Конспект урока Изо и ХТ по программе Б. Неменского, 3 класс, 1 четвертьТема: Твои игрушки. «Глиняная сказка».
методическая разработка (изобразительное искусство, 3 класс) по теме

Данный урок первый по теме «Твои игрушки» из раздела  «Искусство в твоём доме», 1 четверть по  программе Б. Неменского. Всего на эту тему отведено 4 урока.

   Свой урок я построила по технологии критического мышления, чтобы развивать навык творческого мышления, стимулировать к самостоятельному поиску информации, мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятель-ное знакомство с народными промыслами России. После этого урока на спец-курсе «Поиск» искали информацию об игрушках в электронной энциклопе-дии К и М, создавали маленькие презентации с найденным материалом. На последующих уроках по этой теме ребята лепили игрушку из пластилина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курмаш Елена Александровна учитель начальных классов МКОУ СОШ № 5


 г. Михайловск Ставропольский край


Конспект урока Изо и ХТ по программе Б. Неменского,

 3 класс, 1 четверть

«К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и
воспринимать всей душой их надо осваивать”

                                                                                             А.Б. Салтыков

Тема: Твои игрушки. «Глиняная сказка».

Цель:

Развитие навыков творческого мышления учащихся в процессе ознакомления с произведениями народных промыслов России.

Задачи урока:

-Познакомить учащихся с одним из произведений декоративно- прикладного искусства дымковской игрушкой.

-Познакомить учащихся с основными элементами росписи игрушки, ролью цвета в украшении.

-Выполнить эскиз дымковской игрушки.

-Расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий.

-Развивать навыки чтения и устной речи.

-Продолжить работу по формированию навыков “осмысленной” работы с получаемой информацией.

-Мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с народными промыслами России.

-Способствовать формированию культуры человеческих отношений в коллективе учащихся.

-Воспитывать в учащихся бережное отношение к памятникам истории и культуры, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Технология:

 развитие критического  мышления .

Приёмы:

    прогнозирование по названию, чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, оценочное  окно, синквейн, использование “тонких” и “толстых” вопросов.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

     Форма организации урока: практическая работа.

     Методы: наглядные, словесные, практические.

     Ключевые слова и понятия: дымковская игрушка, декор, орнамент, народный промысел, художественный образ.

Аннотация:

          Данный урок – первый по теме «Твои игрушки» из раздела  «Искусство в твоём доме», 1 четверть. Всего на эту тему отведено 4 урока.

Эффективность подобного урока определяется:

-достижением активной мыслительной деятельности каждого ученика в течение всего учебного времени;

-обеспечением эмоциональной сопричастности каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей;

-четкой мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке;

-обеспечением рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;

-наличием самостоятельной работы и творческих заданий на уроке.

              Структура урока.                  

1.Мобилизующий этап.

2. Актуализация (фаза вызова).

   -Синквейн.

-Чтение с осмыслением (бортовой журнал).

3. Формулирование темы и цели урока учащимися.

4. Познавательный (фаза осмысления).

          -Знакомство с игрушкой ( бортовой журнал).

      -Социализация.

     -Упражнения в росписи.

    - Проблемный вопрос: как сделать дымковскую игрушку?

     -Осмысление: могу воспользоваться знаниями и в какой степени.                                                                                                             

             Оценочное окно.

5. Практическая работа.

6. Рефлексия ( бортовой журнал).

                                   Ход урока.

1 этап . Мобилизующий этап. (2 слайд)

 (работа в малых группах)

(Приём по названию и ключевым словам)

-1. Прочитайте запись на слайде.

    « Глиняная сказка».

 Как вы думаете, о чём можно так сказать.

    (Для уточнения предлагаю набор ключевых слов: Россия, народ, сувенир, лепят, узор, мастер). Синквейн.

Глиняная сказка.

Яркая, нарядная, красивая.

Нравится, радует, не стареет.

Самая красивая и знаменитая игрушка.

……………………………………..

 (дети высказывают свои предположения)

 2 этап Актуализация. (Фаза вызова) 

                         1.Чтение с осмыслением (бортовой журнал)

         О чём может идти речь в тексте с таким названием. Читаем 1 обзац вслух, самостоятельно делаем записи в бортовом журнале.

Текст «Глиняная сказка».

  Дымковская игрушка из села Дымково Кировской области известна всему миру. Ныне село Дымково - это г. Вятка, где и по сей день можно отыскать этот чудес-ный авторский сувенир - дымковскую игрушку. Дымковская (вятская) игрушка - самая трудоемкая. Из всех известных народных стилей изготовления игрушки из глины Дымка - самая красивая и знаменитая. Здесь все до мелочей должно быть профессионально сделано: аккуратно вылеплены и скреплены детали игрушки, затем тщательно высушена и обожжена в печи при 600-700`C.

- На листах записан первый абзац, перед каждым лежит «бортовой журнал».

  1. Прочитать текст и ответить, верно ли было предположение. (на доске вносим изменения и дополнения).
  2. Прочитать ещё раз и дополнить свои записи в «бортовом журнале», что узнал.

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

- Какие слова- незнакомцы встретились?

2.       Прочитать 2 абзац, выполняя ту же работу.

        Мастерицы лепят игрушку и из красной глины. После обжига дымковская игрушка целиком обеливается, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. Красота дымковской игрушки в ее гладких обтекаемых формах, в ее пышном традиционном орнаменте, состоящем из кружков, точек и кисточек. К ярким цветам узора дымковской игрушки примешиваются полутона, и тогда орнамент получается глубоким, насыщенным. Для того, чтобы игрушка засияла, мастерицы украшают игрушки кусочками тонкого сусального золота.

- Назови слова- незнакомцы. 

(3 слайд) Коротко обобщение.

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (слайд 4)

Глиняная сказка.

Яркая, нарядная, красивая.

Нравится, радует, не стареет.

Самая красивая и знаменитая игрушка.

Дымковская игрушка.

Вернёмся к началу урока. Я правильно поняла: Глиняная сказка- это дымковская игрушка. Но почему её так назвали?

3 этап. Уточнение темы урока и формулирование целей урока.

-  Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока.

- Попробуйте сформулировать цели урока.

Цели:

Что я должен узнать?

-Узнать, как выглядит игрушка, как украшена, какие краски используются.

3 этап. Познавательный.(Фаза осмысления)

1. Рассматривание игрушек.

-Всё ли нам известно для того, чтобы выполнить игрушку?

-Видели ли вы когда- нибудь её?

- Вот сейчас я предлагаю  вам познакомиться с ней поближе.

  1. На что должны обратить внимание, чтобы выполнить цель урока.

-Узнать, как выглядит игрушка, как украшена, какие краски используются.

Все полученные знания коротко фиксируйте в «бортовой журнал». (Рассматривание изображений игрушек на слайдах 5-8 под народную музыку).

Заполнение бортового журнала. Чтение сообщений  

-Кого изображает мастер?

-Что делает игрушку красивой?

-Какие краски использует?

-Во что одевает героев?

 Элементы узора.(слайд 9)

-Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? ( Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи) Обратите внима-ние,  как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

-в ряд;

-в шахматном порядке;

-в клетке между линиями.

Обратите внимание на точки:

-между кольцами;

-на кольцах;

-по краю колец.

Цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

- Упражнения по росписи (на бумаге);

выработка навыков росписи;

составление композиции из различных элементов.        

   - Давайте проверим себя:  могу воспользоваться знаниями и в какой степени.                                                                                                             

«Оценочное окно»

        Сразу могу. Хорошо понятно. Совсем не понятно. Никогда не смогу.

4.этап Практическая работа.

. Выполнить эскиз дымковской игрушки. Роспись бумажного трафарета.

5. Рефлексия. Выставка работ.

- На сегодня работа закончена. На следующих уроках мы продолжим работу над игрушкой. Сейчас прошу поделиться своими впечатлениями, заполнив таблицу.

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал?

Слайд 11 – Узнайте дымковский узор.

“Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”.

Ресурсы: 

1.Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок» ,Преподавание в начальной школе, Преподавание МХК и ИЗО.

  1. Учебная программа курса «Технологии компетентностно- ориентированного образования:

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».

  1. Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического

мышления через чтение и письмо»

  1. Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»:

«Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!»,

«Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»

  1. Текст рассказа учителя составлен на основе энциклопедической статьи

«К и М».

         

Интернет фестиваль «Добрых рук мастерство» 2010



Предварительный просмотр:

Курмаш Елена Александровна учитель начальных классов


МКОУ СОШ №5г. Михайловск


Пояснительная записка

     Данный урок первый по теме «Твои игрушки» из раздела  «Искусство в твоём доме», 1 четверть по  программе Б. Неменского. Всего на эту тему отведено 4 урока.

   Свой урок я построила по технологии критического мышления, чтобы развивать навык творческого мышления, стимулировать к самостоятельному поиску информации, мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятель-ное знакомство с народными промыслами России. После этого урока на спец-курсе «Поиск» искали информацию об игрушках в электронной энциклопе-дии К и М, создавали маленькие презентации с найденным материалом. На последующих уроках по этой теме ребята лепили игрушку из пластилина.

    В презентации на слайдах5,6,7,8, смена картинок через 5 секунд автомати-чески, а смена этих слайдов по щелчку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курмаш Елена Александровна учитель начальных классов МОУ НОШ №25 г. Михайловск Фигурка. Яркая, нарядная. Лепят, расписывают, любуются. Самая красивая и знаменитая. ………………………………………… ..

Слайд 2

Дымковская игрушка о Слобода Дымково, что возле города Вятки(Киров)

Слайд 3

Яркая, нарядная. Лепят, расписывают. Самая красивая и знаменитая Дымковская игрушка

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Информационные источники: И. Баранова Раскраска матрёшки.- ООО: Хатбер- пресс, 2006- узор 1,4 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/56/118/56118385_e7fcea5c5ebft.jpg барыня http://dymkovo-toys.ru/gallery/page/2 барыня http://dymkovo-toys.ru/_gallery/dymkovo_toys_6.jpg барыня http://dymkovo-toys.ru/_gallery/dymkovo_toys_5.jpg http://dimkovo.ru/photo_3.htm всадник http://dymkovo-toys.ru/_gallery/dymkovo_toys_13.jpg -дама на коне, http://dymkovo-toys.ru/_gallery/dymkovo_toys_14.jpg клоун http://dymkovo-toys.ru/_gallery/dymkovo_toys_15.jpg индюк http://dymkovo-toys.ru/_gallery/dymkovo_toys_16.jpg индюк http://dymkovo-toys.ru/_gallery/dymkovo_toys_9.jpg -карусель http://dymkovo-toys.ru/_gallery/dymkovo_toys_8.jpg карусель http://stat8.blog.ru/lr/0a1efc13f7955c8df92636e51af64091 печь http://www.vpodvorye.ru/assets/images/muf_pech.jpg обжиг http://shtrih-33.ucoz.ru/vtburok/Screenshot-02.03.20098_01_07.jpg - образец узора http://dymkovo-toys.ru/_gallery/dymkovo_toys_20.jpg катание с горы http://bcam.spb.ru/nb/index.html -пейзаж http://dymkovo-toys.ru/gallery/page/6 -птицы http://dymkovo-toys.ru/gallery/page/5 -собачка, дамы и кавалер http://dymkovo-toys.ru/gallery/page/3 -чаепитие Электронная энциклопедия К и М, каргопольская игрушка -узор 2 http://www.kupina.net/dwnld.php?lng=ru&pg=85 –сказ о земле русской Электронная энциклопедия К и М, Киров- карта и пейзаж http://www.artrusse.ca/russian/Dymkovo_rus.htm - на телеге Образцы узоров взяты с изображений использованных в презентации игрушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Царица - водица" (окружающий мир, программа "Гармония" 2 класс

Подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности...

Конспект урока "Вверх, вниз, влево, вправо" ("Программа 2100", 1 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство с понятиями «вверх», «вниз», «вправо», «влево»;формирование умения ориентироваться на листе бумаге;отработка умения...