Конспект занятия: «Глиняные игрушки»
план-конспект занятия (4 класс)

Масликова Светлана Александровна

Знакомство с особенностями росписи дымковской игрушки. Роспись дымковской дамы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_glinyanye_igrushki.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Введение в общеобразовательную программу

«Глиняные игрушки»

Цель: знакомство с особенностями росписи дымковской игрушки. Роспись дымковской дамы.

Задачи занятия:

  • развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук.
  • образовательные: приобретение опыта выполнения эскизов игрушки в соответствии с традициями народных промыслов глиняной игрушки, передачи особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики, знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей, осознание места и значения современных народных художественных промыслов.
  • воспитательные: формирование нравственно-эстетической отзывчивости; формирование интереса и любви к изображению окружающей действительности; формирование эстетического отношения к действительности.

Оборудование:

для учителя:

 Презентация, методические таблицы «Дымковская барыня», «Элементы росписи», карточки с заданием №1, карточки с заданием №2, указка, магнитная доска, магнитики, белые листочки бумаги, куклы-барыни, наглядный материал для выставки, ладошки из цветной бумаги.

Оборудование: компьютер, проектор.

для учащихся:

карандаши, ластик, краски (гуашь), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка, салфетки, ватные палочки.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.

                                               Ход занятия

— Здравствуйте, ребята. Сегодня занятие проведу  у вас я . Меня зовут С.А.

А с вами я познакомлюсь по ходу занятия. Приглашаю вас посмотреть небольшую выставку.

- Какие игрушки вы здесь видите? Из чего они сделаны?

Эти игрушки сделали ребята  из кружка «Глиняные игрушки» из села Шапкино.

Догадались, о чём будем сегодня говорить на занятии?

А о какой именно конкретно игрушке,  мы узнаем позже.

Занимайте  свои места.  Я приглашаю вас отправиться  на  экскурсию в  музей глиняной игрушки в г Кирове.

Слайд 1

 Мы находимся с вами у входа в музей. Давайте прочитаем. Дымковская игрушка. Это сейчас город Киров. А раньше носил название г. Вятка. В низине, на берегу реки располагалась слобода, т.е улица. Зимой, когда топили печи, слобода находилась в дымке и так слободу назвали дымковской. Вот там и  родилась дымковская игрушка.

Добро пожаловать в музей.

Слайд 2,3

Дымковские игрушки - это небольшие фигурки, вылепленные из глины и раскрашенные яркими красками. Мы видим самые старые игрушки. Им может быть 100 лет. А появилась игрушка  в 16 веке.  Оттого что игрушка была такой яркой, многообразной, она на ярмарке была первым украшением. Ярмарка проходила весной в праздник Свистунья, названного в честь Солнца. Покупали игрушку, как детскую забаву, сувенир.

Слайд 4

Здесь мы видим работу художника Мазитова. Вот так расписывали игрушку народные мастерицы. Делали они это с любовью, с настроением. Поэтому игрушки были красивыми, и каждая  имела свой характер. Одинаковых игрушек не было. Хочу сказать, что некоторое время игрушечный промысел  был забыт.  Именно художники в 19 веке вспомнили этот промысел, нашли мастериц. Промысел  игрушки не только сохранился, но и продолжает существовать даже в наш век высоких технологий.

Слайд 5.

Здесь мы видим уже   современные  игрушки. Со временем игрушка меняется, но остаётся верна традициям своего промысла. Задача современных мастериц: не выходя из жёстких рамок промысла, найти своё лицо.

Слайд 5  Тут и расписные кони, животные, диковинные птицы, необычные композиции.

Слайд 6

Особое внимание привлекает образ дымковской барыни. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки

Какие чувства вызывают дымковские игрушки?        (радости, восторга, восхищения, удивления).

Давайте полюбуемся этой игрушкой.

Какие чувства вызывают дымковские игрушки?        (радости, восторга, восхищения, удивления).

Педагог: Ребята, вы догадались, о какой именно игрушке мы будем говорить?

(ответы детей)- Дымковская барыня.

- А что делает её такой красивой?        (Наряд)        Какая часть одежды самая нарядная?

Сообщение темы занятия

Цель:  Мы познакомимся с росписью дымковской барыни и сами научимся расписывать игрушку.

-Какие элементы узора используют народные мастера?  (круги, овалы, клетки, полоски, линии)

Одним словом это геометрические фигуры, составляющие орнамент, узор.

-А знаете ли вы, что каждый из этих элементов имеет своё значение?

Элементы росписи мастерицам «подсказывала» сама природа.

Задание: какое изображение  послужило мотивом для  такого вот элемента? ( педагог показывает, например, Волнистую линию - волна реки; точки-зернышки, прямая линия-дорога, клетка-пашня и т. д.

Какие цвета использовали мастерицы?

В росписи используют жёлтый, синий, малиново-красный и зелёный цвета. Белый цвет присутствует в фоне, а чёрный - придаёт выразительность и законченность рисунку. В наше время спектр цветов более широкий. А повторение цветов в узоре убирают лишнюю пестроту.

Как расположены круги (цветовые пятна) на юбке?

 Они расположены в ряд, в шахматном порядке, в клетке, в полоске.

Слайд:

Здесь только две дымковские дамы, под какими они номерами?

Задание: У вас есть конверты с карточками: найдите  дымковскую барыню.

Принести на доску.

Дымковские дамы гуляют по слободе. И мы с вами отдохнём.

Физкультминутка под музыку.

Тихо садитесь на свои места.

На несколько минут представим, что мы дымковские мастерицы. Нарядим дымковской даме юбку.

Задание в парах:  нарядить юбку барыни

Педагог: Ребята, процесс изготовления игрушки занимает много времени, у нас сегодня его нет. Поэтому мы посмотрим, как изготавливают дымковскую игрушку дети в нашем кружке.

Видеофильм.

Итак, дымковские дамы у вас в гостях.

Прежде чем приступить к росписи юбки, немного надо поупражняться.

Существует несколько приёмов росписи. Я вас с ними познакомлю.

  1. Рисуем цветовое пятно, или круг. Выполните это упражнение сами.
  2. Примакиванием кисточки у нас получаются листики или овалы.  Сделайте также.
  3. Маленькие точки будем делать ватными палочками, то есть тычком.
  4. Кончиком кисти проводим волнистую линию и прямую. Выполните упражнение.

Практическая часть.

 А теперь приступим к росписи юбок. Можно узор нарисовать простым карандашом.

Педагог: (просит детей поставить дамы на выставку)

Полюбуйтесь, какие нарядные дамы у нас получились.

«Посмотри, как хороша,

Наша девица-душа.

Щёчки яркие горят,

Удивительный наряд»

Эти игрушки вы возьмёте в подарок.

Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

Ребята, а вам понравилось наше занятие? Кому понравилось, поприветствуйте меня ладошкой, а если нет, приветствовать не надо.

Спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Мягкая игрушка и изонить"

                                                      ...

Конспект занятия «Опасные игрушки»

Конспект занятия «Опасные игрушки»...

Конспект занятия «Ёлочная игрушка»

Занятие  по созданию ёлочной игрушки с детьми первого года обучения....

Конспект занятия "Новогодняя игрушка"

Конспект занятия с детьми 7-8 лет по выполнению новогодней ёлочки из ткани на закрепление изученных соединительных швов и вышивки бисером по ткани....

Конспект занятия Абашевская игрушка.

История возникновения игрушечного промысла "Абашевская игрушка", династия абашевских мастеров, практичксакя работа  лепка из глины Оленя....

Конспект занятия "Изготовление игрушки-сувенира"

использование новых методик в работе с детьми для повышения интереса у детей к данному направлению....

Конспект занятия Тема: Игрушка военных лет

Тема: Игрушки военных лет.Цель: расширять знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить значение игрушки в годы войны. Изготовление игрушек из разных материалов.Задачи...