Конспект урока по истории на тему "Истоки Древней Руси"
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме
Конспект урока по истории на тему "Истоки Древней Руси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Истоки Древней Руси
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь учащихся,
воображение, фантазию, умение работать с картой; воспитывать любовь к истории.
Планируемые результаты:
Предметные:
Показать на карте территорию Древней Руси; знать название городов, игравших большую роль в создании и распространении единой древнерусской культуры; показать на карте древние торговые пути; называть имена родоначальника правящей княжеской династии ( Рюрика) и его родича (Олега), который объединил северный и южный центры Древнерусского государства.
Личностные:
понимать знание торговли и торговых путей в объединении разных племен в единое Древнерусское государства; понимать значение Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства.
Метапредметные:
рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; рассказать о берестяных грамотах.
Понятия: путь « из варяг в греки»; вече; метрополия.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник ( окр. мир. 4 кл., 2 часть, автор Плешаков, Новицкая),электронное приложение к учебнику.
Этап урока. | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
1.Орг. момент | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Тихо сели девочки и еще тише сели мальчики. | Настраивает на урок | Приветствие | Л: учебно-познавать. Интерес к новому уч. материалу | ||||
2. Мотивационный . проверка Д/З. | 3-4 мин | Давайте с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Вопросы: 1)Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописиц? 2)Как называли балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины? 3) Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими? 4)Чем можно объяснить названия древних славянских племён? | Задает вопросы по домашнему заданию, выслушивает ответы | Ответы на вопросы | П: Установление причинно-следственных связей; Умение осознанно строить речевое высказывание устно. | ||||
3. Постановка учебной задачи | 4 мин | Ребята откройте учебник на стр.16 посмотрите на фотографию колокола рядом с названием темы урока. Он был подарен Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым Великому Новгороду в честь празднования 1150- летия города. Сегодня мы с вами перенесёмся по Реке времени к самым истокам образования нашего государства, в далёкое прошлое. Как вы думаете, для чего необходимо знать своё прошлое, историю своего Отечества? Подумайте над этим, а в конце нашего урока мы с вами попробуем сделать вывод из нашего путешествия. Ваш предыдущий урок назывался по страницам летописи , а как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?(можно посмотреть в учебнике) ( истоки древней руси). Ребята, а как вы думаете какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? | Наглядный, словесный, рассказ | Работа с иллюстрацией Определяют тему урока, ставят перед собой цели урока | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | ||||
4. Усвоение новых знаний и способов действия. | 20-23 мин | От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озёрам можно было добраться до Чёрного моря на юге и Кайспийского моря на юго-востоке. Отсюда, с восточной Балтики, начинались два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский. Днепровский путь «из варяг в греки» издана связал скандинавов – предков нынешних шведов, норвежцев, датчан, живших на западном побережье Балтийского моря,- с торговыми греческими городами и со столицей Византии Константинополем на Чёрном море. Вдоль всего Днепровского пути появились торгово-ремесленные поселения – Псков, Полоцк, Смоленск, Люротах (показываю на карте). В 10 веке на Руси было не менее 25 городов. К 12 веку их уже более 300. Горожане создавали и распространяли древнерусскую культуру, которая проникла и к жителям сельской округи. Города стали центрами грамотности и просвещения. Об этом говорят берестяные грамоты, найденные археологами в восьми древнерусских городах. На бересте не только писали деловые письма, но и выражали чувства скорби, заботы, любви. А еще учились писать, как неведомый нам мальчик Онфим. Грамота № 202. На ней изображены два человека. Их поднятые руки напоминают грабли. Число пальцев-зубцов на них – от трех до восьми. Онфим еще не умеет считать. Рядом надпись: «На Домире взяти доложзиве» – «На Домире взять, доложив». Еще не умея считать, Онфим делает выписки из документа о взятии долгов. Прописями для него послужила деловая записка, самый распространенный в средневековом Новгороде вид берестяной грамоты. В то же время в этой грамоте хорошо чувствуется, как Онфим набил руку в переписывании азбуки. В слово «доложив» он вставил лишнюю букву з, получилось «доложзив». Он так привык в своей азбуке писать з после н, что рука сама сделала заученное движение. В грамоте № 203- законченная фраза, хорошо известная по надписям на стенах новгородских церквей: «Господи, помози рабу своему Онфиму». Это, вероятно, одна из первых фраз, с каких начиналось овладение письмом. Встречая ее на стенах церквей» рядом с процарапанными буквами азбук, мы должны всякий раз предполагать не столько благочестие! писавшего – какое уж тут благочестие, если он царапает церковную стену во время богослужения, – a скорее всего его склонность к постоянному воспроизведению знаний, усвоенных в первых школьных! упражнениях, склонность, встающую перед нами из большинства грамот Онфима, которые написаны им не для учителя, а для себя. Иначе вряд ли он стал бы и писать, и рисовать на одном листе бересты.
Северный центр Древней Руси Новгород стал свободолюбивым городом. Важные дела в Новгороде, в том числе и выбор правителя, решались сообща на вече- народном собрании. В 862 году, для того чтобы племён пригласили скандинавского князя Рюрика с дружиной. Так было положено начало княжеской династии, управляющей всеми русскими землями более семи с половиной веков. Вот почему Рюриково городище стало одной из достопримечательностей Новгорода. В 1862 году именно в Новгороде был установлен памятник « Тысячелетие России»( рассматривают памятник). В 882 году новгородский князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев и объединил южный и северный центр Руси. Олег призвал к единству все племена под главенством Киева. Так Киев стал столицей единого государства Киевской Руси. Для того чтобы закрепить, что мы сегодня с вам сегодня говорили, давай те ответим на несколько вопросов: 1)Какую роль сыграла торговля в образовании Древнерусского государства? 2)В чем значение древнерусских городов для развития общей древнерусской культуры? 3)Почему Великий Новгород считают родиной Русского государства ? 4)Какой город стал столицей Древнерусского государства? | Словесный рассказ Работает с понятием Словесный, рассказ Практический Работа с ист. понятием, датой наглядный фронтальная работа | Слушают Работают с понятием Слушают, задают вопросы рассматривают грамоту Онфима Работают с лентой времени с.4-5 Работают с ист. понятием Работа с иллюстрацией Закрепляют пройденный материал | К: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; | ||||
5. Физминутка | 2-3 мин | ФИЗМИНУТКА | Выполняют упражнения | Л: ведут ЗОЖ | |||||
6. Итог урока | 4-5 мин | Ученики читают раздел урока, посвященный Великому Новгороду. Отвечают на вопрос: «Почему можно считать, что у Древнерусского государства есть два истока?»- и вопросы раздела проверь себя. Наше путешествие завершается давайте мысленно вернемся к нашему уроку. Помните, над каким вопросом вам пришлось подумать? Какие вопросы у вас появились к концу нашего странствия во времени? | Обобщают , подводит итог | Обобщать. Подводить итоги. Отвечать, наблюдать, сравнивать , делать вывод | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||
7. Рефлексия. | 1-2 мин | Ребята на партах у вас лежат карточки, возьмите их и выберите вариант ответа который подходит к вам. | Способ и условия контроль и самооценка | ||||||
8. Информация о д/з | 1 мин | Раб. тетр. стр. 11, зад.4 учебник стр.16-18 | Комментарии д/з | задание записывают д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка "История становления армии древней Руси"
Сказка, разработанная к уроку, способствует раскрытию понятия "армия"...
Конспект урока по истории "Золотые ворота" в Древнюю Русь.("Школа 2100")
Конспект урока по программе "Школа 2100"...
Конспект урока по Основам православной культуры "Крещение Руси"
Более тысячи лет назад, в 988 году нашей эры, на берегах Днепра у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне...
Конспект урока по изобразительному искусству : Храмы Древней Руси. Коллективное панно. Техника- бумажная пластика.
Предмет: изобразительное искусствоКласс : 2Тема урока: Храмы Древней Руси. Коллективное панно. Техника- бумажная пластика. Тип урока: урок – открытия нового знанияПланируемые результаты:-...
Презентация к уроку окружающего мира "Во времена Древней Руси"
Презентация составлена к УМК Моро. Программа "Школа России"4 класс....