Ситуации реального общения как неотъемлемая часть образовательного процесса на уроках иностранного языка
статья по иностранному языку

Косарева Дарья Сергеевна

В данной статье рассматривается использование фраз на английском языке, а также выражений классного обихода для создания условий реального общения на иностранном языке. Именно в ситуации, максимально приближенной к реальности, рождается понимание важности и ценности языка как культурного феномена. Изначально закладывается привычка, привычка рождает понимание, а понимание определяет мотивацию. Таким образом, цели образовательного процесса достигаются максимально быстрым и эффективным способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situatsii_realnogo_obshcheniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуации реального общения как неотъемлемая часть образовательного процесса на уроках иностранного языка

Как показывает практика, лучшие учебники, учебные материалы, программы и даже регулярные визиты носителя языка в конечном счете окажутся малоэффективны, если сами учителя иностранного (в моем случае английского) языка не будут моделировать и использовать язык коммуникативно, т.е. в ситуациях простого бытового общения. Именно учитель является для учащихся первоисточником сведений и "законодателем" в сфере изучения живого иностранного языка, поэтому построение урока с применением так называемых "выражений классного обихода" служит неотъемлемой частью образовательного процесса. Использование следующих простых практик может существенно улучшить лингвистическую компетентность как учеников, так и преподавателей.

1. Всегда начинайте и заканчивайте урок на английском языке.

Не особенно важно, чтобы ученики начальных классов точно знали, что означает Let's begin на их родном языке. Они поймут основную идею, если вы будете говорить эту фразу в начале каждого занятия. Если вы также используете глагол begin, чтобы учащиеся начали делать упражнение, писать контрольную работу или делать что-то еще, смысл данного слова будет дополнительно прояснен. Позже, если вы более формально введете глагол begin, ученики уже будут знать конкретные примеры его использования. То же самое относится и к выражениям типа That's all for today.

2. Учите учащихся "классному английскому".

Научите детей выражениям, соответствующим их уровню, например: I don't know, I don't understand, Once again please, Just a minute, What's ... in English? и т.д. Убедитесь, что они понимают, как говорить и использовать выражения, которые вы хотели бы, чтобы они знали. Вы можете сделать плакат с этими выражениями на английском языке и разместить его там, где ученики смогут его видеть. Кроме того, раздайте детям небольшие "шпаргалки" с выражениями, которые вы хотели бы, чтобы они использовали на уроке, и попросите для удобства вклеить в тетради. (По моему опыту, плакаты, как правило, более эффективны.) На раздаточном материале или плакате вы можете включить переводы, но обязательно удалите их, как только учащиеся  полностью ими овладеют.

3. Старайтесь использовать не более двух выражений для одного и того же действия.

Чем меньше количество выражений, которые использует учитель, тем быстрее учащиеся их запомнят. Например, в начальной школе вы можете использовать выражение Open your books to page... даже если книги у детей уже открыты. Позже вы можете ввести выражение Turn to page... – некоторые учащиеся поймут только слово "страница", но в любом случае оба этих выражения будут иметь для них одинаковое значение. Более сильные ученики в вашем классе поймут оба этих значения без явного перевода.

4. Требуйте, чтобы ученики писали свои имена по-английски, а не по-русски.

Как только дети научатся писать буквы, настаивайте, чтобы они использовали их для написания своих имен. Помните, что это урок английского! Привыкание к тому, как ваше собственное имя выглядит и звучит на иностранном языке, является частью персонализации языкового знания. Кроме того, если вы разрешите ученикам использовать свою родную систему письма для своих имен, то это только укрепит идею о том, что основным коммуникативным языком на уроке является не английский, а их родной язык, чего быть не должно. Пока учащиеся не запомнили, как писать свои (или чужие) имена, подсказка всегда должна быть под рукой – например, в тетради.

5. Инструкции и задания давайте на английском языке.

Используйте английский язык для очень простых инструкций, таких как Please write..., Answer the following questions, Translate the words и т.д. Прочитайте инструкцию и покажите, что им следует сделать – в виде жестов или инсценировки. Более медленные учащиеся смогут увидеть, что делают другие, и если они не понимают, вы можете помочь им индивидуально или попросить других учеников помочь им. Даже для начинающих не используйте их родной язык при написании простых слов, таких как имя, класс, дата и т.д. Вы можете показать на доске, как оформляются / заполняются данные поля.

6. Объясняйте грамматику также на английском языке.

Кажется сложным? Давайте попробуем! Начните с того, что ваши ученики хорошо знают. Например, если вы преподаете настоящее длительное время (be doing), вы можете начать с рассмотрения простого настоящего времени. Покажите студентам несколько предложений, таких как She plays soccer every week. He cooks spaghetti every Tuesday. Убедитесь, что учащиеся понимают эти предложения. Затем поменяйте every week или every Tuesday на now, plays на is playing и cooks на is cooking. Дайте студентам еще несколько предложений в простом настоящем времени. После изменения every week на now, спросите нескольких учащихся, что теперь поставить вместо глагола. Аналогично можно отработать вопросительные и отрицательные предложения. После этого ученики смогут выполнять простые задания типа интервью с одноклассником или вопросы и ответы с учителем, чтобы практиковать то, что они узнали, - все на английском языке.

7. Будьте уверенны в собственных силах.

Это имеет большое значение. Ученикам нужна модель уверенного в себе преподавателя, чтобы эта уверенность передалась и им. Хотя общение на английском языке в течение часа является сложным для многих учителей обычной средней школы, практика, которую вы получаете на уроке, со временем сделает все легче и привычнее. Некоторые учителя считают, что их английский недостаточно хорош, чтобы вести занятия полностью на иностранном языке. Они говорят, что боятся ошибиться перед учениками. Но не стоит забывать, что уровень разговорного английского языка, который вам нужно использовать, лишь немного выше того, что вы преподаете. Кроме того, изучение языка должно быть направлено на общение, а не на совершенствование. Не беспокойтесь, что ученики услышат и скопируют ваши ошибки. Большинство старшеклассников средней школы все еще борются с грамматикой, которую они изучали в четвертом классе. Так что, расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью.

8. Наконец, бросьте вызов своим студентам и себе!

Посмотрите, сможете ли вы провести весь урок, используя только английский язык. Если вы не можете, попробуйте проговорить половину урока или хотя бы пятнадцать минут по-английски. Как насчет одного урока английского языка каждую неделю?.. А потом два, три... и до конца года?

Приведенные выше предложения могут показаться очень простыми, но помните, что не они гарантируют успех. Если вы хотите, чтобы они работали, вам нужно думать прежде всего о коммуникативной функции иностранного языка на уроке, а не о самих стратегиях. Ваши ученики не будут пытаться общаться на английском языке, если вы сами этого не хотите. Вы не просто преподаете орфографию, лексику и грамматику, вы косвенно учите ребят ценности общения на иностранном языке. Если вы не покажете учащимся, используя английский язык, что вы думаете, что это важно, они не будут думать, что это важно. Если дети обучаются в основном на своем родном языке, они могут научиться читать по-английски, писать по-английски, переводить по-английски, но они вряд ли научатся говорить по-английски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учащегося начальной школы - неотъемлемая часть образовательного процесса

Портфолио ученика:является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;реа...

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Тема: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС».

Школа после уроков – это мир творчества проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет св...

Презентация "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Презентация подготовлена для проведения КРУГЛОГО СТОЛА по проблемам внеурочной деятельности. Участники и разработчики данного мероприятия свели воедино теоретическую и практическую часть своей работы....

Статья "Внеурочная деятельность учащихся как неотъемлемая часть образовательного процесса."

Внеурочная деятельность - это деятельность, отличная от урочной системы обучения и   занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, которые направлены на достижение личностных и м...

«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»

Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...