Конспект урока по окружающему миру" Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру " Жизнь древних славян"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру"" Жизнь древних славян" | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: № 152 | Студент: Дьячкова Екатерина |
Класс: 4 «Б» | Группа: 21 |
Кабинет: 213 | Методист: Сачкова Т.А. |
Учитель: Кузнецова В.В. | |
Оценка за проведение: | Подпись_____________ |
Подпись_____________ |
Конспект урока Окружающего мира
Тема: «Жизнь древних славян»
Цель деятельности учителя: создание условия для формирования представлений о жизни древних славян; развивать устную речь и умение работать с картой.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Иметь представление о жизни древних славян;
- Познакомиться с внешним видом, бытом, верованием славян;
Личностные:
- Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;
Тип: Урок открытия нового знания
Оборудование: учебник УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс, 2 ч., карта «Расселение древних славян», контурные карты, карточки для «Кластера», разрезные карточки для работ по группам, клей, цветные карандаши.
Этап | Время | Содержание деятельности | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Самоопределение к деятельности Словесный метод | 1-2 мин | - Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь своему соседу по парте, если у вас прекрасное настроение. На уроке мы с вами будем выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, в течение урока сами будете оценивать свою работу на маршрутных листах. - Сядьте правильно, проверьте готовность учебных принадлежностей к уроку | Приветствуют учителя. Воспринимают информацию. | Самоопределение (л) |
Актуализация знаний и мотивация Словесный метод | 2 мин | Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить на уроке. | - Воспринимают информацию | Осознанное и произвольное построение высказывания (к) |
Постановка учебной задачи Практический метод Наглядный метод | 2 мин | Сообщение темы и цели урока. - Прочтите ключевое слово (славяне), объявление темы урока. - Как вы думаете, какая у нас с вами сегодня будет тема урока? - Правильно! Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов. Прежде чем отправиться в прошлое, нам нужно составить план изучения жизни древних славян. - Перед вами вопросительные слова, использую их, составьте вопросы по данной теме.
| - Жизнь древних славян. Составление кластера на экране и в группах (дети пишут вопросы и наклеивают на лист) | Целеполагание (Р) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
Открытие нового знания Практический метод Наглядный метод | - Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, подводные реки и мелкие речушки. - Перед вами на столе лежат письменные исторические источники. Прочитайте текст №1, библейскую легенду о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка №1) Карточка №1 - Прочитайте текст и найдите название племен. Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по реке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи прозвались северянами. - Название каких племен вы встретили в тексте?( поляне, древляне, дреговичи, полчане, славяне, северяне) Работа с картой. -А сейчас, ребята, рассмотрите карту (стр. 35 учебника) Посмотрите условные обозначения и скажите: - На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные, западные и южные славяне). - К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте (К восточным славянам). Работа с контурной картой Раскрасьте на контурной карте территорию, которую заселили восточные славяне. По берегам каких рек поселились восточные славяне. Подпишите название рек так, как показано на карте в учебнике (печатными буквами по направлению течения реки). - Как думаете, предки какого народа жили по берегам Волги, Дона? (русские) - Что может вам сказать географическое понятие « Киев»? (столица, Украина) - Какой народ населяет территорию? ( Украинцы) Севернее Украины находится какое государство?(Беларусь) -Как назовёте народ, который там проживает? ( Белорусы) Вывод: Восточные славяне были предками … ( русских, украинцев и белорусов). IV. Физминутка - Ребята, мы отправимся в лес, в котором жили восточные славяне. Руки подняли и помахали. Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем - Крылья сложили назад. | - Слушают рассказ учителя. Индивидуальная работа по тексту. Практическая работа с картой и контурной картой. - Разминаются. | Извлечение необходимой информации ( П ) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); | |
Первичное закрепление во внешней речи | 4 мин. | Работа в группах. (Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и дополнительным материалом) (1 группа) Поселение Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери. Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. (2-я группа) Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей. ЯЗЫЧЕСТВО - 3-я группа расскажет, во что верили др. славяне. До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники – это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, – отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи – низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб. Духи, божества природы. Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой. Сообщения о домовом, лешем, водяном. Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств. «Леший» на старославянском языке означает «лесной дух». Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников. - Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. - Как вы думаете, какие это праздники? | - распределяют отвечающих в своей группе, готовятся к ответу. | Выполнение пробного учебного действия (Р) Извлечение необходимой информации (П) Анализ, синтез, обобщение (П) Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод | ТЕСТ (У каждого на столе тест) 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) в одиночку; б) семьями; в) племенами. 3. Богом грома и молнии у древних славян был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс. 4. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) кирпича; в) столбов деревьев. 5. Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти; б) хлопка; в) шёлка. Проверка по слайдам | Индивидуальная работа или в парах с взаимопомощью. | Контроль и оценка результатов деятельности (П) | |
Рефлексия деятельности Словесный метод | - Кто такие восточные славяне?? - С чем были связаны жизнь, занятия и верования славян? Вывод : Восточные славяне ( предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой. | Отвечают на вопросы | Контроль и оценка результатов деятельности (П) Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема ""Жизнь древних славян. Восточные славяне.""
quot;Жизнь древних славян. Восточные славяне."...
конспект урока на тему "Боги древних славян" 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, пораж...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Жизнь древних славян"
Окружающий мир 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Жизнь Древних Славян
УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", УМК "Школа России", 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления о жизни древних славянПланируемые результатыПредметные:-знать, как и где жили древние славяне, о быте и их веровании,-уметь дава...