Конспект урока москвоведения в 3 классе по теме "В доме у москвича"
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока москвоведения в 3 классе
Тема урока:«В доме у москвича»
Цель урока:обобщение и систематизация знаний об устройстве дома и быте древних москвичей
В основе логики процесса обобщения и систематизации знаний лежит деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_dome_u__moskvicha.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок москвоведения в 3 классе
Тема урока: «В доме у москвича»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний об устройстве дома и быте древних москвичей
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
В основе логики процесса обобщения и систематизации знаний лежит деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний.
ТДЦ:
- образовательная:
- обобщить знания учащихся о домашнем быте москвичей
- углублять знания по истории родного города
- учить пользоваться разнообразными источниками при подготовке к уроку
- учить сравнивать, проводить параллели, сопоставлять прошлое и настоящее
- учить обобщать, делать выводы
- воспитательная:
- воспитывать любовь и уважение к родному городу и его жителям
- воспитывать уважение к труду москвичей
- воспитывать любовь к книге и чтению
- развивающая:
- развивать умение связно и последовательно передавать полученную информацию
- активизировать мыслительную деятельность учащихся
Структура урока:
- организация начала урока
- проверка выполнения домашнего задания
- подготовка к активной УПД на основном этапе урока
- обобщение и систематизация знаний
- подведение итогов урока
- информация о домашнем задании
Идея урока (девиз): «Не дом хозяина красит, а хозяин дом»
Методы обучения:
- активные – семинар
- частично-поисковый
- словесные – беседа
- наглядные – демонстрация экранных пособий, опыта
Формы обучения:
- индивидуально-обособленная (на этапе подготовки к уроку, поиска необходимой информации)
- фронтальная
Вопросы к семинару
- Что собой представляли жилища наших предков?
- материал
- части дома
- сравнить с современными домами
- Внутреннее убранство дома.
- чем отапливался?
- части печи
- найти пословицы о печи
- чем богатые люди украшали печи?
- рассказать о домовом
- красный угол
- какая была мебель?
- была ли в доме ненужная, лишняя, посторонняя мебель?
- посуда
- предметы быта
- что употребляли в пищу? (игра «Отгадай»)
- найти пословицы о еде и объяснить их
- Почему мы во всем ценим красоту? Что она дает человеку? Нужна ли она вообще? Какая бывает красота? Как вы понимаете поговорку: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом»?
- Нужны ли современному городу старинные здания? Для чего? Как они вписываются в современный облик города?
- организация начала урока
Приветствие, пожелание успеха на уроке.
- проверка выполнения домашнего задания
- На дом вам был задано очень интересное, увлекательное и довольно сложное задание. Я просила вас ответить на несколько вопросов по теме, которую мы с вами изучали не предыдущих уроках. Давайте вспомним название темы.
(- В доме у москвича)
Для сегодняшнего урока я выбрала такой девиз: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом» и нам с вами обязательно нужно либо доказать правильность этого высказывания или опровергнуть его.
- подготовка к активной УПД на основном этапе урока
- Сегодня мы с вами заглянем в древний поселок. Во время путешествия будьте внимательны, ведь полученные вами знания нам обязательно пригодятся в дальнейшем.
«Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ высокий и красивый –
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные как ивы,
Дети, словно крепкие дубки»
- обобщение и систематизация знаний
- Итак, мы отправляемся в древнюю Москву. Опишите мне ее, пожалуйста. Какая она была?
- Что представляли собой жилища наших предков?
(- Это были деревянные избы 2-х видов: красные и курные. Красные дома отапливались печью с трубой, а курные топились по-черному. Постройки были деревянные, т.к. дерево – самый дешевый, доступный материал. Если посмотреть на фасад дома, то мы увидим много красивых деталей, которых нет на современных домах Москвы. Каждая часть дома имела свое название: лицо, лобяк, глаза, уши, ставни, наличники, конек. Крыши покрывались лемехом.)
- Давайте выберем самый красивый дом и продолжим наше путешествие – заглянем внутрь этого дома.
- С чего начинался любой дом в Москве?
(- С печки → рассказ учащихся о печи, ее частях и их функциях)
- Я просила вас найти пословицы о печи и попытаться их объяснить.
- В простых, небогатых домах печь была побеленная, а вот люди обеспеченные старались всё в своем доме сделать как можно красивее. Давайте вспомним, чем богатые люди украшали свои печи?
(- Изразцами)
- А что это такое?
(- Глиняные расписные таблички, которыми украшали печи)
- Мы с вами говорили, что древние москвичи верили в существование различных существ, которые им помогают или мешают. Какое существо неразрывно связано с печью?
(- Домовой → рассказ учащихся о домовом)
- Раз уж мы говорим о печи, надо сказать и о том, чем же питались наши предки славяне. Я просила вас подумать об этом дома и представить все эти продукты и блюда с помощью загадок.
- А знакомы ли вам пословицы о еде?
- Что находилось по диагонали от печи?
(- Красный угол.)
- Что это такое? Почему он называется красным? Как писали иконы? Какие краски использовали при написании икон?
- Без чего еще не обходится ни один дом, даже современный?
(- Мебель. → рассказ учащихся о древнерусской мебели: лавки, скамьи, стол, сундуки, ларцы)
- О чем могли судить люди, если в доме было несколько больших сундуков?
- Для чего использовали ларцы?
- Как вы думаете, была ли в доме ненужная, лишняя, посторонняя мебель? Почему?
- Конечно, ни один дом не может обойтись без бытовой утвари. Давайте посмотрим, какая бытовая техника, предметы быта есть в наших современных домах и были ли они в древней Москве. Что использовали вместо них?
Пылесос – веник
Утюг – рубель и валёк (показываю, как гладили)
Стиральная машина – доска для стирки белья / белье били палками или камнем
Светильник – лучина, свеча, лампада (показываю лучину)
Плита – печь
Водопровод – коромысло и ведра
- Давайте подумаем, какие преимущества есть у современной техники? А какие есть у древней?
(- Современная техника удобна в пользовании, она экономит наше время и силы. А древние предметы быта приучали человека к труду, они красивее, чем современные.)
- Какой вывод мы можем сделать относительно эстетики древнерусских домов?
(- Они красивые, наполнены глубоким смыслом)
- Почему мы во всем ценим красоту? Что она дает человеку? Нужна ли она вообще? Какая бывает красота? (-Внешняя и внутренняя). А какая красота дороже ценится? Что должен делать человек на протяжение всей своей жизни?
(- Стремиться быть красивым внутренне, воспитывать своих детей, приучать их к красоте, труду, уважению к родным и близким, украшать свою жизнь внешне.)
- В самом начале нашего урока я озвучила вам девиз: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Вот после того, как мы с вами поговорили о древнемосковском доме и его обстановке, что вы можете мне сказать о девизе? Он справедлив или нет? Почему?
- Нужны ли современному городу старинные здания? Для чего? Как они вписываются в облик нашего города?
(- Да, они становятся музеями, куда можно сходить и увидеть много интересного, узнать о жизни и быте славян. Внешний облик старинных домов очень красив.)
- подведение итогов урока
- В чем смысл нашего урока? Для чего мы с вами обо всем этом говорили?
- Для чего современному человеку это надо знать и ценить?
- Как мы пришли к этому выводу? Что делали на уроке?
- Как вы сами оцениваете свою работу?
- Моя оценка работы учащихся дома при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.
- информация о домашнем задании
- Сегодня мы повторили огромное количество новых неизвестных вам ранее слов. Я надеюсь, вы их хорошо запомнили. В следующий раз мы это проверим. Для этого я задаю вам новое увлекательное и творческое задание. Вы любите разгадывать кроссворды? А вы пробовали их составлять? Тогда у вас будет такая возможность. Дома на альбомном листе составьте кроссворд из новых слов по нашей теме. Чем больше слов будет в вашем кроссворде, тем лучше.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"
Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...
Конспект урока в 4 классе по теме "Хобби"
Урок составлен к учебнику И.Н. Верещагиной “English4”, раздел "Увлечения". Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков говорния, аудирования и чтения. В процессе подготов...
План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"
Планируемые результаты: сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:- учебно-познавательный интерес к новому у...
Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел
Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....
Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"
разработка урока по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Дома бывают разными" 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Дома бывают разными" 1 класс...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"
Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....