Самоанализ и самооценка урока, их роль
презентация к уроку по иностранному языку на тему
Самоанализ и самооценка урока, их роль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_i_samootsenka_uroka_ikh_rol.pptx | 78.26 КБ |
samoanaliz.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Анализ урока 1 . Основные цели урока : образовательная, развивающая, воспитательная. Реализация поставленных учителем целей урока. 2 . Организация урока : тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержания и поставленной цели. 3. Соответствие урока требованиям ФГОС : 3.1 . Ориентация на новый образовательный результат. 3.2 . Нацеленность деятельности на формирование УУД. 3.3 . Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и т.д.).
4. Содержание урока. 4.1 . Соответствие материала возрастным возможностям учащихся. 4.2 . Соответствие содержания урока требованиям программы. 4.3 . Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. 4.4 . Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.
5. Методика проведения урока. 5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. 5.2. Методы, которые использовались учителем, доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности, их соотношение ("прочитай", "перескажи", "повтори", "вспомни" - репродуктивный характер; "докажи", "объясни", "оцени", "сравни", "найди ошибку" - поисковый характер). 5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.
5.4. Методы познания, которые использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение). 5.5. Применение диалоговых форм общения. 5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. 5.7. Осуществление обратной связи. 5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ. 5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности .
5.10. Средства обучения, целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. 5.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи. 6. Психологические основы урока . 6.1. Учет учителем уровней развития учащихся и зоны их ближайшего развития . 6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь . 6.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
6.4. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. 6.5. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. 7 . Домашнее задание : оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора . 8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя.
САМОАНАЛИЗ УРОКА Класс :__ Тема урока:_ «_______________» Тип урока и его структура: ______________________ 1. Место данного урока в теме. Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3. УУД, формируемые в процессе урока. Личностные: Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: 4. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. 5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. (Выделение главного этапа и полный его анализ, сочетание методов обучения для объяснения нового материала). 6. Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности ).
7. Рациональность распределения учебного времени. Логичность связей между этапами урока. 8. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока. 9. Организация контроля усвоения знаний, умений и навыков. (Этапы урока, формы и методы контроля, коррекция знаний учащихся). 10. Оценка результатов урока. (Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Качество и эффективность урока во многом зависят от умения учителя анализировать свою педагогическую деятельность и деятельность своих коллег. Поэтому важным элементом работы педагога, а так же одной из самых продуктивных мер повышения квалификации является анализ и самооценка своего урока. Привычка учителя к вдумчивому разбору своих действий, последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести положительно влияет на качество педагогической деятельности . Проводить анализ полезно сразу после состоявшегося урока и перед подготовкой к следующему, для того, чтобы учесть полученные результаты. Самооценка же базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель анализирует намеченный им план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно. Анализ и оценка педагогического мастерства учителя позволяют выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ урока имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как - бы со стороны, осознать его в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом применении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Анализ урока
1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Реализация поставленных учителем целей урока.
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержания и поставленной цели.
3 Соответствие урока требованиям ФГОС:
3.1. Ориентация на новый образовательный результат.
3.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД.
3.3. Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и т.д.).
4. Содержание урока.
4.1. Соответствие материала возрастным возможностям учащихся.
4.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.
4.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
4.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.
5. Методика проведения урока.
5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
5.2. Методы, которые использовались учителем, доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности, их соотношение ("прочитай", "перескажи", "повтори", "вспомни" - репродуктивный характер; "докажи", "объясни", "оцени", "сравни", "найди ошибку" - поисковый характер).
5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.
5.4. Методы познания, которые использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение).
5.5. Применение диалоговых форм общения.
5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
5.7. Осуществление обратной связи.
5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ.
5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
5.10. Средства обучения, целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
5.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи (наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен).
6. Психологические основы урока.
6.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.
6.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
6.4. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
6.5. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.
7. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.
8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя.
Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
Оценка самоанализа урока, сделанного учителем.
Общая оценка результатов урока, оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.
Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.
Недостатки урока. Диагностика причин и предложения по их устранению.
Рекомендации учителю по самообразованию.
Самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока. От него во многом зависит умение учителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать свою педагогическую деятельность.
В ходе моделирования и конструирования современного урока, именно самоанализ позволяет выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс:__
Тема урока:_ «_______________»
Тип урока и его структура: ______________________
1. Место данного урока в теме. Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3. УУД, формируемые в процессе урока.
Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
4. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. (Выделение главного этапа и полный его анализ, сочетание методов обучения для объяснения нового материала).
6. Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности).
7. Рациональность распределения учебного времени. Логичность связей между этапами урока.
8. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока.
9. Организация контроля усвоения знаний, умений и навыков. (Этапы урока, формы и методы контроля, коррекция знаний учащихся).
10. Оценка результатов урока. (Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?).
Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом имеет особое значение, т.к. умение осмысливать свои собственные действия, оглянуться назад и восстановить ход урока, позволяет освоить ФГОС второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Таким образом, анализ и оценка своей работы являются необходимым условием профессионального роста педагога и совершенствования учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс
Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...
Самоанализ к открытому уроку по английскому языку во 2 классе по теме: "Игрушки".
Самоанализ к открытому уроку по английскому языку во 2 классе по теме: "Игрушки".Цель: закрепить полученные умения и навыки по теме «Домашние животные».Задачи:Учебный: Активизировать навыки чтени...
Самоанализ для фрагмента урока английского языка на тему "Будь вежливым" для 4 класса с применением Сингапурской структуры.
Самоанализ урока иностранного языка, проведенного в 4 классеТема: «Будь вежливым»Урок по теме «Будь вежливым» является первым уроком нового подраздела. Знания, приобретенные на данном уроке, будут слу...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя начального общего образования
на основе профессионального стандарта "Педагог...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
Самоанализ и самооценка моей педагогической деятельности...
Урок окружающего мира в 3 классе «Б» по теме " Круговорот воды в природе" и самоанализ к этому уроку.
Урок окружающего мира и самоанализ к уроку в 3 классе по теме "Круговорот воды в природе" учителя начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Нижневартовска,Лайер Г...