | |
32(5) | Времена года. | Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов в единой композиции. Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры. | Участвовать в создании коллективного коллажа- панно. Овладевать приёмами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами, навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования. | |
33(6) | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трёх Мастеров. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки и просмотра картин художников. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....