Технологическая карта урока по истории "Жизнь- отечеству, честь - никому!" 4 класс)
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Хурамжина Екатерина Сергеевна

Тема: «Жизнь – отечеству, честь – никому!»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1. Сформировать представления учащихся о вкладе в развитии  науки и образования М. В. Ломоносовым и расширении территории великими полководцами  А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым  в России в XVIII веке;

2. Познакомить с понятиями: геология, метеорология, география, астрономия, физика, химия, мозаичное искусство, российское подданство, каракалпаки.

3. Развивать умения анализировать, рассуждать, сравнивать, сопоставлять;

4. Прививать интерес к истории родной страны.         

Планируемые результаты:

личностные:

  • формировать принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • развивать сотрудничество со сверстниками;

предметные:

  • формировать представление о деятельности великих соотечественников и их преобразованиях в жизни страны в послепетровскую эпоху (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);
  • познакомить учащихся с историческими событиями XVIII века.

метапредметные:

  • корректировать произвольное и непроизвольное внимание;
  • развивать связную устную речь, пополнять и обогащать активный и пассивный словарный запас;
  • Корректировать и развивать мыслительную деятельность – установление логических и причинно-следственных связей при выполнении заданий, освоение форм рефлексии. 

Понятия: геология, метеорология, география, астрономия, физика, химия, мозаичное искусство, российское подданство, каракалпаки.

Оборудование: презентация, ребусы, кроссворды, учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, часть 2, стр. 48-51.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока168.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема: «Жизнь – отечеству, честь – никому!»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1. Сформировать представления учащихся о вкладе в развитии  науки и образования М. В. Ломоносовым и расширении территории великими полководцами  А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым  в России в XVIII веке;

2. Познакомить с понятиями: геология, метеорология, география, астрономия, физика, химия, мозаичное искусство, российское подданство, каракалпаки.

3. Развивать умения анализировать, рассуждать, сравнивать, сопоставлять;

4. Прививать интерес к истории родной страны.        

Планируемые результаты:

личностные: 

  • формировать принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • развивать сотрудничество со сверстниками;

предметные:

  • формировать представление о деятельности великих соотечественников и их преобразованиях в жизни страны в послепетровскую эпоху (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);
  • познакомить учащихся с историческими событиями XVIII века.

метапредметные:

  • корректировать произвольное и непроизвольное внимание;
  • развивать связную устную речь, пополнять и обогащать активный и пассивный словарный запас;
  • Корректировать и развивать мыслительную деятельность – установление логических и причинно-следственных связей при выполнении заданий, освоение форм рефлексии.  

Понятия: геология, метеорология, география, астрономия, физика, химия, мозаичное искусство, российское подданство, каракалпаки.

Оборудование: презентация, ребусы, кроссворды, учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, часть 2, стр. 48-51.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. Момент.

Мотивационный

1 мин.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу урок русского языка.

-Внимание девчонки!

- Внимание мальчишки!

 Приготовьте свои ручки,

Разомните пальчики,

Сегодня новые знания будем получать.

Кто хочет получить оценку «пять»?

Тогда пора урок начать.

Словес.: слово учителя.

Приветствовать учителя

Р: принимают и сохраняют учеб. задачу.

2.

Проверка домашнего задания

5 мин.

1 мин

1 мин.

3 мин

- Ребята, вашим домашним заданием сегодня на урок было прочитать и запомнить текст по теме «Начало Российской империи» со страницы 44-47. Ответить на вопросы на странице 47 в разделе «Проверь себя». Сейчас, давайте проверим ваши знания и проведем графический диктант. Посмотрите на слайд,  на нем написаны утверждения. Я вам выдам листочки и вам на них нужно 1 до 5 проставить цифры в столбик и напротив них записать «+» если вы согласны с утверждением, а «-», считаете, что это утверждение не верно.

- Послушайте первое утверждение: (Слайды 1, 2, 3)

1) При правлении Алексея Михайловича города, которые были захвачены поляками в Смутное время были возвращены;(+)

2) Петр I не воплотил мечту Алексея Михайловича о российском флоте;(-)

3) Флот был необходим России для борьбы за выход  к Азовскому, Черному, Балтийскому, Каспийскому морям; (+)

4) Петр I учредил школы для обучения точным наукам; (+)

5) Петр I  не основывал более двухсот заводов, не возводил новые города и не приглашал иностранных мастеров и ученых для работы в Россию; (-)

6) Петр I составил проект Академии наук и планировал развивать науку на пользу России; (+)

7) Санкт-Петербург основал отец Петра I Алексей Михайлович. (-)

8) Санкт-Петербург был первым российским торговым и военным портом

на Балтийском море; (+)

9) С 1715 года Санкт-Петербург стал столице России; (-)

10) В 1723 году Петр I первый в России принял титул императора. (-)

-Теперь обменяйтесь тетрадками с соседом по парте. На слайде вы видите эталон ответа. По этому эталону отметьте галочкой правильные ответы вашего соседа. (Слайд 4)

Эталон ответа:

1. +

2. -

3. +

4. +

5. -

6. +

7. +

8. +

9. -

10. -

- Посмотрите на слайд. (Слайд 5) Сейчас мы с вами выставим отметки за графический диктант по критериям оценивания. Ребята, поднимите руку те, у кого нет ошибок в графическом диктанте. Поставьте себе соответствующую отметку на листочек.

-Поднимите руку те, у кого от 1-3 ошибок. Тоже поставьте отметку за работу на листочек.

-Поднимите руку те, у кого 5 ошибок. Поставьте отметку за работу.

-Поднимите руку те, у кого от 6 и более ошибок. Тоже поставьте отметку за работу.

- Поднимите руку те, кто не справился с написанием графического диктанта. Какие вопросы вызвали у вас затруднение? Поднимите руку, я у вас спрошу.  

Работа над ошибками:

Первое утверждение было верным? (Да) А второе? (Нет) Кто может сказать правильное утверждение вместо этого и доказать, что оно правильное. (Петр I воплотил мечту Алексея Михайловича о российском флоте. Из потешной флотилии в Переславль-Залесском городе, начал зарождаться русский флот в Архангельской гавани. Петр I учился в Голландии кораблестроению, показавши пример мастерства этого тяжелого дела) 

Третье утверждение было верным? (Да, верное) Четвертое утверждение было верным? (Да, верное) А пятое утверждение верное? (Нет) Скажите правильное утверждение вместо этого и докажите, что оно правильное. (При Петре I в России было основано более двухсот заводов – полотняных, парусинных, суконных, чугунно-литейных и железнодорожных. Возводились новые города – Петразаводск, Екатеринбург и др. Петр I и его приемники пригласили иностранных мастеров и ученых для работы в России) Шестое утверждение верное? (Да) А седьмое утверждение верное? (Нет) Скажите правильное утверждение вместо этого и докажите, что оно правильное. ( Петр I основал Санкт-Петербург. Строительство города проходило на болотистых землях в устье Невы близ Балтийского моря. Многие люди погибли на этой стройке от непосильного труда, холода и голода.) Восьмое утверждение верное? (Верное) Девятое утверждение верно? (Нет) Скажите правильное утверждение вместо этого. (С 1712 года Санкт-Петербург тал столицей России) Десятое утверждение верно? (Нет) Скажите правильное утверждение вместо этого. (В 1721 году Петр I первый в России принял титул императора).

- Молодцы!

Слов.: слово учителя, объяснение

Практич.: работа с с графическим диктантом

Словес.:

слово учителя, ответы на вопросы;

Практич.: проверка графического диктанта, выставление отметок

Словес.:

слово учителя, ответы на вопросы;

Практич.: работа над ошибками

Слушать установку учителя

Анализировать информацию на слайде

Работать с графическим диктантом

Выставлять отметку

Работать над ошибками

анализировать; высказывать свое мнение;

отвечать на вопросы учителя

Р: принимают и сохраняют учеб. задачу.

П.: ориентироваться в информации, чтобы правильно выполнить графический диктант

П.: строить логическую схему размышление

3.

Подготовка к основному этапу занятий

3 мин

1 мин

2

мин

1 мин

2 мин

- Ребята, посмотрите на слайд, сегодня у нас будет проходить необычный урок. Урок, на котором мы с вами рассмотрим жизни великих людей, которые помогли становлению и развитию Российской империи. Способствовали развитию науки и образования и расширявшие территорию Российской державы.

- Как вы думаете, кто относится в число этих великих людей? (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков) (Слайд:6)

- Как вы думаете, а какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей)

- Тема сегодняшнего урока «Жизнь – отечеству, честь – никому!» (Слайд: 6)

- Как вы думаете, какие цели можно поставить на урок? (Ответы детей)

- А я поставила вот такие цели: (Слайд: 7)

1. иметь представление о деятельности великих соотечественников и их преобразованиях в жизни страны в послепетровскую эпоху  (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);

  1. познакомиться с историческими событиями  XVIII века.

- Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? (Ребус)(Слайд: 8) Постарайтесь отгадать его. Здесь зашифрована фамилия одного из величайших людей начала 18 века. В парах разгадайте этот ребус, вам дается 1 минута.

- Поднимите руки те, кто разгадал этот ребус. Кто хочет сказать решение этого ребуса? (Ломоносов)(Слайд 9)

- Правильно! Сегодня мы познакомимся с биографией Михаила Васильевича Ломоносова. Годы жизни Михаила Васильевича (19 ноября 1711 г. – 4 апреля 1765 г.) (Слайд 9) Он  осуществил замыслы царя Петра I о развитии в России науки и образования. Михаил Васильевич был сыном крестьянина из Архангельской губернии. (Слайд 9)

-  Почти 30 лет трудился в Петербургской академии наук (Слайд 10) навеки прославил свое имя в России и во всем мире. Ему были интересны все области научного знания о природе.

- Сейчас я поделю вас на группы, и вы отгадаете ребусы. Зашифрованные слова и будут названиями  тех наук, которыми занимался гениальный ученый.

(Всего 6 групп) Давайте вспомним правила работы в группе. Кто хочет рассказать нам их, поднимите руки. (Ответы детей)

(Слайд 11) А я знаю вот такие правила работы в группе.

Правила работы в группе

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

- На выполнение задание у вас 2 минуты. Давайте проверим, какие слова у вас получились. Первая группа, какое слово у вас получилось? (Физика) (Слайд 12) Вы знаете, что изучает эта наука? Физика – это область естествознания. Наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. (Слайд 12)

Вторая группа, а какое слово у вас получилось? (Химия)  (Слайд 13) Вы знаете, что такое химия? Химия – это одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их составе и строении, их свойствах. (Слайд 13)

Третья группа, а какое слово у вас получилось? (геология)(Слайд 14 ) Вы знаете, что такое геология? Геология – это совокупность наук о строении Земли, её происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы. (Слайд 14 )

Четвертая группа, а какое слово у вас получилось? (Астрономия) (Слайд 15) Вы знаете, что такое астрономия? Астрономия – это наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.        (Слайд 15)

Пятая группа, а какое слово у вас получилось? (География) (Слайд 16)  Вы знаете, что такое география? География – это наука, изучающая внешнее и внутреннее строение земли, места рождения полезных ископаемых и природу континентов. (Слайд 16)

Шестая группа, а какое слово у вас получилось? (Метеорология) (Слайд 17)

  Вы знаете, что такое метеорология? Метеорология – это научно-прикладная область знания о строении и свойствах земной атмосферы. (Слайд 17)

- Михаил Васильевич Ломоносов, был очень одаренным человеком. Как вы уже наверняка заметили, он увлекался сложными и разнообразными науками. Помимо этого он еще был выдающимся поэтом и историком. (Слайд 18)

В каждую из наук Ломоносов внес весомый вклад. Он создал первую в России научную химическую лабораторию (Слайд 19) и разработал рецептуру цветного стекла (Слайд  20), а затем построил фабрику для его производства. (Слайд 21) Так, соединив науку и промышленность, он возродил старинное мозаичное искусство.  

(Слайд 22) Мозаичное искусство – это декоративно-прикладное искусство разных жанров. Составляется изображение с помощью, набора и закрепления на плоскости разноцветных камней, керамических плиток и других материалов.

 (Слайд 23) Эту  мозаику самостоятельно выполнил  Михаил Васильевич. Сюжет мозаики называется «Полтавская битва», собирал с 1761-1765 гг., находится в здании Академии наук в Петербурге. На переднем плане мы видим императора Российской империи Петра Великого. Он имеет статную осанку, величественный вид. Символически держит саблю в правой руке, его лошадь встала на дыбы. Все это олицетворяет победу над вражеским войском.

Позади Петра I изображены Александр Данилович Меньшиков и Борис Петрович Шереметев, они мужественно обороняются от шведов. Петру I подносится сабля шведского короля Карла XII. Символ поражения шведской армии. Шведские солдаты  одеты в синюю форму с желтыми рукавами, а русские солдаты в зеленую форму с красными рукавами. На заднем плане виднеется белый флаг – символ отступления.

Ученый снарядил географические и геологические экспедиции для того, чтобы изучать и осваивать Северный морской путь и природные богатства родной земли. (Слайд 24) По его проекту в 1755 году был открыт Московский университет (Слайд 25) В 1819 году по проекту Ломоносова открылся университет в Петербурге. (Слайд 26) А в дальнейшем сбывается предсказание гениального ученого: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». (Слайд 27)         09:31:08        

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы;

Практич.: постановка целей, проблемы и темы урока.

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы;

Практич.: решение ребуса

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы;

Практич.: коллективная работа в группе

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы;

Практич.: проверка выполнения задания

Слушать, анализировать, отвечать на вопросы учителя.

Определять тему урока.

Определять проблему и путь ее преодоления.

Определять цели и пути их достижения.

Решать ребусы

Слушать рассказ учителя

Работать в группах

П.: определяют тему урока, проблему и цели.

П: ориентируются в символах и буквах, умеют разгадывать ребусы

К:.слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

4.

Физминутка

1 мин

Я вижу, что вы немного устали. Так давайте отдохнем и сделаем интересную зарядку!
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.

Словес.: слово учителя

Практич.: выполнение физ. упражнений

.

5.

Усвоение новых знаний и способов действий

3 мин

1 мин

2 мин

Шли годы и десятилетия. При императрице Екатерине II продолжали расширяться границы России. (Слайд 28, 29) Одни земли присоединились добровольно. Так, надеясь на защиту, вступили в российское подданство киргизы, каракалпаки и ингуши.

(Слайд 30)

Российское подданство – односторонняя связь человека низшего по чину и монарха.

(Слайд: 31)

Каракалпаки – это тюрский народ на севере Узбекистана.

(Слайд 32) Ингуши – это вайнахский народ на Северном Кавказе.

- Грузинский царь Ираклий, теснимый персей, попросил покровительства у России. Крым и Азово-причерноморские степи Россия отвоевывала у Турции, силой оружия, защищая народы Сибири, Болгарии и Греции.

- Ребята, в недавнем прошлом Крым являлся территорией Украины. А сейчас территория Крыма относится к какому государству? (К Российскому государству) 

Наша страна вновь стремилась к морям, по которым с далекой древности ходили русские корабли.

- Ребята, напомните мне, кто написал учебник  «Наука побеждать? (Слайд 33) Кто был генералиссимусом Русской армии? (А. В. Суворов) Правильно! (Слайд 34)

- Что выдающегося сделал Александр Васильевич для России? Расскажите, о жизни великого главнокомандующего. Какими качествами обладал А. В. Суворов? За полный, правильный ответ, я поставлю пятерки. (Ответы детей)

- Ребята, а вы знаете, что биографии Александра Васильевича посвящена целая книга? Есть множество книг для младших школьников с биографией Суворова, но в этой, собраны самые важные факты о его жизни. Все легендарные сражения и исторические справки. (Слайд 35)

Александр Васильевич был настоящим отцом для своих солдат.

(Слайд 36) Даже при переходе Суворова через Альпы в 1799 году мы с вами видим, как непросто давалось людям преодолеть снежные лавины, идти около обрыва, не по прямой дороге, а по заснеженным скалам, хребтам. Как мы видим на картине люди, продовольствие, лошади, скатываются вниз в пропасть. Однако, несмотря, что путь был тяжел и опасен Суворов всегда берег солдатские жизни. Он внушал им, что воин должен быть храбрым, сильным, уверенным в своих силах, любящим свое Отечество и солдаты подтвердили, что они на самом деле являются такими. Слева на картине мы видим Ф. В. Суворова, один из солдат указывает ему на то, как трудно дается этот путь. Мы видим, что многие не в силах преодолеть такой тяжелый путь, но они идут дальше, помогают раненным, тащат на себе раненых, помогают переправиться лошадям. На картине это не изображено, но они еще перетаскивали на своих плечах тяжелые пушки, снаряды.  

- В память об этом событии в Швейцарии сооружен памятник российским войнам. Земля, на которой находится этот памятник и сам памятник принадлежит России.

-Фразы, которые включены, как в книгу о А. В. Суворове, и неоднократно внушали признание и принимались солдатами, как наставление приведены на слайде: (Слайд 37)

  • «Тяжело в ученье – легко в бою»
  • «Воюют не челом, а умением»
  • «Время дороже всего, я действую не часами, а минутами»

 Слова А. В. Суворова служат названием нашей сегодняшней темы «Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

- Не только А. В. Суворов отличался храбростью и правдой и верой служению своему Отечеству. Таким человеком, являлся адмирал Ф. Ф. Ушаков. (Слайд 38) 15 октября – день памяти этого великого флотоводца. Родился Федор Федорович 26 февраля 1745 г. – 15 октября 1817 г Сподвижник А.В. Суворова, он не проиграл не одного из 43 военных походов и не потерял ни одного корабля. С 1783 г. Ушаков строил Черноморский флот и его главную базу в Севастополе (Слайд 39), формировал и обучал корабельные команды. В 1789 г. на линкоре «Святой Павел» водил авангард флота на потопление турецкой эскадры у острова Фидониси и был произведён в контр-адмиралы. Во главе Черноморского флота победоносно завершил войну на море, разгромив турок в сражениях близ Керченского пролива, острова Тендра и мыса Калиакрия (1790—1791 гг.). (Слайд 40)  Описать картину 

В 1799 году он штурмом взял на острове Корфу морскую крепость и освободил от французских войск Ионические острова в Средиземном море.(Слайд 41)

Храбрый воин проявил талант дипломата: был одним из авторов государственной конституции Греции и одним из создателей республики Семи Ионических островов – первого демократического государства в новой истории Греции, которое с 1300 г. жила под под турецким владычеством. (Слайд 43) По этой причине на греческом острове чтут память о Ф. Ф. Ушакове.  Ушаков внёс значительный вклад в строительство русского военно-морского флота и разработку его передовой тактики.

- В 1944 году были учреждены орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. Орденом Ушакова награждались офицеры Военно-морского Флота за выдающихся успехи в разработке и проведении морских операций. (Слайд 44)

Давайте сделаем вывод по нашей теме урока. В 18 веке в России продолжилось развитие науки и образования. Еще больше расширились ее границы. Взрос авторитет среди соседних государств и народов.

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы; рассказ изученного материала

Словес.: работа с новыми словами

Словес.: рассказ

Нагляд.: рассказ по картине

 

Слушать рассказ учителя, осознавать необходимость изучения новой темы

Рассказать изученный материал

Концентрировать внимание, слушать рассказ учителя

Р.: выделение и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения

Р.: внутренний настрой и сосредоточение на услышанном материале

6.

Контроль и самопроверка знаний

8 мин

- Ребята, для проверки ваших знаний решим кроссворд под названием «Страницы истории»

(Слайд) Будем работать на слайде. Я задаю вам вопрос, вам нужно правильно назвать слово и оно сразу впишется в наш кроссворд. За правильные ответы я буду давать по жетончику. Они 2-х цветов. Красный –полный, хороший ответ, синий – не полный, но правильный.

По вертикали:

1.Название одного из славянских племен

2. Как назывался народ, который бежал в необжитые районы – в степь, на речные острова Дона?

3.Как называется книга законов, общих для всех на Руси?

4.Смутное …. – период безвластия, нашествия польских захватчиков, внутренних раздоров, разрухи, голода.

5.Как зовут царя, который первым в России принял титул императора?

По горизонтали:

6. Какой Великий князь, правнук Рюриковичей решил просветить народ через веру?

7. Как по-другому называлось народное собрание?

8 ……. собор – собрание верных и разумных людей от каждой земли.

9. Какому монгольскому государству русские княжества стали платить дань?

Молодцы, вы заполнили кроссворд. Теперь сверьтесь с ответами. (Слайд )

По вертикали:

1.Название одного из славянских племен. (Древляне)

2. Как назывался народ, который бежал в необжитые районы – в степь, на речные острова Дона? (Казаки)

3.Как называется книга законов, общих для всех на Руси? (Судебник)

4.Смутное …. – период безвластия, нашествия польских захватчиков, внутренних раздоров, разрухи, голода. (Время)

5.Как зовут царя, который первым в России принял титул императора? (Петр I)

По горизонтали:

6. Какой Великий князь, правнук Рюриковичей решил просветить народ через веру? (Владимир)

7. Как по-другому называлось народное собрание? (Вече)

8 ……. собор – собрание верных и разумных людей от каждой земли. (Земский)

9. Какому монгольскому государству русские княжества стали платить дань? (Орда)

-Сколько у вас жетончиков получилось жетончиков? Поднимите руку у кого их пять? Поднимите руку у кого их четыре? Молодцы!

Практич.: выполнение творческого задания (кроссворд)

Словес.: беседа

Обобщать изученное с помощью решения кроссворда

П.: Постановка и решение проблемы творческого характера

7.

Подведение итогов занятия

 

2

мин

-Наше занятие подходит к концу и нам нужно подвести итоги. На сколько, вы усвоили материал сегодняшней темы.

Посмотрите на слайд. (Слайд 46) Как зовут автора этой мозаики? (М. В. Ломоносов) Как называется эта мозаика? («Полтавская битва»)

- Какое известное открытие сделал Ломоносов? (Разработал рецептуру цветного стекла и возродил старинное мозаичное искусство) (Слайд 47)

- Посмотрите на слайд. (Слайд 48) Что это? (Книга автора А.В. Суворова «Наука побеждать») Напомните, какие слова прославили гениального гениралисимуса? («Тяжело в ученье – легко в бою», «Воюют не челом, а умением», «Время дороже всего, я действую не часами, а минутами»)(Слайд 49)

- Посмотрите на слайд, что это? (Слайд 50) (Это  орден Ушакова, им награждались офицеры Военно-морского Флота за выдающихся успехи в разработке и проведении морских операций)

-Какие факты из жизни Ф. Ф. Ушакова, вам больше всего запомнились? (Слайд с Ушаковым) (Ответы детей)

Словес.: слово учителя, беседа

Нагляд.: анализ наглядности

Запомнить важную информацию

П: осуществляют синтез

8

Рефлексия

2 мин

- Что нового вы узнали на уроке?

- Проблемный вопрос: добились ли своей цели М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков в развитии науки и образования, в расширении Российской империи и отвоевывании русских земель?

- Какие цели были поставлены на урок? (Слайд 51)

1. иметь представление о деятельности великих соотечественников и их преобразованиях в жизни страны в послепетровскую эпоху  (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);

2. познакомиться с историческими событиями  XVIII века.

- Понравились ли вам выполнять сложные задания, ребусы, кроссворды в группах, в парах? Довольны ли вы своим результатом? Хотите еще проводить такие уроки? Дайте определения словам: геология, метеорология, география, астрономия, физика, химия, мозаичное искусство, российское подданство, каракалпаки. (Слайд 52)

Слов.: беседа

Проводить итоговый контроль

П: строят рассужд.

П: строят речевое высказывание

Р: осуществляют итоговый контроль

9

Домашнее задание

1 мин

Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 53) Страница 51, ответить на вопросы в разделе «Проверим себя». Страница 48-51 читать.

Слов.: объяснение

Записать домашнее задание

Составить план и последовательность действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Честь и достоинство» - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.Задачи урока...