Обучение чтению в начальной школе по УМК "Spotlight".
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему
Обучение чтению учащихся 2 – 4 классов - это важный этап изучения английского языка в школе. В данном УМК, впервые, обучение чтению происходит по методу, который называется «глобальное чтение» (whole-word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова.Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. У детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления глобально, они как бы фотографируют слово, им трудно понимать многочисленные правила чтения. Эта способность позволяет ребенку справляться с огромным потоком информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение чтению в начальной школе по УМК "Spotlight". | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению в начальной школе по УМК “Spotlight”
Авторами УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для начальной школы общеобразовательных учреждений являются Надежда Ильинична Быкова, Дженни Дули, Марина Давидовна Поспелова, Вирджиния Эванс.
Связаться с российскими авторами и задать им вопросы можно на сайте www.tea4er.ru, это сообщество учителей английского языка. В данном интерактивном журнале открылась консультационная ветка не только с авторами УМК 'Spotlight', но и с автором УМК “Happy English” Марианной Юрьевной Кауфман, с автором УМК “English” Владимиром Петровичем Кузовлевым.
Как вы видите, серия учебников «Английский в фокусе» написана известными российскими и британскими авторами. Перу британских авторов В.Эванс и Д.Дули принадлежат также широко известные книги "Grammarway", курсы "Enterprise", "Mission:FCE", “Upstream” и широко известная грамматика "Round-Up".
Учитывая психологические, типологические и возрастные особенности младших школьников, учебник использует разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями и музыкой.
Деятельностный характер предмета «Английский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Обучение должно быть активным, гуманистическим и холистическим. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.), и даёт возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Принципы обучения
- Личностно-ориентированный характер обучения.
- Соблюдение деятельностного характера обучения английскому языку.
- Приоритет коммуникативной цели обучения английскому языку.
- Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения.
- Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку.
- Широкое использование эффективных современных технологий обучения.
УМК Для начальной школы рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов).
Ситуации общения максимально приближены к жизни, например, для 2 классов:
- «Давайте познакомимся» (7 часов)
- «Моя семья» (4 часа)
- «Мой дом» (11 часов)
- «Мой день рождения» (11 часов)
- «Мир животных» (11 часов)
- «Мои любимые игрушки» (11 часов)
- «Каникулы» (11 часов)
- «Повторение» (2 часа)
Учебники для начальной школы состоят из 5-8 модулей, 1 модуль – это 1 тема, тема одного модуля состоит из 2 микротем, таким образом 1 разворот учебника – это 1 урок. В рамках данной темы они получают все необходимые средства для развития устной и письменной речи с учетом их индивидуальных интересов.
Чтобы удерживать внимание младших школьников и эффективно использовать учебное время, в учебнике предусмотрено чередование видов работы по степени активности учащихся, которое обеспечивается выполнением таких учебных заданий, как введение языкового материала, отработка новых структур в диалоге Chit-Chat, прослушивание, чтение и драматизация сюжетного диалога, отработка и закрепление лексики и структур в различных упражнениях, песнях, рифмовках, играх. На уроках динамические упражнения сменяются спокойными периодами – раскрашивание, рисование, изготовление открыток, масок, кукол. Учащиеся активно вовлечены в процесс обучения, они говорят, слушают, читают и пишут в рамках одного урока.
В то же время младшие школьники чувствуют себя комфортнее, если они знают, что и в каком порядке им предстоит выполнить на уроке. Для этого в учебнике формулировки заданий даются в простой и запоминающейся форме. Кроме того, в конце учебника отдельно дается страничка инструкций с переводом на русский язык, грамматический справочник, поурочный англо-русский словарь, фонетическая таблица.
Обучение чтению в начальной школе
Отдельно хотелось бы остановиться на обучении чтению в начальной школе. Обучение чтению учащихся 2 – 4 классов - это важный этап изучения английского языка в школе. Но оно не может быть целью каждого урока, а изучается наравне с другими аспектами языка. В данном УМК, впервые, обучение чтению происходит по методу, который называется «глобальное чтение» (whole-word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова.
Авторами этого метода, который родился примерно в 50-годы XX века, можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.
В учебниках «Английский в фокусе» звучащее слово и его написание предъявляются ученику много раз (оно звучит на диске, написано в учебнике, рабочей тетради и на карточках). Дети, которые научились читать таким методом, быстро овладевают чтением и предложений, они редко делают орфографические ошибки.
Исследования речевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетический принцип обучения чтению не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Более того, вскрыто, что фонемно-элементный принцип обучения чтению (то есть буква - звук - слог - слово) изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность.
Вот почему многие специалисты настойчиво рекомендуют отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтением как технологии, закрепощающей ребенка и негативно отражающейся на его психомоторном развитии и здоровье.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – обработка вербальной информации, аналитическое мышление или словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – обработка невербальной информации, воображение, параллельная обработка информации или конкретно-образный тип мышления, развитое воображение.
По данным многочисленных исследований, у детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность; неустойчивость внимания – дети запоминают то, что интересно. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления ГЛОБАЛЬНО, они как бы фотографируют слово, им трудно понимать многочисленные правила чтения. Эта способность позволяет ребенку справляться с огромным потоком информации.
Заставляя ребенка работать с любыми знаковыми системами - буквами, схемами, транскрипциями, условными обозначениями - мы апеллируем к логико-знаковому мышлению, которое еще не сформировано у детей.
Однако мы все учились по традиционной звуко-буквенной системе. В ситуации школьного обучения, когда научить нужно всех и сразу - звуко-буквенная система тоже как нельзя кстати - по ней ЛЕГЧЕ УЧИТЬ, но не УЧИТЬСЯ. Кроме того, левополушарный способ обучения для детей также вполне приемлем.
После анализа курса учебников Spotlight 2 можно условно подразделить процесс обучения чтению на три основных этапа: чтение алфавита, накопление зрительного образа слов и практическое применение полученных навыков чтения. Для успешного овладения учениками навыками чтения с использованием методики глобального чтения необходимо пользоваться тематическими плакатами к учебнику, карточками со звуками и транскрипционными знаками, флэш-картами с изображением изучаемого лексического материала, а также набором слов, которые отпечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника.
На первом этапе ставится задача обучения чтению алфавита, причем особое внимание уделяется чтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Младшему школьнику гораздо легче прочитать или узнать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы. Для этого в учебнике имеются специальные chants и видеоматериалы. Основной принцип этого этапа – многократное повторение изучаемого материала и предоставление возможности каждому учащемуся продемонстрировать полученные знания и навыки. Для этого на уроке опрашивается каждый ученик, а чтобы детям было интересно, задания несколько раз меняются и даются в разной интерпритации.
На следующем этапе, опираясь на тематику модулей, дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов. Этот этап присутствует практически на всех уроках во 2-м классе в том или ином виде в начале урока, а в 3 и 4 классах при введении активной лексики модуля. Затем учащиеся закрепляют чтение слов в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.
Некоторые слова ученики запоминают легко и быстро, и они не требуют длительной тренировки чтения. В каждом отдельном модуле применяю и характерные только для данного модуля упражнения. Например, на занятиях с модулем 3 My animals на доске располагаются слова animals и actions. Ученики читают карточки со словами и располагают их в соответствующую колонку. Между этими столбцами слов располагается карточка с глаголом can / can't и тренируется чтение предложений типа A frog can jump / A frog can’t fly.
Ход каждого урока и выполнение каждого конкретного задания подробно описаны в книге для учителя.
Как можно заметить УМК Spotlight оставляет широкое поле для проявления творческих способностей учителя. На первый взгляд кажется, что подготовка к урокам требует больших затрат времени, но если преодолеть имеющиеся стереотипы, то уроки будут интересными не только для учеников, но и для учителя.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ СПОСОБОМ
ребенок умеет:
- читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного,
- читать целое слово,
- он может прочитывать совсем уж сложные и незнакомые слова по слогам или складам,
- он распознает отдельные буквы (а также определяет какие звуки они обозначают в данной ситуации).
Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении (признаки дислексии).
Однако глобальная система никоим образом не отрицает звуки и буквы. Иными словами, глобальный подход не является препятствием для понимания фонемы и процесса словообразования. Но не для того, чтобы «зачитать». А для того, чтобы грамотно писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение чтению в начальной школе
Из опыта работы учителя начальных классовБакуриной Н. Л....
Использование экспресс-опросов при обучении чтению в начальной школе как один из способов формирования читательской компетенции
- Необходимость обновления содержания современного образования.- Ключевой компетенцией для успешного освоения образовательной программы является читательская компетенция, позволяющая развивать и форми...
Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе
В настоящее время в педагогической науке встречается огромное количество образовательных технологий. Да и само понятие «образовательная технология» имеет разные определения. Множество методистов ...
Почему некоторые учителя не используют транскрипцию при обучении чтению в начальной школе.
Почему некоторые учителя не используют транскрипцию при обучении чтению в начальной школе....
Использование экспресс-опросов при обучении чтению в начальной школе
- Ключевой компетенцией для успешного освоения образовательной программы является читательская компетенция, позволяющая развивать и формировать все оставшиеся компетенции.- Формирование читатель...
«Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»
laquo;Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»...
Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе
Статья предназначена для формирования читательского навыка у детей младших классов...