Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_issledovatel_2_klass_fgos_noo.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
по направлению проектной деятельности
Учитель начальных классов
Пашина А.С.
Пояснительная записка
- Программа разработана на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010г. №1241г. Москва «О внесении изменений в ФГОС, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09г. №373».
Программа кружка «Юный исследователь»» реализуется в направлении проектной деятельности. Программа предназначена для формирования познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Программа разработана на основеавторской программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Из авторской программы позаимствованы задачи обучения, новые формы, методики, развивающие задания, тематика экспериментов, способствующие привлечению учащихся и взрослых к исследовательской деятельности, критерии результативности работы.
Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для учащихся 2 классов, детей -7-8 лет.
В процессе изучения курса у учащихся развиваются следующие личностные качества: трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность, любознательность, доброта, коллективизм, взаимопомощь, усваиваются нормы и правила общения.
Программа рассчитана на 34 часа- 1ч в неделю. Продолжительность занятия 45 мин. Наполняемость группы - не более 15 человек., т.к. необходимо организовать рабочее пространство для каждого учащегося и осуществлять индивидуальную поддержку и помощь.
2.Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
На занятиях кружка продолжается работа по формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
4. Цель программы создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
– формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
– обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
– формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
– развивать познавательные потребности и способности, креативность.
5.Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Результат
- Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).
- Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.
- Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
- Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | теория | практика |
1. | Что такое исследование | 1 | 1 | |
2. | Методы исследования | 1 | 1 | |
3. | Наблюдение и наблюдательность | 1 | 1 | |
4. | Коллекционирование как исследовательская практика | 2 | 2 | |
5. | Что такое эксперимент | 1 | 1 | |
6. | Структура исследования | 4 | 1 | 3 |
7. | Сбор материала для исследования и обобщение полученных знаний | 3 | 1 | 2 |
8. | Как давать определения понятиям | 1 | 1 | |
9. | Экспресс-исследование “Как зимуют травы” | 4 | 1 | 3 |
10. | Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите | 2 | 1 | 1 |
11. | Участие в конференциях | 3 | 3 | |
12. | Индивидуальные консультации | 6 |
| 6 |
13. | Подведение итогов работы | 1 | 1 |
|
14. | Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы” | 3 |
| 4 |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
II.Содержание курса
Что такое исследование (1 ч)
Понятия: исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).
Вопросы для рассмотрения: Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научное исследование?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Практическая работа: плавучесть предметов
Методы исследования (1 ч)
Понятия: метод исследования.
Вопросы для рассмотрения: Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:
– подумать самостоятельно;
– посмотреть книги о том, что исследуешь;
– спросить у других людей;
– познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
– обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
– понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Наблюдение и наблюдательность (1 ч)
Понятия: наблюдение, наблюдательность.
Вопросы для рассмотрения: Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Коллекционирование как исследовательская практика (2 ч)
Коллекционирование (1 ч)
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция.
Вопросы для рассмотрения: Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Экспресс-исследование (1 ч)
Понятия: экспресс-исследование.
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.
Практические задания: мини-семинар, на котором дети сообщают о своих результатах, выставка.
Что такое эксперимент (1 ч)
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Вопросы для рассмотрения: Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практические задания: эксперимент “Шарик в кольце” и коллективное составление плана эксперимента.
Структура исследования (4 ч)
Как выбрать тему исследования (1 ч)
Понятия: тема исследования, структура исследования.
Вопросы для рассмотрения: Что такое тема исследования. Группы тем исследования (фантастические, экспериментальные, теоретические). Правила выбора темы исследования.
Практические задания: анкета “Что мне интересно?”, тренировка в определении группы темы исследования, групповое проведение эксперимента и определение его темы (“Монета на огне”).
Цель и задачи исследования (1 ч)
Понятия: цель, задача.
Вопросы для рассмотрения: Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования. Зачем нужны цель и задачи исследования? Слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить, обеспечить и др.).
Практические задания: составление модели (цель зачем?), тренировка в определении целей и задач исследований: “Водолаз под водой”, “Почему репейник колючий”, “Бывшие работники гимназии”.
Учимся выдвигать гипотезы (1 ч)
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др., определение гипотез к эксперименту “Исчезновение воды” и его проведение.
План исследования (1 ч)
Понятия: план, методы исследования.
Что такое план работы. Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы”.
Практические задания: планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные пузыри?” (коллективная работа), групповое планирование и проведение эксперимента “Действие магнита на тела”.
Сбор материала для исследования и обобщение полученных знаний (3 ч)
Сбор материала для исследования (1 ч)
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Вопросы для рассмотрения: Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Практические задания: тренировка в фиксации получаемых сведений разными способами, практическая групповая работа по разработке структуры исследования: 1 группа (дети) “Ранец первоклассника”, 2 группа (родители) “Ребенок в условиях безотметочного обучения”, вариант – “Влияние безотметочного обучения на первоклассника”.
Обобщение полученных данных (2 ч)
Понятия: анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Вопросы для рассмотрения: Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Как давать определения понятиям (1 ч)
Понятия: понятие, определение понятия, лексическое значение слова.
Вопросы для рассмотрения: Что такое понятие. Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие. Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.). Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е. Чарушин “Про Томку”. Загадки как определения понятий.
Практические задания: тренировочные задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.), “Опиши объект”, “Дай характеристику животного”, отгадывание загадок, составление кроссвордов.
Экспресс-исследование “Как зимуют травы” (4 ч)
Понятия: экспресс-исследование.
Практические задания: экскурсия. Каждая группа получает задание по теме исследования, определяет структуру исследования, проводит исследование и делает сообщение по его результатам.
Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите (2 ч)
Как подготовить сообщение (1 ч)
Понятия: сообщение, доклад.
Вопросы для рассмотрения: Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Практические задания: “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Подготовка к защите (1 ч)
Понятия: защита.
Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Практические задания: “Вопросы и ответы”, “Как доказывать идеи” и др.
Участие в конференциях (3 ч)
Мини-конференция (2 ч)
Дети и взрослые выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Научно-практическая конференция (1 ч)
Участие предполагает присутствие на школьной НПК, выступление лучших докладов, вопросы авторам сообщений, высказывание собственных суждений.
Индивидуальные консультации (6 ч)
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Подведение итогов работы (1 ч)
Выставка исследовательских работ, презентация о работе клуба, мнения членов клуба, их пожелания.
Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы” (4ч)
Исследование по теме “Экология” (2 ч).
Мини-курсы (2 ч).
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Список литературы
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2007.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М., 2007.
Календарно- тематический план кружка
«Юный исследователь»
Тема | Всего часов | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия |
Что такое исследование | 1 | Знать что такое исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). | Регулятивные и коммуникативные
Познавательные
развиваются умения: находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные
Коммуникативные
|
Методы исследования | 1 | Знать понятие метод исследования, уметь использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). | |
Наблюдение и наблюдательность | 1 | Знать понятие наблюдение как метод исследования. | |
Коллекционирование как исследовательская практика | 2 | Знать что такое коллекционирование, кто такой коллекционер. Уметь быстро собрать коллекцию. | |
Что такое эксперимент | 1 | Знать понятия эксперимент и экспериментирование. Уметь планировать и проводить эксперимент. | |
Структура исследования | 4 | Знать понятия : тема исследования, структура, цель, задача, гипотеза, идея. Уметь выбирать тему исследования; определять цели, задачи, гипотезу | |
Сбор материала для исследования и обобщение полученных знаний | 3 | Знать способ фиксации знаний. Уметь анализировать, выделять главное и второстепенное. | |
Как давать определения понятиям | 1 | Знать что такое понятие. Уметь выделять главные признаки предмета. | |
Экспресс-исследование “Как зимуют травы” | 4 | Знать понятие экспресс-исследование. Уметь определять структуру исследования, проводить его и делать сообщение по его результатам. | |
Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите | 2 | Знать понятия сообщение, доклад, защита. Уметь правильно спланировать сообщение об исследовании. Знать как правильно отвечать на вопросы. | |
Участие в конференциях | 3 | Уметь выступать с краткими докладами по итогам собственных исследований, высказывать мнения об услышанном. | |
Индивидуальные консультации | 6 | Уметь самостоятельно разрабатывать исследование. | |
Подведение итогов работы | 1 | Уметь публично защитить свое исследование. | |
Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы” | 3 | ||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса
Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
Программа внеурочной деятельности 1-4 класс " Я - Гражданин!"
Программа «Я - гражданин » составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начальн...
Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...
Программа внеурочной деятельности 2-4 класс "Юный Гражданин России"
Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования в соответствии с ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважени...