НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по иностранному языку

Применение нетрадиционных форм обучения английского языка в системе дополнительного образования способствует развитию внутренней мотивации к изучению данного языка и, в конечном итоге, повышению уровня владения иностранным языком.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Промышленного района»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила

педагог дополнительного образования

Свидерская Наталия Ивановна

г. Оренбург

2023/2024 учебный год

Введение

Сегодня, в эпоху глобализации, когда роль межличностной коммуникации, в том числе и межнациональной, возрастает день ото дня, знание иностранного языка становится не роскошью, а нормой; залогом успешного развития общества. Кроме того, иностранный язык выполняет значительную роль в формировании личностных качеств человека (ведь с его помощью становится возможным получить непосредственный доступ к культурному наследию другой страны), в повышении уровня образования. Неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно возрос интерес к иноязычному образованию, открывается все больше курсов, главным образом, нацеленных на повышение уровня владения английским языком и развитие коммуникативной компетенции.

Рассмотрим различные нетрадиционные формы обучения иностранному языку, которые способствуют повышению внутренней мотивации. Нетрадиционные формы обучения иностранного языка имеют ряд преимуществ по определенным критериям в сравнении с традиционными, а именно: добровольный характер участия, большая самостоятельность и инициативность со стороны учащихся, возможность воплотить широкий спектр творческих идей в жизнь, проявить себя (немаловажен аспект самореализации личности) и т.п., – при умелом внедрении в учебную деятельность (в учебно-воспитательный процесс), должны всячески способствовать развитию у учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка.

Цель: определить эффективность использования нетрадиционных способов обучения иностранного языка в школе.

Применение нетрадиционных форм обучения английского языка в системе дополнительного образования будет способствовать развитию внутренней мотивации к изучению данного языка и, в конечном итоге, повышению уровня владения иностранным языком.

Основной организационной формой обучения в дополнительном образовании является занятие. Занятие – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Первые шаги в английском» является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

В дидактике выделяют несколько видов занятий, в зависимости от взятых за основу признаков. По способам проведения выделяют: занятия-лекции, занятия- беседы, занятия-диспуты, занятия самостоятельной работы. По этапам учебной деятельности – вводные занятия, занятия первичного ознакомления с материалом, занятия формирования понятий, выведение законов и правил, занятия применения знаний на практике, занятия повторения и обобщения материала, комбинированные занятия.

Согласно классификации, В. Онищука, в которой выделяются следующие типы занятий:

  • занятие усвоения новых знаний;
  • занятие формирования умений и навыков;
  • занятие применения знаний, умений и навыков;
  • занятие обобщения и систематизации знаний;
  • занятие проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
  • комбинированный занятие.

В каждом типе занятия имеется своя структура, последовательность, связь (как они связаны между собой). Что касается занятия иностранного языка, то он имеет ряд особенностей. Особенность занятия ИЯ заключается в том, что он – не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цепи. В этом цикле занятий осуществляется динамика учебного процесса: то, что было целью предыдущего занятия, становится средством последующего, что обусловливает тесную взаимосвязь занятий и обеспечивает поступательное движение к конечным учебно-воспитательным целям.

Рассмотрим методическое содержание занятия иностранного языка, или, другими словами, те основные положения, которые определяют его особенности, структуру, логику и приемы работы. Таким образом, занятия иностранного языка построен на индивидуализации, речевой направленности, ситуативности, функциональности и новизне. Суть индивидуализации основана, прежде всего, на использовании резервов личности обучающихся, на их жизненном опыте, мировоззрении, статусе личности в коллективе, т.е. индивидуальные особенности учащихся составляют: мотивация, интерес, стиль учения, общее развитие, степень уверенности в своих возможностях, способность и самодисциплина, культурные особенности, уровень обученности, потенциальные способности и обучению, языковая способность, интеллектуальные способности, опыт учения, отношение учащегося к предмету, психологические механизмы речевой деятельности, работоспособность]. Обеспечить индивидуализацию занятия можно при помощи некоторых вариантов заданий. Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы учащиеся смогли отработать актуальные для них темы.

Таким образом, индивидуализация помогает не только замотивировать ребенка, но и ликвидировать разрыв между учащимися различного уровня. Перейдем к речевой направленности занятия иностранного языка. Е. И. Соловова пишет, что хороший занятия идет на языке, но это занятия не о языке. Речевая направленность – это практическая ориентация занятия. Известно, что нельзя, научиться читать, усвоив только правила чтения и выучив слова, или говорить, – усвоив лишь правила грамматики. Учителю следует посвящать почти все время практической речевой деятельности.  Практические задачи, речевая направленность занятия ИЯ предполагает также речевую (коммуникативную) ценность фраз. Не следует использовать на занятия ИЯ такие фразы, которые в реальном общении никогда не используются.

Перейдем к ситуативности. Любая ситуация определяется местом, временем, характерами партнеров по общению, их ролями, а также той речевой задачей, которую они хотят решить в ходе общения Ситуация – это стимул к говорению. Ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования навыков, т.е. в подготовительных упражнениях (лексических и грамматических). Учебная ситуация должна быть по возможности максимально приближенной к реальной ситуации общения, в которой закрепляется осваиваемое языковое явление. Требования к содержательности занятия предполагают осознание материала и действий с ним, чтобы учащиеся видели смысл в выполнении заданий по изучаемому языку.

На занятии предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Учащиеся должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы.
  • Проблемный метод – предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • Эвристический метод – объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь педагог сам формулирует проблему. Задача учащихся – организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Проблемное обучение

Особенность проблемного обучения заключается в его направленности на самостоятельный поиск учащимся новых знаний и способов действия. Оно предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимся познавательных проблем, решая которые они активно усваивают новые знания сам формулирует проблему (задачу);

  1. сам находит ее решение;
  2. решает и сам контролирует правильность этого решения».

Основные        понятия        проблемного        обучения        –         «проблемная        задача», «проблемная ситуация», «проблема».

Важно разграничивать понятия «проблема» и «задача». М.И. Махмутов трактует эти понятия таким образом: задача воспринимается слушателем как проблема, когда он «видит» связь между данными задачи и требованием новой информации, которые содержатся в ней, со своими прежними знаниями. Так, задача как объективное явление принимает субъективный характер, отражаясь в сознании человека, и становится для него проблемой, то есть «задача», отражаясь в сознании человека, становится для него «проблемой», которую он должен решить в «проблемной ситуации».

Таким образом, цель проблемного обучения – поставить учащихся в положение «первооткрывателя», который сталкивается с посильными для него вопросами и проблемами.

Метод проектов

Одним из методов проблемного обучения является метод проектов. Метод проектов – комплексный метод обучения, который позволяет построить процесс исходя из интересов учащихся. Он дает учащимся возможность проявить самостоятельность в организации, планировании и контроле собственной учебно-познавательной деятельности. Результат этой деятельности – создание «осязаемого» продукта, предмета или явления.

Метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную или групповую), выполняемую в течение определенного промежутка времени.

Различают семь основных этапов работы над проектом:

1.        Организационный этап;

2.        Этап выбора и обсуждения идеи, целей и задач проекта;

3.        Этап обсуждения методических аспектов и организации работы учащихся;

5.        Этап непосредственной работы над проектом;

6.        Этап подведения итогов и оформления результатов;

7.        Презентация проекта.

Проектное обучение не только позволяет повысить мотивацию учащихся, но, вкупе с социолингвистическим подходом к обучению иностранным языкам, позволяет формировать коммуникативную, лингвострановедческую и методическую компетенции учащихся.

Формы организации самостоятельной деятельности учащихся определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности. Важно, чтобы идея проекта отвечала интересам всех участников, ведь успех проектной деятельности зависит от организации работы внутри группы и четкого распределения обязанностей.

Метод проектов тесно связан с использованием компьютерных технологий, в том числе электронной почты, Web-квестов и сетевых социальных сервисов интернета Web 2.0, что, безусловно, также повышает интерес учащихся к изучению языка.

Игровые технологии

Будучи основным видом деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, игра служит своеобразным языком для всех ребят. Использование игры в качестве одного из приемов обучения иностранному языку может облегчить учебный процесс, сделать его ближе и доступнее детям. На воспитательно-образовательный процесс положительно влияют все виды игр: дидактические, подвижные, творческие т.п. Разные игры выполняют разные функции: некоторые способствуют накоплению языкового материала, некоторые – закреплению ранее полученных знаний, формированию определенных навыков, умений.

Дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности малышей. Посредством таких игр дети усваивают языковой материал в практической деятельности, причем сосредоточение внимания и запоминание происходят непроизвольно. Наблюдается также повышение умственной активности детей.

Подвижные игры полезны не только для развития двигательной активности укрепления здоровья учащихся, но и способствуют решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по иностранному языку. Такие игры организуются по определенным правилам. Дети общаются, действуют согласно этим правилам. Общение может осуществляться на иностранном языке. Сочетание аудирования, говорения и движений может довести отрабатываемый в игре речевой материал до автоматизма.

Ролевые игры-драматизации помогают усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, развить выразительную, образную речь учащегося.

Исполняя различные роли, дети проявляют фантазию, творческие возможности, развиваются как личности. Играя, они сопереживают своим героям, начинают ориентироваться в отношениях между людьми в различных ситуациях общения.

Чтобы создать среду общения на иностранном языке необходимо, прежде всего, отобрать содержание с учетом уже имеющегося лексического багажа. Здесь учет возрастных особенностей детей также имеет большое значение. Например, включение в действие персонажей сказок в виде кукол, которые говорят на английском языке, может сделать ролевую игру более привлекательной для дошкольников и младших школьников.

Страноведческий подход

Согласно государственному стандарту, формирования коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными и страноведческими знаниями, также способствующими повышению мотивационного фона учащихся при изучении иностранного языка.

Лингвострановедческий аспект необходим для фиксации страноведческих сведений в единицах языка, для обогащения предметно-содержательного плана. Его основательный подбор и частое использование являются одним из резервов повышения его активности.

Содержание страноведческих текстов должно иметь определенную новизну, значимость для учащихся. В таком плане полезны тексты, содержащие сведения по географии и истории, информацию об образовательных учреждениях, о детских и юношеских организациях, о государственном устройстве страны изучаемого языка или об особенностях этикета, речевого поведения в ее пределах. Все это призвано вызвать у учащихся потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами. Лингвострановедение служит опорой для повышения мотивации, так как включает два аспекта: обучение языку и формирование знаний о стране изучаемого языка.

Немаловажен и социокультурный компонент изучения иностранного языка. Важную роль в формировании личности человека занимает культура. Так как культура в обобщенном виде представляет собой не только и не столько информацию о стране, сколько фоновое знание о носителях языка, об их невербальном поведении в актах коммуникации, необходима база, на основе которой учащиеся получали бы знания о традициях страны, знакомились с достижениями национальной культуры в рамках мировой культуры. Социокультурный компонент позволяет в каком-то смысле включиться в диалог культур, что действительно способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Работа с песенным материалом

Музыкальные произведения различных жанров являются неотъемлемой частью образовательного процесса и положительно сказываются на мотивации к изучению иностранного языка.

На основе песен на иностранном языке хорошо усваивается и отрабатывается лексика, грамматические структуры, фонетика (разучивание несложных песен с частыми повторами помогает закрепить не только правильность фразового ударения и особенности иноязычного ритма, но правильную артикуляцию, так как музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата). Правильно подобранные к занятию песни могут служить источником ценной страноведческой и социокультурной информации. Кроме того, песни способствуют эстетическому воспитанию учащихся, раскрытию их творческого потенциала, сплочению коллектива; служат основой речемыслительной деятельности школьников.

 Положительное эмоциональное воздействие. Музыкальное произведение способствует развитию эмоциональной и когнитивной сфер учащихся. Ценностные ориентации, заложенные в песнях, должны содействовать формированию позитивного отношения школьника к миру в целом, к социуму, к самому себе.

Важно, чтобы музыкальный материал служил базой для формирования и совершенствования знаний, умений и навыков в соответствии с программой обучения иностранному языку.

Тексты песен должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, тематике занятий; содержать, наряду с уже изученными, новые лексические единицы.

При работе с песенным материалом необходимо придерживаться трех этапов работы:

  • До прослушивания;
  • Прослушивание песни;
  • После прослушивания

На первом, подготовительном этапе необходимо создать мотивацию к слушанию песни. Педагог концентрирует внимание на предстоящей теме, организует фронтальную беседу по теме или говорит пару слов о песне и ее исполнителе. На этом же этапе учитель дает установку на прослушивание, объясняет задания, которые учащийся должен будет выполнять во время прослушивания песни.

Второй этап представляет собой прослушивание песни и выполнение заданий. При этом процессы восприятия речевого сообщения и его понимания должны сливаться друг с другом.

Третий этап является коммуникативным. Здесь следует выполнять различные речевые упражнения, которые стимулируют самостоятельные высказывания учащихся по прослушанной песне с использованием новых лексических единиц.

Внеклассные мероприятия как средство повышения мотивации к   изучению иностранного языка

Существуют разные виды мероприятий как массовой формы работы. Различают как эпизодические (вечера, утренники, пресс-конференции, дни иностранного языка), так и постоянные массовые формы работы (работа в кружках). Рассмотрим подробнее некоторые из них. Внеклассные занятия учащихся способствуют развитию языковых и речевых умений, глубокому овладению языком, раскрытию творческого потенциала.

Внеклассная работа по иностранному языку может компенсировать слабую информационно-культурную базу. Регулярно проводимая внеурочная работа здесь просто необходима; она является важным средством,                                 мотивирующим изучение иностранного языка.

Неделя английского языка в школе

Эта форма мероприятия является не только массовой, но и комплексной, так как сама включает комплекс разных по содержанию и по форме мероприятий, которые проводятся на протяжении определенного периода времени и нацелены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учащихся.

Неделя становится своего рода творческим отчетом кружков иностранного языка; она способствует развитию творческих отношений между учителями, учащимися и их родителями, которые тесно сотрудничают в процессе подготовки и проведения Недели. Важно грамотно подобрать тематику мероприятий в рамках недели: она должна быть познавательной, доступной, соответствовать интересам и возрастным особенностям учащихся, уровню их подготовки.

В дни «Недели английского языка» могут проводиться такие внеурочные мероприятия, как КВН на английском языке, вечер сказок, литературно-музыкальный вечер, а также возможны радиопередачи на иностранных языках.

Такие мероприятия помогают развить творческие способности учащихся, таким образом, позволяя каждому учащемуся, независимо от его успеваемости, проявить себя. У многих развиваются навыки публичного выступления на иностранном языке, навыки группового взаимодействия.

Театрализованное представление

Для практического овладения иностранным языком необходимо большое количество повторительных упражнений, так как умение бегло высказывать свои мысли строится на автоматизированных навыках речи. Однако упражнения, в которых как лексический материал, так и речевые образцы повторяются в разных формах и вариантах часто становятся причиной неустойчивости внимания учащихся на занятиях, иногда ведут к пассивности, снижению интереса к иностранному языку вообще. Одним из приемов работы, позволяющих проводить необходимую работу по автоматизации навыков речи учащихся, не допуская снижения их активности, является постановка спектаклей. При умелой организации и подготовке они позволяют закреплять языковой материал в живой, увлекательной форме; учащимся интересно включаться в работу как качестве зрителей, так и в качестве исполнителей. Широкое использование детских стихов, песенок, рифмовок наряду с репликами героев, служит стимулом к овладению иноязычной речью; работа в малых группах, вариативность способствуют увлеченности детей. Кроме того, драматизация хорошо помогает в развитии воображения, творческого мышления, фантазии, связной диалогической и монологической речи.

Так как в период младшего школьного возраста у детей происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной, как на занятиях, так и во внеклассной деятельности необходимы всевозможные игры (ведь игра на данном этапе сохраняет свою ведущую роль).  Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях английского языка

Известно, что основной задачей педагога является мотивирование учащихся на обучение. Использование на занятиях нетрадиционных форм обучения – это наилучший способ замотивировать ребенка. Мотивация может быть рассмотрена как сторона субъективного мира учащегося; она определяется его потребностями, побуждениями и пристрастиями и имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия,

Е.А. Зимина. Театр на английском языке в начальной школе // Английский

язык в школе. – 2007. – №2(18). – С.67-71.

Приложение № 2

Сценарий для театрализованного представления на английском языке “Little Red Riding Hood”

Characters:

Mother

Little Red Riding

Hood (LRRH) Wolf

Grandmother

I

Дом Красной Шапочки.

Утро. Звучит музыка. Мама накрывает на стол.

Появляется Красная Шапочка.

LRRH: Hello, dear mummy! How good this morning is!

Mother: Good morning to you, honey! Enjoy your breakfast, please.

LRRH: Thank you, mummy! It’s yummy!

Mother:

You know your granny doesn’t feel good. Visit her, please and bring her some food. Take some honey, pies and bread. Come back before it’s time for bed. But don’t stop in the forest, dear, Don’t talk to strangers…

LRRH: Oh, yes, it’s clear!

II

Звучит музыка. Красная Шапочка любуется лесной природой.

LRRH: Oh, how beautiful the forest is: the sun, the sky, flowers and trees! I’ll put some flowers in my bag, and my granny will be glad! (Собирает цветы)

Звучит музыка. Из-за дерева выходит волк.

Wolf: Well-well! Who is there in my wood?

LRRH: Hello! My name is Red Riding Hood.

Wolf: What are you doing in the forest still?

LRRH: I’m going to my granny, she is ill.

Wolf: Is her house far from here?

LRRH (показывает в сторону дома бабушки):No, Mr Wolf, it’s very near.

Wolf (заглядывает в корзинку Красной Шапочки): Bread and honey, Milk and pies. So much to eat! What a surprise!

 LRRH: I have to go! It’s getting late. I am afraid to lose my way.

III

Дом бабушки.

Звучит музыка. К дому бабушки подходит волк и стучит в дверь.

Wolf (голосом Красной Шапочки): Hello, granny! I am here!

Grandmother: Come in, come in, granddaughter, dear!

Звучит музыка. Волк заходит в дом и проглатывает бабушку.

Wolf (поглаживая живот):

Oh, my lunch was very good! Now I’ll wait for Red Riding Hood.

Звучит музыка.

К дому бабушки подходит Красная Шапочка и стучит в дверь.

LRRH: Hello, granny! I am here!

Wolf (голосом бабушки):

Come in, come in, grandmother, dear!

Красная Шапочка заходит в дом.

LRRH (показывая на корзинку):

Look, granny, I’ve brought you some food.

Wolf: Thank you! Come closer, Red Riding Hood!

Красная Шапочка подходит к волку и садится рядом с ним.

LRRH (увидев глаза волка):

Oh! Granny, what big eyes you have got!

Wolf: The better to see you,

And the food you’ve brought.

LRRH (увидев нос волка):

Oh! Granny, you’ve got such a big nose! Why?

Wolf: The better to smell you, And that sweet pie.

LRRH (увидев уши волка):

But why have you got so big ears?

Wolf: Just to hear you better, granddaughter, dear.

LRRH (увидев зубы волка, восклицает с ужасом):

Oh! Granny, what big teeth you’ve got!!!

Wolf (набрасывается на Красную Шапочку):

The better to eat you,

And all the food you’ve brought!!!

LRRH (кричит): Help!!! Somebody, help me, please!

Woodcutters (удивленно): Oh! Who is crying behind the trees?

Звучит музыка. Дровосеки идут на помощь. Они прогоняют волка.

Появляется бабушка.

LRRH (обнимая бабушку):

I was so scared, granny, dear!

And I am glad you are back here. I’ll never stop in the forest to play, And talk to strangers on my way.

Звучит музыка. Все персонажи сказки выходят на поклон.

The End


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного образования

Данный материал, предствленный из опыта работы, содержит план-конспект занятия и описание игр, которые можно применять как в дополнительном образовании, так и в школе....

Игра как форма обучения английскому языку в начальной школе.

Статья содержит краткое описание собственного опыта в использовании игры в начальной школе, её преимущества, примеры игровых эпизодов на уроках английского языка....

Методика обучения иностранным языкам в системе филологического образования

·        Иностранный язык как предмет обучения.·        Методика обучения иностранному языку как наука.·...

Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку младших школьников

В данном материале представлены нетрадиционные подходы к работе по русскому языку в начальных классах. Нестандартные приёмы, развивающие познавательные и творческие способности учащихся (проблемные во...

Рабочая программа "Веселый английский" (дополнительное образование) для первого года обучения английского языка

Данная рабочая программа рассчитана для учащихся 2-х классов (первый год обучения) с целью формирования умения общаться на английском языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и...

Паспорт рабочей программы по английскому языку в системе дополнительного образования

В настоящее время в рамках ФГОС НОО большое внимание уделяется не только урочной деятельности учащихся, но и их дополнительному образованию по предмету. Вашему вниманию предлагается паспорт рабочей пр...

статья "Игровые формы обучения английскому языку для детей"

Эффективные методы обучения учащихся начальной и средней школы английскому языку в игровой форме из личного опыта учителя ."Игровые формы обучения английскому языку   "На мой взгля...