Конспект урока по истории, 4 класс, на тему "Из сокровищницы Древней Руси"
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Залескис  Любовь Степановна

история

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola.doc60 КБ
Microsoft Office document icon voprosy.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа:                                                                                                                                                     Методист: Сачкова Т.А.
Класс: 4                                                                                                                                                    Студентка 45 группы
Кабинет:                                                                                                                                                   Залескис Любовь
Учитель:
                                                                     
                                                          Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Тип урока:
изучение нового материала.
Цель: формировать представления о возникновении славянской азбуки, появления письменности на Руси.
Задачи:
-
познакомиться с историей возникновения славянской азбуки и её создателями;
- познакомиться с понятие «Летопись» и с известными летописями, первыми книгами.

Планируемые результаты:
Личностные:
сформировать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать интерес к учёбе;

Предметные:  познакомятся с славянской азбукой, и  письменностью на Руси;
Метапредметные: научатся планировать свою деятельность, работать с источником  информации,  делать выводы, обобщать;

Понятия: Летопись,
Оборудование: карточки, учебник «Мир вокруг нас 4 класс» А. Плешаков,презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси».


Этап урока

Время, мин.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала урока

2

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Степановна, я проведу у вас урок истории.
Вот опять звенит звонок-

приглашает  на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать.  

Словесный/Приветствует, рассказывает стихотворение на мотивацию.

Приветствовать, слушать учителя

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Повторение

ранее

изученного.

4

На прошлом уроке мы совершили путешествие по городам Древней

Руси. Перед нами  распахнулись ворота Древнего Киева. Побывали на бойком торжище в Древнем Новгороде. Сегодня нам предстоит узнать ещё больше нового. А что узнать нового нам придётся сегодня, после того, как повторим домашнее задание.
Блиц-опрос- Какими были первые города? (Это были поселки-крепости, окруженные крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надежными убежищами.)
- Как называли центр древнего русского города? (Центр города был обычно укреплен и назывался кремлем.) 
- Что располагалось внутри кремля?
(Внутри кремля располагали княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.)
- Кто жил за пределами кремля? (За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд)
-
Какой город расположился на берегах реки Волхов у Ильмень озера?(Великий Новгород.)
- Кто управлял городом? (Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.)
- Что нашли археологи? (Мостовые, берестяные грамоты.)

Практический/
презентация, проверяет домашнее задание

Слушают, проверяют домашнее задание, оценивают деятельность

П: осуществляют фиксацию ранее полученной информации

3. Мотивацион
ный

-Сегодня мы с вами начнём изучать новую тему  и для того чтобы узнать её, нам поможет учебник. Открыли учебник мира вокруг нас на стр.55. Прочитайте название. Это и будет темой нашего урока.(Из книжной сокровищницы Древней Руси)
- Какую поставим цель урока? (Цель: формировать представления о возникновении славянской азбуки, появления письменности на Руси.)
- А задачи мы будем ставить в течении урока.

Практический.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Делают выводы,

формулируют цель урока и задачи.

П: слушают и высказывают своё мнение

4. Решение частных задач

-Однажды при раскопках был обнаружен разбитый сосуд. Когда осколки сосуда склеили, то увидели надпись. Учёные смогли установить, что надпись сделана  буквами славянской азбуки.
- Какая  будет первая задача?
(Познакомится с историей возникновения славянской азбуки и её создателями)
- Я вам раздам карточки, что написано на карточках? (вопросы)
(Карточка. (Вопросы)
- Кто создал славянскую азбуку?
(Кирилл и Мефодий)
-В каком веки жили создатели азбуки? (19 век)
- Когда отмечается день  славянской письменности? (24 мая)
-На какой язык переводили книги? (славянский))
- Что мы сможем узнать с помощью этих вопросов? (Кто создатели славянской азбуки, в каком веки жили создатели азбуки и т.д.)  А ответить  на эти вопросы карточки, вам  поможет  фильм.

Видео. Славянская азбука. Кирилл и Мефодий.
 -Теперь проверим, как внимательно вы смотрели видеозапись. (проверка, ответов на вопросы на карточке)  
-
В 863 году Кирилл с помощью брата и учеников
составил славянскую азбуку-кириллицу, перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. До сих пор мы пользуемся кириллицей.

- Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.

 - Как вы понимаете это высказывание?

 -  Человечество создало книги  давно. У разных народов они изготовлялись из различных материалов и разнообразного вида.

- Так в Египте писали на папирусе, в Греции на пергаменте, в Древнем Вавилоне на глиняных дощечках.
Но человек, который придумал книгу, сумел придумать и подходящий материал для нее. Им стала бумага. Родиной бумаги был Китай. Секрет изготовления бумаги хранили почти 5 столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Именно китайский способ ее изготовления стал известен в Европе.(учеб. стр. 56)
-Прочитайте абзац.

- Какую можем  вторую задачу? (познакомиться с понятие «Летопись» и с известными летописями, первыми книгами.)
-Что такое летопись? (Летопись – это первые исторические сочинения на Руси.)

- Как называется, самая известная летопись? (Повесть временных лет)

Рассказывает.

Даёт задание.

Словесный.


























Наглядный метод.




Словесный метод












Рассказывает материал

Словесный рассказ.



















Практический метод





Слушают.

Отвечают.


























Практический, работают по карточкам
Анализируют



































Работают с учебником



П: осмысленно слушают и смотрят, анализируют












Р: принимать и сохранять учебную задачу















Л:положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Физ.минутка

Мы город построить поможем,

Стены зданий  по кирпичику сложим,

Лопатой клумбы  покопаем покопаем,

Цветов насажаем,

Мост поднимем, фонари повесим,

А потом себе похлопаем:

МОЛОДЦЫ какие!

Показывает движения

Повторяют

- Самостоятельная работа с учебником (стр. 56–57).

– Сейчас вы сами прочитайте статью в учебнике на стр. 56–57, потом ответите на вопросы по тексту.
Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?
(Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета)

Какого цвета краска охра? (Краска желтого цвета)

Какими были книги в Древней Руси?

Даёт установку на чтение.

Словесно-практический метод.

Работа с текстом учебника.

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают

П: строят рассуждения, высказывание в устной форме

5.Итог урока.

Оценивание работы учащегося

5

Блиц – опрос (соревнование между рядами).

(Проверка усвоения изученного материала)
1.Кто создал славянскую письменность?
(Кирилл и Мефодий)

2.Как называлась первая славянская азбука? (Глаголица)

3.Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор? (Кириллица)

4.Что такое летопись? (Летопись – писание событий по годам)

5.Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? (Нестор)

6.На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергаменте)

7.Что такое пергамент? (Писчий материал из телячьей кожи)

8.Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

9.Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета)

Охра? (Краска желтого цвета)

-Что мы нового узнали на уроки?
-У кого были затруднения?
Домашнее задание:
-
В печатной тетради на стр.18-19, задания 2 и 3.

Проводит беседу по  вопросам

Словесный метод.

Отвечают на вопросы




Анализируют, делают выводы

П:строят речев.высказ.

П:строят рассуждения

П:осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

6.Рефлексия

2

У вас на партах лежат жёлтые, и красные кружочки. Если вам понравился сегодняшний урок поднимите Жёлтый кружок, а если не понравился, то красный. Мы с вами молодцы! На этом наш урок окончен. Спасибо. До свидания.

Проводит рефлексию.

Производят рефлексию.



Предварительный просмотр:



Вопросы:
- Кто создал славянскую азбуку?

- В каком веки жили создатели азбуки?
- Когда отмечается день  славянской письменности?

- На какой язык переводили книги?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...

Предмет окружающий мир 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.Задачи: формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о летописях как ист...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлени...