Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 3 класс. Основание Москвы
план-конспект урока по истории (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovanie_moskvy.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основание Москвы
Тема урока | Основание Москвы | |||
Тип урока | Урок изучения нового материала | |||
Цель урока | 1. Учить анализировать исторический период феодальной раздробленности Руси. 2. Учить умению излагать материал, слушать и слышать друг друга. 3. Учить работать с дополнительной литературой. 4. Обогащать словарный запас детей. 5. Формировать чувство причастности к жизни страны в прошлом и настоящем, тревогу за судьбу Родины. | |||
Образовательные ресурсы | Чутко, Л. Е. Родионова «Твоя Россия. Учебник-хрестоматия по истории. | |||
Личностно значимая проблема | Определить дни славных воинских побед и образы героев, которые освещают исторический путь нашего народа | |||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||
- Уметь анализировать ленту времени и читать по ней даты. - Знать основные события, имена князей, располагать на ленте времени периоды их правления. | Регулятивные Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текста; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, формулировать собственное мнение и позицию Познавательные. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
Ход урока:
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. | Проверяют рабочие места | Фронтальная работа | Личностные: сознание себя как ученика, умение приготовить все необходимое к уроку, стремление выполнить работу. | |
II. Актуализация знаний | 7 | Работа с картой Сравним две карты Что вы видите на первой карте? Какие изменения видны на второй карте? Почему распалась Киевская Русь? Обособленность каждого княжества имела хорошие стороны? Во время раздробленности на Руси появилось очень много красивых городов, так как каждый князь в своих владениях старался украсить главный город, не забывая и о других. Иностранцы, приезжавшие на Русь в период распада, называли ее Гардарикой, что значит страна городов. Была ли опасна раздробленность для государства? Чем? Что значит выражение «ослабилась обороноспособность государства»? Как жилось людям на Южных окраинах Руси в это время? Почему? В каком княжестве народ чувствовал себя безопаснее? Почему? Из южных княжеств, подвергавшихся набегам кочевников, люди земледельцы, ремесленники уходили на Север. Особенно много переселенцев направлялось во Владимиро-Суздальское княжество, т.к. там было очень много полей, и почти не было лесов, которые нужно было бы корчевать для создания новых городов. В это время правил в Суздале князь Юрий. Князь Юрий был младшим сыном Владимира Мономаха, поэтому ему доставалось бедное Ростово-Суздальское княжество. Юрий старался его поднять. Он поставил много новых городов, а столицей сделал г. Суздаль. Независимым княжество стало после распада Руси в 1132 г. Суздальский князь активно вмешивался в дела соседей, за что и был прозван Долгоруким. Он воевал и с волжскими болгарами, и с новогородцами, и с другими князьями. Князь Юрий Долгорукий мечтал о Киевском престоле, поэтому вступил в борьбу за Киев. | Работают с картой. Отвечают на вопросы. Государство Киевская Русь В 1192 г. Киевская Русь распалась на отдельные княжества Князья враждовали | Фронтальная работа. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объекта, выделенных существенных признаков. | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 20 | Юрий долгорукий укреплял своё княжество. Он поставил много городов, среди них: Кострома, Юрьев-Польский, Звенигород, Дмитров. В летописи тех времен сообщается также о том, что князь Юрий заложил на Боровицком холме град. Какой это город узнаете, если разгадаете ребус Какова тема нашего урока? Как вы думаете, почему Юрий Долгорукий заложил город именно на Боровицком холме? Послушаем, что говорят летописи по этому поводу «Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору» обозрел с нее очами по обе стороны Москвы-реки и за Неглинкою и возлюбил сёла оные и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град и прозвал его званием реки тоя Москва-град». Полюбился князю удобный для обороны холм – место при слиянии узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальше окраины земли Суздальской. Место было тихое, глухое, водное, рыбное и «охотницкое». Несмотря на разные мнения о происхождении Москвы, чем же приглянулось это место Юрию Долгорукому? Почему это было важно Юрию Долгорукому? Сказано ли еще что-то в летописи по этому поводу? Почему год 1147 считается годом основания Москвы? Откройте книги и найдите в тексте, когда было сделано еще одно упоминание о Москве в летописи, и что там говорилось? Хоть годом основания Москвы и считается 1147, но князь Юрий приказал заложить на месте села город только в 1156 г. Давайте послушаем, как говорится об этом в Ипатьевской летописи. Не простой город по приказу Юрия поставили, а сторожевой. Хоть Владимиро-Суздальское княжество и находилось вдали от набегов кочевников, но «береженого Бог бережет», и поэтому по всему княжеству были «разбросаны» сторожевые города. В случае нападения в столице уже через 10 минут знали о случившемся, т.к. в каждом городе на самом высоком дереве или башне был установлен стог сена, который тот час поджигался при виде врага. Место тихое, рыбное, охотницкое Клубы дыма замечали в соседнем городе, поджигали свой стог и так, пока не дойдет до столицы. Так вот по приказу кн. Юрия Москва из безвестного поселения выросла в пограничный городок. Напомним, что значило в то время построить город? В кремле стояли дружины, охранявшие подступы к Владимировщине. За стенами крепости укрывались горожане при появлении врага. Оборонная мощь Кремля постоянно поддерживалась москвичами. Время для страны было трудное. Усилившиеся орды кочевников стали часто нападать на разобщенную Русь. Русские княжества тоже вели между собой бесконечные войны, при которых горели города, гибли жители. Несколько раз сражения шли в самой Москве. При этом дотла сгорали дома, церкви, Кремль. Но каждый раз Москва отстраивалась, увеличивалась в размерах, украшалась. В начале 14 века правил в Москве князь Иван I, по прозвищу Калита (кошелёк), т.к. собирая дань, не всю в казну отдавал – себе немало оставлял. Иван Калита первым повелел поставить на Боровитском холме каменные храмы, церковь-колокольницу, а вокруг нее возвести новые прочные дубовые стены. 30 лет дубовые стены защищали москвичей. Но у врагов-татар появились мощные камнемёты, которые легко пробивали дерево, а как только в стене появлялись разрушения, нападавшие бросались туда под прикрытием стрел. Время деревянных крепостей прошло, они уже не могли защищать. Внук Ивана Калиты князь Дмитрий, прозванный Донским, решил «ставить город Москов камен». В 1367 году на Боровицком холме поднялись белые стены первого каменного Московского Кремля. Площадь его опять выросла. Почти век белокаменные стены оставались непреступными, но постепенно обветшали. И повелел новый князь Иван III строить новый кремль. Кремль Ивана III был почти треугольной формы, и как говорили иностранные купцы, имел вид города. Строили постепенно, сначала укрепили участок вдоль Москвы-реки: отсюда с юга чаще всего нападали татары. Первыми поставили башни и лишь затем, воздвигали стены между ними. Потом начали укреплять Кремль с восточной стороны, т.к. в том месте, где сейчас Красная площадь, Крепость была особенно уязвимой. Здесь не было природных защитных рубежей – рек Москвы и Неглинной. Отсюда ждали нападения преступника, а потому эту сторону Кремля называли преступной. В последнюю очередь строители защитили Кремль с запада, где были топкие берега Неглинной. Пришлось много земли навезти, чтобы грунт уплотнить, иначе стены и башни утонули бы. За 10 лет усилиями русских и итальянских мастеров поднялась грозная крепость, выдающееся сооружение. Она хорошо сохранилась и уже 500 лет украшает Москву. Но не остановились на этом москвичи, решили сильнее укрепить свой город. Примерно через 100 лет они окружили город еще одной каменной стеной. В конце 15 века поставили очередное кольцо укреплений с каменными башнями. А затем вокруг столицы поставили высокие деревянные стены. Кремль стоял теперь за четырьмя кольцами стен со 120 боевыми башнями. Так росла и крепла Москва. | Слушание мини-докладов, обсуждение и анализ услышанного. Работа с учебником. Ребус Основание Москвы Ответ учащихся Место тихое, рыбное, охотницкое. Ответ учащихся Построить крепость со рвом, валом и деревянными стенами | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, ориентация на понимание оценок учителя, сверстников. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. Познавательные: строить сообщение в устной форме, работа со знаково-символическими средствами, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять синтез, обобщать, осуществлять поиск необходимой информации, основа смыслового восприятия текста. Коммуникативные: адекватно воспринимать и передавать информацию, строить монологическое высказывание, умение слушать других | Устное задание Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Как вы думаете, почему мы сегодня говорили о Москве? Сейчас Москва столица нашего государства. Но так стало не сразу. Долго был путь Москвы от пограничной крепости до столицы всей Руси. | Работа с лентой времени Отвечают на вопросы. Столица государства исполнилось 851 год | Фронтальная работа | Личностные: учебно-познавательный интерес к материалу. Познавательные: строить сообщение в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, обобщать. Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение слушать и слышать других людей, высказывать свою точку зрения. | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока | 10 | На уроках истории мы с вами еще не раз будем возвращаться к разговору о Москве, о развитии нашего государства. | Слушают учителя | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Дома зарисуйте в тетрадь изображение первых московских строений. И прочитав текст, на странице с 86 по 88, может быть, узнаете еще что-нибудь о Москве. | Записывают домашние задания | Индивидуальная работа | - | - |
Список литературы
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА. 2014. – 150 с.
2. Чутко, Л.Е. Родионова «Твоя Россия». Учебник-хрестоматия по истории. Духовное возрождение, 1997. – 264 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"
Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...
План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"
Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...
Презентация "Государство, основанное на справедливости", ОРКСЭ, урок № 16, к учебнику Шамшуриной (Дрофа), 4 класс
Презентация включает вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новой теме. Знакомит с биографией и основными идеями китайского философа Конфуция о справедливом устройстве государства, содерж...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 3 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
Александр Невский. Ледовое побоище Урок изучения нового материала 1. Познакомить детей с историческим периодом, событиями 1240-1242 гг., с исторической личностью Александра Невского. 2. Учить дават...
конспект урока с презентацией по математике. Тема: «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом действия умножения»
конспект урока с презентацией по математике. Тема: «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом действия умножения»...
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"
Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...