Урок по ОРКСЭ "Православие"
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме
Урок по теме "Правослдавие", модуль "Основы мировых религиозных культур"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/urok_po_orkise_lyubimova_l.P | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетное общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №9 г. Нефтеюганск
ТЕМА: «Православие»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Любимова Леся Павловна
учитель начальных классов
город Нефтеюганск
2013 год
Тема: Православие ( модуль ОМРК)
Цель: знакомство учащихся с понятием православие.
Задача:
- Расширить представления детей о православной культуре.
- Формировать у обучающихся комплексное представление об иконах, православных праздниках, молитве.
- Способствовать развитию речи, живого образного мышления. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Ключевые понятия: православие, молитва, икона, религиозные праздники.
Ключевой вопрос для детей: Чем русское православие обогатило русскую и мировую культуру?
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, выставка книг, рабочая тетрадь для учащихся; толковые словари Даля, Ожегова, пазлы , карточки, учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.Б.Амиров, О.В.Воскресенский, Т.М.Горбачёва; под редакцией Т.Д.Шапошниковой»
Средства обучения на уроке:
Словесные ( рассказ учителя и учащихся)
Художественно-словесные (использование произведений поэтов, звон колоколов)
Наглядные (репродукции, презентации, таблица, кроссворд, пазлы)
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа со словарями, работа с источником информации, участие в диалоге,
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование понятия, умение использовать текст , структурировать знания по теме урока .
Предметные, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями освоение знаний по теме «Православие»
Примечание: По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного пособия («православие», «храм», «молитва»), а также с рассказом об первых конах и об иконе А. Рублёва «Троица» Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок
Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать взаперти
Улыбка цветёт, растёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу и страх.
Давайте подарим улыбку друг другу.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Назовите основные религии.
Д.- Христианство, ислам, буддизм, иудаизм (Слайд)
Учитель: Прочитайте слова и скажите, их значение? ( Тора, Библия, Трипитака , Коран)
Д. Священные книги религий
Учитель: Соедините религии и священные книги.
Учитель: Что объединяет людей всех религиозных культур?
Д.- Обращение к Богу через молитву.
2. Работа в группах.
Учитель: Сейчас в группах разгадайте кроссворд. (Приложение 1)
Прочитайте, какое слово получилось.
Как вы думаете, какая тема урока?
Д. – Православие
Учитель: Назовите слова ассоциации, которые у вас вызывает слово православие.
Учитель: Как вы думаете какие задачи нашего урока?
III. Изучение нового материала.
а) Выход на определение (понимание детьми этих определений)
1.Работа в тетради
Учитель: Давайте запишем тему урока. Обозначьте корни в слове «православие». Подумайте, что может означать слово «православие»?
Д. -Слово православие означает «правильное, истинное мнение, правильно славящее Бога».
2.Работа с учебником
Учитель: Давайте посмотрим, какое определение православия в учебнике на с. 100? Д:Православие – это умение правильно обращаться к Богу, то есть умение молиться.
Православие – это русский перевод греческого слова ортодоксия ( «орто»- прямой, правильный, «доксия» - мнение, учение, слава ) (Слайд)
Православие - наиболее распространенная и укоренившаяся христианская традиция в культуре большинства народов нашей страны. Православие является неотъемлемой частью истории и культуры России. (Слайд)
б) Постановка проблемы урока.
Чем русское православие обогатило русскую и мировую культуру?
в)Решение поставленной проблемы. Открытие новых знаний
3.Прием «Чтение с пометками INSERT».
Учитель: Достаньте с конверта №2 текст. (Приложение 2)
Читаете его и на полях ставьте значки.
V | + | - | ? |
Я это знал | Новое для меня | Я думал иначе | Непонятно |
Учитель: Подымите, руки кто поставил первый значок – я это знал.
Учитель: Что вы знали?
Учитель: Что для вас было новым?
Учитель: У кого есть значок - ?
Учитель: О чем ты думал иначе.
Учитель: Было ли непонятно?
Учитель: Чем русское православие обогатило русскую и мировую культуру? (Слайд)
Д: иконами, архитектурными памятниками (храмами), колокольным звоном. летописями, развитием художественных ремёсел.
Учитель: В православии люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой (просьбой) Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили? Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог.
Учитель: Как называется обращение к богу в православии? Так что такое молитва?
4.Молитва (работа с текстом учебника)
Учитель: Как вы думаете, все ли молитвы одинаковы?
У православных людей есть три вида молитвы.
Самая распространенная молитва – это просьба.
Учитель: Как вы думаете, что представляет собой молитва просьба?
А теперь прочитайте определение молитвы-просьбы в учебнике с. 103.
Д.- Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрее, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите.
Учитель: Наши предположения о молитве - просьбе подтвердились?
Учитель: О каких молитвах вы еще слышали?
Более редкая молитва – благодарение.
Учитель: Как вы думаете, почему эта молитва редкая?
Редкая, потому, что люди чаще просят, чем благодарят.
Да, получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом.
Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. ( слайд)
5.Задание в группах.
Прочитай стихотворения. Найдите, в каком стихотворении автор использует стиль- молитва? ( Приложение3)
Проверка. ( Сигнальные карточки).Зачитайте этот отрывок стихотворения.
Учитель: Мы увидели, как молитва стала стилем обращения в художественной литературе.
6.Храм
Учитель: В каких местах люди могут молиться? (в храме, церкви)
Попробуйте дать определение слову «храм».
Храм – это место, куда приходит каждый христианин для молитвы.
А чтобы быть точнее, давайте посмотрим определение храма по словарю (работа со словарями В.И.Даля и С.И. Ожегова, в группах)
Ученик 1: Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.
Учитель: Полина подготовила нам стихотворения о храме. ( Слайды)
Стихотворение о храме (Приложение 4)
В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются старые и строятся новые церкви.
Издавна храмы строили в самых красивых местах. Посмотрите ещё раз на эти храмы. Они одинаковые или отличаются друг от друга?
Учитель: Найдите в учебнике с.101, каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
Д:- Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. У него есть купол, на котором находится крест.
Учитель: Почему на куполах крест?
Д:Символ христианства.
- Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. (Слайд )
- Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля. (Слайд)
- Иногда храм устраивается в виде круга. (Слайд)
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
Учитель: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
Д: Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Учитель: Часто на храме строят не одну, а несколько куполов.
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
(предположения детей)
1 купол – в честь единого Бога
3 – в честь святой троицы (Бог- отец, Бог – сын, Бог – дух святой)
5 - Иисус Христос и четыре евангелиста
7 - семь Таинств и семь Вселенских Соборов
13 - Иисус Христос и двенадцать апостолов
А сейчас проведем виртуальную экскурсию по храму.
Храм разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. ( Слайд)
Средняя часть храма- место для прихожан собравшихся на церковную службу. Здесь расположен центр храма- пространство под куполом. Это символ неба, с которого Бог смотрит на молящихся.
Главнейшая часть храма — это алтарь. Самая священная часть храма:
здесь совершается священнослужителями богослужение, находится святой престол.
Располагается алтарь в самой восточной части храма. Стенка, отделяющая алтарь от храма, имеет «царские врата» в центре. Через них священник выходит к прихожанам из алтаря. Алтарь отделен от основного храма иконостасом – большая стена. Состоящая из нескольких рядов икон.(слайд8)
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Учитель: Как вы думаете, зачем нужны колокола?
Д:- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Учитель: Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
- Физкультминутка
Учитель: Ребята вы прослушайте фрагмент колокольных звонов и соберёте мозаику.
Учитель: Что за изображения получились? Чем они отличаются от современных зданий?
6.Икона
Учитель: Кто был в храме?
Учитель: Что запомнилось? (много икон)
Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.
Учитель: А что такое икона?
В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:
« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд )
Рассказ ученика. (Приложение 5)
Учитель: Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом. Рассказ ученика. (Приложение 6).
Учитель: Ребята прочитайте притчу. ( Приложение 7).
Учитель: Как вы думаете, почему названа икона « Спас Нерукотворный»?
Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный.
Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя
. В России выявлено более 470 именований Икон Божией Матери
Учитель: Как вы думаете кому молятся православные христиане глядя на икону?
Дети: Не самой иконе, а тому, кто на ней изображён.
7.Праздники.
Большую роль в жизни православного человека играют церковные праздники.
Учитель: Какие православные праздники знаете?
Д: Праздник Рождества Христова, Пасха (слайд).
V. Рефлексия. (Применение новых знаний)
Учитель: Сейчас я предлагаю вам соединить основные понятия урока с определениями. (Приложение 8)
Проверка. ( Слайд)
Подведение итогов урока, возврат к ключевому вопросу урока.
Учитель: Чем русское православие обогатило русскую и мировую культуру?
VI.Самооценка урока.
Учитель: Наш урок подходит к концу, мне хотелось, чтобы вы оценили работу на уроке с помощью условной карточки ( узнал много нового, интересного, возникло желание узнать больше, остались вопросы.) с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению.
VII. Домашнее задание (с. 107 учебника3-4 вопрос по выбору.)
- Найти информацию о православных монастырях. Подготовить краткое сообщение о них.
- Подготовить сообщение об одном из традиционных праздников Русской православной церкви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...