Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Орг. момент
| 3 | Здравствуйте, ребята! Можете сесть. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Меня зовут Мариам Арменовна и сегодня, урок окружающего мира у вас проведу я. Вашим домашним заданием было сделать доклады в разных формах. Ваши работы сегодня будет оценивать компетентное жюри: Ольга Юрьевна, Нелля , Екатерина , ГульшатРафиковна. Работы сейчас сдаем. А пока мы с Вами будем изучать следующую тему. Наше жюри подведет итоги. | Организует работу. Сосредотачивает внимание. | Проверяют готовность к уроку. | Л: слушают учителя и выполняют его указания |
Подготовка к основному этапу занятия | 5 | А теперь давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Для этого посмотрите на экран. Что в этом предложении не так? (оно перевернуто) Верно. Чтобы узнать тему нам нужно попытаться прочитать это предложение. Так какая у нас тема? (В поисках справедливости) Молодцы ребята. А какие цели мы перед собой поставим? Итак, тема нашего урока «В поисках справедливости». Ребята, а как вы понимаете слово справедливость? Справедливость принцип, который регулирует взаимоотношения между людьми по поводу распределения социальных ценностей. Социальные ценности – это свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и уважения и т.д. Справедливыми считают исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми - чинящих произвол, нарушающих права людей (лишающих их свободы и имущества). Справедливым признается воздаяние каждому по заслугам и, соответственно, несправедливым - незаслуженные почести и наказания. | Задает вопросы.
Поясняет ответы детей, дополняет.
Помогает выявить тему и цель урока.
| Ответы на вопросы Выявляют тему урока и цель | К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П:узнавание новой темы при взаимодействии с детьми. |
Усвоение новых знаний и способов действий. | 7 | А сейчас мы с вами узнаем о поисках справедливости в России. Откройте стр. 68. Прочитайте первый абзац. Какое понятие вам незнакомо? (крепостное право) Как вы думаете, что это такое? (крепостное право-полная зависимость от землевладельца. Включает запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле; беглые подлежат принудительному возврату)). Посмотрите на экран. Перед вами картина «Торг». 1866 г. Неврев Н. В.Что изображено на картине? На картине мы видим двух помещиков, чей внешний вид, несмотря на добротное убранство, вызывает стойкое чувство неприязни. Напыщенные, высокомерные, облысевшие, они обсуждают сделку товаром которой выступает молодая крестьянская девушка. Что более всего «трогает» зрителя – это чрезвычайное спокойствие помещиков, как будто дело идёт о каком-либо неодушевлённом предмете. Отведя в сторону взор, владелец девушки о чем-то размышляет, обрюзгший же покупатель уже хозяйственно положил руку на крепостную, уверенный, что дело сладится. Далее взгляд скользит к лицу девушки. Её лицо выражает протест и осознание бессилия, а крепко сжатые губы, непроницаемый взгляд со сложенными на груди руками заставляют восхититься мужественностью девушки. Толпа крепостных на заднем плане – это бесправная людская масса, которая только и может, что посочувствовать. Разве, что выделяется среди них староста, который пригнал девушку на торг. Подпоясанный кушаком, он стоит безмолвный, безучастный и бесстрастный – он исполнитель барской воли. Более всего поражает в картине то, насколько много автор смог донести информации о главных действующих лицах! Об образованном хозяине красноречиво говорит убранство комнаты – картины, книг, об уверенном в себе госте – его непринуждённая поза, небрежно наброшенная на стул одежда, о характере девушке – упрямый взгляд и протестующая поза. Мы можем прочувствовать каждого персонажа, возмутиться, посочувствовать, сопереживать. Можем ли мы сказать о справедливых отношениях между людьми разных сословий во время крепостного права? А кто отменил крепостное право? (Александр II). Сейчас откроем рабочую тетрадь на странице 37, задание № 2. Какое прозвище он получил? Давайте посмотрим на его портрет. Александр IIполучил прозвище Освободитель, потому что подписал Манифест об отмене крепостного права. А после отмены крепостного права изменились отношения между людьми разных сословий или остались такими же? | Раскрывает понятие «крепостное право».
Описывает картину «Торг». Метод: словесный.
Наглядный: Описание картины.
Практический: Работа в рабочей тетради.
| Читают текст, слушают.
Слушают.
| П: изучают новый материал, запоминают даты и названия. Осмысленно отвечают на вопросы, размышляют
К:уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика; П: умение работать в соответствии с заданием. |
Физ. Мин. | 1 | Одно из прав человека – право на здоровье. Минутка для отдыха наших глаз. Напишите при помощи ваших глаз слово – правда. | Показывает движения. | Повторяют. |
|
Усвоение новых знаний и способов действий. | 14 | Сейчас вы разделитесь на группы: 1 ряд- 1группа,2 ряд- вторая и 3 ряд – третья. У вас на группу 1 карточка с таблицей, вам нужно сначала прочитать абзац, который я вам назову, а затем заполнить таблицу. При готовности всех команд, каждая команда выбирает одного человека, который опираясь на таблицу расскажет о событии, которое они разбирали в группах. 1 команда читает второй абзац. 2 команда читает 3 и 4 абзац. 3 команда 5,6,7. Вам на все 7 минут. Ваше время истекло. Начинает первая команда. Молодцы.Войну начала Германия против Сербии, а Россия вступилась за братскую сторону и таким образом приняла участие в войне. Война была долгой и шла с переменным успехом. Война изматывала народ, лишала надежды на скорую мирную жизнь. Солдаты погибали в сражениях. Не хватало снарядов и патронов, медикаментов и продовольствия. Вторая команда. Вы,верно, заполнили таблицу. А как вы думаете, что такое революция? Революция -быстрый переворот во всем государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой. А как вы поняли фразу «Долой самодержавие»? Что такое самодержавие? Самодержавие - монархическая форма правления в России, при которой императорупринадлежали верховные права в законодательстве, управлении страной, командовании армией и флотом и т.д.После первой революции рабочие, солдаты и матросы вышли на улицу с требованием «Долой самодержавие!» после чего император Николай II отрекся от престола и через год был расстрелян вместе с семьей в Екатеринбурге. И Россия стала республикой. А как вы понимаете слово республика? Республика - страна, в которой управляет сам народ через своих посредников, выбираемых на известное время. А является ли сейчас наша страна республикой.Вторую революцию возглавил Совет солдатских и крестьянских депутатов, поэтому власть стала называться советской. Были изданы декреты о мире и земле, отвечавшие первейшим требованиям народа. Третья команда. Очень хорошо справились с таблицей. А как вы думаете, что такое Гражданская война? И чем она отличается от Отечественной? Гражданская война – это война между организованными группами внутри государства. А кто знает, в каких странах сейчас идет гражданская война? Каждая из сторон считала, что именно она знает, как построить справедливое общество. В борьбе за свою правду гибли и красные и белые. Разрушались города, пустели сёла. Голод, холод, разруха уничтожали людей. Победу одержали красные. Часть побежденных покинули родину, других расстреляли, лишили свободы. Замечательный ученый, исследователь древнерусской литературы Дми́трийСерге́евич Лихачёв- советский и российский филолог, культуролог, искусствовед. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор около 500 научных и 600 публицистических трудов. Внёс значительный вклад в изучение древнерусской литературы и искусства. Он в юности был узником в лагере на Соловках. После революции и Гражданской войны изменилось лицо родной земли, уничтожалась историческая память народа: разрушали храмы, сносили памятники, переименовывали города и улицы. Изменилось имя нашего Отечества. Союз Советских Социалистических Республик, Советский союз- так с 1922г. Стала называться страна, населенная множеством народов, прошедших вместе большой и трудный путь. | Дает задание в группах. Метод : практический.
Дополняет детей. Метод: словесный. Раскрывает понятие «революция», «самодержавие», «Гражданская война».
|
Работа в группах.
Работа по учебнику
Слушают одноклассников. Отвечают на заданные вопросы | К:уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика; П:умение работать по учебнику. Умение высказывать свое мнение |
Контроль и самопроверка знаний | 6 | А теперь я вам раздам тест. Вам нужно выбрать правильный ответ.
1. Кто был последним русским царем? 1) Иван IV 2) Александр II 3) Николай II 4) Петр I | 5. Когда русский царь отрекся от престола? 1) в 1917 г. 2) в 1918 г. 3) в 1914 г. 4) в 1922 г. | 2. Какой царь отменил крепостное право? 1) Иван IV 2) Александр II 3) Николай II 4) Петр I
| 6. Почему война 1914 г. называется мировой? 1) Россия воевала со всем миром 2) в войну вступили многие государства мира 3) Россия попросила мира 4) весь мир был вовлечен в эту войну | 3. Какое определение подходит к слову "революция"? 1) решительные действия с целью глубоких изменений в обществе 2) группа людей, которая выдвигает свою программу развития общества 3) военные действия против захватчиков 4) война между гражданами одной страны | 7. К каким последствиям привела Первая мировая война? 1) в стране не хватала продовольствия 2) деревня осталась без работников 3) русской армии не хватало снарядов 4) царская семья потеряла свой авторитет | 4. Что такое гражданская война? 1) решительные действия с целью глубоких изменений в обществе 2) война между гражданами одной страны 3) война граждан за свое отечество 4) военные действия против царя | 8. Кто воевал во время Гражданской войны? 1) белые 2) красные 3) черные 4) зеленые
|
Теперь обменяйтесь листочком с соседом по парте, на экране вы видите правильные ответы, если ответ не верный, ставьте рядом знак «-»,если верный «+», когда все проверили, оцените работу, как оценивать вы тоже видите на слайде. Кто все сделал, сдайте работу мне.Теперь поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки, молодцы ребята! | Раздает карточки с заданиями, диктует правильные ответы, одобряет хорошую работу. Выявляет понимание детей новой темы. | Выполняют задания, проверяют работу соседа. | П: умение работать в соответствии с заданием. Р: анализируют самостоятельную работу соседа по парте |
Итог урока. Оценивание работы учащегося | 2 | 1)Кто мне назовет,какая тема нашего сегодняшнего урока? 2)Какая была цель урока? 3)Достигли ли мы этой цели?
| Проводит беседу по вопросам.
| Отвечают на вопросы. | П: строят речевое высказывание Р:осуществляют итоговый контроль |
Рефлексия | 1
| Поднимите руку те, кто * всё понял(а) * всё понял(а), могу помочь другим * могу выполнить, но нужна помощь * не понял(а) - Хорошо, спасибо за урок! |
|
|
|
Информация о домашнем задании | 1 | В учебнике стр. 68-71 читать, в рабочей тетради стр.36-37, задания 5. | Комментирует домашнее задание. |
|
|