Мотивационный.
| 3 мин. | Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам нужно будет подумать и разгадать кроссворд: (Слайд 1)
1. С городом этим трудно сравниться. Главный в стране он, это … (столица) 2. Права и обязанности граждан записаны в … (конституции) 3. Как называется главный город нашего государства? (Москва) 4. Назовите имя президента нашей страны. (Владимир) 5. Название нашего государства. (Россия) 6. Модель Земли - это …(глобус) А теперь прочитайте ключевое слово (Символ). Молодцы! Правильно. А как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О символах). Тема нашего урока: «Символы государства». Как вы думаете, что мы нового узнаем? Какие цели на урок мы поставим? | Практический: отгадывание кроссворда. Мотивирует детей, вызывая интерес с помощью кроссворда.
Словесный: ответы на вопросы.
Сообщает тему урока, задает вопросы. | Анализируют, разгадывают кроссворд.
Предполагают, ставят цели. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П); осознанное и произвольное построение высказывания (П); |
Усвоение новых знаний.
| 14 мин.
| Все мы являемся гражданами Российской Федерации и должны знать и почитать символы нашей страны. Сегодня мы с вами поговорим о символах государства. Слово «символ» в переводе с греческого языка обозначает знак, признак, пароль, сигнал. (Слайд 2). Символы это отличительные признаки государства. Какие символы нашей страны вы знаете? (Флаг, герб, гимн). И сегодня мы с вами заглянем в историю создания этих символов. Начнем с флага. Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета, или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти. (Слайд 3). Найдите на слайде флаг нашего государства. (Слайд 4). Опишите флаг РФ: сколько цветов? (3: белый, синий, красный). Как они располагаются? (Горизонтально). Как вы думаете, что символизирует каждый цвет? (Белый - мир, чистоту, благородство; синий - мирное небо, верность, веру, историческом смысле – распространение государственной власти на морские просторы; красный - отвагу, героизм, огонь, смертный бой, готовность отстаивать землю в подвиге). Вспомните, где и когда поднимают флаг государства? (Постоянно поднят на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на официальных церемониях и важных мероприятиях и т.д.). В 1693 г. триколор стал личным штандартом царя Петра I. 20 января 1705 г. он издал указ, согласно которому "на торговых всяких судах" должны поднимать бело-сине-красный флаг. Трехполосный флаг поднимался на военных кораблях до 1712 г., когда на военном флоте утвердился Андреевский флаг (белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест). (Слайд 5). Затем, в середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. (Слайд 6). А вы знаете, когда мы отмечаем День Государственного флага России? (22 августа). (Слайд 7). Следующий наш символ… Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. У России он особый, Ты назвать его попробуй (Герб). Попробуйте найти герб России (Слайд 8). Молодцы! "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство. Герб – эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Слайд 9). Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука – геральдика. (Слайд 10). Приходилось ли вам раньше видеть герб нашей страны? Где? (Монеты, бумажные купюры, печати). Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел). Как вы считаете, что он символизирует? Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава). Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца). Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий. Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец) А кто зло? (Змей). О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне). Кто сможет предположить, что же такое гимн? Гимн – греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Гимн - торжественная песнь или мелодия, один из символов любого государства. (Слайд 11). Как вы думаете, когда включают гимн? (В особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований). При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. В Российской Федерации Музыкальной основой гимна государства является музыка А. Александрова, слова С. Михалкова. Дата принятия: 07.03.2001. А сейчас давайте немного послушаем гимн России, а затем вы мне скажите, какие чувства он у вас вызвал. Прослушивание гимна. Так какие чувства у вас вызвала эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину). Молодцы! | Словесный: ответы на вопросы.
Словесный: рассказ. Работа с новым материалом, выдает новую информацию.
Словесный: работа с понятием.
Дает задание, задает вопросы, дополняет ответы.
Практический: разгадывать загадку. Загадывает загадку.
Дает задание, задает вопросы, дополняет ответы. Словесный: работа с понятием.
Словесный: рассказ.
Словесный: работа с понятием.
Практический: прослушивание гимна. Включает гимн.
| Анализируют, воспринимают новую информацию, рассуждают, запоминают, отвечают на вопросы.
Ищут, описывают флаг.
Разгадывают загадку.
Ищут герб. Анализируют, воспринимают новую информацию, рассуждают, запоминают, отвечают на вопросы.
Анализируют, воспринимают новую информацию, рассуждают, запоминают, отвечают на вопросы.
Слушают гимн.
Выражают свои чувства, после услышанного. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); структурирование знаний (П); разрешение конфликтов (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); постановка и формулирование проблемы (П); определение основной и второстепенной информации (П); |
Закрепление знаний и способов действий.
| 5 мин.
| Теперь я проверю, как вы меня слушали и что вы запомнили. Самостоятельная работа. На листочках у вас задание, по выполнению проверим. I) Соотнеси понятие и определение. А. Герб
| 1.Специальная наука, которая занимается процессом создания герба. | Б. Флаг
| 2.Золотой шар с крестом наверху. | В. Геральдика
| 3.Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. | Г. Скипетр
| 4.Торжественная песнь или мелодия, один из символов любого государства. | Д. Гимн
| 5.Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета, или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти. | Е. Символ
| 6.Отличительный признак государства. | Ж. Держава | 7.Жезл, символ власти. |
|
|
(Слайд 12). Критерии: Без ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более – Стараться лучше! А знаете ли вы, ребята, символы города Челябинска? Если ли у нас флаг, герб? (Есть). Сможете найти флаг Челябинска на слайде? (Слайд 13). Хорошо! Главной геральдической фигурой флага является навьюченный жёлтый (золотой) верблюд в знак того, что по территории современного Челябинска проходили важные торговые пути. Жёлтый цвет (золото) — символ прочности, величия, богатства, интеллекта, великодушия. Серебристая часть полотнища аллегорически указывает на то, что Челябинск, основанный в 1736 году на реке Миасс, как сторожевая казачья крепость, всегда являлся важным торговым, экономическим, оборонным центром России Герб Челябинска. Учрежден 12 сентября 2000 года. На серебряном щите, символе чистоты помыслов, защиты и благоразумия изображены: - часть крепостной стены в подтверждение того, что город Челябинск был основан как российская крепость 1736 года; - у крепостной стены находится желтый (золотой) навьюченный верблюд в знак того, что город богат товарами и его развитие зависит от успехов в торговле. На это же указывает зеленое поле, символ надежды и изобилия. Золото - символ прочности, величия, богатства, интеллекта, великодушия. | Дает задание на самостоятельную работу. Практический: выполнение самостоятельно задание на соотнесение.
Словесный: рассказ. | Самостоятельно выполняют задания, анализируют, рассуждают, соотносят понятие и определение, самооценка.
Выполняют задание, отвечают на вопросы. | Формулировать собственную позицию и мнение (К); Проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям (Л); Осуществляется итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (Р); |
Итог урока. | 4 мин. | Сейчас я хочу проверить, с каким багажом знаний вы уйдёте с урока. Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг). Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный). Какого числа мы отмечаем День государственного флага? (22 августа). Какой Святой изображён на гербе и какой подвиг он совершил? (Георгий Победоносец). Что орёл сжимает правой лапой? (Скипетр). Что левой? (Державу). Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн). | Проверяет, подводит итог, задает вопросы, дополняет ответы.
| Вспоминают, рассуждают, отвечают на вопросы. | Установление причинно-следственных связей (П); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); контроль, коррекция, оценка (Р). |