Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "Подвижники Руси и землепроходцы" + учебная презентация + карточки для сам. работы + ребусы) 4 класс
учебно-методический материал по истории (4 класс) на тему
Тема: «Подвижники Руси и землепроходцы»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1) получить представление о деяниях наших соотечественников в XVI – XVII вв;
2) познакомиться с развитием самых разных направлений творчества людей;
3) познакомиться с понятиями подвижник, землепроходец, праведник.
Планируемые результаты:
- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;
- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;
- предметные: умение работать с рабочей тетрадью; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о деяних наших соотечественников в XVI – XVII вв.
Понятия: подвижники, землепроходцы, праведники.
Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; презентация, карточки с заданиями, ребусы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.docx | 51.67 КБ |
istoriya.ppt | 2.79 МБ |
kartochki._istoriya.doc | 29 КБ |
rebusy.docx | 189.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Подвижники Руси и землепроходцы»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- получить представление о деяниях наших соотечественников в XVI – XVII вв;
- познакомиться с развитием самых разных направлений творчества людей;
- познакомиться с понятиями подвижник, землепроходец, праведник.
Планируемые результаты:
- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;
- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;
- предметные: умение работать с рабочей тетрадью; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о деяних наших соотечественников в XVI – XVII вв.
Понятия: подвижники, землепроходцы, праведники.
Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; презентация, карточки с заданиями, ребусы.
№ | Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Организация начала занятия | 1 мин | - Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать. - Меня зовут Татьяна Андреевна, и сегодня урок истории у вас проведу я. | Приветствует учащихся. Словесный: слово учителя. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Л: самоопределение; смыслообразова-ние. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. 3. | Подготов-ка к основ-ному этапу занятия Проверка ранее изученного материала Подготов-ка к основ-ному этапу занятия | 2 мин 3 мин 2 мин | - Прочитайте высказывание: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Как вы понимаете данную фразу? Важно изучать историю? Как вы думаете, а может это высказывание стать девизом нашего урока? Почему? Давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков, ответив на несколько вопросов. 1. Как называлось государство монголо-татар? (Золотая Орда, стр.28) 2. Когда состоялась Куликовская битва? (В 1380г., стр.30) 3. Какое значение имела победа на Куликовом поле для русских людей? (Вырос авторитет Московского княжества в глазах русских людей; люди поверили, что Русское государство может стать независимым, стр. 31) 4. Кто впервые венчался не на княжество, а на царство? (Внук Ивана 3, Иван 4, стр. 33) 5. Что стало первыми помощниками молодому царю Ивану 4? (Земский собор, Судебник, стр. 34) Откройте учебники на странице 36. Посмотрите на название параграфа. Как он называется? Как вы думаете, что важно сделать перед началом любого дела? Посмотрите еще раз на название параграфа. «Подвижники Руси и землепроходцы». Вы знаете кто такие подвижники? А кто землепроходцы? Поднимите руку, кто хочет узнать? Отлично! Тогда давайте поставим цели к нашему уроку. Цели: 1. Познакомиться с понятиями подвижники, землепроходцы, праведники. 2. Получить представление о деяниях наших соотечественников в XVI – XVII вв. 3. Познакомиться с развитием самых разных направлений творчества людей. | Проводит анализ высказывания. Фронтальный опрос по темам предыдущих уроков. Словесный: учебный диалог. Практический: работа с учебником. Проводит работу с учебником, темой урока. Словесный: беседа. | Работают с высказывани-ем, формулируют свои предположе-ния. Отвечают на вопросы. В случае затруднения ищут ответы на страницах учебника. Определяют тему и цели урока Работают по учебнику. Знакомятся с целями урока. | П: проводить анализ, синтез сравнение; извлечение необходимой информации. Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные: формирование мыслительных операций. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Усвоение новых знаний и способов действий Физминутка. | 15 мин 1 мин | В народе говорят: «Не стоит ни село, ни град, ни страна без праведников». Как вы думаете, кто такие праведники? Праведники – это люди, которые ищут правду, добиваются справедливости, придерживаются заповедей, какой-либо религии. Согласны ли вы с данным народным высказыванием? Почему? В царствовании Ивана 4 русская культура обогатилась важнейшими достижениями. Сейчас я предлагаю поделиться вам на группы. У вас будут ребусы, которые вы дружно должны отгадать. Итак, на решение данной задачи вам 1-2 минутки. Закончили! Начинаем проверять! Итак, 1-ая группа, какое слово у вас получилась? 2-ая? 3-я? 4-ая? 5-ая? (Макарий, Федоров, Мстиславец, Филипп, Дежнев) Молодцы! Вы все отгадали верно. Эти люди, наши соотечественники: митрополит Макарий, Иван Федоров и Петр Мстиславец, Митрополит Филипп, Семен Иванович Дежнев – оставили после себя огромные труды. Поднимите руку, кто желаете узнать - какие? Хорошо! Я подготовила для вас рассказ об этих деятелях и их деяниях. Вам нужно внимательно слушать и в парах по ходу моего рассказа заполнять пропуски в карточке. Я даю вам 1 минутку ознакомиться с текстом. Итак, приготовились внимательно слушать, настроились на работу, мы начинаем: Макарий – митрополит Всероссийский. Родился около 1482 года в Москве. Его имя при рождении было Михаил. Он был пострижен в монастыре, где проникся сдержанным учением Пафнутия. 19 марта 1542 г. возведен боярской партией на престол митрополита московского и всея Руси. Макарий оказывал большое влияние на политику Иоанна Грозного. Трудами митрополита в книгу «Великие Четьи-Минеи» были собраны известия о жизни святых людей. Эта книга вобрала в себя память народа о лучших человеческих качествах. Другой труд Макария – это создание летописного свода, соединение летописей разных русских княжеств в общую историю всей Руси как единого государства. По его благословение было освоено важнейшее дело – книгопечатание (печатание и издание книг). Заслугой Макария также является открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Когда Макарий умер, типография была разрушена. Ива́н Фёдоров – один из первых русских книгопечатников. C 1530-х годов принадлежал к окружению митрополита Макария. Пётр Мстиславец - сподвижник Ивана Фёдорова. Иван возглавил Печатный двор, а Петр стал его помощником. 1 марта 1564 года вышла в свет первая русская печатная книга «Апостол» - сборник текстов для богослужении в храме. На следующий год в Московской типографии вышла еще одна книга – «Часовник». Дело Ивана Федорова и Петра Мстиславца принесло великие плоды: печатная книга, имевшая в XVI веке и следующем столетии преимущественно духовный характер, заложила основу новой книжной культуры. После митрополита Макария по воле царя в митрополиты был избран Филипп. Он происходил из знатного боярского рода Колычевых. В молодости он в простой одежде ушел на север, год служил у пастуха. Потом стал монахом Соловецкого монастыря, проявил себя как умный хозяин. Возвел каменные строения вместо деревянных, соединил каналами озёра. Вода поила людей, поступала в прачечную, доставляла бревна к пилам, которые тоже приводились в движение водой. Когда Филипп стал митрополитом в Москве, он выступил против жестокости царя Ивана IV, которому дали прозвище Грозный. Мужество и правдолюбие святого до сих пор осталось в памяти народа. Семён Ива́нович Дежнёв — выдающийся русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный мореплаватель, прошедший в 1648 году по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку. Примечательно, что Витусу Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине и описал условия тех мест. Воронки, водовороты, тяжелые штормы – вот что выдержал Дежнёв с товарищами и открыл неведомую реку Анадырь. Его имя носит мыс, названный Дежнёвым – Большой Каменный Нос. А в центре Великого Устюга в 1972 год ему установлен памятник. (Карточка: Макарий – митрополит 1) ______________________. Трудами митрополита в книгу «Великие Четьи-Минеи» были собраны известия о 2)___________ святых людей. Другой труд Макария – это создание 3)___________________ свода, соединение летописей разных русских княжеств в общую историю всей Руси как единого государства. По его благословение было освоено важнейшее дело – 4)________________________. Ива́н Фёдоров – один из первых русских книгопечатников. Пётр Мстиславец - сподвижник Ивана Фёдорова. 1 марта 5)_________ года вышла в свет первая русская печатная книга 6)«_______________» - сборник текстов для богослужении в храме. На следующий год в Московской типографии вышла еще одна книга – 7)«__________________». После митрополитов Макария по воле царя в митрополиты был избран 8)_________________. Возвел каменные строения вместо 9)_________________, соединил каналами озёра 10)______________. Когда Филипп стал митрополитом в Москве, он выступил против жестокости царя Ивана IV Семён Ива́нович Дежнёв — выдающийся русский путешественник, 11)_______________________, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный 12)___________________, прошедший в 13)___________ году по Берингову проливу, прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине и открыл неведомую реку 14)_____________________. Ответы: 1) Всероссийский; 2) жизни; 3) летописного; 4) книгопечатание; 5) 1564; 6) Апостол; 7) Часовник; 8) Филипп; 9) деревянных; 10) озера; 11) землепроходец; 12) мореплаватель; 13) 1648; 14) Анадырь). Итак, а мы переходим к проверке. Читаем предложение и говорим какое слово вставили. У1, начинай, пожалуйста… А теперь перейдем к самому важному вопросу: кто же все таки это – подвижники и землепроходцы? Кто-нибудь из вас уже догадался? Землепроходцы – люди, которые идут в новые земли, осваивают их. Подвижники – люди, которые двигают жизнь вперед, привносят в нее что-то новое. Можем ли мы назвать наших соотечественников, с которыми сейчас познакомились, подвижниками? Почему? Верно! Молодцы! | Словесный: учебный диалог. Практический: словарная работа. Объясняет задание. Словесный: слово учителя. Практический: работа в группах. Наглядный: ребусы. Словесный: слово учителя. Практический: слушание текста, выполнение задания в парах в карточке Нагляд.: презентация, карточки с заданием. Практический: слушание текста, выполнение задания в парах в карточке Нагляд.: презентация, карточки с заданием. Словес.: беседа Нагляд.: презентация Практич.: фронтальная проверка Словесный: учебный диалог. Практический: словарная работа; Наглядный: презентация. | Слушают учителя. Высказывают свои предположения Планируют свои действия в соответствии с заданием. Разгадывают ребусы в группах. Выполняют проверку. Слушают учителя. Знакомятся с текстом. Планируют свои действия в соответствии с заданием. Внимательно слушают рассказ учителя. В парах выполняют задания в карточках. Внимательно слушают рассказ учителя. В парах выполняют задания в карточках. Внимательно слушают рассказ учителя. В парах выполняют задания в карточках. Выполняют фронтальную проверку. Выполняют физ. упр. Высказывают свои предположения о значении слова. | Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста. П.: поиск и выделение необходимой информации. Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения. К.: умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Первичная проверка понимания | 5 мин | Давайте с вами подумаем: подходит ли пословица приведенная в начале урока, к деяниям каждого из соотечественников, о которых вы сейчас узнали? Можно ли найти что-то общее в их деятельности? Верно! А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:
| Словесный: беседа. Наглядный: презентация. | Отвечают на вопросы. | П.: поиск и выделение необходимой информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Закрепление знаний и способ действий | 5 мин | Рабочая тетрадь, стр. 20, №1. А сейчас, для того чтобы проверить на сколько хорошо вы усвоили новый материал, я предлагаю вам выполнить кроссворд:
Вопросы:
| Дает комментарии по выполнению заданий. Словесный: слово учителя. Практический: выполнение задания. Практический: решение кроссворда. Наглядный: кроссворд. | Самостоятель-но выполняют упражнения Слушают задание и выполняют решение кроссворда | Р: самоконтроль; устранение затруднений; Оценка. Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Подведе-ние итогов урока | 3 мин | Для чего необходимо знать историю своего края? Какие уроки дает нам история? Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях? Какие цели ставили на урок? Удалось решить поставленные цели? Что нового узнали? Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? Посчитайте количество жетонов, которые вы получили. 5 жетонов - это оценка "5". 4 жетона - оценка "4". Кто набрал меньше 4 жетонов, не расстраивайтесь, ваши успехи еще впереди. | Словесный: слово учителя, учебная беседа. | Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. | Р: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности, планирование переноса полученных сведений в использование в реальной жизни. Л: самоанализ проделанной работы на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Рефлексия | 3 мин | Поднимите руку те, кто считает, что понял весь материал урока, кому было легко. Теперь поднимите руку те, кто еще не до конца смог разобраться в теме и обязательно над ней поработает дома. | Словесный: беседа. | Анализируют урок. Оценивают учебный процесс и свою деят-ть на уроке. | Л: самоанализ проделанной работы на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Информа-ция о домашнем задании | Откройте дневники, запишите домашнее задание. Уч. с. 36 - 39 чит. Р.т. с. 20, № 4 Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания. | Дает домашнее задание. Словесный: слово учителя. | Записывают домашнее задание. | Р: планируют свое действие в соответ. с задачей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Не стоит ни село, ни град, ни страна без праведников ».
Праведники – это люди, которые ищут правду, добиваются справедливости, придерживаются заповедей, какой-либо религии.
Макарий – митрополит Всероссийский.
Первая типография в Москве – 1563 г.
Иван Федоров и Петр Мстиславец
Иван Федоров и Петр Мстиславец за работой
«Апостол» «Часовник»
В 1909 году в центре Москвы, где в XVI веке находился печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову.
Памятник Петру Мстиславцу (г. Мстиславль)
Митрополит Филипп
Семен Дежнёв
Памятник С. Дежневу (Великий Устюг) Памятник С. Дежневу, его жене-якутке и сыну (Якутск)
Землепроходцы – люди, которые идут в новые земли, осваивают их.
Подвижники – люди, которые двигают жизнь вперед, привносят в нее что-то новое.
1 2 3 4 5 6 7 П о д в и ж н и к и А п о с т о л М с т и с л а в е ц Ф е д о р о в М а к а р и й Ф и л и п п З о л о т а я
Предварительный просмотр:
Макарий – митрополит 1) ______________________. Трудами митрополита в книгу «Великие Четьи-Минеи» были собраны известия о 2)___________ святых людей. Другой труд Макария – это создание 3)___________________ свода, соединение летописей разных русских княжеств в общую историю всей Руси как единого государства. По его благословение было освоено важнейшее дело – 4)________________________.
Ива́н Фёдоров – один из первых русских книгопечатников. Пётр Мстиславец - сподвижник Ивана Фёдорова. 1 марта 5)_________ года вышла в свет первая русская печатная книга 6)«_______________» - сборник текстов для богослужении в храме. На следующий год в Московской типографии вышла еще одна книга – 7)«__________________».
После митрополитов Макария по воле царя в митрополиты был избран 8)_________________. Возвел каменные строения вместо 9)_________________, соединил каналами 10)______________. Когда Филипп стал митрополитом в Москве, он выступил против жестокости царя Ивана IV
Семён Ива́нович Дежнёв — выдающийся русский путешественник, 11)_______________________, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный 12)___________________, прошедший в 13)___________ году по Берингову проливу, прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине и открыл неведомую реку 14)_____________________.
Макарий – митрополит 1) ______________________. Трудами митрополита в книгу «Великие Четьи-Минеи» были собраны известия о 2)___________ святых людей. Другой труд Макария – это создание 3)___________________ свода, соединение летописей разных русских княжеств в общую историю всей Руси как единого государства. По его благословение было освоено важнейшее дело – 4)________________________.
Ива́н Фёдоров – один из первых русских книгопечатников. Пётр Мстиславец - сподвижник Ивана Фёдорова. 1 марта 5)_________ года вышла в свет первая русская печатная книга 6)«_______________» - сборник текстов для богослужении в храме. На следующий год в Московской типографии вышла еще одна книга – 7)«__________________».
После митрополитов Макария по воле царя в митрополиты был избран 8)_________________. Возвел каменные строения вместо 9)_________________, соединил каналами 10)______________. Когда Филипп стал митрополитом в Москве, он выступил против жестокости царя Ивана IV
Семён Ива́нович Дежнёв — выдающийся русский путешественник, 11)_______________________, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный 12)___________________, прошедший в 13)___________ году по Берингову проливу, прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине и открыл неведомую реку 14)_____________________.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "Shopping for food" + учебная презентация + карточки для сам. работы) 4 класс
Класс: 4-аТема: "Shopping for food"Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:1) практические:· отработать звук [aɪ];·...
Учебно-методический комплект по ИЗО (технологическая карта урока "Человек и его украшение" + учебная презентация ) 2 класс
Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс
Тема: «День народного единства»Цели деятельности учителя:1) содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...
Учебно-методический комплект по технологии (технологическая карта урока "Шитье. Аппликация "Утёнок"" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: технологияКласс: 2 «а»Тема урока: «Работа с ткаными материалами. Шитье»Цели:1. Научить технике выполнения шва «иглой вперёд», научить изготавливать аппликацию «Утёнок»...
Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Квадрат. Периметр квадрата» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Квадрат. Периметр квадрата»Цели деятельности учителя: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о су...
Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Наша дружная семья» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...
Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему "Дары осени-овощи" (коллективная работа) 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о предмете изобразительное искусство; формирование практических навыков работы с гуашью.Задачи урока:...