Программа внеурочной деятельности " Я гражданин России""
рабочая программа по истории (4 класс)

Шевченко Ирина Егоровна

Внеурочная деятельность 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО» 

Заместитель директора МКОУ по УВР

________/ФИО/

«РАССМОТРЕНО»

На заседании  ШМО учителей       __________________

Протокол

от «__» ____20__г.№_

Руководитель_____/ФИО/

«ПРИНЯТО»

На заседании педагогического совета МКОУ. Протокол

от «__» ____

20__г. №___

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом

от «__»_____20__г.

№___

Директор МКОУ

    ________/ФИО/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Я гражданин России»

для обучающихся  3-4 классов

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Краснобогатырский центр образования»

на 2020-2022 гг.

                                                        Составила: Шевченко И.Е.,

                                                        учитель начальных классов

                                                        МКОУ «Краснобогатырский ЦО»

                                                        2020 – 2022

                                         

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для учащихся 3-4 классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я - гражданин России».

Воспитательный компонент ФГОС НОО  ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».

Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. «Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».

В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.

Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

  •  содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
  •  оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
  •  обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Содержание учебных пособий «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального о прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей, творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей . В работе сочетаются проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 класс Я - моя страна - мой мир

(68 часов)

Раздел I. Я живу в России (14 часов)

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.

Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.

Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.

Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.

Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (16 часов)

Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.

Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.

Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (12 часов)

Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.

Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.

Раздел IV. Россия и мир (20 часов)

Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света» (искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).

Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

Заключение. Россия - моя Родина (2 часа)

4 класс

Мое настоящее и далекое прошлое

(68 часов)

Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (2 часа)

Раздел I. Древняя Русь (12 часов)

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.

Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах).

Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-та- тар.

Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.

Раздел II. Московское государство (12 часов)

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.

Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.

Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне.

Раздел III. Российская империя (10 часов)

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.

Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.

Раздел IV. Россия в XIX веке (10 часов)

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы.

Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.

Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.

Раздел V. XX-XXI века. История и современность (16 часов)

Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР.

Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.

Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России.

Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).

Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.

Заключение (2 часа)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Обучающийся научится:

  •  понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
  •  ориентироваться в историческом времени;
  •  определять на карте границы и крупные города России;
  •  рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  •  различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  •  уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
  •  уважительно относиться к защитникам Родины;
  • читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
  •  различать художественную и научно-популярную литературу;
  •  анализировать ответы товарищей;

 осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащийся получит возможность научиться:

  •  понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
  •  приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  •  различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
  •  анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  •  на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  •  уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебные и методические пособия:

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».

Планирование занятий в 3 классе.

темы

п/п

Кол-во

часов

Тема/раздел курса

Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

1

2

От Москвы и до окраин

Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села)

2

2

Москва - столица России

Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома путешественника). Красная площадь - сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи

3

4

Россия - многонациональное

государство. Народы России

Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы).

Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России

4

2

Общее и особенное народов России.

О расах, языках и религиях

Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов.

Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?»

5

2

Праздники России

Традиции нашего класса

6

2

Гражданин России

Символика страны и родного края

7

2

Самое необычное на Земле

Достижения человека. Каждый человек - личность?

8

2

Как настоящее связано с прошлым

Беседа «Уроки прошлого»

9

4

Наука

о происхождении и становлении человека

Познавательная игра «Машина времени».

Фантастический рассказ «Как появился человек?»

10

4

Религиозномифологические представления о мире и человеке

Легенды славян. Былинный пир.

Мифы Древней Греции

11

4

Библейские представления о происхождении мира и человека

Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии)

12

2

Как воскресить прошлое. Археология

Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии

13

2

Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика

Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)

14

4

Имена и фамилии

Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман»

15

2

Письменность

Первые буквари на Руси.

От берестяных грамот до печатных книг

16

2

Время и пространство в истории

Работа с лентой времени. Экскурсия в музей

17

2

Мы все разные

Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?

18

2

Чудеса света

Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире

19

6

Сохранить прекрасное, вечное

География моей семьи.

Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий)

20

4

Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир

Памятные места Великой Отечественной войны.

Интервью «Рассказ ветерана». Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. День памяти «Во имя жизни на Земле»

21

4

Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа

Природа родного края. Экологический маршрут

22

4

Международное

сотрудничество

Что угрожает Земле? Сохранить Землю

23

2

Россия - моя Родина

История родного края.

История моей улицы.

Фестиваль искусств «Моя Россия»

Планирование занятий в 4 классе.

темы

п/п

Кол-во

часов

Тема/раздел курса

Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

1

1

Введение.

Круг мнений по теме «Прошлое должно служить современности!» (Д. Лихачев).

2

1

От прошлого к будущему.

Зачем мне история?

Интеллектуальная игра «Что я знаю»

3

1

Восточные славяне и их соседи.

Видеофрагменты документальных и художественных фильмов (подготовка и показ).

4

1

Образование Древнерусского государства

Лента времени

5

1

Крещение Руси. Киевская Русь.

«Крылатые» слова

6

1

Владимир Мономах, Ярослав Мудрый

7

1

Основание Москвы. Юрий Долгорукий.

Встреча с древней Москвой

8

1

Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах)

Выставка репродукций картин

9

1

Борьба против монголо-татар

Лента времени.

10

1

Монголо-татарское нашествие.

Дополнительное чтение

11

1

Новгородская Русь и Александр Невский.

Памятные даты.

12

1

Невская битва и битва на Чудском озере

Обсуждение исторического фильма «Александр Невский»

(реж. С. Эйзенштейн)

13

1

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

«На поле Куликовом» (знакомство с сайтом Государственного военноисторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»1)

14

1

Искусство Древней Руси

15

1

Первый русский царь Иван Грозный.

Лента времени. «Крылатые» слова.

1

Расширение границ государства

Историческая карта

16

1

Жизнь и быт людей

Тема для обсуждения:

«Что нужнее современному человеку: книги или компьютер?».

17

1

 Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров

Первые буквари. Мой букварь.

Мой любимый учебник

18

2

Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века.

Смутное время в литературе, музыке, живописи

19

2

К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина

20

1

Крепостное право.

21

1

Степан Разин

Видеофрагменты художественного фильма «Степан Разин»

22

2

Жизнь, быт и культура России в XVII веке

История одного музейного экспоната (рассказ по кругу)

23

2

Петр I и преобразования в России

Реформы Петра I: что они дали России

24

2

Полтавская битва. Новая столица России.

Первая русская газета

«И грянул бой!» - Полтавская битва в литературе и живописи. Коллажи «Окно в Европу», «Вторая столица».

Газета сегодня (экскурсия в редакцию газеты (типографию))

25

2

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II.

Школа в Российской империи

26

2

Деятельность М.В. Ломоносова.

А.В. Суворов: наука побеждать

М.В. Ломоносов - эпоха русской науки.

«Быть верным Отечеству»

(о жизни и победах А.В. Суворова).

27

2

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

Культура России

По музеям России (виртуальная экскурсия)

28

2

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Герои Отечественной войны 1812 года

(выставка-жизнеописание). Инсценировка фрагмента литературного произведения о войне 1812 года

29

2

Бородинское сражение

Знакомство с сайтом

Государственного

Бородинского

военно-исторического

музея-заповедника.

30

2

Николай I и декабристы

Пушкин и декабристы «Лицей в Царском Селе»

(г. Пушкин) - рассказ- путешествие по залам музея

31

2

Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права

Россия второй половины XIX века в литературе, живописи и искусстве

32

2

Жизнь, быт и культура России

Сокровища России XIX века

33

2

Начало века: войны и революции. Образование СССР

Крейсер «Варяг». Революция в литературе, живописи, музыке. Инсценировка песен Гражданской войны

34

4

Великая Отечественная война.

Школа в годы войны. Письма с фронта.

2

Города-герои. Герои фронта и тыла

Дети военной поры

35

2

Достижения науки и техники.

Концерт-презентация «Космические дали»

2

Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура, искусство России

36

2

Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн)

Сочинение-размышление «Будущее нашей страны»

37

2

Заключение

Обсуждение темы «Самое значительное событие нашей истории». Интеллектуальная игра «Что я узнал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс ФГОС НОО...

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Педагогическая цель работы с первоклассниками - научить учащихся учиться. Необходимо формировать нормы поведения, развивать социальные способности и умения. Этот этап можно считать необходимым введени...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы

рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...

Программа внеурочной деятельности "Я -гражданин России"

Программа внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

quot;Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества" В. А. Сухомлинский...

Программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"

Программа внеурочной деятельности разработана в качестве инструмента познания своей малой родины,  содержит пояснительную записку;  цели, задачи работы кружка; планируемые результаты; учебно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для начальных классов...