Конспект занятия: «Глиняные игрушки»
план-конспект занятия (4 класс)
Знакомство с особенностями росписи дымковской игрушки. Роспись дымковской дамы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_glinyanye_igrushki.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Введение в общеобразовательную программу
«Глиняные игрушки»
Цель: знакомство с особенностями росписи дымковской игрушки. Роспись дымковской дамы.
Задачи занятия:
- развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук.
- образовательные: приобретение опыта выполнения эскизов игрушки в соответствии с традициями народных промыслов глиняной игрушки, передачи особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики, знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей, осознание места и значения современных народных художественных промыслов.
- воспитательные: формирование нравственно-эстетической отзывчивости; формирование интереса и любви к изображению окружающей действительности; формирование эстетического отношения к действительности.
Оборудование:
для учителя:
Презентация, методические таблицы «Дымковская барыня», «Элементы росписи», карточки с заданием №1, карточки с заданием №2, указка, магнитная доска, магнитики, белые листочки бумаги, куклы-барыни, наглядный материал для выставки, ладошки из цветной бумаги.
Оборудование: компьютер, проектор.
для учащихся:
карандаши, ластик, краски (гуашь), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка, салфетки, ватные палочки.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята. Сегодня занятие проведу у вас я . Меня зовут С.А.
А с вами я познакомлюсь по ходу занятия. Приглашаю вас посмотреть небольшую выставку.
- Какие игрушки вы здесь видите? Из чего они сделаны?
Эти игрушки сделали ребята из кружка «Глиняные игрушки» из села Шапкино.
Догадались, о чём будем сегодня говорить на занятии?
А о какой именно конкретно игрушке, мы узнаем позже.
Занимайте свои места. Я приглашаю вас отправиться на экскурсию в музей глиняной игрушки в г Кирове.
Слайд 1
Мы находимся с вами у входа в музей. Давайте прочитаем. Дымковская игрушка. Это сейчас город Киров. А раньше носил название г. Вятка. В низине, на берегу реки располагалась слобода, т.е улица. Зимой, когда топили печи, слобода находилась в дымке и так слободу назвали дымковской. Вот там и родилась дымковская игрушка.
Добро пожаловать в музей.
Слайд 2,3
Дымковские игрушки - это небольшие фигурки, вылепленные из глины и раскрашенные яркими красками. Мы видим самые старые игрушки. Им может быть 100 лет. А появилась игрушка в 16 веке. Оттого что игрушка была такой яркой, многообразной, она на ярмарке была первым украшением. Ярмарка проходила весной в праздник Свистунья, названного в честь Солнца. Покупали игрушку, как детскую забаву, сувенир.
Слайд 4
Здесь мы видим работу художника Мазитова. Вот так расписывали игрушку народные мастерицы. Делали они это с любовью, с настроением. Поэтому игрушки были красивыми, и каждая имела свой характер. Одинаковых игрушек не было. Хочу сказать, что некоторое время игрушечный промысел был забыт. Именно художники в 19 веке вспомнили этот промысел, нашли мастериц. Промысел игрушки не только сохранился, но и продолжает существовать даже в наш век высоких технологий.
Слайд 5.
Здесь мы видим уже современные игрушки. Со временем игрушка меняется, но остаётся верна традициям своего промысла. Задача современных мастериц: не выходя из жёстких рамок промысла, найти своё лицо.
Слайд 5 Тут и расписные кони, животные, диковинные птицы, необычные композиции.
Слайд 6
Особое внимание привлекает образ дымковской барыни. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки
Какие чувства вызывают дымковские игрушки? (радости, восторга, восхищения, удивления).
Давайте полюбуемся этой игрушкой.
Какие чувства вызывают дымковские игрушки? (радости, восторга, восхищения, удивления).
Педагог: Ребята, вы догадались, о какой именно игрушке мы будем говорить?
(ответы детей)- Дымковская барыня.
- А что делает её такой красивой? (Наряд) Какая часть одежды самая нарядная?
Сообщение темы занятия
Цель: Мы познакомимся с росписью дымковской барыни и сами научимся расписывать игрушку.
-Какие элементы узора используют народные мастера? (круги, овалы, клетки, полоски, линии)
Одним словом это геометрические фигуры, составляющие орнамент, узор.
-А знаете ли вы, что каждый из этих элементов имеет своё значение?
Элементы росписи мастерицам «подсказывала» сама природа.
Задание: какое изображение послужило мотивом для такого вот элемента? ( педагог показывает, например, Волнистую линию - волна реки; точки-зернышки, прямая линия-дорога, клетка-пашня и т. д.
Какие цвета использовали мастерицы?
В росписи используют жёлтый, синий, малиново-красный и зелёный цвета. Белый цвет присутствует в фоне, а чёрный - придаёт выразительность и законченность рисунку. В наше время спектр цветов более широкий. А повторение цветов в узоре убирают лишнюю пестроту.
Как расположены круги (цветовые пятна) на юбке?
Они расположены в ряд, в шахматном порядке, в клетке, в полоске.
Слайд:
Здесь только две дымковские дамы, под какими они номерами?
Задание: У вас есть конверты с карточками: найдите дымковскую барыню.
Принести на доску.
Дымковские дамы гуляют по слободе. И мы с вами отдохнём.
Физкультминутка под музыку.
Тихо садитесь на свои места.
На несколько минут представим, что мы дымковские мастерицы. Нарядим дымковской даме юбку.
Задание в парах: нарядить юбку барыни
Педагог: Ребята, процесс изготовления игрушки занимает много времени, у нас сегодня его нет. Поэтому мы посмотрим, как изготавливают дымковскую игрушку дети в нашем кружке.
Видеофильм.
Итак, дымковские дамы у вас в гостях.
Прежде чем приступить к росписи юбки, немного надо поупражняться.
Существует несколько приёмов росписи. Я вас с ними познакомлю.
- Рисуем цветовое пятно, или круг. Выполните это упражнение сами.
- Примакиванием кисточки у нас получаются листики или овалы. Сделайте также.
- Маленькие точки будем делать ватными палочками, то есть тычком.
- Кончиком кисти проводим волнистую линию и прямую. Выполните упражнение.
Практическая часть.
А теперь приступим к росписи юбок. Можно узор нарисовать простым карандашом.
Педагог: (просит детей поставить дамы на выставку)
Полюбуйтесь, какие нарядные дамы у нас получились.
«Посмотри, как хороша,
Наша девица-душа.
Щёчки яркие горят,
Удивительный наряд»
Эти игрушки вы возьмёте в подарок.
Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
Ребята, а вам понравилось наше занятие? Кому понравилось, поприветствуйте меня ладошкой, а если нет, приветствовать не надо.
Спасибо, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Опасные игрушки»
Конспект занятия «Опасные игрушки»...
Конспект занятия «Ёлочная игрушка»
Занятие по созданию ёлочной игрушки с детьми первого года обучения....
Конспект занятия "Новогодняя игрушка"
Конспект занятия с детьми 7-8 лет по выполнению новогодней ёлочки из ткани на закрепление изученных соединительных швов и вышивки бисером по ткани....
Конспект занятия Абашевская игрушка.
История возникновения игрушечного промысла "Абашевская игрушка", династия абашевских мастеров, практичксакя работа лепка из глины Оленя....
Конспект занятия "Изготовление игрушки-сувенира"
использование новых методик в работе с детьми для повышения интереса у детей к данному направлению....
Конспект занятия Тема: Игрушка военных лет
Тема: Игрушки военных лет.Цель: расширять знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить значение игрушки в годы войны. Изготовление игрушек из разных материалов.Задачи...