Конспект занятия «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»
план-конспект по изобразительному искусству (изо)
Познакомить детей с жостовской росписью. Учить рисовать варианты каймы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по декоративному рисованию | 345.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 124
Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»
Воспитатель: Олейник Э.Р
г.Калининград 2021г
Программное содержание: Познакомить детей с жостовской росписью, ее основным мотивом – букет на черном фоне. Учить детей рисовать варианты каймы тонкой кистью, прямые линии, завитки и т.п. Совершенствовать навыки работы кистью. Воспитывать любовь к народному декоративно – прикладному искусству.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок
Предварительная работа: рассматривание подносов.
Материал:
1. Гуашь разных цветов и оттенков.
2. Палитры, баночки с водой, салфетки.
3. Бумажные шаблоны.
4. Ватные палочки.
Ход занятия
Перед занятием выставка жостовских подносов.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы).
Воспитатель: Посмотрите, какие разнообразные подносы.
Словарная работа: Декоративная роспись, живописец, орнамент
Воспитатель загадывает детям загадку
О чем пойдет речь?
Загадка
На него мы все кладем
И в руках его несем
Я посуду в зал принес
Всю поставил на …(поднос)
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом.
Воспитатель:
-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?
Дети:
-Цветы. Букеты из цветов.
А какие цветы вы знаете?
Дети:
-Ромашки, одуванчики, розы…
А чем ребята знаменито Жостово?
А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, - таков «классический» вид жостовской. Иногда в композиции используются фрукты, ягоды, птицы.
Воспитатель загадывает загадки о цветах.
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
Цветик желто-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка... (мимоза)
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка... (роза)
Воспитатель:
-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
Мастера — жостовские художники — для своих подносов придумывают очень красивые названия: «Цветы осени», «Садовые цветы», «Венок», «Лето».
Воспитатель: рассмотрите эти узоры на подносе. Сначала поверхность подноса шлифуют и покрывают несколькими слоями черного лака. Затем художники приступают к росписи масляными красками. Сначала широкой кисточкой рисуют силуэты цветов. Затем тонкими кистями наносят тени, блики и прорисовывают все детали композиции. Борт подноса расписывают узором. В самом конце поднос натирают мелом, и на подносе появляется зеркальный блеск. Цветы выглядят объёмными, живыми, они блестят и излучают необыкновенный волшебный свет. В русской культуре поднос символизируется богатство, достаток в доме.
Физминутка «Алые цветы»
Наши алые цветки
распускают лепестки.
Ветерок чуть ДЫШИТ,
лепестки колышет.
Наши алые цветки
закрывают лепестки,
Головой качают,
ТИХО засыпают...
Показ последовательности росписи узора.
С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.
Я вас приглашаю на свои рабочие места
-Ребята, по краям подносов нарисована кайма. На маленьких подносах тонкая золотая линия. На больших подносах рисунок каймы бывает очень сложным.
— На что похожа кайма? (Капельки, дужки, завитки, волнистые линии и т.п.)
- Как можно изобразить эти элементы?
Веселой змейкой вьется Тонкая кайма.
Капельками, дужками Украшена она.
Воспитатель: предлагаю нарисовать кайму на полоске бумаги, показывает рисование сложных узоров для каймы, называет их: капельки, облачко и т.д.
Воспитатель помогает конкретными советами, вопросами, пояснениями, напоминает, если потребуется, об аккуратности, о технических приемах рисования.
Предложить детям на каждой полоске нарисовать кайму: прямая линия, завитки в одном направлении, завитки в разных направлениях (рисуют около 10 минут).
Показать движение завитка в воздухе, попробовать на листе для упражнений. Показ воспитателя одного из вариантов — маркеромна доске.
Заключительная часть.
Организуется выставка работ детей.
Педагог с детьми рассматривает все узоры.
- Ребята, понравилась ли вам эта роспись?
- Что бы вы в ней изменили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования (техника «набрызг»). Тема: «Зимний пейзаж».
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Задачи:- образовательные:• Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».&bull...
Конспект занятия по ИЗО-техника правополушарного рисования.Рисуем морской пейзаж гуашью.
Конспект занятия по ИЗО-техника правополушарного рисования.Рисуем морской пейзаж гуашью....
Конспект занятия по обучению нетрадиционным техникам рисования «Монотипия»
Конспект занятия по обучению нетрадиционным техникам рисованияМОНОТИПИЯГлавная идея урока:Познакомить детей не со средствами изобразительности, а со средствами выразительности. Научить видеть ж...
Конспект занятия в 1 младшей группе Рисование «Украсим узором платье» Задачи:
Конспект занятия в 1 младшей группеРисование «Украсим узором платье»Задачи:1. Закреплять умение рисовать кистью, правильно держать кисть тремя пальцами, набирать краску, убирать лишнюю о к...
Конспект занятия на тему «Нетрадиционная техника рисования на кленовых листьях»
Конспект может быть использован на уроках рисования в общеобразовательных школах, как мастер- класс для педагогов и родителей, также для проведения дистанционных занятий с детьми...
Конспект занятия по лепке Пейзаж «Деревня». Рисование пластилином
Краткая характеристика детского коллектива: 9-10 лет, 2 год обучения в школе. Смешанный класс.Место занятия в программе: сентябрь, осень.Продолжительность занятия: 40 минут.Тема занятия: Пейзаж ...