Конспект урока по окружающему миру" Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Дьячкова Екатерина Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру " Жизнь древних славян"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: № 152

Студент: Дьячкова Екатерина

Класс: 4 «Б»

Группа: 21

Кабинет: 213

Методист: Сачкова Т.А.

Учитель: Кузнецова В.В.

Оценка за проведение:

Подпись_____________

Подпись_____________

Конспект урока Окружающего мира

Тема: «Жизнь древних славян»

Цель деятельности учителя: создание условия для формирования представлений о жизни древних славян; развивать устную речь и умение работать с картой.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Иметь представление о жизни древних славян;

- Познакомиться с внешним видом, бытом, верованием славян;

Личностные:

- Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;

Тип: Урок открытия нового знания

Оборудование: учебник УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс, 2 ч., карта «Расселение древних славян», контурные карты, карточки для «Кластера», разрезные карточки для работ по группам, клей, цветные карандаши.

Этап

Время

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

Словесный метод

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь своему соседу по парте, если у вас прекрасное настроение.

На уроке мы с вами будем выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, в течение урока сами будете оценивать свою работу на маршрутных листах.

- Сядьте правильно, проверьте готовность учебных принадлежностей к уроку

Приветствуют учителя. Воспринимают информацию.

Самоопределение (л)

Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод

2 мин

Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались?

Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить на уроке.

- Воспринимают информацию

Осознанное и произвольное построение высказывания (к)

Постановка учебной задачи

Практический метод

Наглядный метод

2 мин

Сообщение темы и цели урока.

- Прочтите ключевое слово  (славяне), объявление темы урока.

- Как вы думаете, какая у нас с вами сегодня будет тема урока?

- Правильно! Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов.

Прежде чем отправиться в прошлое, нам нужно составить план изучения жизни древних славян.

- Перед вами вопросительные слова, использую их, составьте вопросы по данной теме.

  • Где жили древние славяне;
  • Чем занимались;
  • Во что верили древние славяне;

- Жизнь древних славян.

Составление кластера на экране и в группах (дети пишут вопросы и наклеивают на лист)

Целеполагание (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Открытие нового знания

Практический метод

Наглядный метод

- Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, подводные реки и мелкие речушки.

- Перед вами на столе лежат письменные исторические источники. Прочитайте текст №1, библейскую легенду о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.  (Каждому ученику карточка №1)

Карточка  №1

- Прочитайте текст и найдите название племен.

Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по реке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим

именем - славянами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи прозвались северянами.

- Название каких племен вы встретили в тексте?( поляне, древляне, дреговичи, полчане, славяне, северяне)

Работа с картой.

-А сейчас, ребята, рассмотрите карту (стр. 35 учебника)

Посмотрите условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные, западные и южные славяне).

- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте (К восточным славянам).

Работа с контурной картой

Раскрасьте на контурной карте территорию, которую заселили восточные славяне. По берегам каких рек поселились восточные славяне. Подпишите название рек так, как показано на карте в учебнике (печатными буквами по направлению течения реки).

- Как думаете, предки какого народа жили по берегам Волги, Дона? (русские)

- Что может вам сказать географическое понятие « Киев»? (столица, Украина)

- Какой народ населяет территорию? ( Украинцы)

Севернее Украины находится какое государство?(Беларусь)

-Как назовёте народ, который там проживает? ( Белорусы)

Вывод: Восточные славяне были предками … ( русских, украинцев и белорусов).

IV. Физминутка

- Ребята, мы отправимся в лес, в котором жили восточные славяне.

Руки подняли и помахали. Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

Крылья сложили назад.

- Слушают рассказ учителя.

Индивидуальная работа по тексту.

Практическая работа с картой и контурной картой.

 - Разминаются.

Извлечение необходимой информации ( П )

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Первичное закрепление во внешней речи

4 мин.

Работа в группах.

(Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и дополнительным материалом)

(1 группа) Поселение 

Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери.
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

(2-я группа)

Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.

ЯЗЫЧЕСТВО

- 3-я группа расскажет, во что верили др. славяне.

До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники – это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, – отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи – низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.

Духи, божества природы.

Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.

Сообщения о домовом, лешем, водяном.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.

«Леший» на старославянском языке означает «лесной дух». Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались «гремячими»  и это сохранилось в названии многих источников.

-  Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.

 - Как вы думаете, какие это праздники?

-  распределяют отвечающих в своей группе, готовятся к ответу.

Выполнение пробного учебного действия (Р)

Извлечение необходимой информации (П)

Анализ, синтез, обобщение (П)

Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод

ТЕСТ (У каждого на столе тест)

 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

 а) восточных славян;

 б) западных славян;

 в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

 а) в одиночку;

 б) семьями;

 в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

 а) Зевс;

 б) Перун;

 в) Марс.

 4. Свои дома славяне строили:

 а) из камня;

 б) кирпича;

 в) столбов деревьев.

 5. Славяне носили одежду из:

 а) льна и шерсти;

 б) хлопка;

 в) шёлка.

Проверка по слайдам

Индивидуальная работа или в парах с взаимопомощью.

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Рефлексия деятельности

Словесный метод

- Кто такие восточные славяне??

- С чем были  связаны жизнь, занятия и верования славян?

Вывод : Восточные славяне ( предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

Отвечают на вопросы

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему "Боги древних славян" 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, пораж...

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  представления о жизни древних славянПланируемые результатыПредметные:-знать, как  и где жили древние славяне, о быте и их  веровании,-уметь дава...