Конспект занятия Абашевская игрушка.
план-конспект занятия по истории (3 класс)
История возникновения игрушечного промысла "Абашевская игрушка", династия абашевских мастеров, практичксакя работа лепка из глины Оленя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_abashevskaya_igrushka.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
города Воткинска Удмуртской Республики
Конспект занятия
«Абашевская игрушка».
Составил: педагог дополнительного образования
Чунарева Лариса Николаевна
г. Воткинск, 2020.
Цель: продолжать знакомить детей с историей возникновения абашевской глиняной игрушки в процессе активной практической деятельности.
Задачи:
- создать условия для совместного творчества детей и желания вылепить игрушку своими руками;
- рассказать об известной династии абашевских мастеров;
- найти отличительные особенности абашевской игрушки (форма, цвет, декор);
- слепить игрушку по традиционной абашевской технологии;
Оборудование для учащихся:
- глина;
- доски для лепки;
- стеки;
- салфетки;
- баночки для воды;
- фартуки;
- нарукавники.
Оборудование для педагога:
- глиняные игрушки;
- наглядно-дидактическое пособие «Абашевская игрушка»;
- презентация «О чем поет гончарный круг».
План занятия (45 мин):
Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия; проверка готовности к уроку(3-5 мин.).
Теоретическая часть: беседа с учащимися об истории возникновения игрушечного промысла в селе Абашево; демонстрация абашевских игрушек, плакатов; сообщение нового материала; показ презентации (10-15 мин.).
Практическая часть: лепка абашевской игрушки (15-20 мин.).
Заключительная часть: подведение итогов (5 мин.).
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Пришла я к вам не с пустыми руками, принесла глиняную игрушку-свистульку. (Показ игрушки)
Оказывается, свистулька была известна еще в глубокой древности, только названия у нее были разные: сопелка, тутушка, гудуха, улютка, соловьей.
Наши предки использовали свистульку как магический инструмент для вызывания дождя и ветра в засуху; тепла и солнца – в непогоду. Они верили, что мелодия свистульки отгоняет нечистую силу, поэтому свистульку часто вешали детям на шею как оберег. Со временем свистулька утратила свое магическое значение и стала просто игрушкой. ( Сюрпризный момент)
-А сейчас, разрешите вам представить – игрушка-свистулька…
Ответ: … АБАШЕВСКАЯ!!!
Вопрос: почему вы решили, что это абашевские игрушки?
Ответ: потому, что игрушки раскрашены целиком в красный, синий и зеленый цвет; рога, уши, копытца покрыты золотом или серебром.
Педагог: правильно, абашевские игрушки покрывают яркими масляными или эмалевыми красками однотонно. И лишь отдельные детали, например: рога, копытца, украшения « оживляют» золотом или серебром. Свисток игрушек не раскрашивают. Чаще всего используют оттенки красного, синего и зелёного цвета, символизирующие…
Вопрос: что символизирует красный цвет?
Ответ: красный цвет – это символ огня, солнца;
Вопрос: … синий цвет?
Ответ: синий - символ воды, неба, космоса;
Вопрос: … зеленый цвет?
Ответ: зелёный - символ природы, растительности.
Педагог: иногда абашевские игрушки не раскрашивают, они имеют естественный цвет обожженной глины (показ игрушки).
Вопрос: как тогда определить, что это абашевские игрушки?
Ответ: у абашевских фигурок пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы, на лбу и шее украшения в виде «пуговичек», «чешуек».
Педагог: есть у игрушки еще один собственный орнамент - это насечки (или «намины»), когда глину проминают острой палочкой или пальцами. Обычно насечки делают на рожках.
Вопрос: где зародилась абашевская игрушка?
Ответ: зародилась игрушка в Пензенской области, а свое название получила от села Абашево.
Презентация абашевской игрушки «О чем поет гончарный круг»:
Слайд №2.
Село Абашево Спасского района Пензенской области – старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями.
Слайд №3.
Гончарный промысел в этом селе возник в XVIII веке, когда неподалёку была найдена необыкновенно эластичная, устойчивая к обжигу глина.
Педагог: сначала, из неё лепили посуду: горшки, кувшины, блюда. Посуда получалась прочной и красивой, ее с удовольствием покупали жители соседних сёл. С середины 19 века, кроме гончарной посуды, стали делать глиняные игрушки-свистульки или, как их звали в Абашево - «дудки».
Вопрос: как называли абашевских мастеров?
Мастера - «дудочники» лепили животных, птиц, людей. Фигурки имели удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами. На длинной шее тщательно вылепливали головку, на которой выделяли глубоко процарапанные глаза. Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну (игрушки лепили мужчины). Так образовались целые династии гончаров и дудочников.
Слайд №4.
Самая яркая и известная - это династия Зоткиных.
Слайд №5.
Ларион Фролович Зоткин (1879-1933гг)- первый мастер в династии.
Слайд №8.
Самые обыкновенные животные превращались в руках Лариона Зоткина в сказочных существ неведомой породы.
Слайд №9.
Сохранились некоторые его работы, например, удивительный голубой козлик с могучими золотыми рогами.
Слайд № 10. В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика.
Слайд № 11. В 1968 году на фабрику был приглашен для ручного изготовления игрушек мастер Акинфий Фролович Зоткин (1883-19740гг).
Слайд № 12. С1972г. эту работу продолжил Тимофей Никитович (1930-1988гг) и Василий Акинфьевич Зоткины.
Слайд №13. Василий Зоткин, инвалид с детства, полуслепой, неграмотный, лепил по воображению.
Слайд №14. В зависимости от настроения он мог сделать одному оленю очень большие, другому – средней величины, третьему – маленькие рога, разные по форме и строению.
Слайд № 15. Тимофей Никитович Зоткин родился 23 февраля 1930 года в семье потомственных гончаров. Прославил себя, свое село, район, Пензенскую область. Народный мастер глиняной игрушки.
Педагог: он начал лепить игрушки в 3-х летнем возрасте, потому что в их семье все мужчины занимались изготовлением глиняных изделий. С 10-ти лет самостоятельно лепил дудки, в 12 лет повторял работы отца, а в 15 лет участвовал в районном конкурсе художественной самодеятельности со своими поделками. Его работы находятся в Пензенском музее народного творчества, в Московском музее изобразительных искусств, в международном музее в Лувре (Франция). Но самая большая коллекция (более 500 штук) находится в Спасском музее народного творчества.
Вопрос: самая известная династия абашевских мастеров?
Ответ: династия Зоткиных.
Вопрос: какую игрушку они очень любили лепить...? (Загадка)
Стоит на стройных ножках,
Вся краса - в рожках.
(Олень)
Педагог: (показ игрушки) абашевские мастера очень уважали «Оленя» с рогами лесенкой. Они считали, что по таким рогам можно быстрее добраться до Бога, а появление оленя с золотыми рогами в доме - к счастью.
Вопрос: догадались, какую абашевскую игрушку мы будем лепить?
Физкультминутка «У оленя дом большой».
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук,
Дверь открой, (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
Практическая часть занятия. Этапы лепки:
Педагог: абашевские мастера используют в работе минимум приспособлений: деревянные палочки разной формы и величины, но главным инструментом при лепке всегда остаются руки.
1. Определить размер игрушки и взять необходимое количество глины.
2. Размять глину руками, выбрать из нее камушки.
3. Раскатать кусок глины в виде «морковки».
4. Вставить в середину заготовки палочку, для изготовления внутренней полости.
5.Согнуть заготовку примерно посередине под углом 90°. У основания угла вытянуть немного глину, чтобы получился «бугорок». Разделить большим пальцем правой руки «бугорок» на две равные части и вытянуть передние ножки.
6.Задние ножки и будущий свисток вытянуть из толстого конца заготовки.
7. Примерно посередине отрезка, между ножками и верхом, вытянуть мордочку. Из оставшегося конуса слепить рога, добавляя глину.
8. Готовую игрушку украсить. Взять маленькие кусочки глины, слегка размять, придать им форму конуса и прилепить на «нужные» места, а именно: лоб и шею зверушки. Можно сделать своеобразный «воротник» из «ляпушек» вокруг шеи оленя, нанести рисунок на рожки. Обычно на рожках делают насечки, прикладывая палочку с острым концом.
9. Проткнуть дырочки-глазки и носик.
10.В завершении, поставить авторский знак, игрушка готова.
Размещение вылепленных фигурок в единую композицию. Выставка работ.
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста,
Два развесистых куста…
Красивых оленей стремительный бег
Остановил на мгновенье
Мудрый художник - простой человек
В миг своего вдохновения!
Со старинной сказкой схожи,
Их рога на ель похожи…
Трав копытами касаясь,
Ходил по лесу красавец,
Ходил смело и легко,
Рога раскинув широко…
Итог занятия.
Абашевские мастера уверены, что их игрушки нужны всему миру. Недавно, мастер абашевской игрушки Юрий Щербаков, придумал для девушки из Швеции эксклюзивного розового оленя. Ей очень захотелось поселить необыкновенную игрушку в своём доме…
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Опасные игрушки»
Конспект занятия «Опасные игрушки»...
Конспект занятия «Ёлочная игрушка»
Занятие по созданию ёлочной игрушки с детьми первого года обучения....
Конспект занятия "Новогодняя игрушка"
Конспект занятия с детьми 7-8 лет по выполнению новогодней ёлочки из ткани на закрепление изученных соединительных швов и вышивки бисером по ткани....
Конспект занятия: «Глиняные игрушки»
Знакомство с особенностями росписи дымковской игрушки. Роспись дымковской дамы...
Конспект занятия "Изготовление игрушки-сувенира"
использование новых методик в работе с детьми для повышения интереса у детей к данному направлению....
Методическая разработка к занятию "Абашевская игрушка"
Методическая разработка к занятию "Абашевская игрушка"Тема:ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.Стилизация животных.Абашевская игрушка.Цели занятия:Закрепление понятий о стилизации.Закрепление знаний о ск...