Конспект урока по истории на тему "Истоки Древней Руси"
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме

Лебедева Елена Сергеевна

Конспект урока по истории на тему "Истоки Древней Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                                               

Тема: Истоки Древней Руси

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: 
 формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях;  развивать устную речь учащихся,
воображение, фантазию, умение работать с картой; воспитывать любовь к истории.

Планируемые результаты:

Предметные:

Показать на карте территорию Древней Руси; знать название городов, игравших большую роль в создании и распространении единой древнерусской культуры; показать на карте древние торговые пути; называть имена родоначальника правящей княжеской династии ( Рюрика) и его родича (Олега), который объединил северный и южный центры Древнерусского государства.

Личностные:

понимать знание торговли и торговых путей в объединении разных племен в единое Древнерусское государства; понимать значение Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства.

Метапредметные:

 рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; рассказать о берестяных грамотах.

Понятия: путь « из варяг в греки»; вече; метрополия.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник ( окр. мир. 4 кл., 2 часть, автор Плешаков, Новицкая),электронное приложение к учебнику.

Этап урока.

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

1 мин

Здравствуйте, ребята! Тихо сели девочки и еще тише сели мальчики.

Настраивает на урок

Приветствие

Л: учебно-познавать. Интерес к новому уч. материалу

2. Мотивационный . проверка Д/З.

3-4 мин

Давайте с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.

Вопросы:

1)Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописиц?

2)Как называли балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории  Восточно-Европейской равнины?

3) Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими?

4)Чем можно объяснить  названия древних славянских племён?

Задает вопросы по домашнему заданию, выслушивает ответы

Ответы на вопросы

П: Установление причинно-следственных связей;

Умение осознанно строить речевое высказывание устно.

3. Постановка учебной задачи

4 мин

Ребята откройте учебник на стр.16 посмотрите на фотографию колокола рядом с названием темы урока. Он  был подарен Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым Великому Новгороду в честь празднования 1150- летия города. Сегодня мы с вами перенесёмся по Реке времени к самым истокам образования нашего государства, в далёкое прошлое. Как вы думаете, для чего необходимо знать своё прошлое, историю  своего Отечества? Подумайте над этим, а в конце нашего урока мы с вами попробуем сделать вывод из нашего путешествия.

Ваш предыдущий урок назывался по страницам летописи , а как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?(можно посмотреть в учебнике) ( истоки древней руси).

Ребята, а как вы думаете какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Наглядный, словесный, рассказ

Работа с иллюстрацией

Определяют тему урока, ставят перед собой цели урока

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

4. Усвоение  новых знаний и способов действия.

20-23 мин

От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озёрам можно было добраться до Чёрного моря на юге и Кайспийского моря на юго-востоке. Отсюда, с восточной Балтики, начинались  два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский. Днепровский путь «из варяг в греки» издана связал скандинавов – предков нынешних шведов, норвежцев, датчан, живших на западном побережье Балтийского моря,- с торговыми греческими городами и со столицей Византии Константинополем на Чёрном море.

Вдоль всего Днепровского пути появились торгово-ремесленные поселения – Псков, Полоцк, Смоленск, Люротах (показываю на карте). В 10 веке на Руси было не менее 25 городов. К 12 веку их уже более 300.

Горожане создавали и распространяли древнерусскую культуру, которая проникла и к жителям сельской округи. Города стали центрами грамотности и просвещения. Об этом говорят берестяные грамоты, найденные археологами в восьми древнерусских городах. На бересте не только писали деловые письма, но и выражали чувства скорби, заботы, любви. А еще учились писать, как неведомый нам мальчик Онфим.

Грамота № 202. На ней изображены два человека. Их поднятые руки напоминают грабли. Число пальцев-зубцов на них – от трех до восьми. Онфим еще не умеет считать. Рядом надпись: «На Домире взяти доложзиве» – «На Домире взять, доложив». Еще не умея считать, Онфим делает выписки из документа о взятии долгов. Прописями для него послужила деловая записка, самый распространенный в средневековом Новгороде вид берестяной грамоты. В то же время в этой грамоте хорошо чувствуется, как Онфим набил руку в переписывании азбуки. В слово «доложив» он вставил лишнюю букву з, получилось «доложзив». Он так привык в своей азбуке писать з после н, что рука сама сделала заученное движение. В грамоте № 203- законченная фраза, хорошо известная по надписям на стенах новгородских церквей: «Господи, помози рабу своему Онфиму». Это, вероятно, одна из первых фраз, с каких начиналось овладение письмом. Встречая ее на стенах церквей» рядом с процарапанными буквами азбук, мы должны всякий раз предполагать не столько благочестие! писавшего – какое уж тут благочестие, если он царапает церковную стену во время богослужения, – a скорее всего его склонность к постоянному воспроизведению знаний, усвоенных в первых школьных! упражнениях, склонность, встающую перед нами из большинства грамот Онфима, которые написаны им не для учителя, а для себя. Иначе вряд ли он стал бы и писать, и рисовать на одном листе бересты.

  • Определите по карте год первого упоминания в летописи городов, стоящих на Днепровском пути. На схеме Реки времени( с. 4-5)укажи век.

Северный центр Древней Руси Новгород стал свободолюбивым городом. Важные дела в Новгороде, в том числе и выбор правителя, решались сообща на вече- народном собрании. В 862 году, для того чтобы племён пригласили скандинавского князя Рюрика с дружиной. Так было положено начало княжеской династии, управляющей всеми русскими землями более семи с половиной веков. Вот почему Рюриково городище стало одной из достопримечательностей Новгорода.

В 1862 году именно в Новгороде был установлен памятник « Тысячелетие России»( рассматривают памятник). В 882 году новгородский князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев и объединил южный и северный центр Руси. Олег призвал к единству все племена под главенством Киева. Так Киев стал столицей единого государства Киевской Руси.

Для того чтобы закрепить, что мы сегодня с вам сегодня говорили, давай те ответим на несколько вопросов:

1)Какую роль сыграла торговля в образовании Древнерусского государства?

 2)В чем значение древнерусских городов для развития общей древнерусской культуры?

3)Почему Великий Новгород считают родиной Русского государства ?

4)Какой город стал столицей Древнерусского государства?

Словесный рассказ

Работает с понятием

Словесный, рассказ

Практический

Работа с ист. понятием, датой

наглядный

фронтальная работа

Слушают

Работают с понятием

Слушают, задают вопросы рассматривают грамоту Онфима

Работают с лентой времени с.4-5

Работают с ист. понятием

Работа с иллюстрацией

Закрепляют пройденный материал

К: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

5. Физминутка

2-3 мин

ФИЗМИНУТКА

Выполняют упражнения

Л: ведут ЗОЖ

6. Итог урока

4-5 мин

Ученики читают раздел урока, посвященный Великому Новгороду. Отвечают на вопрос: «Почему можно считать, что у Древнерусского государства есть два истока?»- и вопросы раздела проверь себя.

Наше путешествие завершается давайте мысленно вернемся к нашему уроку. Помните, над каким вопросом вам пришлось подумать? Какие вопросы у вас появились к концу нашего странствия во времени?

Обобщают , подводит итог

Обобщать. Подводить итоги. Отвечать, наблюдать, сравнивать , делать вывод

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Рефлексия.

1-2 мин

Ребята на партах у вас лежат карточки, возьмите  их и выберите вариант ответа который подходит к вам.

Способ и условия контроль и самооценка

8.

Информация о д/з

1 мин

Раб. тетр. стр. 11, зад.4 учебник стр.16-18

Комментарии д/з

задание записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка "История становления армии древней Руси"

Сказка, разработанная к уроку, способствует раскрытию понятия "армия"...

Конспект урока по Основам православной культуры "Крещение Руси"

Более тысячи лет назад, в 988 году нашей эры, на берегах Днепра  у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне...

Конспект урока по изобразительному искусству : Храмы Древней Руси. Коллективное панно. Техника- бумажная пластика.

Предмет: изобразительное искусствоКласс : 2Тема урока: Храмы Древней Руси. Коллективное панно. Техника- бумажная пластика. Тип урока: урок – открытия нового знанияПланируемые результаты:-...

Презентация к уроку окружающего мира "Во времена Древней Руси"

Презентация составлена к УМК Моро. Программа "Школа России"4 класс....