Элективный курс "Особенности формирования партийных систем в России"
элективный курс по истории (1 класс) на тему
Программа служит дополнением к блоку «Политическая сфера» образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в 10-11 классах и углубляет очень важный аспект подготовки личности к осознанному демократическому политическому выбору, связанному с механизмами защиты гражданином своих прав.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения как практического, так и теоретического характера, курс имеет межпредметный характер. Он знакомит учащихся с политическими проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные исторические и политологические факты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
4
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Особенности формирования партийной системы в России
(элективный курс)
Шишкина Ирина Владимировна, учитель истории МОУ «Лицей № 1», г. Киселевска, Кемеровской области |
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Активные формы организации учебной деятельности на занятиях по курсу «Особенности формирования партийной системы в России» ……………………………………………………………….…….…... 7
Глава 2. Содержание курса «Особенности формирования партийной системы в России»……….…………………………………………………... 10
Глава 3. Оценивание знаний и умений учащихся по курсу «Особенности формирования партийной системы в России» ………… 18
Заключение …………………………………………………………………... 20
Список литературы …………………………………..……………………… 23
Приложения
Приложение 1………………………………………………………………..….. 27
Приложение 2…………………………………………………………….....….. 36
Введение
Современная общеобразовательная школа вступила вместе с обществом в XXI век, век информационных технологий. Это потребовало от российского образования нового подхода к обучению в школе, что в равной степени отвечает интересам нашего общества и учащейся молодежи.
Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:
- опыта познавательной деятельности или знаний;
- опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;
- опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;
- социального опыта и ценностных ориентаций.
Таким образом, и в содержании образования наиболее важным является не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Профильное обучение является важной составной частью современного образования, поэтому элективные курсы являются необходимой составляющей частью современной школы.
В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию политической культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращения России в современное демократическое государство. Совершенствование политической культуры личности невозможно без глубокого знания одного из политических институтов современного общества – политической партии.
В рамках профильного обучения, для учащихся гуманитарного или социально-экономического профиля, разработан данный элективный курс.
Программа элективного курса «Особенности формирования партийной системы в России» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепцией профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников старшей школы, современных изменений в текущем законодательстве и специфики профильной подготовки учащихся.
Программа служит дополнением к блоку «Политическая сфера» образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в 10-11 классах и углубляет очень важный аспект подготовки личности к осознанному демократическому политическому выбору, связанному с механизмами защиты гражданином своих прав.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения как практического, так и теоретического характера, курс имеет межпредметный характер. Он знакомит учащихся с политическими проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные исторические и политологические факты. Эти проблемы касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Знание истории политических партий России, ретроспективный подход к рассмотрению проблем российского общества через деятельность партий дает возможность отчетливо увидеть, как политические партии влияют на общественную жизнь, как важно каждому человеку разбираться в программах различных партий и реальном воплощении этих программ в законодательной деятельности. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса – заключается, во-первых, в том, чтобы максимально способствовать развитию политической культуры школьников - граждан Российской Федерации – на основе изучения и осмысления особенностей российской партийной системы. Во-вторых, - заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой политической информации для расширения познавательных интересов, воспитание политической культуры личности. Прививать ключевые компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
- Привлечь внимание к одному из важнейших разделов «Политологии» - политические партии.
- Рассмотреть историю России XX века с необычного ракурса - политологического.
- Познакомить учащихся с особенностями методов исследования, которые применяются при изучении как истории, так и обществознания.
- Ознакомление с научными методами работы (сбором информации, анализом и интерпретации материала и т.д.).
В программе дано содержание и основные понятия курса «Особенности формирования партийной системы в России»; названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю; приведен учебный план, с указанием часов, форм проведения занятий; приведены варианты творческих, проблемных и исследовательских заданий для учащихся; имеется список литературы для учащихся и учителей.
Известно, что истинная проблема всегда содержит в себе противоречие. В качестве основных вопросов для обсуждения в данном элективном курсе предлагается следующий ряд проблем:
- Реализация прав граждан через участие в деятельности какой-либо политической партии.
- Актуализация взаимодействия российской системы в различных исторических условиях.
- Рассмотрение российской партийной системы в различные периоды XX века.
Глава 1. Активные формы организации учебной деятельности на занятиях по курсу
«Особенности формирования партийной системы в России».
Модернизация содержания образования требует обновления педагогического инструментария, в том числе использование различных образовательных технологий в процессе изучения данного элективного курса. Для этого может быть использована адекватная методика, которая предполагает широкое применение активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербитский, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. В данном случае использование игровой технологии приводит к объединению эмоционального и рационального подхода в обучении. Использование в ходе изучения курса ролевой игры, которая позволит учащимся свободно выбирать задания и организационные формы деятельности. Это развивает у ребят творческое отношение к своей работе.
Широкое распространение в педагогической практике получила проблемно - развивающая технология обучения (М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина и др.). Основными отличительными признаками этой технологии являются: вопросно–ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок; алгоритмические и эвристические предписания деятельности преподавателя и учащихся.
Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе и обучения. В качестве механизмов проблемно-развивающего обучения выступают поисковые методы. Данный вид технологий может быть реализован во время практических и лабораторных работ курса, тренинга, когда происходит постановка познавательных задач, вовлечение обучающих в различные виды деятельности.
На занятиях элективного курса «Особенности формирования партийной системы в России» использована и локальная технология «мозговой штурм» или «мозговая атака». Это, прежде всего, работа в малых группах, которая состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы. Дидактические ценности «мозгового штурма»:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
эта форма работы позволяет каждому участнику почувствовать себя в роли лидера или в роли ответственного представителя группы при подведении итогов, презентации ответа или мнения группы.
Использование семинара, как одного из методов учебной деятельности, направлено на углубленное изучение наиболее важных занятий курса. В процессе семинарских занятий учащиеся овладевают научным аппаратом, искусством устного и письменного изложения материала, развивают коммуникативные умения, учатся самостоятельно работать с книгой, приобретают навыки оформления реферативных работ.
В заключительной части курса, его результатом, является создание единого проекта, в ходе реализуются следующие компетенции:
- приобретение навыков самостоятельной работы;
- развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения;
- формировать навыки работы в команде;
- формировать навыки публичного выступления;
- формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Глава 2. Содержание курса
«Особенности формирования партийной системы в России»
Раздел I. Политическое устройство общества.
Задачи раздела: Раздел посвящен одному из основных сфер жизни общества. Материал раздела позволяет на базе комментирования положений законов, посвященных политическому устройству РФ дать учащимся конкретные сведения, которые позволят им активно пользоваться данными положениями и понять, какое значение имеет политика в жизни современного общества.
Перечень основных понятий: политическая партия, политическое лидерство, политическая психология, тоталитаризм, авторитаризм, демократия, политическая элита.
Тема 1. Типы политических систем – 1 час.
Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция с элементами беседы с использованием мультимедийной презентации «Политическая система».
Понятие политической системы. Теория политических систем. Внутренняя структура политической системы. Классификация политических систем. Функции политической системы. Политический режим. Типы политических режимов. Общие черты тоталитаризма и авторитаризма.
Тема 2. Политическая идеология – 1 час.
Рекомендуемая форма проведения занятия – лекционная с элементами беседы.
Политическое сознание. Виды политического сознания. Уровни политического сознания. Функции политического сознания.
Политическая идеология. Характеристика основных политических идеологий. Либерализм. Консерватизм. Социалистическая идеология. Анархизм. Политическая психология и политическое поведение.
Тема 3. Политическая партия, как институт и субъект политики –
1 час.
Рекомендуемая форма проведения занятия – Мультимедийная презентация+ тренинг «Большой круг» (распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений для дальнейшего составления проекта).
Политические партии и движения. Типология политических партий. Социальная база. Структура. Членство. Идеология. Основные цели. Условия возникновения. Политическая эволюция.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Лоббирование.
Политическая элита. Типы политических элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в России.
Раздел II. Формирование многопартийной системы
(1905-1917 гг.).
Задачи раздела: Раздел детально открывает перед учащимися особенности становления многопартийности в России в начале XX века. Знакомит с этапами становления российского парламентаризма и помогает почувствовать политическую обстановку в Российской империи в начале XX века.
Перечень основных понятий: социал-демократия, российский парламентаризм, думская монархия, эсеры, большевики, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм, бундовцы, Государственная дума, третьеиюньский государственный переворот.
Тема 4. Особенности становления политических партий в России– 1 час.
Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция с элементами дискуссии
Зарождение политических партий. Возникновение первой политической партии – «Народная воля». Интеллигенция, как особая прослойка российского общества начала XX века. Интеллигенция и формирование политических партий. Влияние российских традиций на формирование политических партий.
Национальный аспект российской политики. Бунд. «Дашнакцутюн». Польская социалистическая партия.
Отсутствие легальных возможностей для деятельности любых политических партий. Российские партии «левого толка». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». РСДРП (В.Ульянов). Социалисты-революционеры.
Рекомендуемые формы проведения занятия – беседа, лекция, практическая работа с документами, составление сравнительной таблицы по политически партиям, работа в группах - анализ характеристик политических лидеров.
Легальная монархическая организация «Русское собрание». Политическая обстановка в России накануне революции 1905 г.
Формирование политических течений буржуазно-либерального направления. Земство. «Неославянофильство». «Союз освобождения» (И.Петрункевич, С.Булгаков). «Банкетная кампания». Неонародничество.
Краткая характеристика революции 1905-1907 гг. Манифест об учреждении Государственной Думы 6 августа 1905 г. .Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. Возникновение многопартийной российской политической системы. Внедрение в политическую жизнь России основных конституционных принципов. I и II Государственные думы («Учреждение Государственной Думы. 1906 г.») и избирательные права российских подданных.
Тема 6. Типология и особенности российских политических партий в начале XX века - 2 часа.
Рекомендуемые формы проведения занятия – практикум, проблемный семинар.
Стратегические и тактические установки политических партий России в революции 1905-1907 гг.
Черносотенные союзы. Структура, численность, социальный состав. Раскол движения. Анархисты.
«Союз 17 октября». Структура, численность, социальный состав. Программа. Особенности поведения партии в разные исторические периоды.
Конституционные демократы (кадеты). Структура, численность, социальный состав. Идеология и программа. Оплот думской оппозиции.
Социалисты-революционеры. Структура, численность, социальный состав. Программа, идеология, тактика. Устав. Сотрудничество с другими политическими партиями. Террор.
РСДРП(м): «мягкие» марксисты (меньшевики). Генезис меньшевизма. Социальная база и программа. Тактика меньшевиков в 1905-107 гг. Кризис меньшевизма в межреволюционный период.
РСДРП(б) (большевики) – партия нового типа. Программа, социальный состав, тактика. От первой революции до второй.
Третьеиюньская монархия. III и IV Государственные думы. Опыт российского парламентаризма.
Раздел III. Однопартийная политическая система (1918-1990 гг.)
Задачи раздела: Раздел посвящен актуальной и интересной для учащихся проблеме – становление однопартийной системы в России. Материал раздела дает учащимся представление о причинах и последствиях данной проблемы, а также о политологических особенностях, которые связаны с формированием и существованием подобной системы.
Перечень основных понятий: мировая война, пацифизм, кризис власти, двоевластие, бонапартисткая политика, однородное социалистическое правительство, однопартийная система, культ личности.
Тема 7. Установление однопартийной власти – 2 часа.
Рекомендуемые формы проведения занятия – лекция с элементами стендовых докладов учащихся, лабораторное занятие по источникам
Революция - февраль 1917 г. (Акт об отречении от престола императора Николая II). Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. От демократии к диктатуре (Из постановления Временного правительства 1 сентября 1917 г.). Возможные альтернативы развития революции.
Великая российская революция. II Всероссийский съезд Советов (ДЕКРЕТ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СОВЕТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ РАБОЧЕГО И КРЕСТЬЯНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 27 октября 1917 г.). Советское правительство во главе с В.И.Лениным. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Левые эсеры: разбитые надежды. Утверждение однопартийной системы. (Конституция РСФСР 1918 г.)..
Организационно-политические принципы деятельности РКП(б). Политика большевиков по отношению к другим политическим партиям в годы Гражданской войны (Из декларации меньшевиков, оглашенной на VII Всероссийском съезде Советов. 6 декабря 1919 г.). Политические приоритеты большевиков.
Формирование авторитарного режима. Внутрипартийная борьба в середине 20-х гг. Приход к власти Сталина: от авторитаризма к тоталитаризму.
Тема 8. Особенности КПСС, как правящей партии - 1 час.
Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция + самостоятельная работа учащихся курса по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Тоталитарный режим. Культ личности И.Сталина. Коммунистическая партия – руководящая и направляющая сила советского общества: влияние на экономику, формирование внутренней политики, деятельность на внешнеполитической арене.
Основные периоды существования советской партийной системы. Н.С. Хрущев. Л.И.Брежнев.
Попытки реструктуризации партийной системы при М.С.Горбачеве.
Раздел IV. Современная партийная система РФ.
Задачи раздела: Раздел посвящен одному из основных видов партийной системы России. Материал раздела позволяет рассмотреть основные этапы становления, существования и особенности современных политических партий, дать школьникам представление о способах классификации партий и специфику выборов в Российской Федерации.
Перечень основных понятий: гласность, идеологическая направленность, парламентаризм, выборы, политический прагматизм, правовое государство.
Тема 9. Складывание российской многопартийности
в 1990-1993 гг. - 1 час.
Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция с элементами практикума
Выборы народных депутатов СССР – ожидания и неожиданности. «Пробуждение» политической активности народа. I съезд народных депутатов СССР. Начало оформления легальной политической оппозиции. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (12 июня 1990г.). 1990 г. – жаркое лето политических бурь.
1990-1991 г – «шаг в многопартийность». Демократические фронты. ГКЧП – вариант возвращения к тоталитаризму? Российская Федерация – новое демократическое государство? Политический кризис 1993 г. Между Верховным Советом РФ и президентом РФ Б.Н. Ельциным. Российские политические партии в годы реформ.
Тема 10. Классификация политических партий – 1 час.
Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция
с элементами фронтальной беседы и работы с документом.
Политические партии: по идеологической направленности, по принадлежности к власти, по социальному составу, по методам деятельности, по членству.
Сетевые структуры в политике (объединение политических групп и партий). Особенности формирования политических элит в современной России. Взаимовлияние политических партий и власти в Российской Федерации.
Тема 11. Качественные особенности российских политических партий – 1 час.
Рекомендуемая форма проведения занятия – «мозговой штурм».
Наиболее популярные партии и движения в 90-е гг. XX века (социальный состав, численность, программа, краткие биографии лидеров): «Выбор России», «Демократический выбор России», Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Союз правых сил (СПС), движение «Наш дом – Россия».
Политическая организации «Единство» и «Отечество». Образование партии «Единая Россия» (2001). Особенности многопартийной системы с господствующей партией.
Тема 12. Российские политические партии и демократические выборы – 1 час.
Рекомендуемая форма проведения занятия – ролевая игра «Выборы».
Особенности современного российского парламентаризма. Принцип разделения властей. Конституция РФ 1993 г. Сравнительный анализ выборов в Государственную думу в 1993, 1995, 1999, 2004, 2008 гг. Президентские выборы в 1996, 2000, 2004, 2008 гг. – «подводные камни и течения».
Итоговое повторение и обобщение по курсу «Особенности формирования партийной системы в России» - 2 часа.
Рекомендуемая форма проведения занятия – завершение и защита проектной работы.
Глава 3. Оценивание знаний и умений учащихся
по курсу
«Особенности формирования партийной системы в России»
Что можно выделить главное в системе современного оценивания знаний и умений обучающихся?
Для того чтобы ответить на этот вопрос надо определиться с тем, что считать достижениями учащихся в обществоведческом образовании. А это прямо связано с целями и задачами современного образования в школе.
В качестве самых общих целей можно назвать формирование у детей:
1. знаний и представлений о функционировании современной российской политической системы;
2. компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.
Непосредственно в образовательном процессе эти общие цели конкретизируются в следующих задачах: прежде всего ребенок должен приобрести систематические знания о политических партиях и институтах, овладеть конкретными умениями в сфере политологии, а также коммуникативными способностями и на этой основе быть способным к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом.
С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в ходе изучения элективного курса может происходить постепенное формирование следующих компетенций:
- Информационная (умение искать, анализировать, применять информацию в соответствии с решением поставленной проблемы).
- Коммуникативная (умение сотрудничать с другими учащимися, развивать особенности своей речи).
- Самоорганизация (умение ставить цели, уметь использовать свои личностные ресурсы).
- Самообразовательная (уметь конструировать различные модели, осуществлять собственную образовательную линию поведения, становясь конкурентоспособной личностью).
Вместе с тем отход от знаниевой парадигмы переводит систему оценивания в одну из важнейших педагогических проблем.
Данная проблема стала предметом исследований многих отечественных и зарубежных авторов (Элиасберг Н.И., Яновицкая Е.В., Барбара Миллер, Дайана Хесс, Д. Дрейк, М. Левински, Л. Мак Брайда и др.).
Отсюда можно выделить основные положения, во-первых, четкое разведение понятий «отметка» и «оценка». Отметка лишь один из инструментов оценивания, но далеко не единственный. Оценить действия ученика можно при помощи, например, слов или жестов. При этом оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечить информацией всех заинтересованных, включая учеников, учителей, администрацию школы, родителей.
Во-вторых, более очевидной стала необходимость комплексного подхода к системе оценивания. Оно должно быть направлено не только на выяснение, в какой мере учащиеся усвоили знания, но и на выявление способности использовать их на практике. Центральным компонентом в современном образовании являются конкретные умения и навыки и ценностные ориентации, ибо главная цель воспитание социально активного человека. В этой связи при оценивании достижений учащихся важно использовать взаимодополняющие методы. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, полезно использовать другие методы: интервьюирование, самооценка, взаимопроверка, проектный метод.
Заключение
Учебно-тематический план
элективного курса
«Особенности формирования партийной системы в России»
№ | Тема и краткое содержание темы. | Общее кол-во часов | из них | Формы контроля знаний (Семин. практ. лабор. и т.д.) | Какие изменения вносились в течение года | |
теор | практ | |||||
I. | Политическое устройство общества. 1. Типы политических систем. 2. Политическая идеология. 3. Политическая партия, как институт и субъект политики. | 3 | 2 | 1 | тренинг | |
II. | Формирование многопартийной системы (1905-1917 гг.) 1. Особенности становления политических партий в России. 2. Формирование системы политических партий в Российской империи. 3. Типология и особенности российских политических партий в начале XX века. | 5 | 3 | 2 | практич. занятие семинар | |
III. | Однопартийная политическая система (1918-1990 гг.) 1. Установление одно-партийной власти. 2. Особенности КПСС, как правящей партии. | 3 | 2 | 1 | лабор. работа | |
IV. | Современная партийная система РФ. 1. Складывание российской многопартийности в 1990-1993 гг. 2. Классификация политических партий. 3. Качественные особенности российских политических партий. 4. Российские политические партии и демократические выборы. | 4 | 2 | 2 | «мозговой штурм» ролевая игра | |
Итоговое повторение и обобщение по курсу «Особенности формирования партийной системы в России» | 2 | - | 2 | защита проекта |
Предполагаемые результаты изучения курса.
- создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе;
- овладение способами исследовательской деятельности;
- усвоение ключевых понятий курса, которые расширяют базовые знания старшей школы;
- углубление уровня политологических и историко-политических знаний;
- навыков реализации своих прав в политической сфере.
Проектная деятельность.
Вариант I. Создание электронной версии главы учебникапо пройденным разделам курса «Особенности формирования партийной системы в России» («свой учебник»).
Вариант II. Исследовательская работа по одной теме курса, ее оформление в рукописном или электронном варианте в программе презентаций. Выступление на конференции.
Предполагаемый курс не требует определенной временной привязки. При необходимости он может «разрываться» иными спцкурсами.
Список рекомендуемой литературы по истории.
- Аврамченко Р. Путь Путина: до президента или реформатора. [Текст]. - М., Просвещение, 2000. – 137 с.
- Аксютин Ю. Н.С. Хрущев: «Мы должны сказать правду о культе личности» [Текст]// Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии/ Сост. Ю. В. Аксютин. - М.: Издательство политической литературы, 1989. – С. 41.
- Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Кризис власти в России. Реформы и революционный процесс. 1905 и 1907 годы [Текст]// История СССР. - 1991. - № 2. - С.10.
- Белааи Л., Краус Т. Сталин. [Текст] - М.: Политиздат, 1989. - 326 с.
- Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. [Текст] - М.: АСТ, 1996. – 189 с.
- Валовой Д. Н. Хрущев: «Повернуться лицом к экономике» [Текст] //Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии/ Сост. Ю. В. Аксютин.- М.: Издательство политической литературы, 1989. – С. 94.
- Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2. - М.: АСТ, 1996. - 156 с.
- Вокруг Кремля. [Текст]- М.:Новости. 1990. - 370 с.
- Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. [Текст] В 2-х кн. Кн.l. - М.: Новости, 1989. - 285 с.
- Воспоминания о В. И. Ленине. [Текст] В 5-ти томах.Т.1 - М.: Политиздат, 1984. - 540 с.
- Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. [Текст] Т.2. М.: Издательство политической литературы, 1984. – 126 с.
- Иоффе Г. З. Великий Октябрь и эпилог царизма. [Текст] - М.: Просвещение, 1987. - 259 с.
- Иоффе Г. З. Февральская революция. Крушение царизма [Текст] // Вопросы истории КПСС. - 1990. - № 10. - С.89.
- История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. [Текст] - М.: АСТ, 1991. - 208 с.
- История политических партий России [Текст]: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «История»/ Н. Г. Думова, Н. Д. Ерофеев, С. В. Тютюкин и др. ; Под ред. А. И. Зевелева. – М.: Высш.школа, 1994. – 447 с.
- История России в портретах государственных и политических деятелей. [Текст] - М.: Просвещение, 2002. – 269 с.
- Касвинов М. К. Двадцать три ступни вниз. [Текст] 2-е изд. - М.: Издательство политической литературы, 1987. - 235 с.
- Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917). [Текст] Т.l. - М.: Патриот, 1995. - 258 с.
- Ненароков А. П. Председатель по делам национальностей И.В. Джугашвили (Сталин). [Текст] // Первое Советское правительство. Октябрь 1917-июль 1918 г. - М.: Терра 1991. – С. 255.
- Политическая история России в партиях и лицах [Текст] / Сост.: В. В. Шелохаев (уководитель), Н.Д. Ерофеев, И.Е. Задорожнюк и др. – М.: ТЕРРА, 1994. - 304 с.
- Политические партии в российских революциях в начале XX века [Текст] / Под ред. Г.Н.Севостьянова. - М.: Наука, 2005. – 310 с.
- Родзянко М. В. За кулисами царской власти. [Текст] М.: Высшая школа, 1991. -123 с.
- Розенталь И. С. Социалистические партии в России начала XX века [Текст] / И. С. Розенталь// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. - № 10. – С. 2-10.
- Россия на рубеже веков: исторические портреты. [Текст] – М.: Политиздат, 1991. – 380 с.
- Таланов В. Психологический портрет В. Путина. [Текст] - М.: Изд-во Эксмо, 2000. – 127 с.
- Фриз Г. Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России// История СССР. - 1991. - № 2. - С. 108.
- Черменский Е. Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. [Текст] М.: Издательство политической литературы, 1970. - 114 с.
- Чернова М. Н. Личность в истории. Россия – век XX. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с.
Список рекомендуемой литературы по политологии.
- Авус С. Н. Шпаргалки по общесгвознанию. [Текст] — Росгов-на-Дону, 2004.- 129 с.
- Бабленкова И. И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов [Текст] / И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – С. 162-197.
- Барабанов В. В., Насонова И. П. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь-справочник [Текст]. - М.: Астрель: Транзит-книга, 2004. – 504 с.
- Баранов П. А Обществознание в таблицах. 10—11 классы: справ, материалы. [Текст] - М.: Астрель: ACT: Ермак, 2005. – 206 с.
- Баранов П. А. Воронцов А. В. Обществознание. 11 класс. Контрольные и проверочные работы. [Текст] - М.: ACT: Астрель, 2002. – 98 с.
- Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание. 10 класс. Контрольные и проверочные работы. [Текст] - М.: ACT: Астрель, 2003. – 95 с.
- Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. [Текст] В 2 ч. - М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 2. – 260 с.
- Брандт М. Ю. Эссе на экзамене по обществозванию [Текст]/ М. Ю. Брандт // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - № 1. - С. 26—38.
- Введение в политологию: Словарь-справочник [Текст] / Под ред. В. П. Пугачева. - М.,1996. – 324 с.
- Волин А. Н. Политические системы как продукт взаимодействия личности, государства и общества [Текст] / А. Н. Волин// Преподавание истории в школе. – 2009. - № 2. – С. 48-51.
- Гаджиев К. С. Введение в политологию. [Текст] — М., 1997. – 154 с.
- Горбунова M. Ю. Политология. Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 155 с.
- Гречко П. К. Обществознание для поступающих в ВУЗы. [Текст] Ч. 1—11. — М., 1998. – 305 с.
- Задания и тесты по обществознанию. 11 класс / Ю. И. Аверьянов, Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая и др./ Науч. ред. Л. Н. Боголюбов; Ред-сост. Е. И. Жильцова. М.: Школа-Пресс, 2000. – 110 с.
- Касьянов В. В. Обществознание: Экзаменационные ответы для абитуриентов. [Текст] — Ростов-на-Дону, 2004. – 315 с.
- Клименко А., Румынина В. Экзамен по обществознанию. [Текст] — М., 1999. – 136 с.
- Кто есть что. Политическая Москва 1993. [Текст] – М.: Catallaxy, 1993. – 656 с.
- Лучков Н. А. Политология: Ответы на экзаменационные вопросы. [Текст] — М., 2005. – 157 с.
- Мухаев Р. Т. Политология. 10—11 классы. [Текст] — М.: Просвещение, 1997. -183 с.
- Тинт Ю. С. Политология: учебное пособие. [Текст] — М., 2005. - 340 с.
Приложение 1.
Учебно-методическое обеспечение элективного курса
Реализовать данную учебную программу можно, используя на занятиях учебники, методические пособия, сборники заданий, хрестоматии и практикумы по курсу «Обществознание. Политическая жизнь общества».
I. Тестирование – один из вариантов оценки показателей знаний, умений и навыков учащихся профильного учебного заведения.
Для оценивания достижений учащихся можно воспользоваться следующими вариантами тестов:
1.Тесты с единственно верным вариантом ответа.
Примеры:
- Цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени, называется
- политическим процессом
- историческим процессом
- политической тенденцией
- политической деятельностью
- Самым активным субъектом политики, приспособленным к политической деятельности является
- политическая партия
- государство
- общественно-политическое движение
- международная организация
- Что не относится к признакам политической власти?
- распространяется на всё общество
- использует моральные средства воздействия
- существование единого центра
- действует на основе права
- Обычно партия выражает и защищает интересы…
- определенной социальной группы
- всего общества
- своих членов политической партии
- группы людей по национальному признаку
5. К признакам партии не относится …
- завоевание власти
- протяженный исторический период
- стремление создать для себя массовую опору
- существование интересов
2. Тесты с множественными верными ответами.
Примеры:1. Приведите в соответствие выделенные М. Вебером типы политического лидерства и их характе ристику:
- лидер опирается на сложившийся в обществе порядок, право, процедуры
- лидер обладает особыми личными качествами, эмоциональным влиянием, способностями
- лидер опирается на сложившийся обычай
а) традиционный тип лидерства
б) рационально-правовой тип лидерства
в) харизматический тип лидерства Ответ: а3, б1, в2.
2. Признаками партии являются:
а) защита интересов своих членов
б) добровольность членства
в) разработка программных и уставных норм, регулирующих деятельность
г) ведение политической борьбы за обладание государственной властью
д) отказ от борьбы за власть
3.Тесты на заполнение пропусков в верном утверждении.
Примеры:
1. Пытаясь воздействовать на толпу, лидеры нередко при
бегают к __________, то есть к выдвижению популярных в обществе, но совершенно невыполнимых обещаний.
2. Вокруг политического лидера складывается консолиди -
рованная группа, занимающая руководящее положение в общест -
венных институтах. Эта группа называется политической__________.
II. Оценить сформированность интеллектуальных и операциональных умений учащихся по основам политологии помогут задания, предлагающие ученикам:
- Применить политические понятия на практике
- Проанализировать различные виды источников (нормативно-правовой акт, исторические воспоминания др. виды документов).
- Выразить свое отношение к той или иной точке зрения.
- Аргументировать свою точку зрения по тому или иному значимому вопросу.
Примеры:
1. В Российской Федерации в последние 4 года у власти практически всё время находится одна партия «Единая Россия». Можно ли на основании этого факта сделать вывод о том, что в стране существует многопартийная система с господствующей партией? Обоснуйте свой вывод.
2. Практическое задание
Заполните таблицу в хронологическом порядке
Имя главы гос-ва | Даты жизни | Ближайшие соратники (3-5 чел) | Ключевая фраза, характеризующая политическую биографию данного человека | Что положи-тельного сделал для страны | Что негативного сделал для страны |
Краткие биографии.
Николай II (186З-1918)
Николай II, император всероссийский, старший сын императора Александра III, родился 6 мая 1868 г.; с 1889 г. участвовал в занятиях государственного совета и комитета министров, в 1890 — 91 гг. совершил путешествие в Индию,. Китай и Японию (описание князя Ухтомского 1892 г.), с 1892 по 1899 г. председатель комитета Сибирской железной дороги, 20 октября 1894 г., по кончине родителя, взошел на престол, 14 ноября сочетался браком с великой княжной Александрой Федоровной (принцессой Алисой, дочерью великого герцога Гессенского), 14 мая 1896 г. короновался, с 5 по 10 октября нового стиля того же года посетил Францию, что окончательно закрепило узы франко-русской. дружбы. В сфере внешней политики важнейшими событиями царствования являются: усиление русского влияния в Китае (учреждение русско-китайского банка, концессия на постройку китайской восточной железной дороги) путем вмешательства в отношения Китая и Японии после войны 1895 г., в 1896 г. возобновление дружественных отношений с болгарами, в 1898 г. созыв мирной конференции в Гааге, в 1900 г. мобилизация войск для защиты европейских миссий в Китае и восточно-китайской железной дороги от мятежников и прочее; в области внутренней политики — восстановление металлического обращения, завершенное законом 7 июня 1899 г., производство первой всенародной переписи (28 января 1897 г.), введение судебных уставов в Сибири и прочее.
С особой тщательностью судьба выбрала Николая сначала наследником престола, а позднее и царем. Он был самым старшим из четырех братьев, но после ряда несчастий лишился поддержки, какую братья могли бы оказать царствующему монарху. Один из братьев, маленький князь Александр, умер в раннем детстве.
Другой, Георгий, был в детстве близким товарищем Николая. На протяжении всего детства Николай восхищался сверкающим юмором Георгия, и всякий раз, когда брат отпускал шутку, аккуратно записывал ее на клочке бумаги и складывал в коробку.
Гораздо позже, уже будучи царем, Николай, один в своем кабинете, перечитывал, смеясь, шутки Георгия. К несчастью, в юности у Георгия развился туберкулез обоих легких, и он был вынужден жить один со слугами в высоких солнечных горах Кавказа. Самый младший из братьев — Михаил — был десятью годами младше Николая, и эта разница в возрасте служила препятствием к их серьезному общению.
Хотя в Гатчинском дворце насчитывалось 900 комнат, Николай, его братья и сестры воспитывались в спартанской простоте. Каждое утро Александр Ш поднимался в семь утра, умывался холодной водой, одевался в крестьянскую одежду, заваривал сам себе кофе и садился за свой письменный стол. Мария вставала позже и присоединялась к нему за завтраком, состоявшем из ржаного хлеба и варенных яиц. Дети спали на простых солдатских койках с жесткими подушками, по утрам принимали холодные ванны и завтракали овсяной кашей. За вторым завтраком, на котором они встречались с родителями, было много еды, но, так как они садились за стол поле всех приглашенных и покидали его, когда вставал из-за стола, они часто оставались голодными.
Изголодавшись. Николай однажды проглотил кусочек воска, заключенный в золотом нательном крестике, полученном при крещении. «Ники был так голоден, что открыл крестик и съел его содержимое — реликвию, и все остальное, - вспоминала его сестра Ольга. — Позже он почувствовал стыд, но отмечал, что сделанное имело вкус «аморального, но приятного поступка». Дети ели намного больше, когда обедали одни, хотя еда в отсутствии родителей часто переходила в неуправляемую вольницу братьев и сестер, бросавшихся через стол кусочками хлеба.
Николай занимался с репетиторами. Были учителя по языку, истории, географии, а также учитель танцев. Самым значительным из всех учителей был Константин Петрович Победоносцев. Этот человек оказал огромное влияние на идеологию Николая.
Николай в возрасте 21 года был стройный юноша, 168 см росту, с отцовским квадратным открытым лицом и с материнскими живыми глазами, обладавший притом магнетическим личным обаянием. Его собственными достоинствами были доброта. Мягкость и дружелюбие. «Ники улыбался своей обычной нежной, застенчивой, слегка печальной улыбкой»- писал его кузен и близкий приятель, великий князь Александр Михайлович. Сам готовый любить каждого, Николай надеялся, что и народ любит его. Так, в лучшем, он мог считать, встречая лесть и этикет, соответствующие его положению.
Во многих отношениях его образование было превосходным. Он имел незаурядную память и хорошо знал историю. Он говорил по-французски, по-немецки и по-английски так хорошо. Что однажды разыграл Оксфордского профессора, выдав себя за англичанина.
Он прекрасно ездил верхом, грациозно танцевал и был отличный стрелок. Он научился вести дневник и, по примеру многих образованных м знатных людей той эпохи, правдиво записывал день за днем состояние погоды, количество дичи, которую он убил, имена тех, с кем разговаривал и обедал.
В 19 лет Николай командовал эскадроном Лейб-гвардии Конного полка и ездил с ним в Красное cело близ Санкт-Петербурга, где находился большой военный лагерь, в котором императорская гвардия проводила летние маневры. Он полностью разделял жизнь и досуг офицерской компании, и скромность сделала его популярным среди товарищей-офицеров.
Николай II за годы своего правления стал почетным членом Петербургской АН. Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия покорпела поражение в русско-японской войне 1904-1905, что явилось одной из причин Революции 1905-1907. в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905, разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу, начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа.
В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. С августа 1915 Николай II - верховный главнокомандующий российской армии. В ходе Февральской революции 1917 2(15) марта отрекся от престола в пользу младшего брата Михаила. Расстрелян вместе с семьей и слугами в Екатеринбурге в ноябре 1918 года.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924)
Основатель коммунистической партии и Советского государства. Родился в Симбирске в семье деятеля народного просвещения. По окончании с золотой медалью гимназии (1887) поступил на юридический факультет Казанского университета. В декабре 1887 года исключен из университета за участие в студенческой сходке и на год выслан из Казани. В 1890 г. увлекается марксистской литературой. В 1891 году сдал экстерном экзамены за юридический факультет при Петербургском университете. В 1892 году получил должность помощника присяжного поверенного в Самарском окружном суде. В августе 1893 года уехал в Петербург и вошел в марксистский кружок студентов Технологического института. В апреле 1895 года совершил поездку за границу для установления связей с плехановской группой "Освобождение труда" и деятелями западноевропейской социал-демократии. В сентябре 1895 года стал одним из организаторов Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", в декабре этого года был арестован. более года провел в тюрьме, в феврале 1897 года выслан на 3 года в Сибирь. В ссылке написал свыше 30 работ. В июле 1900 года выехал за границу, где организовал выпуск нелегальной марксистской газеты "Искра" и развернул бурную деятельность по созыву II съезда РСДРП и организационному оформлению единой российской социал-демократической партии. В январе 1901 года впервые подписал письмо Плеханову псевдонимом Н.Ленин, споры, о происхождении которого ведутся до сих пор. Сваей жесткой позицией он во многом способствовал расколу РСДРП, после чего возглавил ее радикальное крыло. В период революции 1905-1907 годов Ленин ориентировал большевиков на вооруженное восстание и установление демократической республики. В ноябре 1905 года он нелегально возвратился в Петербург. Летом 190б года Ленин был вынужден уехать в Финляндию. В декабре 1907 года он вновь эмигрировал. Возвращение Ленина на родину состоялось после Февральской революции, 3 апреля 1917 года. С этого момента он ставит перед партией большевиков основную задачу - взять власть в свои руки. Эта задача была выполнена в октябре 1917 года. 2-й съезд Советов в ночь с 26 на 27 октября образовал первое советское правительство - СНК во главе с В.И. Лениным. Этот пост он занимал до конца своей жизни.
Ельцин Борис Николаевич
Первый Президент Российской Федерации. Родился на Урале. После окончания строительного института работал в ряде строительных организаций на руководящих должностях. В 1961 году, на волне развенчания культа личности и преступлений сталинского времени вступил в IGICC а с 1968 года перешел на партийную работу. С 1975 г. - секретарь, а с 1976 г. - первый секретарь Свердловского обкома КПСС, с 1981 года - член ЦК. С началом "перестройки" Ельцин назначался зав. отделом строительства ЦК КПСС и избирается секретарем ЦК (1985). А в декабре 1985 г. становится первым секретарем МГК КПСС. Именно в эти годы о нем узнает вся страна. Нетрадиционная манера общения с людьми, нацеленность на конкретные дела, целеустремленность и жесткость в полной мере проявляются в этот период. Однако его пытаются всячески направить в "традиционное" русло политической деятельности. После критики Ельциным руководства КПСС за стиль их деятельности (октябрь 1987 г.) он снят с поста руководителя Московского городского комитета КПСС и освобожден от обязанностей кандидата в члены Политбюро. В 1988-1989 гг. - зам. председателя Госстроя СССР, министр. В 1989 г. - народный депутат и член Верховного Совета СССР, один из лидеров Межрегиональной депутатской группы. В 1990 году избран народным депутатом РСФСР а затем Председателем Верховного Совета РСФСР. 12 июня 1991 г. избирается Президентом России. В августе 1991 г. решительно выступает против действий ГКЧП и способствует возвращению М.С. Горбачева из Фороса в Москву. В октябре 1991 г. провозглашает программу перехода к рынку. В декабре вместе с лидерами Белоруссии и Украины подписывает Беловежское соглашение о денонсации Союзного договора 1922 года. В 1992-1993 гг. - в ходе конфликта между ветвями власти принимает ряд жестких мер, которые в итоге приводят к роспуску съезда нар. депутатов, Верх. Совета РФ и принятию новой Конституции страны. Силой подавляет массовые беспорядки, возникшие в этой связи в Москве. В 1996 г. вновь выигрывает выборы и становится на второй срок Президентом РФ. 31 декабря 1999 г. добровольно ушел в отставку.
Приложение 2.
Пример занятия.
Тема 5. Формирование системы политических партий в Российской империи (занятие 1)
«Первая российская революция 1905-1907 гг.» является динамика изменения расстановки политических сил в обществе в годы революции.
Для иллюстрации этой мысли приводятся слова лидера кадетов П.Н.Милюкова об отношении его партии к большевикам: «В начале года — наши друзья слева, в октябре 1905 г. — наши соседи слева, а в декабре — наши враги слева». Ставится проблемный вопрос: чем можно объяснить столь решительную смену настроений кадетов?
Учитель отвечает, что ответ на этот вопрос предстоит найти в ходе занятия. Главная цель урока — изучить все разнообразие идейно-политических сил, действовавших в России в 1905 г., сопоставить идейные позиции и тактику различных партий, выявить общие принципы и требования, а также установить, какие между ними имелись различия. Поэтому наиболее часто используемыми на уроке логическими приемами станут сравнение и классификация.
2. Целесообразно начать работу с обращения учащихся к известному им и близкому по теме материалу и использовать задание, выполнение которого требует использования операции сравнения.
В ходе беседы актуализируются знания из курса обществознания о идейно-политических течениях в России начала XX в.: либеральном, социалистическом, консервативно-охранительном (теория «официальной народности»). Затем учащимся предлагается заполнить таблицу.
Основные идейно-политические течения XIX в.
Социалисти ческое течение | Либеральное течение | Консервативное течение |
Разъясняется логика построения по литического спектра, сложившегося в России к началу XX в.: слева — сторонники социализма, в цен тре — либералы, правый фланг образу ют консервативные и националистичес кие партии. В этот период в России к ли бералам можно отнести западников, к социалистам — народников и социал-демократов.
Учитель объясняет суть логического приема сравнения, обращая внимание на необходимость сравнивать сопоста вимые объекты, выделять критерии сравнения, устанавливать общие черты сравниваемых объектов и различия между ними.
Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:
1) Что объединяет западников и сла вянофилов?
Ответ: неприятие существующих по рядков и вместе с тем отрицание необходи мости революции.
2) Что их различает?
Ответ: они по-разному оценивают про шлое России и видят перспективы ее разви тия.
3) Что общего и различного между народниками и социал-демократами?
Ответ: объединяет их идея социального равенства и признание революции как сред ства его достижения. Различия между ними заключаются в оценках буржуазного строя в России, в определении ими своей социаль ной опоры, в избранной тактике борьбы.
4) Чем различаются позиции либера лов и социалистов?
Ответ: либералы полагались на рефор мы, а социалисты — на революцию, главная ценность для либералов — свобода, а для со циалистов — имущественное равенство.
5) Есть ли между ними сходство?
Ответ: да, это общее для них неприятие существующих порядков.
При ответе на каждый вопрос можно также попытаться сделать вывод о том, чего больше — общего или различий, касаются ли различия существенных моментов.
Затем необходимо перейти к опера ции классификации. Поясняется, что в ее основе лежит отнесение объекта к ка кому-либо классу явлений на основе оп ределенных признаков.
Допустим, в программе партии есть установки на имущественное равенство, революцию. Это позволяет отнести дан ную партию к социалистическому лаге рю. А приверженность партии к таким принципам, как незыблемость самодер жавия, сословность, сохранение православия в качестве государственной ре лигии, позволяет классифицировать ее как консервативную, монархическую.
3. Группы по три-четыре человека изучают приводимый в пособиях про граммный материал о деятельности в 1905 г. основных политических партий: большевиков, октябристов, «Союза рус ского народа», кадетов, эсеров, меньше виков. Помимо общей части работы, кото рую выполняет вся группа, ученикам даются и индивидуальные задания. Каждому ученику выставляются сум марные баллы за коллективную и инди видуальную работу. За 5-8 минут до окончания урока все работы сдаются учителю.
4. Представители групп у доски от читываются за общую и индивидуаль ную части проделанной работы.
Домашнее задание:
1. Представьте информацию о политических партиях в России в 1905 г. через образ, схему, другой вид наглядности.
2. Ответьте на вопросы:
1) Есть ли какие-либо черты сходства между полярными партиями — большевиками и черносотенцами?
2) Как вы полагаете, почему взаимодействие политических сил страны часто сравнивают с лодкой? Почему выбран именно этот образ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реферат учителя начальных классов "Формирование интереса к урокам математики у младших школьников через систему упражнений развивающего характера"
реферат учителя начальных классов...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "СУРГУТСКИЕ ЗАДАЧИ"
В условиях модернизации общего образования особое внимание уделяется процессу развития личности, востребованной современным обществом. Школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, ...
Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению
«Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, ...
Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению
Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению...
Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.
В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....
Формирование толерантности и нравственно-патриотических качеств младших школьников через урочную и внеурочную систему в рамках ФГОС.
Защита опыта работы...
урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник входит в систему «Школа России» Авторы: Л. Ф. Климанова
урок литературного чтения потеме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическимпланированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник ...