«Игровые методы по обучению младших школьников английскому языку»
статья по иностранному языку (1, 2, 3 класс) на тему

Использование сказок при обучении ознакомительному чтению.

Новыми составляющими современного востребованного обществом качества образования можно назвать владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.

В связи с этим в настоящее время основное внимание уделяется развитию навыков устной речи, и невольно учитель всю работу над чтением подчиняет решению этой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_chteniyu_vo_vremya_igr.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые методы по обучению младших школьников английскому языку»

Яночкина Елена Владимировна

МБОУ СОШ №43

г. Белгород

Использование сказок при обучении ознакомительному чтению.

Новыми составляющими современного востребованного обществом качества образования можно назвать владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.

В связи с этим в настоящее время основное внимание уделяется развитию навыков устной речи, и невольно учитель всю работу над чтением подчиняет решению этой задачи. Чтение на уроке как бы утрачивает свою самостоятельность и превращается в атрибут устной речи, а материал для чтения – лишь в дополнительный стимул для развития навыков говорения. Обучение чтению как процессу извлечения информации из печатного источника подменяется «проработкой» материала чтения вслух, вопросно-ответной формой работы, переводом, пересказом и т.п. Чтению как речевой деятельности почти не учат: оно все время выпадает из поля зрения учителя. Было бы несправедливо, однако, искать причину такого положения в том, что устная речь заняла одно из главных мест в обучении и как бы вытеснила чтение. Она не вытеснила чтение, а подчинила его себе, чего не должно быть. Устная речь и чтение – два вида речевой деятельности. При всей их взаимосвязи они имеют свою специфику. Как неправомерно было бы обучать устной речи на основе только печатных текстов, без применения других средств, стимулирующих высказывание, так нецелесообразно и неэффективно обучать чтению только на основе устной речи. Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления.

При ознакомительном чтении читающий решает следующие задачи:

- выяснить в результате быстрого чтения какие проблемы рассматриваются в тексте;

- что именно говорится в нём по тем или иным вопросам

- представляет ли прочитанный текст определённый интерес для читающего.

Предтекстовые упражнения (работа над словами и грамматикой, использованные в тексте).

1. Найти пары: слово и его определение. Учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками.

2. Выбрать антоним слова из предлагаемых. Например, large – big, small, black.

3. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы. Например, can't stand – to love, to hate, to stand.

4. Соединить пары слов по смыслу в словосочетания, например, match the words for animals with the words for places. Animals: a fox, a dog, a tiger. Places: a zoo, a forest, a house.

5. Работа с предлогами. Например, fill in the gaps with necessary prepositions.

6. Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру. Например, say that it is wrong - use negative sentences.

7. Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте.

Контроль понимания общего содержания сказки. Все перечисленные задания максимально облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме. 

1. Разделите текст на части и озаглавьте их;

2. Найдите (выпишите) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;

3. Прочитайте (выпишите) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;

4. Найдите ситуации, в которых использованы следующие выражения;

5. Перечислите последовательно всех действующих лиц;

6. Назовите по порядку все места действий, названные в тексте;

7. Укажите персонажей, которые произносят следующие фразы;

8. Ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте;

9. Найдите различия между русским и британским вариантом сказки;

10. Согласитесь или не согласитесь с высказываниями в соответствии с содержанием;

11. Исправьте ошибки в утверждениях;

12. Посмотрите на картинки и выберите те, которые соответствуют сказке;

13. Выстройте картинки, в соответствии с событиями в сказке.

Таким образом, я считаю, что использование сказок при обучении ознакомительному чтению на уроках английского языка позволяет внести разнообразие в содержание урока, расширяет общий кругозор и коммуникативную культуру младших школьников, развивает языковую догадку, чувство языка, повышает интерес обучающихся к языку, а, следовательно, и мотивацию к учению.

Контроль понимания общего содержания сказки.

Все перечисленные задания максимально облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме. 

1. Разделите текст на части и озаглавьте их;
2. Найдите (выпишите) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста; 
3. Прочитайте (выпишите) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя; 
4. Найдите ситуации, в которых использованы следующие выражения; 
5. Перечислите последовательно всех действующих лиц; 
6. Назовите по порядку все места действий, названные в тексте; 
7. Укажите персонажей, которые произносят следующие фразы; 
8. Ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте; 
9. Найдите различия между русским и британским вариантом сказки; 
10. Согласитесь или не согласитесь с высказываниями в соответствии с содержанием; 
11. Исправьте ошибки в утверждениях; 
12. Посмотрите на картинки и выберите те, которые соответствуют сказке; 
13. Выстройте картинки, в соответствии с событиями в сказке.

Таким образом, я считаю, что использование сказок при обучении ознакомительному чтению на уроках английского языка позволяет внести разнообразие в содержание урока, расширяет общий кругозор и коммуникативную культуру младших школьников, развивает языковую догадку, чувство языка, повышает интерес обучающихся к языку, а, следовательно, и мотивацию к учению.

Не учим, а играем

Главное отличие от взрослых — дети не учат английский, они в него играют. То есть учат, конечно, но они сами так не думают. В этом возрасте бесполезно заставлять что то учить — у детей преобладает непроизвольное запоминание, значит нужны позитивные эмоции. А где их взять, как не в играх? Естественно, учебных.

Ярко и наглядно

У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление. Дети мыслят образами и это позволяет при обучении максимально использовать английский язык — детям перевод не требуется. Достаточно соотнести слово с его образом — соответствующей картинкой, игрушкой, предметом, жестом. Отсюда и такой популярный (и ксати, крайне эффективный) при обучении младших школьников метод как TPR - метод полного физического реагирования. Это метод, при котором при изучении новых слов или фраз, вместе с каждым словом/фразой придумывается и заучивается жест, их имитирующий. Например, со словом apple дети повторяют жест, как бы надкусывая воображаемое яблоко и т.п.

Никаких грамматических правил

При обучении младших школьников иностранному языку опираются не на объяснение правил (правила — это абстракция, детям они даются тяжело), а на отработку определенных конструкций — грамматических паттернов (pattern – образец, шаблон). То есть, объяснять маленькому ребенку, что глагол to be означает «быть, являться, находиться» и в настоящем времени изменяется по лицам вот так— это бесполезно. С детьми такого возраста просто берут наиболее часто употребляемые паттерны и как следует заучивать, в идеале — до автоматизма.

Частая смена деятельности

У младших школьников ограниченный объем внимания, долго заниматься одним и тем же они не могут. Частая смена видов деятельности — одно из условий успешных занятий. Рассчитать все просто — к возрасту детей добавляем 5 минут — это и есть максимальное время концентрации ребенка. Т.е. дети 8-9 лет могут заниматься одним и тем же примерно до 20 минут. По-другому и не получится: когда детям надоедает то, что они делают, успокоить их будет уже тяжело.

Поэтому на уроках английского языка ученики младших классов за занятие успевают сделать много всего разного: почитать, пораскрашивать, попеть, потанцевать во время физ. паузы, поиграть с карточками, посмотреть мультфильм и иногда даже делать поделку. И это все не трата времени, как может показаться со стороны, а элементы урока. Элементы танца — это не просто танцы, а опять же использование TPR, для лучшего запоминания слов и грамматических паттернов. Раскрашивая или делая поделки, дети выполняют команды учителя, значит развивают навык аудирования и повторяют изученную лексику — цвета, названия предметов на картинке и т.п. Учебные мультфильмы тоже совсем не лишние. Они короткие (2-5 минут), в них тоже повторяется изучаемая лексика и грамматика, и они помогают отдохнуть, когда дети устали от активной игры или сложного задания.

Игра является средством всестороннего воспитания ребёнка младшего школьного возраста. Игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Обучение малышей английскому языку – это очень непростое дело, которое требует определённого методического подхода. Для младших школьников игра все еще является главным видом деятельности, она позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы. Младшие школьники обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой памятью. У них так же сильно развито эмоционально-образное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее лексического значения и грамматической стройности. Игра – это основной способ достижения всех задач обучения, поэтому необходимо: точно знать, какой навык и умение требуется, что ребенок не умел и чему научился в ходе игры; игра должна поставить учащегося перед необходимостью мыслительного усилия.

Игра позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.

Игра задействует активное воображение детей, а через воображение легче и надежнее активизируется его память. При этом постепенно будут развиваться логические способности его мышления. Так же на занятиях хорошо помогает использование ярких предметов, картинок и рисунков.

Обучая детей английскому языку, следует помнить, что они мыслят конкретно и склонны понимать все буквально. Если нужно дать общие положения или понятия, их обязательно нужно конкретизировать каким-нибудь примером, иллюстрацией и т.д. Дети младшего школьного возраста строят свою речь преимущественно с помощью простых предложений. Поэтому на занятиях необходимо использовать рассказы без длинных, сложных фраз.

В своей работе я активно использую ролевую игру, которая позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в младшем школьном возрасте формируется готовность к учению.

Если приложить чуточку усилий и фантазии, можно превратить изучение языка в веселое и увлекательное занятие. Дети полюбят английский и будут заниматься с удовольствием!

Приложение

Комплекс игр-упражнений для обучения младших школьников английскому языку

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

1. игры по аудированию;

2. лексические игры;

3. языковые игры;

4. фонетические игры;

5. орфографические игры;

6. игры для работы с алфавитом;

7. грамматические игры;

8. игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом;

Рассмотрим подробнее каждую категорию игр.

Игры по аудированию.

Задачи:

- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

- научить учащихся выделять главное в потоке информации;

- развивать слуховую память учащихся.

Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задание к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными.

КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЦИФРЫ.

Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ.

Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.

Лексические игры.

Задачи:

- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию учащихся.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Желательно, чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным.

СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ

В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.

Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

This is a book. This is an English book. This is a very nice book.

ЦВЕТА

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета. Например: A whitedog.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЖИВОТНЫХ?

Представители от каждой команды по очереди произносят названия животных: a fox, a dog, a monkey и т. д.

Побеждает тот, кто последним назовет животное.

ПЕРЕВЕДИ СЛОВО

Каждому участнику игры дается английское слово для перевода на русский язык. Ответ должен быть моментальным.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ

Ведущий читает начало пословицы, команды должны закончить ее. При правильном ответе команда получает балл.

Например: A FRIEND IN NEED ……

IS A FRIEND INDEED.

Орфографические игры.

БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

Заключение.

Игра… Она входит в жизнь ребенка с первых полусознательных движений. Без нее немыслимо детство. Через игру ребенка можно не только научить читать и читать, закалить не только физически, но и нравственно. Ибо для ребенка игра – не развлечение, а сама жизнь.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем , чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

Использование игр на уроках английского языка помогает раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личностные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Они комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры – таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Мы подробно изучили проблему использования игр на уроках английского языка в младшем школьном возрасте, выявили ее положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала. Рассмотрели различные требования к играм, выявили необходимость учета возраста детей, их интересов, а также правильность подхода по вовлечению каждого ребенка в игру.

Кроме того, мы рассмотрели различные виды классификаций, и убедились на практике, что существует огромное количество разнообразных игр и игровых методик, которые порой трудно классифицировать по одному какому-либо признаку.

С точки зрения организации словесного материала игра является речевым упражнением.

Игру также рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

созданию психологической готовности детей к речевому общению;

обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Давайте запомним все – и учителя, и воспитатели, и родители – что, точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходима игра.

Список литературы:

1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

2. Бочарова, Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 - 1996 - 27 с.

3.Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей /Иностранные языки в школе. 2009, №1.

4.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Воронеж, 1995.

5.Дворник, М.В. «Игра и игровая ситуация на начальном и среднем ступенях обучения» (журнал «Иностранные языки в школе», № 6 – 1980).

7.Рогова, Г. В., Верещагина, И. Н. и др. Рогова. Английский язык. 1-4 кл. Методика обучения. – М., 2008 – 483 с.

8.Смирнова, А.А. Психология ребенка и подростка. -М.1987

9.Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1991 г.

10. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника- М.: 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы реализации регионального компонента в обучении младших школьников английскому языку

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье раскрываются разнообразные методы реализации регионального компонента обучения английскому языку млад...

Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку

Игра как ведущий метод обучения младших школьников иностранному языку...

Использование соревновательно-игрового метода в обучении младших школьников на уроках физической культуры

Соревновательно — игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания младших школьников не только для начального обучения движениям или избирател...

Игровые методы развития речи младших школьников

Новейшие медико-психологические исследования показывают стойкую связь трудностей овладения письмом и чтением с недостаточным речевым развитием. Причины недостаточно сформированной речи разнообразны: э...

"Использование игровых методов в обучении младших школьников"

Игра - средство познания действительности. Дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности....

Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе.

Специфика преподования иностранного языка  в начальных классах...

Статья "Обучение младших школьников английскому языку в общении"

       Общаться- это не значит задавать вопрос, ответ на который уже известен, а напротив, спрашивать, потому что не хватает сведений ,или желая подтвердить  то или ино...