Доклад на тему "Педагогический дизайн современного урока"
методическая разработка

Хруль Алла Ивановна

Кроме огромного количества возможностей, в потоке огромного количества информации, современному ученику необходимо сохранять интерес к обучению. В этой связи сформированы требования к педагогическому дизайну в преподавании. Педагогический дизайн становится важной составляющей каждого урока, и появляются новые требования к компетенциям педагога в области практики педагогического дизайна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад на тему:

«Педагогический дизайн современного урока»

подготовила

учитель начальных классов

Хруль Алла Ивановна

2023-2024 учебный год

 Кроме огромного количества возможностей, в потоке огромного количества информации, современному ученику необходимо сохранять интерес к обучению. В этой связи сформированы требования к педагогическому дизайну в преподавании. Педагогический дизайн становится важной составляющей каждого урока, и появляются новые требования к компетенциям педагога в области практики педагогического дизайна.

Кратко опишем требования к навыкам современного учителя в рамках ФГОС:

  • Умеет демонстрировать универсальные способы деятельности.
  • Умеет инициировать активную деятельность ученика.
  • Может консультировать и корректировать действия ученика.
  • Может включить в работу всех учеников класса.
  • Может создать условия для формирования жизненного опыта ученика.
  • Применяет новейшие развивающие технологии.
  • Учитель ИКТ компетентен.

Урок – главная форма передачи знаний, части учебного процесса школы, а его формат определяет эффективность работы учителя. Для реализации ФГОС и реализации системного подхода, для повышения уровня преподавания, для повышения эффективности каждого урока педагогический дизайн просто необходим.

В новых условиях цифровой информации, учитель становится руководителем информационного потока, учитель управляет процессом, а не передает знания. Поэтому так важен педагогический дизайн и его применение при планировании урока.

Что такое современный урок?

 Современный учитель и современный урок - понятия неразделимые, поэтому реализация стандартов второго поколения невозможна без учителя второго поколения! Ученик становится активным деятелем, достигающим определенные цели, применяющий знания на практике. Постепенно стирается граница и авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

  Современный урок должен проводиться в оборудованном классе.

  Каждый урок должен иметь: цель, задачи.

  Педагог направляет учеников на сотрудничество.

  Педагог может активизировать деятельность учеников, направить их на решение ситуаций, формирование выводов.

  Современный урок содержит творческую составляющую.

  В центре внимания урока: ученики, их стремления и настроение.

  Сбор обратной связи и свобода выбора.

  Открытость и высокая эффективность занятий - главная цель урока.

Новая схема построение урока в рамках ФГОС

 В обычном уроке ученик демонстрирует выполнение домашнего задания, подготовленное по учебнику, учитель оценивает, затем вызывает следующего ученика. Потом приступает к новой теме и так далее. В новых требованиях стандарта основной задачей учителя является повышение мотивации ученика к получению новых знаний, как подготовка к реальной жизни. Вовлечение в поиск новой информации, и применение в реальной жизни. Методики могут быть совершенно разными, и могут включать в себя: экскурсии, универсальный учебный материал, обсуждение в группах, семинары и многое другое.

Соответствие современного урока требованиям ФГОС

 При подготовке современного урока в рамках соответствия требованиям ФГОС, учитель использует этапы построения урока:

  1. Определение темы урока.
  2. Формирование дидактической цели.
  3. Формирование урока по соответствующему типу (первичное изучение, закрепление, применение знаний, либо использование полученных навыков, далее проверка, оценка и корректировка полученных знаний).
  4. Формирование структуры современного урока.
  5. Создание, применение учебного материала.
  6. Выбор метода трансляции и форма.
  7. Оценка полученных знаний.
  8. Рефлексия урока.

 Современный урок отличается тем, что он направлен на формирование и развитие учебных действия ученика. Наиболее важными аспектами урока становятся: мотивация и целеполагание.  Цель должна быть конкретна и измеряема. Ученик получает мотивацию и способность к действию, способность применить знания, например в собственном проекте.           

 Вторым важным аспектов является деятельность ученика. Вовлечение учеников в процесс урока развивает их познавательную и творческую деятельность. Самостоятельная деятельность позволяет эффективнее приобретать знания, повышают заинтересованность в теме и мотивацию к учебе. В процесс современного урока активно используются дискуссии, диалоги, видеособрания, ролевые игры, открытое обсуждение и мозговые штурмы.

 В этой связи крайне важно применение современных технологий, технологии критического мышления проектная деятельность, исследования, технологии дискуссий, коллективная мыслительная деятельности. В современном формате урока учитель работает совместно с детьми, старается работать на одном уровне, повышать значимость участия каждого ученика. В таком формате урок соответствует требованиям стандарта, а знания становятся личностно значимыми и лучше усваиваются учениками. Роль учителя изменяется в формате новых условий, учитель становится участником процесса обучения. Управляет и организовывает течение урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

Доклад на тему "Типы современного урока в системно - деятельностном обучении"

Презентация и на тему "Типы современного урока в системно - деятельностном обучении"...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "

Доклад"Урок в начальной школе   в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...

Доклад по теме: "Проектирование современного урока в контексте требований обновленных ФГОС"

Проектирование современного урока в контексте требований обновленных ФГОС...

Доклад на ШМО. "Проектирование современного урока в начальной школе"

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно. Современный  урок  – ст...