Конспект урока по истории на тему :"Екатерина Великая" Школа России 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Конспект урока по истории на тему :"Екатерина Великая" Школа России 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekaterina_velikaya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Екатерина Великая»
Тип урока: комбинированный
Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.
2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.
Планируемы результаты:
- предметные:
-развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;
-воспитывать любовь к истории;
-прививать интерес к истории Отечества.
- личностные:
-развивать устную речь;
-развивать умение формулировать свои мысли
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
Понятия: патриот, патриотизм.
Оборудование: портреты А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, фотографии Зимнего дворца, набережной Невы, памятника «Медный всадник», а также чугунных и каменных мостов.
№ п/п | Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |
1. | Орг. момент. | 1 мин | Итак, проверьте готовность к уроку. | Словесный: слово учителя | Проверяют готовность к уроку. | Л: принятие образа хорошего ученика. | |
2. | Мотивационный этап | 2 мин | Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече очень рада я! Сегодня нас ждет сама Царица Екатерина Великая. Нас ожидает встреча с императрицей Екатериной Второй и знакомство с Петербургом того времени. | Словесный: инструктаж | Описывают свои качества | Л:самоопределение К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
3. | Актуализация опорных знаний. | 5 мин | – Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»? – Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания? – В чем были трудности учебы в то время? – Назовите заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры. Сейчас проведём графический диктант. Если высказывание верное, то учащиеся ставят «+». Если неверное, то «–». 1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве. 2. Отец М. Ломоносова был рыбаком. 3. В 11–12 лет он стал учить грамоту. 4. Его первым учителем был дьячок местной церкви. 5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву. 6. В это время английский язык был международным языком науки. 7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию. 8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук. О т в е т ы: – + + + – – – + . Учащиеся сдают работы на проверку. | Словесный: ответы на вопросы Практичекский: графический диктант | Отвечают на вопросы | П: строят речевое высказывание Р: принимают и сохраняют учебную задачу | |
4. | Постановка учебной задачи и её решение | 2 мин | Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему ее назвали Великой, мы узнаем на этом уроке. Какие цели мы перед собой поставим на это уроке? Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник. Демонстрация фотографии памятника Екатерине II. – Какие же изменения произошли в Петербурге при Екатерине II? Прочитайте текст на с. 105–107 учебника. | Словесный: ответы на вопросы Практический: работа с учебником | Слушают. Отвечают на вопросы. Называют тему урока. Ставят цели. Смотрят памятник Екатерине II | П: строят речевое высказывание М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний. Л:самоопределение | |
5. | Решение частных задач | 20 мин | В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой: 1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы; 2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян. Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой. – Прочитайте статью на с. 107–108 учебника «Как жили дворяне и крепостные крестьяне». Физкультминутка Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише. Деревцо все выше, выше. Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей. Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков. (Учитель демонстрирует портреты военачальников.) – Прочитайте статью «Знаменитые военачальники» на с. 108–110 учебника. Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова? Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции. Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать». | Практический : работа со словарём Словесный: Задает вопросы. Практический :работа с учебником Практический : работа с картой Словесный: рассказ работать с учебником Словесный: ответы на вопросы | Отвечают на вопросы. Слушают. Отвечают на вопросы учителя. Слушают. | П: осознанное построение речевого высказывания. П: осмысленно слушают. П: осознанное построение речевого высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |
6. | Итог урока. Оценивание работы учащихся | 5 мин | Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому? – Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой? – Какие перемены произошли в России в это время? – Как изменилась жизнь дворян и крепостных крестьян? – Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков? | Словесный: Ответы на вопросы | Отвечают на вопросы. Подводят итог урока | П: строят речевое высказывание П: строят рассуждения Р:осуществляют итоговый контроль | |
7. | Рефлексия | 3 мин | Закончите фразу : « Сегодня на уроке я почувствовал…» На этом наш урок окончен. Запишите домашнее задание: 1.Читать материал учебника на С. 105–111. Ответить на вопросы «Проверь себя». | Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки. | Осуществля-ют: самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке | П: Контроль и оценка результатов своей деятельности. Р: Коррекция, контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс
Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс...
Конспект урока по истории на тему :"Страна городов"Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Страна городов"Школа России 4 класс...
Конспект урока по истории на тему :"Иван Третий" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Иван Третий" Школа России 4 класс...
Конспект урока по истории на тему :"Куликовская битва" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Куликовская битва" Школа России 4 класс...
Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс...
Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс...
Конспект урока по истории на тему: Москва - столица России. Президент России
Конспект урока по истории, 1 класс....