Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме

Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodoslovnoe_drevo.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории

Тема: «Родословное древо»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Раскрыть значение понятия «родословное древо», «предки»; формировать убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о важности каждого члена семьи;

Планируемые результаты:

Предметные: знать 2 способа составления родословного древа; знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье

Личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье; проявлять интерес к истории своей семьи.

Метапредметные: различать способ составления родословного древа; составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений.

Понятия: родословное древо, предки.

Оборудование: учебник Окружающий мир 3 класс, рабочая тетрадь / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, презентация.

Этап

Время

Содержание

Деятельность

уч-ля

Деятельность

уч-ка

УУД

1.Орг.момент

1 мин

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Ивановна, сегодня я буду проводить у вас урок истории. Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?  (Тепло…) Пусть такая же теплая, дружественная обстановка будет у нас на уроке.

Метод: словесный

Приветствие

Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

2.Проверка

Домашнего

Задания

9

мин

Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Каждый из вас в семье имеет несколько ролей. Например, я –дочь, сестра, тетя, племянница… А вы? Давайте поиграем в игру «Кто кому кто?»

…. кто ты для мамы? (дочь, сын)

…..кто называет тебя сыном, дочерью? (мама, папа)

…. кто ты для бабушки? (внук, внучка)

… у твоего папы есть мама, кто она тебе? (бабушка)

… у твоей мамы есть сестра, кто она тебе? (тетя)

… у  маминой сестры есть сын, кто ты ему? (двоюродный брат, сестра)

…. у  папиного брата есть дочь, кто она тебе (двоюродная сестра)

Какие это названия? (по родству). Хорошо, молодцы. А скажите, что за родственники появляются у мужа и жены после свадьбы? ( у мужа: теща и тесть, свояченица, шурин. У жены: свекровь, свекор, деверь, золовка). А это какие названия? (по свойству). Муж и жена родственники между собой?  (нет, до свадьбы они были чужие друг другу, после свадьбы стали своими).

Молодцы, ответили на все вопросы.

Задает вопросы по домашнему заданию,

выслушивает ответы

Метод: словесный

Наглядный

Приём:

Фронтальный опрос

Ответы на вопросы

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

3.Подготовка к основному этапу занятия.

Постановка учебной задачи.

5 мин

Послушайте стихотворение:                                                                 У меня есть дерево такое,                                                       Называется оно семьей…                                                                   На нем яблоки висят, оно – живое!                                                        И наполнено семейной добротой!                                               Яблочко внизу, левее, выше,                                                                 И у каждого судьба своя.                                                           Дедушки и бабушки на кроне,                                                             Папа, мамочка, сестренка брат и я! 

Как вы думаете, о чем это стихотворение? (семейное дерево, родословное дерево). Как будет называться тема нашего урока? ( родословное древо). А какие цели мы поставим перед собой? (познакомиться с понятием «родословное древо», и узнать, как оно строится).

7я! Это 7 таких же, как я, похожих лицом, глазами… но во всех ли семьях ровно 7 человек? конечно, нет. Да это и неважно, просто это число неделимо, как бы напоминает нам, что и семья тоже едина. Наши семьи все разные. А чем же они отличаются? Своими привычками, укладом, обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растет и задумывается: Кто я? Откуда мои корни? Издавна, одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную.

Читает стихотворение

Задает вопросы

Помогает выявить тему и цель урока

Метод:

Словесный

Прием:

Фронтальный опрос

беседа

Ответы на вопросы

Выявляют тему урока и цель

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

4.усвоение новых знаний и способов действий

 

15 мин

Что же такое родословное древо? (родословное древо – схема родственных связей между людьми). Почему же древо называют родословным? (потому, что оно рассказывает его историю семьи, рода за несколько десятилетий и даже столетий). В наши дни многие ищут свои корни, находят сведения о предках, составляют родословные. Кто знает, предки – это кто? (предки – родные вам люди, появившиеся на свет перед вами, раньше вас).  

Существует 2 способа составления родословных. Для того, чтобы узнать об этих способах, откройте учебник на странице 29. Первый вариант читает про способ «восхождение к предкам», второй вариант читает про способ «нисхождения к потомкам». Как только вы прочитаете эти способы, повернитесь и расскажите о них друг другу.

Рассказали? А теперь расскажите мне, в чем же заключается способ составления родословной «восхождение к предкам», «нисхождение к потомкам»? Чем отличаются друг от друга эти способы? (в первом способе веточки идут вверх, от вас: в 2-ом способе веточки идут вниз, от родоначальника).

Давайте теперь рассмотрим схемы, на странице 28 и 29. Скажите мне, на стр.28 каким способом составлено древо? (восхождение к предкам). Объясните, почему именно этот способ? (на схеме веточки вверх). Хорошо. Теперь посмотрите на древо на стр.29. Каким способом оно составлено? (нисхождение к потомкам). Как вы определили? (веточки вниз от родоначальника). Правильно, молодцы. А теперь еще раз посмотрите на ту и на другую схему, что у них общего? (мужские имена помещены в прямоугольную рамочку слева, а женские имена – в овальную рамочку справа). Верно, ребята! При составлении родословного древа, мужские имена принято писать в прямоугольную рамочку слева, а женские имена – в овальную рамочку справа.

Словесный рассказ

Метод:

Словесный

Наглядный

Прием:

Чтение

Фронтальный опрос

Рассматривание схем

Наглядный

Наглядный

Практический

Работа по учебнику

Слушают учителя и отвечают на заданные вопросы

Работа по учебнику

Работа по учебникку

Рассматривают схемы

Делают выводы

К:уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика;

П:умение работать по учебнику.

Умение высказывать свое мнение

Л: умение сравнивать

Физ.- минутка

2

мин

Дети должны :

-замереть на месте;

-повернитесь вправо, влево;

-постойте на цыпочках;

-стойте на цыпочках с закрытыми глазами;

-теперь поморгайте глазами;

-покивайте головой, как будто вы соглашаетесь ,а теперь не соглашаетесь с чем-то;

-попеременно поднимайте над головой левую и правую руку;

-теперь обнимите себя за шею сначала левой рукой, а потом правой.

Показывает движения

Повторяют движения

Л: нравственно-этическая ориентация(нормы поведения, исходя из социальных личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный  выбор).

5.Обобщение и систематизация знаний

3 мин

С чего же начать поиск своих корней и составление родословного древа? Прежде всего надо расспросить родных. Давайте рассмотрим самые важные вопросы о каждом предке, которые вы должны задать родственникам старшего поколения:

1) Как его имя, отчество, фамилия;

2) Где и когда он родился, жил, учился, работал;

3) Каковы были девичьи фамилии замужних женщин;

4) Какие есть устные семейные предания, старые документы, фотографии?  

Объясняет задание

Метод:

Наглядный

Проговаривают вопросы

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новый задачи

6.Первичная проверка понимания

7.Контроль и самопроверка знаний

8.Подведение итогов

(закрепление)

5 мин

4

мин

Давайте рассмотрим фотографии на с. 30. Что там изображено?  (вечный огонь в Белгороде и памятник в Нижнем Новгороде). Давайте прочитаем надпись на памятнике. Как вы думаете, что чувствуют потомки, читая фамилии своих предков на памятной доске?

(гордость, чувство долга и т.д.).

Теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал:

1) Родословное древо – это?

2) Кто такие предки?

3) Какие существуют способы составления родословного древа?

 4) В каких рамочках записываются мужские и женские имена?

5) какие вопросы будете задавать, чтобы узнать о своих предках?

 Ребята, кто усвоил весь материал пройденный на уроке поднимите руку, опустите. Теперь те, кто недопонял чего-то. Что именно вам не понятно?

 

Поясняет задания

Методы:

Практический

Наглядный

Методы:

Словесный

Прием:

Объяснение

Объясняет задание

Метод:

Словесный

Прием:

беседа

Задает вопросы

Подводят итоги,

отвечают на вопросы

П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

П: Умение высказывать свое мнение

9.Рефлексия

10.информация о домашнем задании

1 мин

1 мин

1)кто мне назовет, какая тема нашего сегодняшнего урока?

(родословное древо).

2)какие цели урока мы ставили? (познакомиться с понятием «родословное древо», и узнать, как оно строится).  

3)Достигли ли мы этих цели?

Заканчивая наш урок, я бы хотела рассказать вам одну историю… В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Какое слово написал старец? Запишите вариант своего ответа на сердечке. (На листе было написано слово «понимание»)

Чтобы в ваших семьях было тепло и уютно всем, не забывайте те слова, которые вы сейчас записали на сердечках. Учитесь понимать друг друга

Домашнее задание: учебник: стр. 28-31; в рабочей тетради: стр. 16-17 №1, 2.

Спасибо за урок, до свидания!

Выявляет понимание детей новой темы

Методы:

Словесный

Приём:

Фронтальный опрос

рассказ

Даёт домашнее задание

Отвечают на вопросы

Слушают

Записывают домашнее задание

Л:смыслообразование.

П:умение осознанно строить речевое высказывание устно.

Л:смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 4 класс "Отечественная война 1812 года"

На учителях начальных классов лежит особая ответственность перед учащимися. Они закладывают основы познавательного интереса в учениках. Они первыми знакомят детей, пришедших из детского са...

План-конспект урока в малокомплектной школе по математике 2 класс "Решение задач на нахождение суммы" и по истории в 4 классе "Рождение русского флота. Великая Северная экспедиция Витуса Беринга".

Урок во 2 и 4 классах. На уроке математики учащиеся знакомятся с решением задач на нахождение суммы, а в 4 классе расширяют знания о Петре I, знакомятся с географическими открытиями, сделанными В. Бер...

Конспект урока по истории "Москва - преемница Владимира" 4 класс "Школа России"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: формировать представление об истории Москвы как о русском старинном городе;  воспитывать интерес к предмету, активность, внимание учащихся; учить у...

Конспект урока по истории 4 класс.Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.

Тема урока: «Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.Цель:  сформировать представление о Петре I,  о строительстве Санкт- Петербурга, умение сравнивать. Планируемые...

Конспект урока технологии "История игрушек. Игрушка-попрыгушка", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование конструкторско-технологических умений, с помощью игрушек-попрыгушек.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила техники безопасности, происхождение и назна...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Родословное древо - древо жизни, историческая память, связь поколений (изображение открытки ко дню матери)» (УМК «Перспектива»4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений ценить связь поколений и создание условий для обучения изображения обложки для открытки, посвященной Дню матери.Задачи урок...