Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya_skazki_narodov_severa.docx | 68.93 КБ |
prezentatsiya_mns.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Методическая разработка является занятием в курсе внеурочной деятельности «Литературная гостиная».
Целевая аудитория: учащиеся 3 класса; обучающихся 6 человек.
Длительность: 45 минут.
Место проведения: классная комната.
Количество часов на изучение данной темы: 2ч. Этот урок в теме первый.
«Литературная гостиная» в нашем классе работает второй год. Ребята успели полюбить эти занятия, они с интересом готовятся к каждому из них, активно включаются в предварительную подготовку: ищут и читают художественные тексты, изучают биографию автора, составляют вопросы по прочитанным произведениям, небольшие кроссворды; также их увлекает изобразительная и художественная деятельность. Обучающие рисуют рисунки, изготовляют тростевые куклы, маски и очень любят сценические моменты, от чего получают удовлетворение и удовольствие от процесса и результатов мероприятий.
Это занятие выстроено в соответствии с технологией активных методов обучения (АМО), которая является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся.
По содержанию вошедшие в занятие методы представляют упорядоченную совокупность активных методов обучения, обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
В соответствии со структурой АМО занятие построено на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
В соответствии с задачами урока используются современные методы и технологии: проблемное обучение, проектные методы, использование игровых методов, обучение в сотрудничестве, ТРКМ, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии: мультимедийная презентация, интерактивная доска, использование интернета, компьютерные технологии.
По структуре технологии АМО всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы, каждый из которых это полноценный раздел занятия.
Сценарий занятия «Сказки народов Севера»
Цели: воспитание патриотизма, толерантности, формирование культуры межнационального общения через изучение художественного наследия народов Сахалинской области.
Задачи:
-дать общее представление о коренных народах Сахалинской области, их традициях и обычаях;
-познакомить учащихся через сказку с УНТ коренных малочисленных народов;
-развивать познавательный интерес учащихся к своей «малой» родине;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям малых северных этносов;
-совершенствовать творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности;
Подготовительная работа: изготовление тростевых кукол – персонажей нивхской сказки «Кыкык», инсценирование сказки; индивидуально оформление словаря слов, предложенных учителем (приложение1).
Оборудование: карточки с названиями сказок «Царевна-лягушка», «Каша из топора», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка». Карточки с определением их видов: волшебная сказка, бытовая сказка, кумулятивная сказка, о животных.Текст стихотворения В.Богданова «Наш остров» (приложение 2), карточки со словами ОСТРОВ, НАРОД, СКАЗКА. Карточки с заданиями (приложение №3). Листы А-4 на доске, на одном нарисовано солнышко, на другом – тучка, стикеры зелёного и голубого цветов. Элементы рисунка сундучка (у каждой группы по 6 одинаковых элементов) (приложение 4)
Ход мероприятия
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Этап: инициация, создание позитивной атмосферы.
АМО «Найди меня», 2 минуты.
Цель: формирование групп, выработка чувства команды.
Материалы: Карточки с названиями сказок и с определением их вида.
Технология проведения: Учитель выдаёт ученикам с хорошими способностями по две карточки с названиями сказок, а остальным предлагается вытянуть карточку с записанным определением вида сказки.
Объяснение: Учащиеся определяют вид сказки и группы рассаживаются. На столах каждой группы карточки с девизом:
1.« Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»
2.«Где трудно одному, под силу коллективу!»
Ученики в группах берутся за руки и произносят свой девиз. Затем выбирают старшего группы.
Этап: вхождение в тему, обеспечение мотивации, обучения и осмысления процесса обучения.
АМО «Главные слова». 4 минуты.
Цель: определить тему урока по главным словам.
Материалы: стихотворение В. Богданова «Наш остров». (приложение 2)
Технология проведения: учитель читает стихотворение, а учащиеся определяют главные слова.
Объяснение: На столах каждой группы текст стихотворения. Учитель читает его. Учащиеся следят за чтением. После прочтения, учитель спрашивает:
- Какие слова в этом стихотворении главные? Почему? (Учитель прикрепляет карточку на доске ОСТРОВ)
- В каком значении употреблено предложение «Живёт наш остров!»
- Как называется такое средство художественной выразительности?
- А благодаря кому он живёт?( НАРОД)
- Назовите, какие народы (национальности) проживают на острове Сахалин?
- Что их отличает друг от друга? ( внешние отличия, язык, традиции, культура, фольклор, религия)
- Уточните, что такое фольклор? Назовите его основные жанры.
- Что объединяет ваши сказки, которые помогли вам разделиться по группам?
- Каждый народ имеет свою историю, им накоплен фольклор своего народа.
Северный край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
- Чем наполнен наш «северный край»? (легендами и сказками)
- Какое ещё возьмём главное слово к уроку? (СКАЗКА)
- Можете уже сейчас сказать, чему будет посвящён наше занятие?
Этап: определение ожиданий и опасений
АМО: «Сказка с намёком». 5 минут
Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся, организовать коммуникативное взаимодействие, обеспечить мотивацию к осознанию своей роли в этом процессе.
Материалы: карточки с заданиями (приложение №3), листы А-4 на доске. На одном нарисовано солнышко, на другом – тучка. Стикеры зелёного и голубого цветов.
Технология проведения: старший группы выясняет у участников своей команды ожидания и опасения от урока.
Объяснение: на карточках по числу учащихся напечатаны отрывки из сказок МНС. Обучающиеся читают свои отрывки. Затем старший группы предлагает ответить на вопросы, записать их на зелёных стикерах и прикрепить на лист с солнышком. (О чём хочу узнать? Чему хочу научиться?и т.д.) А ответы на вопросы: Чего я опасаюсь? Чего я боюсь не освоить? Удастся ли мне исполнить свою роль в сказке? и др. – записать на голубых стикерах и прикрепить к листу с тучкой. (Учащиеся к доске выходят, озвучивают свои ожидания и опасения и прикрепляют стикеры)
Учитель сообщает «прогноз погоды» на урок, и задаёт вопрос:
- Как вы думаете, можно их отнести к русским народным сказкам? Какой народ может быть автором этих сказок? Какие слова могут помочь в этом?
(Ученики, готовившие словарь, объясняют их значение.)
- Смогли определить народ? Как будем решать проблему?
Фаза 2 «Работа над темой»
Этап: инпут (интерактивная лекция)
АМО «Собери сундучок». 14 минут
Цель: сообщение нового материала, погружение обучающихся в тему через групповое взаимодействие.
Материалы: элементы рисунка сундучка (у каждой группы по 6 одинаковых элементов под номерами) (приложение 4), фломастеры, клей, лист А-4.
Технология проведения: учитель представляет презентации поэтапно. После каждого этапа учащиеся заполняют поля сундучка:
1 группа – народность, места расселения, род деятельности;
2 группа – традиционная одежда, традиционные праздники, фольклор.
После чего информация по каждому этносу озвучивается и элементы рисунка наклеиваются на лист А-4, собираясь в сундучок.
Объяснение:
– Я вам предлагаю посмотреть и внимательно прослушать материал моей лекции. После каждой её части вы ответите на вопросы, заполните детали предмета и узнаете, какие народы какие сокровища в нём хранят.
Слайд 2. В настоящее время на территории Сахалинской области проживают около четырёх тысяч представителей коренных народов Севера: нивхи, уйльты (ороки), эвенки и нанайцы. Пятая группа – айны.
Слайд 3.Айны – загадочный народ ( мужчины с окладистыми бородами и женщины с татуировкой улыбки на лице) проживали на юге Сахалина и Курильских островах. По окончании Второй мировой войны в 1945 году айны как японские подданные покинули острова вместе с японцами. Но они оставили свой след в культуре народов Сахалина. Жили они в селениях у моря в полуземлянках с крышей. Основным занятием было рыболовство. Одежду носили из нерпичьей кожи, а зимой надевали шубы из собачьих шкур.
Слайд 4.Нивхи – самая многочисленная группа исконных коренных народов Сахалина. Она насчитывает 2221 человек, согласно переписи 2010 года. Проживают они в основном в северных районах острова. Главными занятиями были рыболовство, охота . Нивхи готовили из рыбы юколу, что наряду с добытой дичью являлось основным пропитанием. Нивхи редко меняли место жительства. Жили в стойбищах родовыми общинами и вели хозяйство сообща. Зимой жили в полуземлянках, а летом в постройках на сваях. Обувались и одевались в штаны и халат, сшитые из рыбьей кожи, а зимой шубы из собачьего меха, меховые шапки.
Слайд 5. Уйльты (ороки) – малочисленный народ, проживающий на Сахалине (254 человека). В начале 19 века уйльты расселились на севере Сахалина. В прошлом они занимались оленеводством, охотой, рыболовством. В настоящее время заняты оленеводством, разводят северных оленей для передвижения. Кочевой образ жизни определил их быт: переносной чум, крытый шкурами, зимний, и летнее жилище, покрытое корой лиственницы. Одежда близка одежде других малочисленных народов Севера: короткие штаны, халаты из рыбьей кожи, зимние шубы и шапки из шкур оленей и диких животных.
Слайд 6 Эвенки, проживающие на Сахалине, представляют собой малую численность – 199 человек. Эвенки пришли на Сахалин из Сибири и начинают свою историю с 19 века. Поселились они и по настоящее время живут на севере острова. Основной вид деятельности – оленеводство, рыболовство и охота. Эвенки ведут кочевой образ жизни, перегоняя стада оленей с одного места на другое. Жилища у них есть зимние и летние. Зимние чумы ставились рядом с пастбищами оленей, а летние – для рыбалки у рек. Национальная одежда – это распашной кафтан из шкур оленей, на грудь надевали специальный нагрудник от холода. На ногах тёплые унты.
Слайд 7. После Второй мировой войны несколько нанайских семей переселились с материка на Сахалин. В настоящее время большинство нанайцев ( в целом 128 человек) живут в Поронайском районе. Нанайцы – народ не кочующий. На зимний период возводили бревенчатые дома, похожие на китайские фанзы, полуземлянки. Летники – это различные шалаши, палатки, которые ставили на время рыбалки на берегу. Основное занятие – рыболовство и охота. Пушнину обменивали на продукты. Одежду изготавливали из рыбьей кожи и шкур животных.
Слайд 8. Жизнь коренных народов Сахалина зависела от сил природы (много ли зайдёт рыбы, много ли будет дичи в лесах, сколько природа подарит ягод, съедобных растений). Поэтому люди почитали природу и праздничные обряды включали и включают сейчас кормление воды, жертвоприношения и праздники, посвящённые духам – божествам и хозяевам гор и тайги, «медвежий» праздник, праздник обновления природы – новый летний год.
Слайд 9. Северные народы, как и русский народ, передавали из уст в уста истории из жизни своих предков. Фольклор малочисленных народов очень богат и разнообразен.
Слайд 10. Закрепим визуально места проживания малочисленных народов на Сахалине. Какое ключевое слово добавим в тему нашего урока? Учащиеся уточняют тему урока, а учитель пишет её на доске. (Сказки малочисленных народов Сахалина).
- Прочтите тему и скажите, какие же сокровища хранит сундучок каждого народа?
- А теперь самое время определить отрывки из сказок каких народов Севера вы читали в начале урока. (Определяют свои сказки по списку на интерактивной доске и записывают в сундучок).
- У кого появилось желание прочитать сказку до конца? Кто главные герои?
- Сказки о животных в фольклоре северных народов встречаются чаще, чем бытовые и волшебные. Звери, птицы и рыбы – чаще помощники человека, чем противники. Сказки побуждают жить в дружбе со всей природой, разумно пользоваться дарами тайги и моря.
Этап: проработка содержания темы
АМО: «Живи, сказка!». 10 минут
Цель: знакомство со сказками МНС Сахалинской области.
Материалы: нивхская сказка «Кыкык» для инсценировки.
Технология проведения: учащиеся, готовившие словарь, объясняет значение новых слов, которые встретятся в сказке, далее подготовленный ученик читает текст сказки «Кыкык», а группа ребят инсценируют её с помощью тростевых кукол. После чего проводится беседа по вопросам.
Объяснение:
- Как называется сказка? Почему она получила такое название?
- Можем ли мы найти жанровое сходство в русских народных и северной
сказки?
- Как начинаются русские народные сказки и сказки северные? Прочитайте начало своих отрывков из сказок. Часто в сказках коренных народов Сахалина события происходят на безлюдных побережьях, в тайге, что отражает их настоящую жизнь.
- Какая по характеру была девочка? А мачеха? Почему вы так подумали?
- В кого превратился отец девочки? Почему?
- Какую русскую народную сказку напоминает нивхская сказка?
- Чему учит сказка «Кыкык»? Какая её главная мысль?
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Этап: эмоциональная разминка.
АМО: «Кома кыс-кыс» - мать защищает своих детей (нивхская фольклорная игра). 2 минуты.
Цель: снятие напряжения и усталости.
Технология проведения: перед началом игры участники выбирают «чёрта» и «мать», берутся руками за пояс впереди стоящего. Впереди становится «мать», которая должна защищать от «чёрта» своих детей – расставив широко руки в стороны. Задача «чёрта» - в ходе игры переловить (схватить, запятнать) по одному всех игроков. Кого он схватил, тот выходит из игры. Через некоторое время участники из середины переходят на места в хвосте или голове дракона.
Объяснение: После игры учитель спросит:
- На какую русскую народную игру похожа нивхская игра? (Хвост дракона)
Этап: подведение итогов, рефлексия.
АМО: «Гонки». 6 минут.
Цель: подвести итоги работы, выяснить, что удалось достичь, а что не получилось и почему.
Материалы: на доске стартовая дорожка, на старте 6 учащихся с именами. Учащимся нужно достичь финиша.
Объяснение: Учащиеся по одному выходят к доске, анализируют свои ожидания. Говорят, что запомнилось по теме, что для себя усвоили, что запомнили, что понравилось, оправдались ли опасения, удалось ли с ними справиться, кто работал в группе лучше и порадовались ли этому .Таким образом все подходят к финишу. Если что-то не получилось, пытаемся понять почему и намечаем пути устранения.
Этап: домашнее задание
АМО: «Домашние заботы» 2 минуты.
Цель: закрепить знания, полученные на уроке, и применить их при выполнении творческого задания.
Технология: Дома читают сказки народов Севера, получают сундучки и вместе с родителями украшают их элементами росписи данного народа.
Объяснение: дома расскажите о том, что узнали сегодня на уроке и попросите у родителей помощи в подготовке домашнего задания.
Список литературы
1.Прокопенко В.И. Игры, состязания и этноспорт народов Севера Сахалина: Книга для учителя/ В.И.Прокопенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун – та, 2016. – 320 с:ил.
2.Хрестоматия по физической географии Сахалинской области / ред. Н.Тарасов, сост. З.Н.Хоменко. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 2000. – 147с.
3.Коренные народы Сахалина Электронный ресурс . – Режим доступа: kraeved2@libsakh.ru – Коренные этносы Сахалина. – (Дата обращения:25.02.2017).
4.Об утверждении государственной программы Сахалинской области Электронный ресурс . – Режим доступа: spp@kodeks.ru, spp@cntd.ru – Укрепление единства российской нации этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Сахалинской области на 2015 – 2020 годы. - (Дата обращения: 25.02.2017).
Приложение 1
Словарь: стойбище, шаман, лагуна, юрта, инау, нарты, юкола, мыс, чум.
Приложение 2
Валентин Богданов
Наш остров
На самом краешке России,
Где море бьётся в берега.
Лежит он в океане синем,
Как в песне звонкая строка…
Весна немного припоздает,
Промедлит осень взять права –
И к сенокосу вырастает
По плечи самые трава.
А то в апрель влетят метели
И так завеют белый свет,
Что в дальних сёлах по неделям
Ни писем нет и ни газет.
Но он живёт, живёт наш остров!
И сквозь циклонный ветробой
С неиссякаемым упорством
Идёт на спор с самой судьбой…
И пусть на тесной карте мира
Порой едва означен он –
К нему протянуты пунктиры
Земных дорог со всех сторон.
Приложение 3
Глупый человек - это плохо, а глупый и жадный - вдвое хуже!
Глупый да жадный ни людям, ни себе добра не сделает.
Жил в одном стойбище шаман Чумбока.
В том стойбище много ребят было. Любили они драться, наперегонки бегать, на поясках тянуться.
Хорошие ребята были, ловкие! Все отцы своих ребят любили.
И у шамана Чумбоки сын был, по имени Акимка. Шаман был богатый. Жил он обманом: говорил, что много знает; говорил, что с чертями знается - может любого человека заколдовать или вылечить. Заболеет кто-нибудь в стойбище - зовут шамана. Придет Чумбока, посмотрит на больного, говорит:
- В него черт залез! Я этого черта знаю, знакомый черт. Его выгнать надо.
Бубен свой натянет, начнет в него бить; костер разведет, кружится, кружится...
На берегу большой реки жили старик и старуха. У них был сын. Имя ему - Мокчу Кэчиктэ.
Жили они, промышляя и заготовляя рыбу.
Однажды старик поплыл на лодке вверх по течению реки. Когда он плыл, с берега один человек за ним наблюдал. Стоял и наблюдал. Потом крикнул:
- Куда это старик плывет?
Старик ответил:
- Сети ставить. Рыбу буду ловить.
Ну, старик до изгиба реки доплыл. Вышел на берег, имущество свое выгрузил, затем сети поставил.
К вечеру очень много кеты наловил.
Когда стемнело, старик костер развел. Сидел, отдыхал, ел кету.
Вдруг из леса вышли люди. С луками и стрелами.
Старик встал и спросил:
- Ночью куда же вы идете?
Те сказали:
- Никуда не идем, мы к тебе пришли.
- Раз пришли, угощайтесь рыбой, - предложил старик.
- А мы у тебя ее всю возьмем. И сети возьмем. И лодку тоже. Все нашим станет.
Лисица и налим
Лисица увидела на берегу речки налима. Налим лежал у камня и не шевелился. Лисица — сказала:
— Налим, ты, говорят, не умеешь бегать? Ты лежишь или спишь?
— Нет, лисица, бегать я умею не хуже тебя,- ответил налим.
— Ты, однако, хвастаешься. Давай побежим к верховью речки, ты увидишь тогда, что я опережу тебя. Налим согласился. Лисица сказала:
— Когда мы побежим, я буду на каждом мысу останавливаться и окликать тебя, а ты мне отвечай, чтобы мне знать, где ты остался.
— Хорошо, — сказал налим. - Бежим!
Договорились и побежали. Лисица побежала берегом, а налим — речкой около переката. Шум кругом по тайге слышен.
Лисица хотела налима перехитрить. Она знала, что речка эта очень извилиста, но не ведала, того, что от устья до вершины живут в ней почти только одни налимы. Чтобы опередить налима, она оставила извилистый берег и побежала прямо через мыс. Схитрить хотела.
На краю селения жил молодой человек по имени Гэвхэту. Однажды утром он взял косу и отправился косить траву. Идет и вдруг видит: летит с востока огромная птица. Птица эта пролетела над ним и развернулась прямо к дому вождя, у которого была одна-единственная и очень красивая дочь. Там птица опустилась у края отверстия дымохода, повертела из стороны в сторону головой, точно осматриваясь, и юркнула в дымоход.
Гэвхэту интересно стало, он подумал: “Зачем птица к вождю в жилище залезла? Что же дальше будет?”
Вдруг птица вылетела из дымохода, держа что-то в когтях. Пригляделся Гэвхэту: вроде женщину держит птица. Когда она в обратном направлении пролетала над ним, он заметил на мизинце женщины серебряный перстень. “Кого же она и куда понесла?” - подумал о птице Гэвхэту и следил за нею глазами, пока она не скрылась в облаках.
Когда он вернулся с сенокоса, то услышал от соседей неприятную весть: пропала дочка вождя.
На севере Ых-мифа есть залив, отделенный от Пила-керкка - Охотского моря - песчаной косой. Это лагуна. Лагуна как лагуна: в ее чаше есть глубокое русло, в которое во время прилива вливается морская вода, а в отлив она бурно выливается обратно в море через узкий пролив; в лагуне есть и обширная отмель, она простирается к западу от голубого русла, постепенно переходя в пологий берег. Отмель вся заросла морской травой.
Когда ты поедешь ставить сети, не ставь их на мелководье. Здесь не поймаешь ни кеты, ни тайменя. Сети забьет морская трава, а нижние ячеи - камбала. И не простая гладкая, а звездчатка. Она вся покрыта колючими наростами, похожими на бородавки. Эта камбала обычно ложится на дно лагуны, плавниками накидает на себя ил, и ее не видно.
А глянешь туда, где глубоко, - увидишь на поверхности воды черную круглую голову тюленя. Она поворачивается влево, вправо, большие блестящие глаза словно ищут кого-то. Тюлень долго ищет, не находит, ныряет в глубь залива, но вскоре опять появляется на его поверхности, поворачивает голову влево, вправо.
Лунный человек
Родители мои умерли, и я жил со старшей сестрою. Каждое утро она брала ведро, черпак и шла к речке за водой.
Однажды вот так ушла и не вернулась. Я ждал ее три дня и три ночи, сильно волновался. Нет сестры. И никто нигде ее не видел.
Я изготовил инау и посвятил его огню. Попросил сказать, где моя сестра. Огонь не ответил. Наверное, не знал.
Я сделал новое инау — в честь бога жилища. Спросил его: где моя сестра? Тоже не ответил. Наверное, не знал.
Я пошел в лес. Обратился к красной ели. Не знает. Обратился к серебристой ели. И она не знает.
Совсем отчаялся. Не найти сестру. Пропала бесследно.
Забрел в заросли ивы. Выстругал инау для нее. Ива сказала:
— Я люблю поговорить. Так вот слушай. Твоя сестра на Луне. Ее взял в жены Лунный человек.
Что делать? Как теперь увидеть сестру, как ей помочь? Думал, думал и придумал.
Приложение 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
нанайцы айны нивхи ороки Коренные малочисленные народы Севера Сахалинской области эвенки
Семья айнов Загадочная нация Традиционный промысел Внутри жилища айны
Летнее жилище Зимнее жилище Заготовка юколы Традиционная женская одежда нивхи
Традиционный промысел Летнее жилище Зимний чум Мужская одежда уйльтов Уйльта ( ороки )
Зимний чум Летний чум Основное занятие Национальная одежда эвенки
Летний шалаш Основное занятие Национальная одежда Зимнее жилище нанайцы
Традиционные праздники малых народов Севера Праздник оленевода Кормление духа воды «медвежий» праздник Праздник обновления природы
Ороки ( уйльта ) эвенки нивхи нанайцы Места проживания малочисленных народов на Сахалине
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рукописная книга В ЗАПОЛЯРЬЕ СУРОВОМ ЕСТЬ СТРАНА ЛОВОЗЕРЬЕ… ОЧЕРК Номинация «Мой сильный маленький народ» (коренные малочисленные народы Кольского Севера)
Очерк был представлен на ХV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ДЕТСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ « СОЧИНЯЕМ КНИЖКИ САМИ».Работу выполнила ученица 4 класса Кротова Анна....
Презентация "Мифы и легенды народов севера"
Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэнтези наших предков. Записывали: не было бумаги - вырубали на скалах; не умели еще писать - пели под гусли, или передавали рассказами...
Сценарий спортивного праздника «Игры народов Севера»».
Сценарий спортивного праздника «Игры народов Севера»».УчительМБОУ СОШ№6: Аверина Любовь ВладимировнаЦели: привить детям интерес к регулярным занятиям физической культурой и спо...
Сценарий познавательно- игровой программы " Игры народов севера"
В данной разработке представлен сценарий позновательно- игровой программы "Игры народов севера" ....
Сценарий выступления на Фестивале Дружбы народов. Народ - цыгане.
Фестиваль Дружбы народов является традиционным во многих школах. Благодаря такому мероприятию дети узнают о языках, культуре, обычаях, традициях разных народов. Данная разработка поможет предста...
Сценарий урока по литературе народов Севера "Р.Д. Агмина "Лебедь и крапива" для 4 класса
Сценарий урока по литературе народов Севера "Р.Д. Агмина "Лебедь и крапива" для 4 класса...
Сценарий классного часа "Солдаты земли Сахалинской" (из числа коренных народов Севера)
Сценарий классного часа "Солдаты земли Сахалинской" (из числа коренных народов Севера) для 5 - 8 классов...