Урок окружающего мира в 4 Д классе : « Реформы Петра I»
план-конспект урока по истории на тему

Сергунина Елена Александровна

Тема: Петр первый. Реформы в Российском государстве.

Цель: формировать представление о Петре первом – первом императоре, его преобразованиях.

Задача:

1.Воспитывать интерес к истории России, патриотизм.

2. Развивать речь, анализировать, делать выводы.

3. Познакомить с личностью Петра первого, реформами и его вкладом в развитие России.

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4_d_klasse.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 Д классе :

« Реформы Петра I»

Тема: Петр первый. Реформы в Российском государстве.

Цель: формировать представление о Петре первом – первом императоре, его преобразованиях.

Задача:

1.Воспитывать интерес к истории России, патриотизм.

2. Развивать речь, анализировать, делать выводы.

3. Познакомить с личностью Петра первого, реформами и его вкладом в развитие России.

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Оборудование:

Ход урока.

1.Организационный момент.

Улыбнулись, подтянулись.

На уроке не зевать.

Ну, ребята, все за дело

И друг другу помогать.

2.Проверка домашнего задания.

На отдельном листе тест для проверки домашнего задания.

1.В каком году произошло крещение Руси?

а) 1988;

б) 988;

в) 987.

2.В каком веке было монголо - татарское нашествие на Русь?

а) XII

б) XIII

в) XIV

3.В каком году произошло Ледовое побоище?

а) в 1242году

б) в 1240 году

в) в 1237 году

4. В каком году произошла битва на Куликовом поле?

а) в 1380 году

б) в 1280 году

в) в 1390 году

5.Какой памятник воздвигнут в честь освобождения России от иноземных захватчиков в 1612году?

а) Собор Василия Блаженного

б) Колокольня Ивана Великого

в) Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

6.Кто благословил Дмитрия Донского на битву с монголо - татарами?

а) Сергий Радонежский

б) Монах Пересвет

7.Кто был первым русским царем? Выбери ответ:

  • Иван III
  • Иван IV
  • Борис Годунов

(самопроверка и самооценка)

Слайд№1 (ответы на дом вопросы)

Слайд№2 (эпиграфы)

- Прочитайте эпиграфы к нашему сегодняшнему уроку:

«Не идея, не мечта, но таинственно великий человек стоит здесь, как и везде на поворотном пункте истории» Адольф Юлихер, нем. историк.

«Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу… возбуждает деятельность!» Виссарион Григорьевич Белинский, русский писатель.

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

- О великих людях.

История человечества опирается на великих людей. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей. Вспомните, как они назывались во времена Древней Руси?

Князья.

Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая в них всю суть его личности.

Давайте вспомним князей, оставивших след в российской истории.

«Назовите имена русских князей».

(Слайд№3) (надпись о князьях и тут же ответ)

  • Он всегда носил с собой кошелёк (калиту) и раздавал из него деньги бедным. При нём владения Московского княжества значительно расширилась. (Иван Калита)
  • Разбил на реке Неве полчища шведов (Александр Невский)
  • Прославился битвой с монголо –татарами на Куликовом поле.(Дмитрий Донской).
  • Объединил два русских города Новгород и Киев. Прибил щит на ворота Царьграда (Олег)
  • Объявлял неприятелю «Иду на вы» (Святослав)
  • Заботлив к своему народу. Любой житель мог прийти к праздничному княжескому столу. (Владимир Красное Солнышко)
  • Какой правитель стал первым именовать себе «Царём Всея Руси? (Иван Грозный)

Каждый из этих людей оставил след в истории России.

3. Актуализация темы:

(Слайд№4)

Тема. Петр I. Реформы в Российском государстве.

Вопрос урока: Почему Петра I называли Великим?

4. Изучение нового материала.

а) Планирование работы.

- Что хотели узнать о Петре I?

Предполагаемые ответы детей:

- годы жизни;

-детство

- дела;

- чем прославился;

- что сделал для России.

- Какие же дела прославили этого русского царя? Какие преобразования сделал он для России?

-Об этом расскажете вы друг другу, изучив в группах статьи учебника, энциклопедий.

5. Работа в группах.

Каждая группа изучает свой вопрос и готовит краткий ответ-пересказ.

Темы для изучения:

1– я группа «Детство Петра» (энциклопедия)

2 - я «Пётр I –необычный царь» (учебник)

3 -я «Преобразования в России» - в армии (учебник)

4 - «Преобразования в России» -в культуре (учебник)

5.- «Строительство С - П» (энциклопедия)

Защита групповых работ.

6.Заочное путешествие по Санкт-Петербургу.

-За хорошую работу я приготовила вам сюрприз. Мы сегодня совершим прогулку по самым красивым местам Санкт-Петербурга. Вы готовы? Тогда отправляемся.

Кроссворд

1.Первая русская газета. (Ведомости)

2.Орган управления страной.(Семат)

3. На реке Воронеж был построен русский… (флот )

4. В ходе Северной войны появилась регулярная …(армия)

5. Навигацкие, артиллерийские, инженерные, «цифирные»…(школа)

6. Область, которой управлял губернатор…(губерния)

7. Кунсткамера – это первый русский…(музей)

- Какое слово получилось по вертикале?

На какой вопрос мы искали ответ на сегодняшнем уроке?

-Так почему же Петра 1 называли великим?



7. Итог урока.

Пётр Великий прожил всего 53года. Но он и его сподвижники совершили не вероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию: построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.

Слайд №

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А. С. Пушкин

- Пусть в нашей памяти он останется, величайший правитель России.

8. Домашнее задание.

Слайд №

- Учебник страница 60 – 63. Вопрос №1 на странице 62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия при Петре I" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Урок новых знаний. Материалы урока направлены на знакомство с личностью Петра I и преобразованиями, связанными с эпохой его правления .  Групповая работа способствует реализации системно-деятельн...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе "Петр Великий".

Форма проведения: урок-исследование. Данный материал помогает сформировать у учащихся образ Петра  l , как царя-реформатора, разносторонне развитого человека.Ребята учатся работать с источни...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Петр царь и человек"

В 17 лет Петр стал во главе России. Он хорошо знал 14 видов ремесел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным строителем, артиллеристом и академиком, мореплавателем, талантливым военачальник...

урок окружающего мира в 3 классе "Петр Великий"

Урок окружающего мира в 3 классе по ФГОС...

урок окружающего мира в 3 классе "Петр Великий"

Урок по ФГОС в 3 классе. Окружающий мир " Петр Великий"...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Петр Великий"

Урок окружающего мира в 3 классе по программе школа 2100, Учебник Вахрушева....