Оценивание учащихся на уроках иностранного языка
методическая разработка по иностранному языку (4 класс)
Из личного опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания учащихся на уроках английского языка
как средство мотивации к обучению
Вишняков А.С.,
учитель иностранных языков
МАОУ «СОШ п. Дубки»
В связи с реформой образования и введением ФГОС-2021 в нашей школе введено изучение иностранных языков с начальной школы с использованием информационных образовательных ресурсов: ИКТ-технологий и ресурсов сети Интернет. На уроках важно использовать разные формы взаимодействия учащихся и учителя: проводить фронтальный опрос, парную, групповую и индивидуальную работу.
Эффективность взаимодействия на уроках контролируется через систему оценивания. Все участники учебного процесса оценивают свою деятельность или деятельность друг друга: учителя через наблюдение, игры, задания и др.; дети - через самооценку или групповую оценку; родители через беседу с учителями и детьми; администрация через посещение уроков и ознакомление с детскими работами.
Также важным фактором эффективного обучения является формирование у детей способности к различным видам оценивания своих достижений: самооценивание, групповое и парное оценивание. В работе учителя имеется трудность - вовлечение младших школьников в процесс оценивания своей деятельности на уроке и дома.
Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса:
- родители хотят видеть успехи и неудачи ребенка;
- учитель желает видеть прогресс ученика;
- ученику необходимо чувствовать свою успешность;
- администрация хочет знать результат обучения.
Таким образом, проблема - неумение младших школьников оценивать себя и одноклассников - актуальна и значима. Оценивание традиционных языковых умений на уроках иностранного языка (аудирование, чтение, говорение, письмо) также как и грамматики, лексики и произношения следует производить интегрировано с другими задачами. И естественно, дополнительно следует оценивать как быстро и качественно младшие школьники используют иностранный язык для целей коммуникации.
Однако важно понимать, что при обучении английскому языку детей 7-8 лет вряд ли необходим прямой оценочный контроль учебных действий, навыков и умений учащихся, поскольку в эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учёбы. Один из лучших российских психологов - Л.С. Выготский – сформулировал главный принцип психологической жизни человека: принцип единства эмоций и интеллекта. Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя.
Целями оценивания являются:
- создать положительное впечатление от процедуры оценивания и мотивировать к дальнейшему успешному обучению;
- оценить правильность использования языка и определить, что младший школьник знает и может сделать;
- создать положительную мотивацию к изучению языка в будущем.
Функции оценивания в начальной школе следующие:
- корректирование и закрепление изученного;
- обеспечение, как учителей, так и детей сведениями о том, что необходимо улучшить и готов ли класс продолжить дальнейшее изучение;
- оценивание методов, используемых учителем и изменение некоторых аспектов, относящихся к выставлению оценок;
- выставление оценок детям.
Исходя из психологических особенностей младшей возрастной группы система оценивания может быть поделена на следующие категории:
- неформальное;
- самооценивание;
- групповое (или оценка одноклассника);
- формальное.
Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.
Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:
- не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
- давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;
- дарить цветные фигурки со словами “Хорошо!”, “Отлично!” и другими;
- дарить маленькие подарки (календари, наклейки, конфеты и т.д.);
- рисовать или штамповать весёлые или грустные лица в манере кроки;
- создавать портфолио [15].
Портфолио – один из самых популярных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов, аудио и видеозаписи. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.
Выполнение этих несложных рекомендаций помогает учителю чётко оценить учебную ситуацию в классе. Это отнимает много времени, но стоит того.
Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.
Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.
Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:
- он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
- это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.
Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.
Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.
Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.
Выполняя такой вид оценивания ученики:
- учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
- учатся уважать и принимать мнение другого человека;
- становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
- начинают доверять друг другу;
- чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.
Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.
Рано или поздно, но детям придётся познакомиться с формальной системой оценивания. Цель учителя – сделать это осторожно, играя и обсуждая школьные оценки. Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в слово, например:
5 | 4 | 3 |
Perfect! | Very good! | not bad |
Excelent! | Nice! | poor |
No mistakes! | OK! | Work more! |
Great! | Some mistakes. | Be attentive! |
Brilliant! | Well done! | Try again! |
Marvelous! | Good job! | Ask questions! |
Fine! | Good! | Think more! |
Постепенно переходя от неформального оценивания к самооцениванию с использованием шкал самооценки, а далее к групповому оцениванию, каждый учитель сможет подвести ребёнка к правильному пониманию системы формального оценивания.
Таким образом, мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи, которая может быть проведена разными способами (индивидуально с каждым ребёнком или с группой детей; с целым классом; в краткой письменной форме; в доброжелательной беседе).
Таким образом, система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение.
Список литературы:
- Федотова Н. Раннее обучение: мода или целесообразность? // Первое сентября, Английский язык. - 2005. - №24.
- Биболетова М.З. Enjoy English-1. - Обнинск, Титул, 2005.
- https://urok.1sept.ru/articles/518959
- Биболетова М.З., Трубаева Н.Н. Авторская программа к курсу “Enjoy English-1” для 2-9 классов общеобразовательных учреждений.// АЯШ. - 2003. - №1, №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-176852-1390234120.jpg)
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
«Современный урок иностранного языка в свете требований ФГОС» Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме « Семья»
Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать...
Cтатья Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка ________________________________________
В статье представлены методические приёмы самостятельной работа учащихся на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-893899-1486994912.jpg)
Несоответствие уровня развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка (английский язык) требованиям ФГОС ООП.
Игровые технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС. Цели, задачи, пути решения....
Статья "Словесное оценивание на уроках иностранного языка"
В статье рассматривается раница в оценивании личности ученика и его работы, а также то, что можно использовать вместо похвалы ученика....
Взаимодействие учителя и логопеда при изучении учащимися с ОВЗ иностранного языка в условиях школы IIV вида. Из записок практика. Учитель Кудрявцева Н.В.
Материалы, представленные в презентации четко и поэтапно раскрывают закономерности и приемы логопедической коррекции при изучении детьми с ОВЗ в начальной школе иностранного языка. Автор изучил эту те...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/28/picture-1478852-1687931552.jpg)
Мастер-класс для учителей иностранных языков "Активизация речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка"
Интересные приёмы активизации говорения на уроках иностранного языка...