ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
статья по иностранному языку
Работа посвящена проблеме мотивации к изучению иностранного языка. Статья рассказывает о путях формирования устойчивой мотивации у младших школьников к углубленному изучению иностранных языков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ.
Социально-экономическое развитие современного общества характеризуется интенсивными связями с другими народами и государствами. Расширяется интеграция производства, множатся иностранные фирмы и ВУЗы, престижным становится образование за рубежом. Знание языков становится условием получения высокооплачиваемой работы.
Однако понимание ценности знания иностранных языков присуще в большей степени родителям, нежели их детям. Именно они отдают ребенка в школу с тем или иным языком обучения, рассматривая это как залог его будущей успешной карьеры. Такой прагматичный подход, однако, не настолько понятен детям, чтобы вызвать желание прилежно и основательно заниматься изучением иностранного языка. Актуальным в связи с этим является определение путей формирования устойчивой мотивации у младших школьников к углубленному изучению иностранных языков.
. Проблема мотивации изучения иностранного языка нашла свое отражение в работах по проблеме мотивации учебной деятельности школьников (И.И. Вартанова, И.В. Бачков и М.В. Святогорова, В.Г. Леонтьев, В.Э. Мильман, М. Степанова, J.M. Keller, В. Weiner).
1.Мотивация младших школьников к изучению иностранного языка выражена как в сознательно-оценочном, так и в бессознательно-эмоциональном отношении к языку.
2. Сознательный компонент мотивации связан с пониманием перспектив и жизненных смыслов применения усвоенного языка и может варьироваться в связи с тендерными и этнокультурными особенностями учащихся.
3. Бессознательно-эмоциональная мотивация обеспечивается новизной впечатлений и успешностью собственной языковой активности.
4. Развитие мотивации обусловлено усилением сознательных и бессознательных ее компонентов.
Развитие учебной мотивации детей в ее сознательном и бессознательном компонентах включает в себя:
1) насыщение уроков образным страноведческим материалом,
2)игровое моделирование английского быта, инициативное пополнение словаря детьми
3) ознакомление детей с перспективами применения языковых знаний,
4) использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
Основным мотивом у всех детей является любознательность, непосредственный интерес к языку.
Развитие мотивации младших школьников к углубленному изучению иностранного языка включает два аспекта. На сознательно-оценочном уровне это мотивация на успешное трудоустройство в будущем. На бессознательно-эмоциональном уровне - это насыщение уроков образным страноведческим материалом, игровое и театрализованное моделирование сценок из английской жизни с общением на английском языке, поощрение инициативного пополнения словаря.
При обучении английскому языку существенное значение имеют речевые умения и навыки, необходимые для решения речемыслительных задач в процессе коммуникации, а также языковые автоматизмы. Речевые навыки и умения и автоматизмы отрабатываются одновременно в речемыслительных заданиях. Формированию языковой компетенции способствует также повышение качества обучения, приобретение учащимися навыка решения проблемных ситуаций, умения работать с текстом, выполнение творческих задач различного типа, активизация познавательной деятельности, привитие интереса к английскому языку, создание условий для повышения уровня языковой подготовки учащихся.
Говоря о различных учебных материалах, мы имеем прежде всего в виду
аудиовизуальные средства – диафильмы, мультфильмы, кинофрагменты, сеть Интернет, аудиозаписи, работа с лингафонным оборудованием интерактивной доской. Одной из эффективных форм формирования языковой компетенции является применение аудио и видеозаписей, учебных образовательных программ, так как они способствуют развитию фонетических навыков, отработке звуков и навыков понимания иноязычной речи на слух, что всегда представляло для обучаемых трудность, так как они не общаются с носителями языка. Поэтому на своих уроках мы стараемся как можно чаще применять аудиовизуальные средства для того, чтобы учащиеся не растерялись в неожиданной ситуации, а смогли понять иностранную речь.
Стимулирующим фактором является использование межпредметных связей при овладении иностранным языком. Овладение иностранной речью с опорой на другие предметы отвечает различным интересам учащихся, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности, что создает более благоприятный режим для практического применения языка
как средства общения. Выполнение проектов, заполнение анкет, дают возможность определить свой уровень владения письменным английским языком.
Формированию языковой компетенции также способствует интегративное обучение школьников, особенно на младшем этапе обучения.
При этом учебная деятельность объединяется с другими видами деятельности – музыка, рисование, аппликация. Они развивают не только лингвистические способности, но и сенсорные, художественные. В младшем школьном возрасте заложены большие возможности, поэтому наглядные пособия, сделанные руками детей, развивают не только моторику, но и речь детей на иностранном языке.
С помощью рисунков учащиеся могут не только рассказать о любимом животном или птице, но и назвать цвета, сказать, что они умеют делать. Еще одно нововведение – интерактивная доска позволяет создавать информацию, сохранять ее, контролировать знание лексического или грамматического материала. Мы используем ее при изучении и закреплении лексики, обозначающей название цветов, цифр, животных и птиц. Например, на доске нарисована гусеница, учащимся нужно раскрасить ее в нужный цвет, затем они рассказывают, какие цвета они использовали и сколько их. Или, при контроле усвоения лексики по теме «Транспорт» можно выполнить следующее задание: Подчеркните слова, обозначающие определенный вид транспорта или напишите их, вставьте пропущенное слово, исправьте ошибки.
При использовании интегративного обучения мы предлагаем следующие задания:
- дорисуйте цветок или бабочку и раскрасьте в нужный или желаемые цвета,
- раскрасьте предмет и расскажите о нем,(раскрасьте цифры и назовите их по –английски),
- нарисуйте поздравительную открытку и напишите поздравление,
- нарисуйте свою любимую игрушку и опишите ее,
- нарисуйте семейное дерево и расскажите о членах вашей семьи,
- нарисуй свой портрет и расскажи о себе.
Интегративное обучение не только стабилизирует психоэмоциональное состояние, но также способствует дальнейшему формированию и развитию языковой компетенции, т.е. овладению иностранным языком. Интерактивная доска также используется в режиме On line, когда на уроке учащиеся могут сразу раскрасить предлагаемые формы и образцы в нужные цвета. Для обучения иностранным языкам существенное значение имеют речевые умения и навыки, необходимые для решения речемыслительных задач в процессе коммуникации, а также языковые автоматизмы. Речевые навыки и умения и автоматизмы отрабатываются одновременно в речемыслительных заданиях. При этом упражнения выстраиваются в систему речемыслительных заданий, что способствует развитию всех видов речевой деятельности, т.е. формированию языковой компетенции, которая предусматривает владение учащимися следующими языковыми действиями:
- принять участие в дискуссиях, диалогах, беседах,
- уметь расспросить и запросить нужную информацию,
- представиться, рассказать о себе,
- подготовить проект, презентацию,
- написать письмо.
Психологи утверждают, что усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности происходит тогда, когда она сочетается с другими видами деятельности – трудом, игрой. Игра должна быть направлена на развитие памяти, внимания, ибо именно эти компоненты лежат в основе формирования языковой компетенции обучаемых, в процессе овладения иностранным языком. В соответствии с этим нами производится подбор игр, исходя из цели обучения на каждом возрастном этапе. В процессе обучения используются те, которые развивают языковые способности, формируют позитивное отношение к языку. Например:
Игра «Репортер» закрепляет лексику, «Живые картинки» - первые фразы на английском языке(грамматику), «Переводчик» - контролирует усвоение лексики и знание грамматики, «Ромашка» позволяет проверить знание учащимися окончаний глаголов и местоимений, игра «Собери букет» позволяет закрепить лексику по теме «Цвета» и использовать РО “I like .. “, “ It is blue , ….”« Считалки, песенки, рифмовки направлены не только на создание эмоционального настроя, но и развивают память, совершенствуют произносительные навыки, подготавливают к речевой деятельности
Процесс изучения лексического, грамматического материала, а также реалий страны изучаемого языка становится более привлекательным при изучении пословиц и поговорок. Их также можно использовать для отработки произносительных навыков. При их изучении можно дать следующие задания:
- Дайте русский эквивалент,
- Закончите пословицу,
- Соедините части,
- Проиллюстрируйте пословицу,
- Подчеркните глаголы, назовите время,
- Соберите разрезанную пословицу,
- Сравните русскую и английскую пословицы, проведите анализ грамматического и лексического наполнения.
Повышению качества обучения способствует и применение новых информационных технологий, которые открывают новые варианты обучения, связанные с компьютерами, их возможностями. Использование компьютеров позволяет не только получать информацию, но и тренировать учащихся в усвоении учебного материала, позволяет сочетать групповые и индивидуальные формы работы, создавать творческие работы, проводить контроль усвоенного материала, самостоятельно находить нужный материал и под руководством учителя грамотно его использовать.
При определенной подготовке и условиях можно работать с учащимися и индивидуально, особенно при подготовке к конкурсам. Для младших школьников есть специальные обучающие мультимедийные учебные курсы: «Учимся читать», «Профессор Хиггинс», «Маззи» , игровые мультфильмы «От А до Z» и другие.
Использование современных технологий позволяет не только провести контроль и самоконтроль, но и повышает интерес учащихся к иностранному языку.
Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету – различные творческие городские и всероссийские конкурсы, участие в заочных Олимпиадах по иностранному языку, Недели иностранного языка, которые ежегодно проводятся в школе.
Чтобы изучение английского языка превратилось в удовольствие, и стало «учением с увлечением», необходимо уделять внимание оформлению кабинета иностранного языка, качеству пособий, картинок, слайдов, презентаций. Все это должно вызывать эстетическую мотивацию к иностранному языку и способствовать развитию детей. Благодаря своеобразию материала, мобильности его компонентов, предметная среда приобретает свой колорит и форму. В ней ребенок действует, применяя свои знания. Поэтому она должна быть информативна, интересна, удовлетворять потребности ребенка в новизне преобразования и утверждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока английского языка по теме "Достопримечательности Лондона" в 4 классе в школе с углубленным изучением английского языка
Предлагаемый урок – это закрепление лексических навыков, а также пройденного лингво-страноведческого материала по теме «Достопримечательности Лондона» в 4 классе. Урок ориентирован на развитие умений ...
Лексико-грамматическая контрольная работа (тест) для учащихся 4 класса школ с углубленным изучением английского языка (по УМК И.Н.Верещагиной "Английский язык")
Данный материал может служить как итоговый для проверки уровня сформированности знаний и умений в области грамматики и лексики учащихся 4 класса, так и тренировочным на определенном этапе изучения опр...
Рабочая программа к учебнику английского языка для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка, автор Верещагина И.Н. ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с основными требованиями к рабочим программам по ФГОС. Содержание:1. Пояснительная записка2. Общая характеристика учебно...
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса для школ с углубленным изучение английского языка
Рабочая программа по английсукому языку для 3 класса для школ с углубленным изучение английского языка составлена в соответствии с ФГОС....
Фонд оценочных средств для 3 класса ( углубленное изучение английского языка по УМК "Starlight").
Фонд оценочных средств для 3 класса при углубленном изучении английского языка по УМК "Звездный английский" . В документ включены лексические диктанты, темы мнологических высказываний, диа...
Статья: "Описательная похвала как средство мотивации младших школьников на уроках английского языка"
Похвала - неотъемлимая часть урока, это одна из самых сильных мотивация для учащихся. Поэтому учителю необходимо знать, как правильно хвалить ребенка. Данная статья подходит учителям английского языка...
Открытый урок по английскому языку в 4 классе школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой. Тема "Хобби. Чтение книг"
Данный урок отвечает требованиям современного образовательного стандарта. Урок формирования языковых навыков, который позволяет закрепить у детей умение пользоваться лексикой по теме ...