Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме
Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodoslovnoe_drevo.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории
Тема: «Родословное древо»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Раскрыть значение понятия «родословное древо», «предки»; формировать убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о важности каждого члена семьи;
Планируемые результаты:
Предметные: знать 2 способа составления родословного древа; знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье
Личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье; проявлять интерес к истории своей семьи.
Метапредметные: различать способ составления родословного древа; составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений.
Понятия: родословное древо, предки.
Оборудование: учебник Окружающий мир 3 класс, рабочая тетрадь / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, презентация.
Этап | Время | Содержание | Деятельность уч-ля | Деятельность уч-ка | УУД |
1.Орг.момент | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Ивановна, сегодня я буду проводить у вас урок истории. Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло…) Пусть такая же теплая, дружественная обстановка будет у нас на уроке. | Метод: словесный | Приветствие | Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
2.Проверка Домашнего Задания | 9 мин | Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Каждый из вас в семье имеет несколько ролей. Например, я –дочь, сестра, тетя, племянница… А вы? Давайте поиграем в игру «Кто кому кто?» …. кто ты для мамы? (дочь, сын) …..кто называет тебя сыном, дочерью? (мама, папа) …. кто ты для бабушки? (внук, внучка) … у твоего папы есть мама, кто она тебе? (бабушка) … у твоей мамы есть сестра, кто она тебе? (тетя) … у маминой сестры есть сын, кто ты ему? (двоюродный брат, сестра) …. у папиного брата есть дочь, кто она тебе (двоюродная сестра) Какие это названия? (по родству). Хорошо, молодцы. А скажите, что за родственники появляются у мужа и жены после свадьбы? ( у мужа: теща и тесть, свояченица, шурин. У жены: свекровь, свекор, деверь, золовка). А это какие названия? (по свойству). Муж и жена родственники между собой? (нет, до свадьбы они были чужие друг другу, после свадьбы стали своими). Молодцы, ответили на все вопросы. | Задает вопросы по домашнему заданию, выслушивает ответы Метод: словесный Наглядный Приём: Фронтальный опрос | Ответы на вопросы | К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. |
3.Подготовка к основному этапу занятия. Постановка учебной задачи. | 5 мин | Послушайте стихотворение: У меня есть дерево такое, Называется оно семьей… На нем яблоки висят, оно – живое! И наполнено семейной добротой! Яблочко внизу, левее, выше, И у каждого судьба своя. Дедушки и бабушки на кроне, Папа, мамочка, сестренка брат и я! Как вы думаете, о чем это стихотворение? (семейное дерево, родословное дерево). Как будет называться тема нашего урока? ( родословное древо). А какие цели мы поставим перед собой? (познакомиться с понятием «родословное древо», и узнать, как оно строится). 7я! Это 7 таких же, как я, похожих лицом, глазами… но во всех ли семьях ровно 7 человек? конечно, нет. Да это и неважно, просто это число неделимо, как бы напоминает нам, что и семья тоже едина. Наши семьи все разные. А чем же они отличаются? Своими привычками, укладом, обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет и задумывается: Кто я? Откуда мои корни? Издавна, одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную. | Читает стихотворение Задает вопросы Помогает выявить тему и цель урока Метод: Словесный Прием: Фронтальный опрос беседа | Ответы на вопросы Выявляют тему урока и цель | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми. |
4.усвоение новых знаний и способов действий
| 15 мин | Что же такое родословное древо? (родословное древо – схема родственных связей между людьми). Почему же древо называют родословным? (потому, что оно рассказывает его историю семьи, рода за несколько десятилетий и даже столетий). В наши дни многие ищут свои корни, находят сведения о предках, составляют родословные. Кто знает, предки – это кто? (предки – родные вам люди, появившиеся на свет перед вами, раньше вас). Существует 2 способа составления родословных. Для того, чтобы узнать об этих способах, откройте учебник на странице 29. Первый вариант читает про способ «восхождение к предкам», второй вариант читает про способ «нисхождения к потомкам». Как только вы прочитаете эти способы, повернитесь и расскажите о них друг другу. Рассказали? А теперь расскажите мне, в чем же заключается способ составления родословной «восхождение к предкам», «нисхождение к потомкам»? Чем отличаются друг от друга эти способы? (в первом способе веточки идут вверх, от вас: в 2-ом способе веточки идут вниз, от родоначальника). Давайте теперь рассмотрим схемы, на странице 28 и 29. Скажите мне, на стр.28 каким способом составлено древо? (восхождение к предкам). Объясните, почему именно этот способ? (на схеме веточки вверх). Хорошо. Теперь посмотрите на древо на стр.29. Каким способом оно составлено? (нисхождение к потомкам). Как вы определили? (веточки вниз от родоначальника). Правильно, молодцы. А теперь еще раз посмотрите на ту и на другую схему, что у них общего? (мужские имена помещены в прямоугольную рамочку слева, а женские имена – в овальную рамочку справа). Верно, ребята! При составлении родословного древа, мужские имена принято писать в прямоугольную рамочку слева, а женские имена – в овальную рамочку справа. | Словесный рассказ Метод: Словесный Наглядный Прием: Чтение Фронтальный опрос Рассматривание схем Наглядный Наглядный Практический | Работа по учебнику Слушают учителя и отвечают на заданные вопросы Работа по учебнику Работа по учебникку Рассматривают схемы Делают выводы | К:уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика; П:умение работать по учебнику. Умение высказывать свое мнение Л: умение сравнивать |
Физ.- минутка | 2 мин | Дети должны : -замереть на месте; -повернитесь вправо, влево; -постойте на цыпочках; -стойте на цыпочках с закрытыми глазами; -теперь поморгайте глазами; -покивайте головой, как будто вы соглашаетесь ,а теперь не соглашаетесь с чем-то; -попеременно поднимайте над головой левую и правую руку; -теперь обнимите себя за шею сначала левой рукой, а потом правой. | Показывает движения | Повторяют движения | Л: нравственно-этическая ориентация(нормы поведения, исходя из социальных личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор). |
5.Обобщение и систематизация знаний | 3 мин | С чего же начать поиск своих корней и составление родословного древа? Прежде всего надо расспросить родных. Давайте рассмотрим самые важные вопросы о каждом предке, которые вы должны задать родственникам старшего поколения: 1) Как его имя, отчество, фамилия; 2) Где и когда он родился, жил, учился, работал; 3) Каковы были девичьи фамилии замужних женщин; 4) Какие есть устные семейные предания, старые документы, фотографии? | Объясняет задание Метод: Наглядный | Проговаривают вопросы | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новый задачи |
6.Первичная проверка понимания 7.Контроль и самопроверка знаний 8.Подведение итогов (закрепление) | 5 мин 4 мин | Давайте рассмотрим фотографии на с. 30. Что там изображено? (вечный огонь в Белгороде и памятник в Нижнем Новгороде). Давайте прочитаем надпись на памятнике. Как вы думаете, что чувствуют потомки, читая фамилии своих предков на памятной доске? (гордость, чувство долга и т.д.). Теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал: 1) Родословное древо – это? 2) Кто такие предки? 3) Какие существуют способы составления родословного древа? 4) В каких рамочках записываются мужские и женские имена? 5) какие вопросы будете задавать, чтобы узнать о своих предках? Ребята, кто усвоил весь материал пройденный на уроке поднимите руку, опустите. Теперь те, кто недопонял чего-то. Что именно вам не понятно?
| Поясняет задания Методы: Практический Наглядный Методы: Словесный Прием: Объяснение Объясняет задание Метод: Словесный Прием: беседа Задает вопросы | Подводят итоги, отвечают на вопросы | П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. П: Умение высказывать свое мнение |
9.Рефлексия 10.информация о домашнем задании | 1 мин 1 мин | 1)кто мне назовет, какая тема нашего сегодняшнего урока? (родословное древо). 2)какие цели урока мы ставили? (познакомиться с понятием «родословное древо», и узнать, как оно строится). 3)Достигли ли мы этих цели? Заканчивая наш урок, я бы хотела рассказать вам одну историю… В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово. Какое слово написал старец? Запишите вариант своего ответа на сердечке. (На листе было написано слово «понимание») Чтобы в ваших семьях было тепло и уютно всем, не забывайте те слова, которые вы сейчас записали на сердечках. Учитесь понимать друг друга Домашнее задание: учебник: стр. 28-31; в рабочей тетради: стр. 16-17 №1, 2. Спасибо за урок, до свидания! | Выявляет понимание детей новой темы Методы: Словесный Приём: Фронтальный опрос рассказ Даёт домашнее задание | Отвечают на вопросы Слушают Записывают домашнее задание | Л:смыслообразование. П:умение осознанно строить речевое высказывание устно. Л:смыслообразование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории 4 класс "Отечественная война 1812 года"
На учителях начальных классов лежит особая ответственность перед учащимися. Они закладывают основы познавательного интереса в учениках. Они первыми знакомят детей, пришедших из детского са...
План-конспект урока в малокомплектной школе по математике 2 класс "Решение задач на нахождение суммы" и по истории в 4 классе "Рождение русского флота. Великая Северная экспедиция Витуса Беринга".
Урок во 2 и 4 классах. На уроке математики учащиеся знакомятся с решением задач на нахождение суммы, а в 4 классе расширяют знания о Петре I, знакомятся с географическими открытиями, сделанными В. Бер...
Конспект урока по истории "Москва - преемница Владимира" 4 класс "Школа России"
Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: формировать представление об истории Москвы как о русском старинном городе; воспитывать интерес к предмету, активность, внимание учащихся; учить у...
Конспект урока по истории 4 класс.Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.
Тема урока: «Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.Цель: сформировать представление о Петре I, о строительстве Санкт- Петербурга, умение сравнивать. Планируемые...
Конспект урока технологии "История игрушек. Игрушка-попрыгушка", 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование конструкторско-технологических умений, с помощью игрушек-попрыгушек.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила техники безопасности, происхождение и назна...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Родословное древо - древо жизни, историческая память, связь поколений (изображение открытки ко дню матери)» (УМК «Перспектива»4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений ценить связь поколений и создание условий для обучения изображения обложки для открытки, посвященной Дню матери.Задачи урок...