Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности.
Дидактические:
1) дать представление о понятии «дружба» и об ее ценности в жизни человека;
2) научить объяснять своими словами роль дружбы в жизни человека.
Развивающие:
1) развивать умение проявлять доброту в повседневной жизни;
2) развивать память, мышление, грамотную устную речь;
3) развивать навыки самостоятельной индивидуальной работы;
Воспитательные:
1) воспитывать осознание ценности каждого человека как личности;
2) воспитывать уважение ко всем окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_22_12.docx | 54.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 18.12.2023 | Студент: Зарипов Данияр Альфритович |
Школа: МАОУ «СОШ №104 г. Челябинска» | Группа: 45 |
Класс: 4 | Учитель: |
Урок: 1 | Методист: Мухина Ирина Георгиевна |
Время: 8:00-8:40 Кабинет: 317 |
Тема урока: «Каждый интересен»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности.
Задачи урока: | Планируемые результаты: |
Дидактические: 1) дать представление о понятии «дружба» и об ее ценности в жизни человека; 2) научить объяснять своими словами роль дружбы в жизни человека. | Предметные: 1) раскрывать основное содержание нравственных категорий светской этики (дружба); 2) объяснять своими словами роль нравственных категорий в жизни общества. |
Развивающие: 1) развивать умение проявлять доброту в повседневной жизни; 2) развивать память, мышление, грамотную устную речь; 3) развивать навыки самостоятельной индивидуальной работы; | Личностные: 1) проявлять в повседневной жизни доброту, доброжелательность в общении; 2) понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций. |
Воспитательные: 1) воспитывать осознание ценности каждого человека как личности; 2) воспитывать уважение ко всем окружающим. |
УМК: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 кл., учебник А.И. Шемшуриной, М.: Просвещение, 2014
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует обучающихся. - Здравствуйте, дети! Меня зовут Данияр Альфритович, сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. 2. Создаёт эмоциональный настрой. - -Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной: - «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.» Откройте глаза. Приступаем к работе. | 1. Приветствуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на урок. | РУУД: осознание речевого высказывания в устной форме; | Презентация (слайд 1) Презентация (слайд 2) |
Актуализация знаний и мотивация (7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Индивидуальная Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль Взаимоконтроль | 1. Организует работу с пословицами и поговорками. - О чем мы с вами говорили на предыдущем занятии? - Кто мне скажет, что такое доброта? - А какая есть противоположность добру? - А что это такое? - Сейчас мы с вами подробнее вспомним предыдущую тему урока. Я вам буду называть пословицы и поговорки, а вам необходимо будет объяснить, как вы понимаете их. 1. Доброта нигде не теряет своего достоинства. 2. Не ищи красоты, а ищи доброты. 3. Жизнь дана нам на добрые дела. 4. Добрые слова дороже богатства. - Отлично! Продолжим наш урок. | - О доброте. - Ответы обучающихся. - Зло. - Ответы обучающихся - 1. Человек совершает только хорошие поступки, добросовестный и доброжелательный, то на своем пути он будет видеть только лишь добро. 2. Пословица советует не оценивать людей или вещи только по их внешнему виду, а вместо этого смотреть на их характер и доброту. 3. Жизнь человека, если он будет делать добро другим людям, будет счастлива и прожита не зря. 4. Доброта и любезность могут принести нам богатство и благополучие, даже если мы не обладаем материальными богатствами или высоким социальным статусом. | ПУУД: анализировать и создавать информацию в соответствии с учебной задачей. КУУД: ответственно выполнять свою часть работы. РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Презентация (слайд 3) Презентация (слайд 4) Презентация (слайд 5) Презентация (слайд 6) |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Организует подводящую беседу. - Наверняка каждый из вас любит рисовать. Давайте возьмём лист бумаги и карандаш. Готово? - А теперь попробуйте нарисовать человечка, причём совершенно любого, какого вам только захочется. Можете нарисовать спортсмена, музыканта, ученого и т.д. Ну и, конечно, придумайте своему персонажу какое-нибудь имя. - Надеюсь, что вы справились с этим интересным заданием. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите своих человечков друг другу. Внимательно рассмотрите нарисованных вами и вашими друзьями человечков, вглядитесь в них. Что вы можете о них сказать? Какие они? Одинаковые или разные? - Конечно же, разные, ведь их рисовали совершенно разные ребята так, как им этого хотелось. И именно поэтому человечки получились такие интересные и необычные. - Точно так же, как и человечки на ваших рисунках, каждый человек интересен по-своему. - Посмотрите на слайд и выберите фразу, которая подходит больше всего для формулировки сегодняшней темы. - Какая будет тема? - Посмотрите на слайд. Чтобы поставить цель сегодняшнего урока, вам необходимо расставить слова в правильном порядке. | 1. Беседа и работа с учителем. - Рисуют. - Они разные. - Тема урока: «Каждый интересен» - Цель урока: узнать, чем интересен каждый человек | КУУД: корректно аргументированно высказывать своё мнение. ПУУД: с помощью учителя формулировать тему и цель урока. | Презентация (слайд 7-9) |
«Открытие» нового знания (6-7 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | 1. Организует изучение нового учебного материала. - Как вы понимаете данное выражение «Каждый интересен»? - Сейчас я вам прочитаю стих российского и советского поэта Евгения Евтушенко, который даст нам понимание данного выражения. Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы – как истории планет. У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самою незаметностью своей. - Как вы понимаете данный стих? - В школе, дома вас окружает много людей, и согласитесь, что каждый из этих людей по-своему интересен, независимо от его статуса и положения в обществе. Каждый из них имеет свою особенность, свою изюминку, ведь каждый человек – это, прежде всего, индивидуальность, другого такого же нет. - А что же необходимо для того, чтобы быть интересным для каждого? Что нам необходимо делать для этого? - Сейчас на экран вы видите правила, чтобы быть интересным для каждого. - Как вы думаете, что значат эти правила? - А как эти правила могут влиять на нашу дружбу? - Эти правила очень важны. Если вы их будете соблюдать, то общение будет приятным и радостным, а в классе будет крепнуть дружба. | 1. Изучают новый материал. - Каждый человек имеет свою особенность, свою индивидуальность. И именно это позволят ему быть интересным для других. Слушают стихотворение. Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. - Проявлять уважение к каждому человеку. - Не вести себя так, как будто ты – главное действующее лицо. - Быть доброжелательным со всеми, как с мальчиками, так и с девочками. - Если их не соблюдать, то друзей вокруг может и не остаться. | ПУУД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Презентация (слайд 10) Презентация (слайд 11) |
Динамическая пауза (1 мин) Если я называю положительное качество человека, то вы хлопаете. Если я называю отрицательное качество, то вы приседаете. | ||||||
Первичное закрепление (7-8 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1. Организует работу с цитатами великих людей. - На экране вам предложены фразы мыслителей, ученых и известных личностей в истории. Со своим соседом по парте вам необходимо ответить на вопрос: «В чем сходятся мыслители?». Подумайте и запишите свои выводы в тетрадь. Но это еще не все задание. Также вам нужно выписать основные принципы дружбы и устно обосновать их. 2. Организует театрализацию басни «Молния и Солнце», работу по ней. - Перейдем к следующему заданию. Сейчас мы поставим театральную постановку на басню «Молния и Солнце». После прочтения вам необходимо будет ответить на вопрос: «Почему люди любят Солнце больше чем Молнию?» Спросила Молния у Солнца: «Скажи, почему люди любят тебя больше чем меня? Я ведь тоже яркая.» Солнце ответило: «Они любят тепло и ласку» На что Молния ответила: «От моих пожаров, бушующих на земле, много тепла, но это и не устраивает!» Солнце сказало: «Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед». - Ответим на вопрос. Почему же люди любят Солнце больше чем Молнию? - Кому из участников разговора вы больше симпатизируете? Почему? - Что необходимо сделать Молнии, чтобы люди начали любить ее? | 1. Работа с цитатами. - Дружба – это отношения, основанные на равенстве, искренности и правде. Признаки: равенство, единодушие, искренность, общение. 2. Инсценировка басни. - Молния приносит только одни беды, в отличии, от Солнца, которое дарит людям тепло и ласку. Ответы обучающихся. - Нужно поменять отношение ко всему. Стать более добрее и ласковее. | КУУД: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. РУУД: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Презентация (слайд 13, 14) Презентация (слайд 15) |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5-7 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Индивидуальная Парная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: изготовление изделия Внешний контроль Взаимоконтроль | 1. Объясняет задание для самостоятельной работы и контролирует процесс выполнения задания. - Выполним с вами небольшую самостоятельную работу. Посмотрите на слайд. Вы можете здесь наблюдать качества человека. Вам необходимо разбить данные качества на 2 группы: качества, помогающие в дружбе, и качества, мешающие в дружбе. Понимание, деликатность, мелочность, неуверенность, зависть, доброта, равнодушие, честность, раздражительность, болтливость, сдержанность. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Ответы на слайде. Критерии оценивания: 0 ошибок – отметка «5» 1-2 ошибки – отметка «4» 3 ошибки – отметка «3» 4 и более ошибок – отметка «2» | 1. Выполняют самостоятельную работу. Ответ: Помогает дружбе: - Понимание, деликатность, доброта, честность, сдержанность. Мешает дружбе: - Мелочность, неуверенность, зависть, равнодушие, болтливость. | РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Презентация (слайд 16-19) |
Включение в систему знаний (7 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Организует закрепление ранее пройденного материала. - Продолжим нашу работу. Представьте, что вы поссорились со своим другом, и вы хотите помириться. Подумайте, что вам может помочь в этом. - Теперь ответьте мне на вопрос: «Почему так важно учитывать мнение друга?» - Продолжим. Сейчас вам необходимо своему соседу по парте свой ответ. А он оценит его, и если ему будет, что добавить, то он говорит об этом. | 1. Закрепляют ранее пройденный материал. Ответы обучающихся. - Потому что друг не желает нам зла. Он всегда хочет нам помочь и дает нам советы, когда это так необходимо. | РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Презентация (слайд 20) |
Рефлексия деятельности (5 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1. Задаёт вопросы, руководит процессом рефлексии. - Наш урок подходит к концу. - Что нового вы узнали на уроке? - Какая была тема нашего урока? - Что же значит эта фраза? - Есть ли правила, чтобы быть интересным для других? Какие? - Посмотрите на экран, кто хочет закончить предложения? Я смог выполнить… Мне было сложно … Больше всего мне понравилось… - На этом наш урок окончен. Спасибо за работу! | 1. Анализируют деятельность на уроке. - Тема урока: «Каждый интересен» - Каждый человек имеет свою особенность, свою индивидуальность. И именно это позволят ему быть интересным для других. Ответы обучающихся. | РУУД: устанавливать причины успеха/неудачи учебной деятельности. КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Презентация (слайд 21-23) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Тема урока «Достойно жить среди людей»
Конспект урока по ОРКСЭ . Тема: "Достойно жить среди людей"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)
Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...
Технологическая карта ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» 4 класс ( УМК: "Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры»")
Тема урока «Как христианство пришло на Русь» Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о крещении Руси. Зада...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1. познакомит...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...