Воспитательский час «Орнаменты народов Севера»
классный час по истории

Тарасова Алёна Анатольевна

Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, приобщение северного орнамента его возрождения, традициями наследия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ornamenty_narodov_severa.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   общеобразовательное учреждение «Горковская специальная(коррекционная ) общеобразовательная школа- интернат  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС

«Орнаменты народов Севера»

                                                                         

орнамент_0.tmp                         https://lh5.googleusercontent.com/55v680zccoUSoPQdVQltL0gldsZv27Y-oM0LyduKlTC4Hg2EbRb4T2cYS_Y4T6KYPED3gcel64W78ObsWPCXlf8g5o0xJzSgqDUP3BFknSwjNnXIyionaJ__OOlLTP6QvIg5AZWsPUxyxQCq

выполнила: воспитатель семейной группы

 Тарасова Алена Анатольевна.

                                                                                             2019г

Цели: Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, приобщение северного орнамента его возрождениям , традициями наследиям. использование орнамента при украшении одежды и предметов быта.

Цели: научить учащихся видеть связь между мировоззрением древних  и рисунком орнамента; научить читать язык орнамента, видеть ритм в орнаменте и слышать его в  мелодиях, развивать графические навыки, воспитывать интерес к северной культуре .

  Задачи:

  1. Расширить кругозор  учащихся  при знакомстве с северными  национальными орнаментами.
  2. Привить интерес к культуре северных народов.
  3. Воспитывать любовь к национальным видам искусства.

Организационный момент.

Основная часть.

1. Актуализация знаний (вводная беседа).

2. Введение нового материала (знакомство с разнообразными орнаментами северных народов ЯНАО).

3. Организация самостоятельной работы: 
· последовательность выполнения и оформления ягушки или малицы .
· повторение правил безопасного поведения.

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа:
· оформление сувенира. оформления ягушки или малицы .

Заключительная часть. 
Рефлексия (подведение итога занятия).


Уборка рабочего места.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим  о культуре народов Севера.  Я познакомлю вас с северными орнаментами, ведь  

орнамент – это не только украшение - узор из одинаковых повторяющих элементов, это своеобразная система, отчасти заменяющая  письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути от рождения до смерти.

    Каждый орнамент имеет своё название. По орнаментам можно узнать,  откуда прибыл её носитель, богат он или беден, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена. Образный язык народа  складывался на протяжении многих столетий. Он вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритм и дыхание.

       

СЛАЙД 3

 Воспитатель: Герб автономного округа состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева, соединен лазоревой лентой.

       Ребята, скажите, пожалуйста, как называется эта лента?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, орнаментЦвет орнамента  бело-сине-красный  горизонтальный  рисунку флага автономного округа. Орнамент отображает символ оленя -  богатства северных народов.  

      Ребята,  скажите,  зачем нужен олень в тундре?

(Ответы детей)

Воспитатель: У северных народов олень-это жизнь. Олень дает пищу, работу, а самое главное жильё. Ведь не один человек не сможет прожить без крыши над головой. Ребята, чум - это жилище северного народа живущего в тундре.

    А чем  занимаются женщины в чумах?

(ответы детей)

Воспитатель: Женщина готовит, убирает и,  конечно же, шьёт одежду.      Ребята, перечислите,  пожалуйста, одежду народов севера которую вы знаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами  из меха оленя, цветной ткани и бисера.  Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают  мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.

      У народов севера  встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений.

Показ слайдов 4- 10  ( орнаменты на одежде, шапки, малицы, ягушки, бурки, кисы, сумки, детские люльки, посуду из бересты, украшения из бисера)

Воспитатель: На люльке изображен глухарь – хранящий сон. По легендам народов ханты и ненцы глухарь считается детским хранителем, он оберегает душу во время сна, охраняет от злых духов ребёнка.

Орнамент Глухарка

Воспитатель: Каждый орнамент имеет свое значение. Орнамент  не просто декоративный  элемент  бытовых предметов, он несет  определённое смысловое значение, имеет  собственную энергетику.

( показ слайдов № 11-18)

Воспитатель:  физминутка.

Не боимся мы пороши-

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам -

Снег хватаем там и там!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимаем выше ногу,

Проложив себе дорогу!

Воспитатель: Мы немного размялись, отдохнули.  Теперь поработаем,   игра называется «Угадай – ка».   Вы должны будете отгадать  какое изображение соответствует данному орнаменту.

Игра «Угадай – ка – (показ слайдов  № 19 – 22)

Воспитатель: Заяц. В зайчиху могла перевоплощаться Хозяйка Среднего мира - Богиня Калтащ. Покровительница женщин и детей. Поэтому орнамент «Заячьи ушки» считается детским и женским орнаментом – оберегом. Им украшают детские изделия, чаще всего обувь, что бы дети были такие же шустрые.

Орнамент Заяц

https://lh6.googleusercontent.com/-u_zC-GBiPRQ8oiEhwYiaEUoZLcwKraPWOfCBEqSjKHQgE_4nt7-GVU3uxkxhjh7lrZA5Alg12-hytUGg2i7yCUBrqVy81bxh8BGdGig5XxY6_7nBLBZtN7iuB3d4Ff_K0RVtVC6d4ShZNN3

Медведь – символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры.   Медведь – лесной человек. Мастерица сумевшая изобразить орнамент медведя по всем правилам, попадает в разряд мастериц высшей категории. Изображения медведя используют в украшении мужской одежды: на рукавах малицы, парки, на подоле, капюшоне. «Медвежьи ушки», «Медвежий позвоночник», «Медвежий след». (Ханты) Когда - то медведь был младшим сыном бога Торума, за непослушание (за то, что он без разрешения отца начал есть людей) был спущен с небес на землю в железной люльке. Бог Торум разрешил охоту на него. Но, помня божественное происхождение медведя, ханты сопровождают охоту различными обрядами, устраивают праздники в его честь.

 Лисица. «Лисий локоть», «Лисья лапа» – этот орнамент любят применять на женской обуви.
Орнамент Лисий локоть

Растения.

Морошка. (Орнамент лесных ненцев) Корневищная трава с цельными лопастными листьями, белыми однополыми цветками, и желто-оранжевыми, сочными плодами. Моченая или протертая с сахаром морошка сохраняет до 85% витамина С.

Орнамент Морошка

Сосновая шишка. По легендам шишка - символ плодородия, богатства. (Орнамент лесных ненцев)

Орнамент Сосновая шишка


Белка. «Зуб белки», «Летающая белка» и другой орнамент с изображением белки встречается на мелких изделиях, чаще всего на сумочках. По приданию белка приносит удачу в дороге. Считается, что где живет белка там все в изобилии. У кочевых народов севера есть примета в дорогу брать, что - то с ее изображением, чтобы на новом месте хорошо жилось и семья жила в достатке.

Олень – основа жизни в тундре, от него зависит жизнь. Орнамент рога и другие мотивы домашнего оленя используют на нижней части меховой шубы, в бисерных украшениях детской люльки, на подушках из сукна или ткани на женских украшениях, украшениях для оленьей упряжи. «Ножки оленя» – украшают женские и детские шапки, на меховых сумках. «Оленья тропа» чаще встречается на мужской одежде, реже на женских сумках.

Орнамент Оленьи рога

 

Воспитатель:  Ребята, давайте  представим, что у нас у каждого есть малица, а на малице  орнамент, но он незаконченный. Нам надо его закончить. Я вам раздам трафареты и цветные карандаши, ваша задача дорисовать орнамент.

     

         Итог.  Ребята, сегодня мы с вами познакомились   с национальными  орнаментами, узнали их значение.  Молодцы ребята,  все хорошо работали.

Воспитатель:    (слайд № 23)

    Ребята, на слайде танцующая девушка с бубном, это Тоня Шиянова, бывшая ученица нашей школы, из п. Шурышкары. Ребята, посмотрите в каком она красивом,  национальном платье, которое украшено орнаментом.  

   

Облачившись в платье цвета неба синего,
По подолу – злато расписного стиля.
И взяла б я в руки солнца 
бубен алый,
Обжигая  пальцы с ним бы станцевала.
Окроплю водицей все вокруг я талой –
Вот такой орнамент я нарисовала!

(Елена Саган)

На этом наш воспитательский час завершён. Спасибо за внимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение символов в орнаментах народов Крайнего Севера

Проект, выполненный совместно с детьми....

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира"

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира" ....

Конспект урока на тему «В мастерской у мастера-гончара. Орнамент народов мира.» , 2 класс УМК «ПНШ».

Тема урока: В мастерской у мастера-гончара. Орнамент народов мира.Тип урока: изучение нового материала.Цель: знакомство с искусством Древней Греции через вазопись; создать условия для расширения предс...

Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...