Английский для детей.
статья по иностранному языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Английский для детей!
Впервые я столкнулась с проблемой преподавания дошкольникам в 2003 году. Меня попросили тогда заменить педагога английского языка в одной образовательной фирме. Дошкольных групп было четыре по 10-12 человек в каждой, причем — дети от 3 до 5,5 лет! От меня требовалось научить детей говорить, и это в 3 года, да еще при таком их скоплении. А потом к Новому году поставить спектакль. Ведь родители платили деньги и за зрелище. Словом, проблем была куча. А опыт у меня имелся только школьный. Научить дошколят тому, чего требовала директор фирмы, мне показалось очень трудным.
И действительно: одни всё время просились в туалет, и я с ними ходила туда. Другие — ерзали на стульях и галдели, так как им было неинтересно слушать о крошке-еноте. Третьи же — постоянно хныкали и звали пап и мам, а их рядом не было.
Проработав один месяц, я ушла. Разумеется, мне ничего не заплатили. Но из этой истории я вынесла печальный урок: больше работать с дошкольниками не буду.
Весной этого года мое внимание привлекло хорошо напечатанное объявление, висевшее на двери моей школы: «Требуется учитель, работающий с младшими школьниками или дошкольниками. Позвонить туда-то, спросить того-то». Я горько усмехнулась, вспомнив свой негативный опыт и прошла мимо. Выходя из школы, заметила, что объявление уже сорвано. Но на остановке автобуса я снова его увидела, оно валялось на снегу. «Видно, судьба». — решила про себя. Позвонила по указанному телефону. Меня приглашали на приличных условиях в коттеджный поселок к девочке 5 лет. Я согласилась, а про себя подумала: «Что из этого выйдет? Ведь опыт с малышами в образовательной фирме мне запомнился надолго».
Обзавелась соответствующими учебниками, тщательно продумала методику преподавания. В современном мире необходимо использовать и современные педагогические технологии. Что здесь имеется в виду? Это совокупность психолого-педагогических установок, воспитательные средства, содержательная техника образовательного процесса. Это умение, совокупность методов, продуманная модель педагогической деятельности для комфортных условий работы Учителя и Ученика. Причем обязательно должен быть дифференцированный и индивидуальный подход. Современная проектная деятельность позволяет решить проблему самостоятельности ученика повысить его самообразование.
Самой сложной и ответственной оказалась первая встреча. Я думала не только о предстоящем занятии, но и о том, как одеться, что сказать во время знакомства, как понравиться девочке.
Девочка оказалась и некоторой степени «необычной». К ней уже приходили репетиторы на дом и она была, считаю, «продвинутой» для своего пятилетнего возраста. Но малышка могла заниматься только в присутствии мамы! Своего рода фобия - комплекс боязни остаться одной. Она пугалась, когда кто-нибудь из взрослых — мама или бабушка — уходили из комнаты. Поэтому на уроках почти всегда сидела та или другая.
В этой ситуации первое, что от меня требовалось — чтобы девочка «притерлась» ко мне. Вскоре она вроде бы перестала бояться меня и во время занятия мама или бабушка тихонько исчезали. Мне конечно было все равно — работать при них или без них. Я их даже не замечала. Для меня существовал только один ребенок: его игры, роли, уроки. А бабушку, если она присутствовала, даже вовлекала в наши уроки-игры.
Вообще, когда вы приходите в чужую квартиру, а тем более в коттедж, стоит помнить о том, что за вами могут наблюдать по видео родители или охранники. Если вы остаетесь один на один с ребенком в игровой комнате и при этом закрываете дверь, чтобы вам не мешали, это уже сигнал к тому, чтобы наблюдать внимательнее за комнатой и за всем, что происходит там.
Для вас должны существовать только две вещи — ребенок и урок, который вы обязаны не просто провести, а разыграть в высшей степени познавательно, интересно, захватывающе, чтобы вами остались довольны и чувствовали, что деньги платят не зря. Ведь люди есть разные, а методика преподавания одна, направленная на развитие ребенка и обогащение его знаниями.
Каждый урок мы начинали с самых простых для русскоговорящего ребенка звуков “t”, “d”, “m”, “l”, а затем переходили к сложным буквосочетаниям th, ng и их сочетаниям с другими s-z , th- th, w-v.
В голове ребенка постепенно укладывались самые сложные звуки. От постоянного повторения выстраивалась в памяти их своеобразная пирамидка. Но делать это приходилось по-особому, в игровой манере. Итак, получались следующие задания: this is, thank you, very well. Через некоторое время задание на фонетику усложнялись: his-this-trick-thick.
А чтобы не скучно было произносить слова и звуки, придумали с девочкой такую игру: она произносит звук и одновременно подпрыгивает с некоторым выбросом ног в стороны. Получалось очень забавно, a главное важно для произношения звуков!
Вообще с маленькими детьми можно только тем и заниматься, что играть. Причем мы делали это зачастую сидя или лежа на полу. Иначе нельзя. Ведь мы, взрослые, должны на время стать вровень с ними! И тогда их самолюбие, что они пока еще маленькие, не задевается. Для них это очень важный психологический момент.
Они — уже взрослые!
Очень интересной оказалась игра: «Commands!»
-- Stand up! Sit down! Come here! Good boy! Good girl!
Причем валяешься и ползаешь на коленях вместо собачки или льва. Несомненно, здесь есть обучающий и психологический моменты: ребенок может приказать взрослому сделать то-то и то- то, а потом погладить по голове и даже дать конфетку.
Но так как занятие проводится в необычной для детей форме, она способствует усвоению знаний, умений и навыков, недаром в Америке в младшей школе во время урока музыки дети сидят на ковриках.
На следующем занятии раскладываю алфавит на полу и вместе рассматриваем его. В третий раз сидим на ковре среди разбросанных карточек и изучаем или повторяєм цифры и звуки. В четвертый — просто лежим на животе и рассматриваем картинки в книжке «Английский для маленьких», или девочка обводит буквы в самом учебнике. Иногда просто встанем на коленях к диванчику и читаем друг другу. Очень интересно и для ребенка, и для учителя.
На занятиях обязательно должен быть мячик! Причем новый. Ведь я преподаю в состоятельном доме. Мячик же — универсальное средство в работе. С его помощью решаются многие задачи. Это отработка, звуков слов и словосочетаний, и даже небольших предложении типа «This is an apple».
Если нет мячика, можно использовать обычную мягкую игрушку. Здесь идет отработка слов о цвете и счете: какого цвета игрушка, сколько у нее глаз, ушей, носов и т.д. Мягкую игрушку, так же как и мячик, можно покидать и половить. Это выглядит забавней и интересней для ребенка.
Что касается самих звуков, то и тут можно использовать нестандартные приемы. Учитель произносит звуки так, как будто это делают животные или птички. Если девочка неправильно произносит самый сложный звук, то я говорю: «Ах, как будет плакать эта змейка!» Ведь змейка высовывает язычок туда- сюда. «Мы приглашаем с тобой змейку, правда? Она нам будет помогать! «У девочки загораются глаза, она уже предвкушает увидеть какую-то змейку, пусть даже воображаемую.
В середине урока полезно сделать небольшую зарядку. Ведь ребенок устал. Зарядка простенькая, но обязательно с усвоением какого- то материала: фонетического, лексического или грамматического: Sit down/ Stand up/ Jump on one foot. Show me your hands. Move you hands и т. д. Сюда можно добавить что-то из уже изученного материала.
После зарядки садимся за парту и делаем с девочкой что-нибудь спокойное. Любое письменное задание или раскраска цифр, букв и так далее выполняются только за партой. Включаю девочке «Звуки живой природы: «Рассвет в лесу. Озеро», «Ручей.Пруд» или просто расслабляющую музыку. Ребенку особенно нравятся пение птиц и звуки дождя. А раскрашивать цифры или какие-то предметы предлагаю по определенную установку учителя: «I give you four seconds! One, two, three, four. Stop!» Больше нельзя, иначе все время уйдет на раскрашивание только одного предмета.
Цифры повторяем подряд или вразброс. Раскладываю обратной стороной вверх карточки с их названиями. Поднимаю на одну секунду и прячу. Девочка старательно выполняет задание и притом безошибочно. В конце предлагаю ей назвать свой номер телефона. Оказывается, для нее это новость, что цифры и номер как-то связаны между собой! Пытается перед бабушкой похвастаться: правда, номер назван с небольшими ошибками, но мы великодушно прощаем ей их. Для запоминания цифр, использую рифмовку:
One | banana | ||||
Two | bananas. | ||||
Three Four | bananas | ||||
Five | bananas | ||||
Six | bananas | ||||
Seven More | bananas. |
При чтении стишка девочка поочередно укладывает на меня вместо бананов разные мягкие предметы и соответственно произносит все рифмы. Наконец она получает в награду настоящий банан, который бабушка по моей просьбе приносит из холодильника.
Во время занятий надо быть готовым ко всяким неожиданностям. Однажды я тщательно разработала методику проведения урока с использованием мячика. Но девочка вдруг закричала: «Я не хочу больше учиться! Хочу играть в куклы. Вон моя кукла не причесана! А тут опять мячик! Надоело!» Надо срочно менять «экспозицию» и судорожно выдумывать что- то интересное. Озарение приходит мгновенно:
— А давай играть в куклу! В мячик сегодня играть не будем.
— А как? — У девочки глаза расширяются от удивления.
-- Пригласим куклу в гости, и ты сама будешь ее учить английскому языку!'
Замечаю, девочка начинает отходить от каприза и уже тащит куклу. Сажаем ее и некоторые другие куклы вокруг себя. Это «ученицы». Начинаем им говорить по-английски...
На следующий урок решила снова взять куклу и стала шевелить ее ручками и ножками Девочка тоже взяла куклу и тряхнула ее головкой. Между куклами пошел диалог:
- How are you?
— Fine. Thank you!
Я стою на коленях возле дивана и говорю за свою куклу. Девочка — за свою. 0на заинтересовалась. Так научились сразу трем диалогам, то есть неожиданно для меня быстро продвинулись вперед.
Но последующих занятиях я приносила клоунские колпаки и «носы», а кульминацией урока была подготовленная сценка с использованием «плаща волшебницы».
…Наш урок подходит к концу. Время летит очень быстро. Чем можно еще занять ребенка, чтобы была на занятии «изюминка»? А вот чем. Ставлю учебный видеофильм «Muzzy». Замечательный фильм! Его можно остановить на любом моменте и изучить или повторить какие- то необходимые слова или предложения. Девочка во все глаза смотрит фильм, как будто сама участвует в нем. Она легко запоминает небольшие тексты из фильма и затем усердно произносит их.
Считаю, что на уроке обязательно должна быть быстрая смена видов работы и педагогических приемов. Затягивать какое-нибудь из них ни в коем случае нельзя. Ребенок сразу теряет интерес, и считайте, что на данном этапе вы проиграли, пусть даже он был очень важным. У вас получается: 5 мин — фонетическая зарядка, 5 мин — лексическое задание, 5 мин — чтение книжки, 5 мин — физзарядка,5 минут — раскраска и т. Д. Ушло всего 45 мин. А ведь вы сделали уже очень много!
Итак, урок закончен подведем итоги. На уроке обязательно должны быть: надувной мячик, мягкие игрушки, фломастеры, карандаши, алфавит, бумага (в т.ч. цветная), аудиокассета (расслабляющая музыка), а также какой-нибудь учебный фильм. Если у Вас все это есть на уроке, считайте, что вы выиграли и получили удовольствие от того, что ребенок был занят все 45 мин, не отвлекался, а работал и усвоил огромный учебный материал!
В заключение могу высказать довольно необычную мысль. Изложенное применимо также и ко взрослым, которые находятся на нулевом уровне и постигают иностранный язык уже с трудом. Определенная игра на занятиях и здесь принесет колоссальный успех вам и вашему уроку. Успехов!
Рекомендую для работы с малышами:
1. Методическая литература (Учебно-методические комплексы)
• «English Тоgether.Starter Вооk» by Carol Skinner, « Bravo!», «Brilliant!» by Jeanne Perrett & Charlotte Covin «Way Ahead-1» by PrintaEllis & Mary Bowen, из наших — учебник Верещагиной И.Н.и и др
2. Вспомогательный обучающий материал:
- набор карточек: буквы алфавита, цвета, цифры (счет от 1 до 10),
- Аудиокассеты: аудиоприложения к учебникам, а также «На зарядку становись!», «Наедине с природой»
- видеокассеты «Muzzy in Gondoland», «Bravo!», «Brilliant» или любые другие.
- надувной мячик, мягкие игрушки, фонарик, яркий зонтик, клоунские шапочка с бубенчиками и нос», а также «плащ волшебницы»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения английскому языку детей 6 летнего возраста
Программа обучения английскому языку детей 6 летнего возрастаучителя английского языка Побожей И.И., разработанная на основе авторской программы «Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе» авт...
"Мы будем учить английский!" - презентация для начинающих изучать английский язык детей
В презентации детям предлагается обсудить проблему необходимости изучения английского языка, показываются перспективы их обучения, образцы работ учащихся. Они также знакомятся с английским алфавитом....
Увлекательный английский для детей в интернете
Полезные ссылки для обучения детей английскому языку....
Обучение английскому языку детей, не являющихся носителями
Most EAL students are on the preproduction stage (silent language) of language acquisition, some of them are those who are on early production stage (social language). When I get a new EAL child my pr...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...
Английский для детей.
Описание своего опыта при начальном изучениии английского языка ....
Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
В статье рассматривается сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий в преподавании иностранного языка детям дошкольного и младшего школьного возрастов в образовательном ...