Нейропсихологическое сопровождение процессов развития детей младшего школьного возраста.
статья по теме

Приоритетное участие нейропсихологии - науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня.     Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающий в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной  и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой  и Ю.В.Микадзе и др. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_forum_kgu_2011.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологическое сопровождение процессов развития детей

младшего школьного возраста.

Ярова О.Н. педагог-психолог высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 167, г.Казань, E-mail: y-olga-n@ rambler.ru

      В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции  целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых  и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии  и т.д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

      Меня, как специалиста, эта проблема глубоко заинтересовала несколько лет назад. Чем я, как психолог, могу помочь  таким детям? Какие методики  эффективнее использовать ? Ответы на эти вопросы я стала искать в детской нейропсихологии, и логопедии.  Поскольку, занимаюсь логопедической практикой, имея второе образование.

       Приоритетное участие нейропсихологии - науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня.     Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающий в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной  и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой  и Ю.В.Микадзе и др. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития [3, с.12].

          Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами , является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире - нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза[3, с.15].

     Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных  (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др. психотехники.

     Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.

    В МОУ «СОШ № 167 с углубленным изучением английского языка » Советского района г.Казани реализуется программа «Умные движения», разработанная на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентирована на коррекцию  и абилитацию1-го функционального блока мозга.

     Цель программы «Умные движения»:  оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста.

  Задачи программы :

 -развитие произвольного внимания и саморегуляции ;

 -формирование сенсомоторного контроля;

-оптимизация тонуса;

- преодоление ригидных телесных установок и синкенезий.

     В данной программе отражены варианты дидактической поурочной  разработки схемы нейропсихологической  коррекции, абилитации и профилактики процессов развития. Программа реализуется по единому плану, который предполагает:

  1. предварительную нейропсихологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении;
  2. обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (по понятным причинам это требование является одним из главных условий эффективности психолого-педагогического сопровождения);
  3. постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.

Программа состоит из 24 занятий, продолжительность каждого занятия 45 минут, предполагаемый возраст детей от 7 до 10 лет. В ходе проведения занятий  необходимо учитывать следующее:

  1. оптимальный размер группы – 5-7 человек; меньшее или большее количество участников  менее эффективно в силу внедрения в коррекционный процесс значительного числа сюжетно- ролевых технологий; состав группы должен быть постоянным;
  2. группы формируются на основании исходного статуса («синдрома отклоняющего развития») и возраста детей;
  3. два-три первых занятия проводятся совместно с родителями;
  4. в ходе занятий важно получать и обсуждать осязаемый результат, продукт (рисунок, сложенную конструкцию и т.п.), следует ввести продуманную систему «наказаний» и «поощрений».

Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:

  1. развитие внимания;
  2. дыхательные упражнения;
  3. общий двигательный репертуар;
  4. игры с мячом;
  5. растяжки;
  6. глазодвигательный репертуар;
  7. базовые сенсомоторные взаимодействия;
  8. базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
  9. мелкая моторика.

     Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников) ориентирована на деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении, но может быть использована в практике учителя начальных классов, учителя-логопеда. В качестве развивающей программы может использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов.

    Занятия по программе дают положительный результат на развитие и психологического и физического развития детей. Повышается тонус, сенсомоторный контроль,  дети становятся более внимательными, наблюдательными. Авторская программа «Умные движения» в пакете конкурсных материалов   была представлена на республиканский конкурс «Путь к здоровью» по поддержке образовательных учреждений, активно внедряющих эффективные здоровьесберегающие и здоровьеразивающие технологии. 14 апреля 2011 года на базе школы № 167 г.Казани  проводился республиканский семинар: «Развитие системы здоровьесберегающей деятельности современной школы в рамках новых федеральных требований к образовательным учреждениям», где был представлен опыт работы по этой программе. Были подведены итоги конкурса- школа № 167 г.Казани, как победитель получила грант в 75 тыс. рублей в виде оборудования по здоровьесберегающей направленности.

      Нейропсихологическое сопровождение процессов развития ребенка должно осуществляться своевременно и здесь важно не упустить время. Правое полушарие демонстрирует свою морфо-функциональную  зрелость уже к 5 годам, а левое – к 8-12 годам. Нейропсихологи часто говорят, что «после 10 уже поздно…»

Литература

  1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
  3. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.:Генезис,2010.-474с.
  4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
  5. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно.- М.: Эксмо,2009.-96с.
  6. Соболева А.Е. Краснова С.В. Чтение с увлечением.-М.: Эксмо,2009.-128с.
  7. Соболева А.Е., Печак Е.Е. Математика. Считаем уверенно.-М.:Эксмо, 2009.-96с.
  8. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста.-М.: Эксмо, 2009.-64 с.
  9. Хомская Е.Д. Нейропсихология.-СПб.:Питер,2007.-496с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Проблемы развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Психологи, изучая познавательные процессы человека, полагают все же – и не без оснований – что они более или менее адекватно отражают действительно существующий мир....

Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»

Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Творческий отчет. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентиро...

Дидактические игры для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Сделана подборка дидактических игр для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Будет полезна для дефектологического сопровождения детей с ОВЗ,...