Конспект занятия «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

олейник эльвира робертовна

Познакомить детей с жостовской росписью. Учить  рисовать варианты каймы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 124

Конспект НОД по декоративному рисованию в  старшей группе «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»

https://b-pdi.tuva.socinfo.ru/media/2019/04/22/1259261715/zhostovskij_podnos.jpg

                                                                 Воспитатель: Олейник Э.Р

г.Калининград 2021г

Программное содержание: Познакомить детей с жостовской росписью, ее основным мотивом – букет на черном фоне. Учить детей рисовать варианты каймы тонкой кистью, прямые линии, завитки и т.п. Совершенствовать навыки работы кистью. Воспитывать любовь к народному декоративно – прикладному искусству.

https://konspekta.net/studopedianet/baza12/16008836871.files/image146.jpg

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.

Задачи:

- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;

- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;

- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок

Предварительная работа: рассматривание подносов.

Материал:

1. Гуашь разных цветов и оттенков.

2. Палитры, баночки с водой, салфетки.

3. Бумажные шаблоны.

4. Ватные палочки.

Ход занятия

Перед занятием  выставка жостовских подносов.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы).

Воспитатель: Посмотрите, какие разнообразные подносы.

Словарная работа: Декоративная роспись, живописец, орнамент

Воспитатель загадывает детям загадку

О чем пойдет речь?

 Загадка

 На него мы все кладем

И в руках его несем

Я посуду в зал принес

Всю поставил на …(поднос)

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом.

Воспитатель:

-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?

Дети:

-Цветы. Букеты из цветов.

А какие цветы вы знаете?

Дети:

-Ромашки, одуванчики, розы…

А чем ребята знаменито  Жостово?

А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, - таков «классический» вид жостовской. Иногда в композиции используются фрукты, ягоды, птицы.

Воспитатель загадывает загадки о цветах.

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

  Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Над лугом парашютики

Качаются на прутике. (Одуванчики)

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)

Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка... (мимоза)

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (роза)

Воспитатель:

-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.

Мастера — жостовские художники — для своих подносов придумывают очень красивые названия: «Цветы осени», «Садовые цветы», «Венок», «Лето».

Воспитатель: рассмотрите эти узоры на подносе. Сначала поверхность подноса шлифуют и покрывают несколькими слоями черного лака. Затем художники приступают к росписи масляными красками. Сначала широкой кисточкой рисуют силуэты цветов. Затем тонкими кистями наносят тени, блики и прорисовывают все детали композиции. Борт подноса расписывают узором. В самом конце поднос натирают мелом, и на подносе появляется зеркальный блеск. Цветы выглядят объёмными, живыми, они блестят и излучают необыкновенный волшебный свет. В русской культуре   поднос символизируется  богатство, достаток в доме.

Физминутка «Алые цветы»

Наши алые цветки

распускают лепестки.

 Ветерок чуть ДЫШИТ,

лепестки колышет.

Наши алые цветки

закрывают лепестки,

Головой качают,

ТИХО засыпают...
Показ последовательности росписи узора.

С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.

Я вас приглашаю на свои рабочие места

-Ребята, по краям подносов нарисована кайма. На маленьких подносах тонкая золотая линия. На больших подносах рисунок каймы бывает очень сложным.

— На что похожа кайма? (Капельки, дужки, завитки, волнистые линии и т.п.)

- Как можно изобразить эти элементы?

Веселой змейкой вьется Тонкая кайма.

Капельками, дужками Украшена она.

Воспитатель: предлагаю нарисовать кайму на полоске бумаги, показывает рисование сложных узоров для каймы, называет их: капельки, облачко и т.д.
  http://cdn01.ru/files/users/images/69/39/6939d13fe20a5b75e3e83b23dd14adc5.jpg http://pioner48.ru/image/cache/catalog/pioner48/school/shopedu/osnovy_dekorativno_prikladnogo_iskusstva_(komplekt_10_tablits)_7-1200x800.jpg

Воспитатель помогает конкретными советами, вопросами, пояснениями, напоминает, если потребуется, об аккуратности, о технических приемах рисования.

   Предложить детям на каждой полоске нарисовать кайму: прямая линия, завитки в одном направлении, завитки в разных направлениях (рисуют около 10 минут).

   Показать движение завитка в воздухе, попробовать на листе для упражнений. Показ воспитателя одного из вариантов — маркеромна доске.

Заключительная часть.

Организуется выставка работ детей.

Педагог с детьми рассматривает все узоры.

- Ребята, понравилась ли вам эта роспись?

- Что бы вы в ней изменили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования (техника «набрызг»). Тема: «Зимний пейзаж».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Задачи:- образовательные:• Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».&bull...

Конспект занятия по ИЗО-техника правополушарного рисования.Рисуем морской пейзаж гуашью.

Конспект занятия по ИЗО-техника правополушарного рисования.Рисуем морской пейзаж гуашью....

Конспект занятия по обучению нетрадиционным техникам рисования «Монотипия»

Конспект занятия по обучению нетрадиционным техникам рисованияМОНОТИПИЯГлавная идея урока:Познакомить детей   не со средствами изобразительности, а со средствами выразительности. Научить видеть ж...

Конспект занятия в 1 младшей группе Рисование «Украсим узором платье» Задачи:

Конспект занятия в 1 младшей группеРисование «Украсим узором платье»Задачи:1. Закреплять умение рисовать кистью, правильно держать кисть тремя пальцами, набирать краску, убирать лишнюю о к...

Конспект занятия на тему «Нетрадиционная техника рисования на кленовых листьях»

Конспект может быть использован на уроках рисования в общеобразовательных школах, как мастер- класс для педагогов и родителей, также для проведения дистанционных занятий с детьми...

Конспект занятия по лепке Пейзаж «Деревня». Рисование пластилином

Краткая характеристика детского коллектива: 9-10 лет, 2 год обучения в школе. Смешанный класс.Место занятия в программе:  сентябрь, осень.Продолжительность занятия: 40 минут.Тема занятия: Пейзаж ...