Оценивание учащихся на уроках иностранного языка
методическая разработка по иностранному языку (4 класс)
Из личного опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_uchashchihsya_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания учащихся на уроках английского языка
как средство мотивации к обучению
Вишняков А.С.,
учитель иностранных языков
МАОУ «СОШ п. Дубки»
В связи с реформой образования и введением ФГОС-2021 в нашей школе введено изучение иностранных языков с начальной школы с использованием информационных образовательных ресурсов: ИКТ-технологий и ресурсов сети Интернет. На уроках важно использовать разные формы взаимодействия учащихся и учителя: проводить фронтальный опрос, парную, групповую и индивидуальную работу.
Эффективность взаимодействия на уроках контролируется через систему оценивания. Все участники учебного процесса оценивают свою деятельность или деятельность друг друга: учителя через наблюдение, игры, задания и др.; дети - через самооценку или групповую оценку; родители через беседу с учителями и детьми; администрация через посещение уроков и ознакомление с детскими работами.
Также важным фактором эффективного обучения является формирование у детей способности к различным видам оценивания своих достижений: самооценивание, групповое и парное оценивание. В работе учителя имеется трудность - вовлечение младших школьников в процесс оценивания своей деятельности на уроке и дома.
Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса:
- родители хотят видеть успехи и неудачи ребенка;
- учитель желает видеть прогресс ученика;
- ученику необходимо чувствовать свою успешность;
- администрация хочет знать результат обучения.
Таким образом, проблема - неумение младших школьников оценивать себя и одноклассников - актуальна и значима. Оценивание традиционных языковых умений на уроках иностранного языка (аудирование, чтение, говорение, письмо) также как и грамматики, лексики и произношения следует производить интегрировано с другими задачами. И естественно, дополнительно следует оценивать как быстро и качественно младшие школьники используют иностранный язык для целей коммуникации.
Однако важно понимать, что при обучении английскому языку детей 7-8 лет вряд ли необходим прямой оценочный контроль учебных действий, навыков и умений учащихся, поскольку в эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учёбы. Один из лучших российских психологов - Л.С. Выготский – сформулировал главный принцип психологической жизни человека: принцип единства эмоций и интеллекта. Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя.
Целями оценивания являются:
- создать положительное впечатление от процедуры оценивания и мотивировать к дальнейшему успешному обучению;
- оценить правильность использования языка и определить, что младший школьник знает и может сделать;
- создать положительную мотивацию к изучению языка в будущем.
Функции оценивания в начальной школе следующие:
- корректирование и закрепление изученного;
- обеспечение, как учителей, так и детей сведениями о том, что необходимо улучшить и готов ли класс продолжить дальнейшее изучение;
- оценивание методов, используемых учителем и изменение некоторых аспектов, относящихся к выставлению оценок;
- выставление оценок детям.
Исходя из психологических особенностей младшей возрастной группы система оценивания может быть поделена на следующие категории:
- неформальное;
- самооценивание;
- групповое (или оценка одноклассника);
- формальное.
Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.
Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:
- не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
- давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;
- дарить цветные фигурки со словами “Хорошо!”, “Отлично!” и другими;
- дарить маленькие подарки (календари, наклейки, конфеты и т.д.);
- рисовать или штамповать весёлые или грустные лица в манере кроки;
- создавать портфолио [15].
Портфолио – один из самых популярных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов, аудио и видеозаписи. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.
Выполнение этих несложных рекомендаций помогает учителю чётко оценить учебную ситуацию в классе. Это отнимает много времени, но стоит того.
Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.
Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.
Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:
- он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
- это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.
Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.
Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.
Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.
Выполняя такой вид оценивания ученики:
- учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
- учатся уважать и принимать мнение другого человека;
- становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
- начинают доверять друг другу;
- чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.
Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.
Рано или поздно, но детям придётся познакомиться с формальной системой оценивания. Цель учителя – сделать это осторожно, играя и обсуждая школьные оценки. Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в слово, например:
5 | 4 | 3 |
Perfect! | Very good! | not bad |
Excelent! | Nice! | poor |
No mistakes! | OK! | Work more! |
Great! | Some mistakes. | Be attentive! |
Brilliant! | Well done! | Try again! |
Marvelous! | Good job! | Ask questions! |
Fine! | Good! | Think more! |
Постепенно переходя от неформального оценивания к самооцениванию с использованием шкал самооценки, а далее к групповому оцениванию, каждый учитель сможет подвести ребёнка к правильному пониманию системы формального оценивания.
Таким образом, мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи, которая может быть проведена разными способами (индивидуально с каждым ребёнком или с группой детей; с целым классом; в краткой письменной форме; в доброжелательной беседе).
Таким образом, система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение.
Список литературы:
- Федотова Н. Раннее обучение: мода или целесообразность? // Первое сентября, Английский язык. - 2005. - №24.
- Биболетова М.З. Enjoy English-1. - Обнинск, Титул, 2005.
- https://urok.1sept.ru/articles/518959
- Биболетова М.З., Трубаева Н.Н. Авторская программа к курсу “Enjoy English-1” для 2-9 классов общеобразовательных учреждений.// АЯШ. - 2003. - №1, №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
«Современный урок иностранного языка в свете требований ФГОС» Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме « Семья»
Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать...
Cтатья Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка ________________________________________
В статье представлены методические приёмы самостятельной работа учащихся на уроках английского языка....
Несоответствие уровня развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка (английский язык) требованиям ФГОС ООП.
Игровые технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС. Цели, задачи, пути решения....
Статья "Словесное оценивание на уроках иностранного языка"
В статье рассматривается раница в оценивании личности ученика и его работы, а также то, что можно использовать вместо похвалы ученика....
Взаимодействие учителя и логопеда при изучении учащимися с ОВЗ иностранного языка в условиях школы IIV вида. Из записок практика. Учитель Кудрявцева Н.В.
Материалы, представленные в презентации четко и поэтапно раскрывают закономерности и приемы логопедической коррекции при изучении детьми с ОВЗ в начальной школе иностранного языка. Автор изучил эту те...
Мастер-класс для учителей иностранных языков "Активизация речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка"
Интересные приёмы активизации говорения на уроках иностранного языка...