Гжель. Знакомство с элементами росписи.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Урок по изобразительному искусству 2 класс по теме "Гжель. Знакомство с элементами росписи."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Буинска РТ»
Конспект урока по ИЗО
Гжель. Знакомство с элементами росписи.
Учитель начальных классов
Петухова Татьяна Борисовна
Тема «Гжель. Знакомство с элементами росписи»
Цели урока:
- научить выполнять некоторые элементы росписи.
- развивать умение выделять Гжель среди других народных ремёсел.
- Прививать эстетический вкус, любовь к русскому народному творчеству через изделия Гжели, через музыкальное произведение о Гжели.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
1.Комплекс « Компьютер + проектор».
2. Шаблоны посуды.
3. Ватманы с изображением посуды, элементы гжельской росписи, клей.
4. Кисти, краски, баночки с водой, альбомный лист.
5. Выставка изделий народных ремёсел.
Ход урока
- Орг.момент.
Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. Давайте мы все повернемся и поприветствуем присутствующих гостей. Проверим все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами-красками, верным стражем-платочком, который утешает принцессу, если она сильно вымокнет в воде.
И в 10 лет, и в 7, и в 5,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё - что его интересует.
Всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье, и на Земле!
Вы со мной согласны?
Тогда начинаем наш урок.
II. Введение в тему.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет!
На прошлых занятиях мы с вами, ребята, познакомились с некоторыми видами народного промысла. С какими именно, вы вспомните, выполнив мое задание: перед вами, ребята, лежат части нескольких пазлов, но они все перемешаны. Попробуйте, пожалуйста, собрать их.
Какими же видами народного творчества мы с вами познакомились, ребята? Конечно, это и дымка, и жостово, и городец, и филимоново, и хохлома. А что это за новые узоры появились у нас? Что это за роспись?
А расскажет нам об этом Тоня (стихотворение).
Я хочу вам поведать одну легенду…
Жили- были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше? Поскакала Дымка и нашла себе узоры. Какие? (точки, мазки, круги и полоски). Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной- красной от зари. А Гжелька долго искала: бегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине - белые чудеса.
Вы обратили внимание на выставку? А что вы здесь увидели? Посуду, а какую?
А о каком ремесле пойдёт речь мы свами уже давно догадались.
III. Работа над новой темой.
1 сл. Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька.
Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе
Ее названье Гжель.
Пришло это название из седой старины от слова «жечь,обжигать». Не потерялось народное искусство во глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее. В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т.е. до обжига.
2 сл. А это перед нами мастерская.
Ребята, как вы думаете, что такое мастерская?
(ответы детей, вывешивается табличка со словом: мастерская)
Здесь мы видим, как художники расписывают изделия из фарфора. Все изделия отличаются друг от друга не только по форме, но и по росписи. Каждый художник придумывает свой узор, свою форму. Сколько художников столько и разных форм и узоров.
Всякую вещь сделанную в гжели интересно рассматривать любоваться ею.
3 сл. Одни чашки – стройные, высокие; другие похожи на маленький бочонок; а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
4 сл.- 5сл. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши. А этот совсем необычный. Его словно составили из двух чайников.
6 сл. Что вы видите на этом слайде?
Это - маслёнка рыба-кит. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза точно розы.
7сл. Кого вы видите на этом слайде?
Это девушка – трактористка. Положила руку на руль, подбоченилась. Гордится трактористка своей работой.
8сл. А это кто перед нами?
Занятно сделаны петух с пышным хвостом, задира-кошка выгнула спину, гордый конь. А этот лев совсем не страшен, ведь грива его похожа на розу.
9 сл. Как бы вы назвали эту скульптурку?
Чем заняты барыни? Расскажите, что вы видите?
10 сл. Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а на другой важно разгуливает сказочная птица.
11сл. Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они сверху донизу цветами. На самую макушку забрался петушок.
Ребята, кто может определить, сколько времени показывают часы?
Так и хочется сказать: «Пора вставать пора собираться в школу!»
А такой замечательный подсвечник украсит любую гостиную.
IV. Построение композиции, проведение игры.
12сл. Сейчас мы с вами будем учиться правильно составлять композицию, наносить узор на изделие. Я буду вашим мастером. Ребята, кто скажет кто такой мастер? А вы будите моими подмастерьями. Как вы думаете, кто такие подмастерья?
(рассказ о правильном составлении композиции)
Вы любите играть? Сейчас мы с вами поиграем.
(Перед вами находятся незавершенные композиции гжельской росписи. Вы должны будете завершить их подобрав подходящие части. Работаете в парах.)
По завершении игры обсуждение получившихся изделий.
V. Работа над техникой выполнения узора
А сейчас мы с вами тоже почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У вас на столах есть чашки бумажные, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А сейчас мы с вами будем учиться выполнять некоторые элементы гжельской росписи.
Для этого давайте приготовим свои рабочие места.
Дальше идёт показ учителем и выполнение детьми узора.
V. Знакомство с выставкой.
Ребята, обратите внимание на нашу выставку. Здесь представлены различные работы ремесла гжель. А выставка наших работ, я считаю, получилась не хуже.
VII. Оценивание работ.
Работы наши высохли. Возьмём работы в руки и покажем друг другу.
Понравились вам ваши работы? Мне тоже очень понравились.
VIII. Домашнее задание.
У вас у каждого на столе лежат шаблоны кружек. Дома вы самостоятельно распишите эти кружки используя элементы которые мы научились выполнять сегодня, а может придумаете и свои. Только помните о том, что в гжели мы используем какую краску? Правильно, молодцы.
IX . Подведение итогов.
Ребята вы довольны своей работой на уроке? Вы молодцы?
Давайте поприветствуем друг друга, как настоящие мастера. У художников есть такое приветствие, они кистью стучат о мольберт. А мы с вами постучим кистью о стол.
Рефлексия.
Учитель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия. Тема: Знакомство с пермогорской росписью.
План-конспект занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».Тема: Знакомство с пермогорской росписью.Цель. Познакомиться с пермогорской росписью и научиться со...
Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Гармония" по теме: Знакомство с элементами букв: овал.
Материалы к уроку обучения грамоте по прописи № 1 Бетеньковой Н.М....
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи».
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи»....
Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи"
Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи" 2 Класс...
Урок "Знакомство с городецкой росписью. Птицы."
Обучающимся наглядно представлен материал по теме "Городецкая роспись", правила изображения птиц в этой технике....
Урок технологии " Знакомство с Городецкой росписью"
Познакомились с элементами и особенностью городецкой росписи. Дети при помощи шаблонов "расписали" свои досточки....
Конспект занятия «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»
Познакомить детей с жостовской росписью. Учить рисовать варианты каймы....