«КАЛЕВАЛА» в собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелии.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Степаненко Валентина Ивановна

Задачи:

- познакомить учащихся с работами карельских художников по карело-финскому эпосу «Калевала»;

- ввести понятие «музей»;

- продолжить знакомство с видами музеев;

- воспитывать интерес к творчеству карельских художников;

- прививать любовь к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok_na_konkurs_KIZhI.rar2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа »

«КАЛЕВАЛА»

в собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелии.

Автор Степаненко Валентина Ивановна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная  категория.

Адрес: г. Лахденпохья, ул. Заходского, 3 – 22.

Телефон раб. – (8-814-50) 2-25-70,

                                                           дом. –(8 -814-50) 2-37-10,

                                                           моб. - +7 921 810 80 10,

                                                           e-mail – stepanenko52@inbox.ru

Республиканский конкурс 3 Фестиваля музейно - образовательных  занятий и программ

«НАСЛЕДИЕ - ДЕТЯМ».

Тематика: «КАЛЕВАЛА» - уникальный памятник мировой культуры.

Тема: «КАЛЕВАЛА» в собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелии.

Задачи:

- познакомить учащихся с работами карельских художников по карело-финскому эпосу «Калевала»;

- ввести понятие «музей»;

- продолжить знакомство с видами музеев;

- воспитывать интерес к творчеству карельских художников;

- прививать любовь к искусству.

Рекомендуемый возраст: 7 – 12 лет.

Место проведения: класс.

Опорные понятия: музей, галерея, экспозиция

Вещный ряд: Музейные издания: "Калевала" (набор открыток).

Методический репертуар занятий: ИКТ.

Научно – методические пособия: Презентация  «КАЛЕВАЛА» - в собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелии».

Сценарий занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

     -Ребята, сегодня мы с вами побываем в музее. А для начала давайте выясним, знаете ли вы, что такое музей? (ответы детей)

    Музей – научно-исследовательское или научно-просветительное учреждение, которое комплектует, хранит, изучает памятники истории, культуры, искусства и представляет их для просмотра людям.

    Произошло это слово от греческого слова museion – храм  муз.

Храм – от старославянского слова хоромы (просторный с большим количеством комнат богатый дом) (Из этимологического словаря для школьников.)

Музы – это богини искусства и науки. (Из толкового словаря.)

     В музее можно увидеть много интересного. Музей – это не просто выставка, это познавательный объект, где можно получить какие-нибудь знания, а потом применить это на уроках.

3. Ход занятия.

- Ребята, кто из вас когда-либо бывал в музее? В каких музеях вы бывали? Что вам запомнилось? (ответы детей)

- А кто знает, какие вообще бывают музеи? (ответы детей)

- Оказывается, существует много разных типов музеев (это зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее).

  1. Исторические (предметы быта какой-то эпохи, различные документы)
  2. Технические (технические модели, макеты различных видов транспорта)
  3. Естественнонаучные (чучела зверей и птиц, засушенные растения)
  4. Литературные (могут быть посвящены одному писателю, в них хранятся вещи, которыми пользовался писатель, его черновики, фотографии)
  5. Краеведческие (посвящены истории края)
  6. Художественные (картины, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства)

Кроме традиционных музеев есть ещё странные и смешные музеи.

Такие как:

1. Музей картофеля. (Германия)

2. Музей булочек.  (Финляндия)

    3. Музей карет.  (Португалия, Франция)

4. Музей почтовых открыток. (Венгрия)

5. Музей термометров.  (Америка)

6. Музей кукол. (Германия)

7. Музей плюшевых мишек. (Британия)

8. Музей утюгов. (Россия)

9. Музей вееров. (Англия)

10. Музей кошек.  (Голландия, Швейцария)

11. Музей старинных швейных машин. (Америка)

12. Музей старинных часов. (Россия)

13. Музей Детства. (Англия)

14. Музей обуви. (Канада)

15. Музей бананов. (Америка) и другие.

3. Работа над темой.

     В прошлый раз мы с вами побывали в историческом музее, где познакомились со старинными предметами быта. А сегодня я  приглашаю вас побывать в Музее изобразительных искусств, который находится в городе Петрозаводске – столицы нашей Республики  Карелии. Основатель: Первый директор музея - Мария Васильевна Попова (1927 - 2000 гг.)

    Основу музейного собрания составили произведения, переданные из Карельского государственного краеведческого музея (древнерусская живопись, русское искусство XVIII - XIX вв, произведения художников Карелии, народное искусство Карелии и западноевропейское искусство). Помощь в дальнейшем пополнении коллекций оказали Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и Государственный Эрмитаж. В результате научных экспедиций была собрана уникальная коллекция древнерусской живописи и народного искусства Карелии. Целенаправленно комплектуется фонд современного отечественного искусства, в том числе редкая по полноте коллекция произведений карельских художников.      

      Наибольший интерес у посетителей вызывают:

1. Экспозиция иконописи, народного искусства;

2. Собрание работ М. Цыбасова, ученика П. Филонова;

3. Экспозиция произведений по мотивам эпоса "Калевала".

- Может,  кто догадался, почему мы выбрали это музей? Следующие вопросы помогут вам ответить на мой вопрос.

- Вспомните, что мы с вами проходили на уроках чтения (карело-финский эпос «Калевала»)?

- Куда мы ходили с вами на экскурсию (в художественную школу на выставку)?

- На какую тему мы с вами рисовали на прошлом уроке (на тему «Калевала»)?

       Эпос «Калевала» - всемирно известный литературный памятник. В 1849 году вышло полное издание эпоса, состоявшее из 50 рун, получивших мировое признание. Автор книги – финский поэт, врач, учёный Элиас Лённрот.

        Музей изобразительных искусств Республики Карелии обладает уникальной коллекцией станковой и книжной графики, посвящённой «Калевеле». Она начала комплектоваться уже с первых лет существования музея, с 60-х годов 20 века, и насчитывает более 600 экспонатов. В её состав входят произведения известных петербургских, московских, карельских и зарубежных авторов: Алисы Порет, Михаила Цыбасова, Николая Кочергина, Валентина Курдова, Мюда Мечева, Юрия Люкшина, Георгия Стронца, Осмо Бородкина, Тамары Юфа, Гирта Вилкса и других.

         Г. А. Стронц, М. М. Мечев, Т. Г. Юфа посвятили иллюстрированию «Калевалы» многие годы вдохновенного труда. Георгий Стронц и Мюд Мечев начали работу над иллюстрированием к эпосу уже в начале 1950-х годов. С тех пор в Петрозаводске в разные годы выходили в свет издания «Калевалы», оформленные этими художниками.

1 зал.

     Более 50 лет творчески связан с "Калевалой" Народный художник Республики Карелия Георгий Адамович Стронк (род. в 1910) -  автор иллюстраций к книгам "Kalevala" (Петрозаводск, 1956) и "Калевала" (Петрозаводск, 1985).

      Георгий Стронц создал галерею портретов главных персонажей эпоса. Его герои активно борются и созидают материальные блага. Ведь в «Калевале» всё появляется впервые: и небесный свод, и земная твердь. Богатыри эпоса куют мельницу счастья Сампо, строят лодку и создают первый музыкальный инструмент – кантеле.

Слайды 3, 4, 5, 6, 7.

2 зал.

     Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии им. И.Е.Репина Мюд Мариевич Мечев (род, в 1928) впервые встретился с "Калевалой", когда ему было 20 лет, продолжает работать над ней и в настоящее время. М.Мечев оформил книгу "Калевала", изданную в Петрозаводске на русском языке 1956 году.      

     В коллекции Музея изобразительных искусств РК представлены акварели М.Мечева к этой книге и его гравюры к "Калевале", изданной на финском языке в Петрозаводске двадцатью годами позже.

     В лиричных, мастерски написанных акварелях Мюда Мечева персонажи органично вписаны в пейзаж, которому художник уделяет особое внимание. Природа – одно из главных действующих лиц книги. Мечев выявляет эмоциональное состояние природы и человека, подчёркивая их единство и духовную силу.

Слайды 8, 9, 10, 11.

3 зал.

     Эпос "Калевала" - главная тема в творчестве Заслуженного деятеля искусств РСФСР Тамары Григорьевны Юфа (род. в 1937). "Калевала" дала возможность наиболее ярко проявиться ее индивидуальности. Кроме иллюстраций к книгам "Калевала", Тамара Юфа в 60-90-е годы выполнила большой цикл станковых графических композиций по мотивам эпоса, отдавая предпочтение лирическим рунам и женским образам "Калевалы".

      Тамара Юфа – художница тонкого, лирического дарования. Её первые калевальские листы появились в 1962 году. Декоративные, сотканные из причудливых линий и изящных орнаментов, изысканные по цвету листы художницы – это проникновенные повествования о женской судьбе. Любимая героиня художницы – юная Айно, которой предназначено стать женой старого Вяйнямёйнена, печальна и прекрасна. Она – дитя природы. В этой трактовке образов Юфа следует идее эпоса – человек и природа неразрывно связаны друг с другом.

Слайды 12, 13, 14, 15, 16,17.

Заключение.

"Калевальская" коллекция наиболее востребованная и подвижная часть фондов Музея изобразительных искусств Республики Карелия, она ежегодно показывается на выставках и будет пополняться новыми экспонатами, ибо эпос "Калевала" - неиссякаемый источник и стимул для творчества художников.

Формирование нравственной личности через изучение карело-финского эпоса «КАЛЕВАЛА»

К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать -
воспитывать любовь к родным местам,
воспитывать духовную оседлость.
Д. С. Лихачев

     Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стала носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

     Мною разработан элективный курс по изучению карело-финского эпоса «КАЛЕВАЛА». Программа была рассмотрена и утверждена на заседании методического совета школы 26.04.2007 года. С этой программой я выступала на районной конференции по чтению 5 апреля 2008 года. В апреле месяце моя программа была предложена на МО учителей начальных классов района, где она была одобрена  и предложена на рассмотрение методического совета района. Методический совет района рассмотрел и утвердил её в июне 2008 года. Этой программой пользуются учителя нашей школы и всего района.

   Программа «КАЛЕВАЛА» была апробирована  в 2007/2008 учебном году на 4 классе и дала положительный результат. Учащиеся познакомились с мифологической историей древних карел и финнов,  с  храбрым и славным народом страны Калевала. Узнали, что не легкой была его борьба за счастье и свободу, но силой, храбростью, мудростью и ловкостью своей победил он злые, темные силы сумрачной Сариолы, туманной Похъёлы.   «Калевала» вся пронизана любовью к народу, к миру, к родной земле.

    Учащиеся научились видеть заключённую в эпосе народную мудрость, которая заключена в следующих выражениях «Чужой хлеб горек», «Нет радости тому, кто покинул родину», «Не хочу я умирать от злых вражьих рук», «Не должен герой склоняться перед золотом, не должен льститься на серебро», « Не герой тот, кто с полпути возвращается». Познакомились с неустаревшими заветами предков, некоторыми традициями и обычаями карельского народа, который имеет богатую многовековую культуру.

   Мои учащиеся научились различать добро и зло, научились сопереживать, сочувствовать. Ожидаемый результат оправдался. У них появился интерес к истории своей малой родины, гордость и уважение к её народу, что  способствует формированию нравственной личности гражданина и патриота своей Малой Родины.

Программа элективного курса по изучению карело-финского эпоса «КАЛЕВАЛА»

Автор Степаненко Валентина Ивановна, учитель начальных классов высшей категории  МОУ «Лахденпохская СОШ »

Пояснительная записка.

      Предметом изучения моей программы является карело-финский эпос «Калевала». Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с историей и культурой своей малой родины. Без изучения своего прошлого нельзя решить проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины.

    Данный курс рассчитан на 22 часа (1 час в неделю в течение 1 или 2 полугодия) и адресован учащимся 4 класса общеобразовательной школы.

   Форма обучения безотметочная.

    Цель курса:

1. Вызвать  интерес младших школьников к истории и культуре своей малой родины и её народу.

2. Способствовать формированию нравственной позиции учащихся.

    Задачи:

 1. Познакомить с карело-финским эпосом «Калевала», с его создателем  Э. Лённротом,  рунопевцами Карелии, героями эпоса.

2. Воспитывать любовь и уважение к культуре народов, населяющих республику Карелия.

3. Обогащать нравственный  опыт младших школьников,

4. Развивать познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении карело-финского эпоса.

    Кроме того, данный курс помогает

- воспитывать интерес к чтению и книге;

- учит учащихся размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные;

- обеспечивает развитие устной и письменной речи учащихся.

   

       Возможно использование самых разнообразных видов работы: беседа по прочитанному, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, чтение по ролям, работа со справочным материалом, составление характеристики героев, сочинение, изложение, сообщения учащихся, составление вопросов по содержанию прочитанного, кроссворды, рисунки, работа с иллюстрацией, просмотр Презентаций.

       Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; формирование нравственной личности гражданина и патриота России

Детский музейный центр музея-заповедника «Кижи»

От Степаненко Валентины Ивановны,

учителя начальных классов высшей категории

МОУ «Лахденпохская средняя

общеобразовательная школа»

Адрес: г. Лахденпохья, ул. Заходского, 3 – 22.

Телефон раб. – (8-814-50) 2-25-70,

                                                           дом. –(8 -814-50) 2-37-10,

                                                           моб. - +7 921 810 80 10,

                                                           e-mail - stepanenko52@inbox.ru

Заявка

На участие в 3 Республиканском конкурсе музейно-образовательных занятий и программ «Наследие – детям» по тематике «КАЛЕВАЛА» - уникальный памятник мировой культуры», тема занятия «КАЛЕВАЛА» в собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелии».

Дата                                                                        Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотопутешествие по залам Мордовского музея изобразительных искусств им. Эрьзи

Многие жители и гости столицы Мордовии смогли увидеть масштабные изменения в музее. Обратили на себя внимание мультимедийные информационные панели, возможность использования QR-кодов, увеличенная площ...

урок изобразительного искусства "народные промыслы России" с использованием экспонатов этнографического музея

Интерактивный урок изобразительного искусства в школьном этнографическом музее с использованием музейных экспонатов. Вводный урок из раздела «Мир народного искусства», УМК «Планета Знаний», 2 класс. У...

Предмет: окружающий мир, краеведение, технология, изобразительное искусство УМК: «Школа России» Тип урока: урок – монопроект Тема «Разработка макета ландшафтного дизайна в деревенском стиле около музея - избы «Матренин двор»»

Окружающий мир, краеведение, технология, изобразительное искусство. 3 класс Тема урока – монопроекта «Разработка макета ландшафтного дизайна в деревенском стиле около музея - избы «Матренин двор»»...

Презентация "Республика Карелия" к урокам окружающего мира, 4 класс, по программе "Перспектива"

Презентация может быть использована по темам: "Российский союз равных" и "Мы-дети родной земли" как дополнительный материал на уроках окружающего мира в 4 классе и во внеурочной де...

Конспект урока изобразительного искусства «Красота Российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: «Красота Российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о русских ...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "В музеях хранятся натюрморты" 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока:  формирование представлений у обучающихся  с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, познакомить с...

Изобразительное искусство 3 класс тема: Музей в жизни города: виртуальное путешествие. Картина – особый мир: восприятие картин различных жанров в музеях

На уроке формируется  способность к художественному познанию мира; развитию наблюдательности; расширению кругозора; оцениванию результата художественно-творческой деятельности....