Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении английскому языку во 2 классе средствами УМК "Enjoy English".
статья по иностранному языку (2 класс) по теме

Богданова Татьяна Владимировна

Работа содержит теоретический материал по формированию EEL в младшем школном возрасте, а таже детальный анализ учебно-методического комплекса "Enjoy English" для 2 класса с точки зрения его возможностей в форировании регулятивных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Архангельской области

Государственное автономное  образовательное учреждение

«Архангельский областной институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования»

Кафедра теории и методики предмета

Программа профессиональной переподготовки

«Теория и методика преподавания английского языка

в начальной школе»

Выпускная аттестационная работа

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

при обучении английскому языку

во 2 классе

средствами УМК “Enjoy English”  

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                        Автор:

Богданова

Татьяна Владимировна

Архангельск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ        

1.1.        Регулятивные универсальные учебные действия: понятие, функции и виды        ……………………………………………………………………………..

1.2.        Возрастные особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников        

ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА    “Enjoy English” АВТОРОВ М.З.БИБОЛЕТОВОЙ, О.А.ДЕНИСЕНКО, Н.Н.ТРУБАНЕВОЙ ДЛЯ 2 КЛАССА В ФОРМИРОВАНИИ  РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ        

2.1. Краткая характеристика учебного предмета «английский язык» и учебно-методического комплекта “Enjoy English”        

2.2. Возможности УМК “Enjoy English”  в формировании регулятивных универсальных учебных действий        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия российская школа претерпевает большие изменения. Эти преобразования связаны с введением федерального государственного образовательного стандарта, который предполагает, в том числе и  смену  парадигмы образования, переосмысление целей образования, путей их реализации, достижение новых образовательных результатов школьниками на всех ступенях образования. Целью современного образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться»[1]. В качестве основных итогов образования, в начальной школе в том числе, рассматриваются не только предметные знания, умения и навыки, приобретаемые школьниками в ходе изучения отдельных учебных предметов. Результатом обучения младшего школьника становится «способность и готовность обучающихся успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовыми к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и  требования рынка труда»[2].

Отличительной особенностью новых государственных стандартов начального общего образования является их целевая направленность на развитие личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий.

Пожалуй, впервые в истории отечественного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам  умение учиться, способность к саморазвитию  и самосовершенствованию»[3] рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. При этом подчеркивается, что универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного,  личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Мы считаем, что достижение планируемых результатов младшим школьником (в том числе и метапредметных) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, направленная на формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников (в том числе и регулятивных универсальных учебных действий). Формирование универсальных учебных действий (в том числе и регулятивных универсальных учебных действий) есть приоритет при организации обучения любому учебному предмету в начальной школе, в том числе и при обучении английскому языку.

 В связи с вышеизложенным, мы считаем актуальным рассмотрение проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Свое исследование мы проведем на примере УМК “Enjoy English”авторов М.З.Биболетой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубаневой. Поскольку массовое внедрение стандартов нового поколения затронуло лишь 1и 2 классы российских школ, а обучение английскому языку в МКОУ СОШ № 60 г. Архангельска начинается во 2 классе, наше исследование основано на изучении особенностей учебно-методического комплекта по английскому языку для 2 класса вышеуказанных авторов.

Таким образом, тема исследования: Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении английскому языку во 2 классе средствами УМК “Enjoy English”.

Объект исследования: регулятивные универсальные учебные действия.

Предмет исследования: регулятивные универсальные учебные действия при обучении английскому языку во 2 классе  средствами УМК  “Enjoy English”.

Цель: определить потенциал УМК “Enjoy English” для  2 класса авторов М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубаневой в формировании регулятивных универсальных учебных действий.

В работе мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. охарактеризовать сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия»;
  2. определить особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
  3. определить потенциал УМК “Enjoy English” для  2 класса авторов М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубаневой в формировании регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с разработанными критериями и показателями.

Методы исследования: изучение литературы, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

База исследования: муниципальное казённое образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа № 60».


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  1. Регулятивные универсальные учебные действия: понятие, функции и виды

Одной из ключевых задач современной школы в соответствии с новыми стандартами в области образования является развитие личности  через формирование универсальных учебных действий, которые выступают «инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса».[4] 

Овладение учащимися универсальными учебными действиями обеспечивает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают «возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться».[5]

Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий в рамках федерального государственного образовательного стандарта является «культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и  механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся».[6] 

В составе универсальных учебных действий разработчиками новых образовательных стандартов выделены четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Раскрыть понятие регулятивных универсальных учебных действий не представляется возможным без рассмотрения сущности понятия универсальных учебных действий в целом.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» в образовательных стандартах нового поколения трактуется как «умение учиться, то есть способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». [7]

В более узком психологическом значении универсальные учебные действия определяются как «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».[8]

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как  в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Сформированность умения учиться предполагает «освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)».[9]

Универсальные учебные действия призваны реализовать следующие функции:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного  и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Как уже отмечалось выше, в составе универсальных учебных действий  в соответствии с ключевыми целями общего образования можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включая также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Регулятивные универсальные учебные действия, формирование которых является предметом нашего исследования, обеспечивают учащемуся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;  составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличений способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.[10]

Формирование всех компонентов регулятивных универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, контроль, оценка и саморегуляция) является необходимым условием организации образовательного процесса в начальной школе на всех учебных предметах.

Таким образом, анализ изученной литературы показал, что регулятивные универсальные учебные действия являются одним из четырех ключевых компонентов  в составе универсальных учебных действий, носят метапредметный характер, обеспечивают учащемуся организацию своей деятельности через осуществление целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции.  


  1. Возрастные особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

Формирование в том числе «регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития ребенка».[11]

Развитие регулятивных универсальных учебных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Основы регуляции своей деятельности начинают формироваться у детей ещё в дошкольном возрасте и согласно данным психологов к моменту поступления ребенка в школу должны быть сформированы следующие умения[12], являющиеся показателями сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;
  • умение контролировать результат своей деятельности;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

С поступлением ребенка в школу в соответствии со стандартами «второго поколения» формирование, в том числе регулятивных универсальных учебных действий становится приоритетным направлением при организации образовательного процесса. Универсальные учебные действия (и регулятивные в том числе) как основа умения учиться формируются «в результате изучения всех без исключения учебных предметов».[13]

К завершению начального общего образования в области формирования регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:[14]

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить «параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (П.Я. Гальперин, 2002)»[15].

В качестве критериев оценки ориентировочной части выделяются:

  • наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом);
  • характер ориентировки (свернутый — развернутый, хаотический — организованный);
  • размер шага ориентировки (мелкий — пооперационный — блоками; есть ли предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов вперед; есть ли предвосхищение конечного результата);
  •  характер сотрудничества (со - регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия).

Критериями оценки исполнительной части служат:

  • степень произвольности (хаотичные пробы, ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия или произвольное выполнение действия в соответствии с планом);
  • характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).

Выделяются следующие критерии контрольной части:

  • степень произвольности контроля (хаотичный — в соответствии с планом контроля, наличие средств контроля и характер их использования);
  •  характер контроля (свернутый — развернутый, констатирующий — предвосхищающий);
  • характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).

Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

— принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

— план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

— контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

— оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);

— мера разделенности действия (совместное или разделенное);

— темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Перечисленные «функциональные и структурные компоненты деятельности, а также вид помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия, являются показателями сформированности общей структуры регуляции деятельности (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова, 2006)»[16].

Одной из составляющих регулятивных универсальных учебных действий, которые формируются на этапе начального общего образования, является способность учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

— формирование основ оптимистического восприятия мира.

Рассмотрим подробнее формирование отдельных компонентов регулятивных универсальных учебных действий и особенности их диагностики.

Анализ развития целеполагания в младшем школьном возрасте позволяет выделить шесть его уровней[17]:

  1. Отсутствие цели.
  2. Принятие практической задачи.
  3. Переопределение познавательной задачи в практическую.
  4. Принятие познавательной задачи.
  5. Переопределение практической задачи в теоретическую.
  6. Самостоятельная постановка учебных целей.

Детальная характеристика каждого из указанных уровней представлена в приложении 1.

Оценка уровня сформированности контроля у учащихся начальной школы соответствует основным положениям концепции П.Я.Гальперина, согласно которой идеальная сокращенная форма контроля представляет собой процесс внимания.[18] (Приложение 2).

В рамках концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова показано значение оценки – ее мотивационный смысл, влияние на успешность становления и осуществления учебной деятельности, формирование самооценки учащегося. Учебное действие оценки становится основой для развития самооценки ребенка в том случае, если он усваивает способы оценки (А.В.Захарова, А.И.Липкина, Е.И.Савонько, Ш.А.Амонашвили).

Структура действия оценки включает следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отображение в знаково-символической форме результата оценивания. Оценка выполняет функцию предоставления сведений учащемуся об успешности его учебной деятельности. Формирование оценки в учебной деятельности основано на анализе учащимся собственной деятельности, что наилучшим образом может быть организовано в учебном сотрудничестве со сверстниками (Г.А.Цукерман, Л.В.Берцфаи, А.В.Захарова).

Оценка формируется на операциональной основе контроля учебной деятельности. Выделяют прогностическую и ретроспективную оценку.[19] Прогностическая оценка направлена на выявление возможностей реализации деятельности. Она обеспечивает условия адекватного целеобразования. Ретроспективная оценка направлена на анализ предполагаемых причин неудач и внесение соответствующих коррективов в деятельность. Оценка как компонент учебной деятельности может быть охарактеризована такими свойствами, как адекватность, надежность, полнота (А.В.Захарова, Л.В.Берцфаи). Выделяют пять уровней сформированности действия оценки как компонента учебной деятельности (Г.В.Репкина, Е.В.Заика, 1993)[20]:

  1. Отсутствие оценки.
  2. Адекватная ретроспективная оценка.
  3. Неадекватная прогностическая оценка.
  4. Потенциально адекватная прогностическая оценка.
  5. Актуально-адекватная прогностическая оценка.

Детальная характеристика каждого из уровней формирования действия оценки представлена в приложении 3.

Формирование у учащегося саморегуляции своего поведения и деятельности связано с развитием следующих умений: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели. В учебной деятельности выделяют следующие уровни сформированности учебных действий (Г.В. Репкина, Е.В. Заика, 1993)[21], которые, на наш взгляд, могут быть применены при диагностике сформированности саморегуляции:

1. Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности. Поведенческими индикаторами здесь являются выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения.

2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму.

3. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач.

4. Адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем.

Выделенный 4-й уровень вполне достижим к завершению начального образования. Что же касается 5-го и 6-го уровней (5-й — самостоятельное построение учебных целей и 6-й — обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи), то их формирование возможно на этапе обучения в средней школе[22].

В целом о сформированности учебной деятельности во всех ее составляющих (целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, контроль, оценка и саморегуляция) можно судить по следующим показателям:

— понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

— умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

— форма выполнения учебных действий — материальная/ материализованная; речевая, умственная;

— степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);

— самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

— различение способа и результата действий;

— умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

— адекватность и дифференцированность самооценки;

— умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха (А. К. Маркова, 1990). 

        В формировании регулятивных универсальных учебных действий ученика большую роль играют речевые средства, что, на наш взгляд, тесно связано с обучением английскому языку и отражает его специфику как учебного предмета, где приоритетным является формирование коммуникативной компетенции учащегося. По функциональному критерию различают коммуникативную, констатирующую, регулирующую, обобщающую речь. Особое значение имеет регулирующая речь. Она включает такие виды речи, как планирующая, стимулирующая, контролирующая, оценивающая и корректирующая.

        Для развития регулирующей речи учащихся начальной школы необходимы психологические условия:

- организация форм совместной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе ее становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую (Л.С.Выготский);

- адекватное отражение в речи цели усвоения (учебной задачи), исходных данных и вопросов задания, учебных действий, полученный результат;

- выполнение в речи всех частных функций регуляции совместной деятельности: внешнеречевое планирование действия партнера по решению учебной задачи; стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполняемых партнером действий, оценка этого качества и полученного результата; коррекция допущенных партнером в процессе деятельности ошибок;

- ориентирование регулирующих высказываний на партнера (учетом его особенностей) и представление их в форме контекстной речи;

-формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

        Таким образом, в ходе анализа литературных источников мы выяснили, что формирование регулятивных универсальных действий в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, соответствующие данному возрастному периоду.  Развитие регулятивных универсальных учебных действий должно строиться с опорой на достигнутые к моменту поступления ребенка в школу результаты, учитывая нормативно-возрастные характеристики младшего школьного возраста. Итогом начального этапа общего образования должно стать достижение планируемых результатов в области формирования регулятивных универсальных учебных действий, т.е. способность к организации собственной учебной деятельности, включающей такие компоненты как целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, контроль, оценку и основное новообразование младшего школьного возраста – саморегуляцию.


ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА    “Enjoy English” АВТОРОВ М.З.БИБОЛЕТОВОЙ, О.А.ДЕНИСЕНКО, Н.Н.ТРУБАНЕВОЙ ДЛЯ 2 КЛАССА В ФОРМИРОВАНИИ  РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

2.1. Краткая характеристика учебного предмета «английский язык» и учебно-методического комплекта “Enjoy English”

Как уже отмечалось ранее, универсальные учебные действия (и регулятивные в том числе) как основа умения учиться формируются «в результате изучения всех без исключения учебных предметов».[23] Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и наиболее адекватных «способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.[24] 

Обучение иностранному языку рассматривается в соответствии с новыми образовательными стандартами как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т.е. в сочетании иноязычного образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а. также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической). Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с русским языком, литературой, историей и т.д.). Раздел 4.3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования определяет учебный предмет «Иностранный язык» как, прежде всего коммуникативно напраленный. Вместе с тем подчеркивается, что изучение иностранного языка способствует «развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи».[25] Ранее нами уже отмечалось, что именное произвольность лежит в основе формирования регулятивных универсальных учебных действий. В пункте 2.5. раздел 2 «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» той же Примерной программы указывается, что в результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования сформируются, кроме прочего, «необходимые универсальные учебные действия».[26] При этом не конкретизируется, какие именно универсальные действия (в том числе и регулятивные) должны стать предметом формирования при изучении английского языка.

Наше исследование построено на изучении особенностей и потенциала УМК “Enjoy English” для 2 класса, разработанного авторами М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.НТрубаневой в формировании регулятивных универсальных учебных действий.

В рабочей программе, созданной авторами этого УМК, на наш взгляд, представлено более конкретное видение планируемых результатов обучения, в том числе в сфере регулятивных универсальных учебных действий. Прежде чем представить детальный анализ выбранного нами УМК с целью определения его потенциала в формировании регулятивных универсальных учебных действий, дадим краткую характеристику данного комплекта.

УМК “Enjoy English” является одним из комплектов, входящих в федеральный перечень учебных изданий, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе на ступени начального общего образования в соответствии с новым образовательным стандартом. Данный УМК представляет собой первую ступень в непрерывной линий учебников, предназначенных для обучения английскому языку со 2 по 11 класс общеобразовательном школы.

Среди характеристик УМК “Enjoy English”, имеющих непосредственное отношение к изучаемой нами теме, необходимо отметить, что данный УМК «базируется на серьёзном изучении особенностей детей младшего школьного возраста, их интересов и речевых потребностей».[27] Важной характеристикой УМК в свете рассматриваемой проблематики является «деятельностный характер обучения, который проявляется в особенностях организации речевой деятельности на уроках английского языка. Так, в курсе соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируются в ролевой игре и проектной деятельности, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного и произвольного запоминания».[28]  Авторы УМК подчеркивают, что деятельностный характер учебного предмета «английский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно, что позволяет включать речевую деятельность в другие виды деятельности,  свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать универсальные учебные  действия.

В качестве планируемых метапредметных результатов, куда входят регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, авторы выделяют целый спектр умений, не выделяя при этом каждую из трех групп отдельно (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Однако, основываясь на материале главы 1 нашего исследования, мы можем сделать выборку тех метапредметных результатов, заявленных авторами УМК, которые относятся к числу регулятивных универсальных учебных действий. Так, авторы УМК “Enjoy English” указывают, что изучение английского языка средствами их комплекта будет способствовать формированию следующих регулятивных универсальных учебных действий:

- «принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности»[29] (действие целеполагания);

- «планировать, выполнять и оценивать свои учебные /коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации»[30] (действие планирования, прогнозирования, коррекции, контроля, оценки, саомрегуляции);

-«понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило /алгоритм с целью достижения успеха, например при достижении взаимопонимания в процессе диалогического общения»[31] (действие контроля, коррекции, оценки, саомрегуляции);

- «опираться на языковую догадку в процессе чтения /восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов»[32] (действие прогнозирования).

Следовательно, в программе курса английского языка для 2-4 классов “Enjoy English”авторов М.З.Биболетовой и др. в качестве планируемые метапредметных результатов представлен целый ряд  действий, входящих в состав регулятивных универсальных учебных действий.  

Таким образом, несмотря на имеющиеся особенности в содержательном и организационном плане учебный предмет «английский язык» наряду с другими учебными предметами на этапе начального общего образования способствует достижению, в том числе регулятивных универсальных учебных действий.


2.2. Возможности УМК “Enjoy English”  в формировании регулятивных универсальных учебных действий

Определение потенциала УМК “Enjoy English” для 2 класса в формировании регулятивных универсальных действий строится на анализе данного учебно-методического комплекта, в состав которого наряду с учебником авторов М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубаневой входит рабочая тетрадь и аудиоприложение на CD-диске тех же авторов.  Исследовательскую часть нашей работы мы проводили на основе анализа учебника и рабочей тетради, так как все задания к аудиоприложению сформулированы в учебнике, что дает возможность оценить их вклад в формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Нами были разработаны критерии, которые легли в основу анализа УМК. Мы выделили две группы критериев: методический аппарат, включающий систему заданий и упражнений учебника и рабочей тетради, и аппарат ориентировки.

Мы проанализировали аппарат ориентировки в УМК “Enjoy English”, он представлен следующими компонентами:

  • оглавление,
  • условные обозначения,
  • справочные материалы,
  • словарь.

Далее мы представим подробный анализ учебника и рабочей тетради, входящих в состав исследуемого нами УМК по каждому из указанных выше критериев и определим их потенциал в формировании регулятивных универсальных учебных действий, проследим, как в рассматриваемом нами УМК осуществляется работа по формированию данного блока универсальных учебных действий.

Аппарат ориентировки, призван, в первую очередь, обеспечить возможность самостоятельной организации учебной деятельности, что и является показателем сформированности регулятивных универсальных действий.

Анализируя аппарат ориентировки УМК “Enjoy English”, мы пришли к выводу, что и учебник, и рабочая тетрадь, достаточно четко структурированы, что облегчает организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся. Каждому уроку в учебнике соответствует урок в рабочей тетради. Учебник разбит на четыре раздела (Units), что соответствует делению учебного года на четыре четверти и облегчает задачу постановки одной общей задачи на учебную четверть или раздел (Unit) и дальнейшее подведение итогов решения задачи, реализации всех поставленных целей. Каждый раздел имеет свое название: Unit 1. Hello, English! (Раздел 1. Здравствуй, английский язык!), Unit 2. Welcome to our theatre! (Раздел 2. Добро пожаловать в наш театр!), Unit 3. Let’s read and speak English! (Раздел 3. Давайте читать и говорить на английском языке), Unit 4. Meet my friends! (Знакомьтесь с моими друзьями). Название каждого раздела позволяет учащимся участвовать в постановке цели работы над разделом, прогнозировать содержание своей учебной деятельности в предстоящий период, осуществлять контроль по итогам изучения раздела на основе соотнесения поставленных целей и достигнутых результатов, тем самым совершенствуя умение оценки и, как следствие, самооценки своей деятельности, что, в конечном итоге, способствует формированию основного новообразования младшего школьного возраста в области регулятивных универсальных учебных действий – саморегуляции.

Ранее мы указывали, что аппарат ориентировки УМК “Enjoy English” включает оглавление, условные обозначения, справочные материалы, словарь.

Оглавление в учебнике УМК “Enjoy English” позволяет достаточно быстро найти необходимый раздел (Unit) и урок (Lesson), а также все приложения. На наш взгляд, такое оглавление способствует формированию умение планировать свою деятельность.

Отличительной особенностью УМК “Enjoy English” является наличие большого количества условных обозначений: формы организации работы на уроке:

C:\Users\123\Pictures\сканирование по диплому\скан условные знаки формы работы.jpg

а также условные обозначения, входящие в состав моделей предложения:

C:\Users\123\Pictures\сканирование по диплому\скан знаки для моделей.jpg

Наличие условных обозначений форм организации работы на уроке дает возможность учащимся участвовать в составлении плана урока, прогнозировать, чему будут учиться на данном уроке и оценивать свои достижения по итогам урока. Простоту оперирования условными обозначениями УМК обеспечивает наличие страницы навигатора, представленной в учебнике.

Справочные материалы в УМК “Enjoy English” для 2 класса представлены в виде правил в рамочках на страницах учебника, которые вводятся при помощи персонажа Mr Rule (Мистер Рул) и грамматическим справочником в конце учебника. На наш взгляд, грамматический справочник для 2 класса  является саамы слабым звеном данного УМК. Если все правила на страницах учебника даны с опорой на родной язык второклассников (русский язык), то грамматический справочник представлен в виде картинок и английских фраз, что затрудняет возможность пользоваться им как помощником в случае возникновения затруднений при организации самостоятельной учебной деятельности, например, в домашних условиях (Приложение 4).

Словарь наиболее употребительных слов в курсе английского языка для 2 класса также представлен в учебнике. На наш взгляд, словарь достаточно удобен в использовании. Он не содержит излишней лексики, напечатан достаточно крупным шрифтом, указано не только слово и его перевод, а и транскрипция, что, по мере ознакомления с транскрипционными значками, облегчает самостоятельную работу учащихся на уроке и дома с вызывающими затруднения словами.

Наряду со справочными материалами, представленными в учебнике, словарь, а также наличие страницы-навигатора в учебнике способствует реализации еще одной важной функции аппарата ориентировки  - обеспечение возможности осуществления контроля деятельности и, как следствие, оценки и самооценки своей деятельности.

Как уже отмечалось выше, в методическом аппарате учебника мы выделили систему заданий и упражнений в качестве составляющей, непосредственно связанной с формированием регулятивных универсальных учебных действий.

Систему заданий и упражнений, на наш взгляд, целесообразнее рассмотреть с нескольких позиций. Во-первых, с точки зрения логики изложения учебного материала, заданий и упражнений на его усвоение и отработку. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий, как уже отмечалось ранее, обеспечивает возможность организации самостоятельной учебной деятельности по усвоению учебного материала. Стратегия обучения в УМК “Enjoy English” выстраиваются следующим образом: «от действия на уроке под руководством учителя, затем действия по образцу в заданиях, выполняемых и в классе, и дома (например, в рабочих тетрадях), до автономной учебной деятельности на уровне, доступном младшим школьникам, например, при выполнении индивидуального проектного задания».[33] Данная стратегия получает свое развитие как в рамках практически каждого отдельно взятого урока, так в рамках изучения раздела (от заданий по образцу до создания самостоятельного проекта), а также в рамках целого курса английского языка 2 класса. В качестве примера разворачивания такой стратегии можно привести урок 38 (Lesson 38), где от заданий выполняемых совместно под руководством учителя (№1,2) учащиеся переходят к заданиям с постепенным нарастанием степени их самостоятельности (№ 3 (где есть опора на символическая модель), далее к № 5 (где уже нет модели предложения которое надо будет произнести, но есть зрительная опора в виде картинки), к заданиям № 6,7 (где модели и зрительные опоры отсутствуют) и в завершение выполнение состоятельно домашнего задания в рабочей тетради (стр. 34 № 4). (Приложение 5).

Во-вторых, мы считаем, что для формирования регулятивных универсальных учебных действий большую роль играет не только логика выстраивания системы упражнений, но и характер самих упражнений. Необходимы продуктивные упражнения, для выполнения которых требуются значительные волевые усилия, проявление произвольности, что, как уже отмечалось выше, лежит в основе формирования регулятивных  универсальных учебных действий. Кроме того, мы согласны с мнением многих авторов, в частности М.З.Биболетовой, что «в учебном процессе не происходит разделения в работе над достижением трех групп планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных). Они достигаются параллельно в ходе организации учебной деятельности по освоению программы по иностранному языку».[34] Мы уверены, что именно продуктивные упражнения обеспечивают возможность для развития, в том числе всех видов регулятивных универсальных учебных действий в комплексе: от целеполагания как постановки учебной задачи на основе осознания неизвестного, планирования как составления плана и последовательности действий, прогнозирования как предвосхищения результата, контроля как сличения действия с образцом и обнаружения возможных отклонений, коррекции как внесения необходимых коррективов в случае расхождения с эталоном, оценки как осознания того, что уж усвоено к саморегуляции как способности мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Нами был проведен анализ соотношения количества репродуктивных и продуктивных упражнений в учебнике для 2 класса УМК “Enjoy English”. Результаты показали, что в начале курса (Раздел 1(Unit 1)) преобладают репродуктивные упражнения, однако  продуктивные упражнения, требующие волевого усилия для их выполнения, присутствуют с самых первых уроков курса. Однако, уже в разделе 2 наблюдается равновесие между количеством продуктивных и репродуктивных упражнений. Третий раздел учебника содержит уже большее количество продуктивных упражнений и в разделе 4 количество продуктивных упражнений более чем в два раза превышает количество репродуктивных. Более наглядно данные нашего анализ представлены в диаграмме (Приложение 6).

 Среди продуктивных заданий наиболее показательными, на наш взгляд,  являются следующие задания.

Задания на составление и разыгрывание различного вида диалогов. Устная речь, и диалогическая в том числе, относится к продуктивным видам речевой деятельности, формируемым при обучении английскому языку. М.З.Биболетова подчеркивает, что «регулятивные универсальные учебные действия формируются, в частности, в ходе обучения диалогической речи, одной из основных функций которой является умение достигать взаимопонимания в процессе устного общения, умение договориться с партнером, донести до него свои мысли, воздействовать на его поведение».[35] В УМК”Enjoy English” представлены следующие виды заданий такого типа: «Представь себя артистом нашего театра. Разыграй с одноклассником сцену знакомства», «Послушай, как клоун Том знакомится с будущими артистами нашего театра. Познакомься с ними и ты», «Разыграй с одноклассником сцену знакомства с будущим артистом нашего театра. Выясни, кто он и как его зовут», «Узнай у других спортсменов, кто они, как их зовут, сколько им лет», «Расспроси одноклассника о том, что он умеет делать», «Разыграй с одноклассником прослушанный разговор. Продолжи разговор», «Разыграй с одноклассником сценку знакомства в театре. Продолжи расспрашивать: узнай, что умеет делать твой собеседник», «Убедись, что твои одноклассники умеют плавать, бегать, считать и т.д. Попроси их изобразить свои умения. Не забудь похвалить их», «Поиграй со своим одноклассником в магазин. Воспользуйся своими школьными принадлежностями» «Во время праздника журналист бедует с Алисой, лучшей артисткой театра. Разыграй с одноклассником их разговор», «Подготовь радиопередачу о своем однокласснике. Расспроси его о семье и домашних животных» и другие. Как видно из представленных примеров, задания на организацию диалогической речевой деятельности постепенно усложняются, как по количеству диалогических единств в составе диалога, так и по содержанию высказываний, что, на наш взгляд, тесно связано с формированием регулятивных универсальных учебных действий. Учащиеся учатся совместно с учителем и одноклассниками решать разные виды познавательных задач, организовывать свою деятельность, основываясь на осознании цели,  планируя свою деятельность по ее реализации, прогнозируя конечный результат, контролируя его по мере достижения, своевременно внося необходимые коррективы и оценивая свою или совместную деятельность по завершении работы.

        Задания на составление монологических высказываний. Мы выделили этот вид заданий, так как наряду с диалогами, монологическая речь является также продуктивным видом иноязычной речевой деятельности, и, отражая специфику учебного предмета «английский язык», задания данного типа обеспечивают организацию самостоятельной деятельности, в том числе и формирование регулятивных универсальных учебных действий. Приведем примеры таких заданий: «Представься от имени одного из участников спортивного праздника. Скажи, кто ты, как тебя зовут и сколько тебе лет. Тебе поможет модель», «Расскажи о себе от имени одного из спортсменов новой команды. Воспользуйся моделью», «Наш концерт скоро начнется. Посмотри  на артистов. Скажи, что они умеют делать», «Скажи, что ты умеешь делать», «Выбери себе роль героя из сказки или мультфильма. Представься и расскажи, что ты умеешь делать. Изобрази эти действия», «Расскажи, что ты можешь делать как артист», «Расскажи об одном из артистов нашего театра», «Расскажи о своем собеседнике. Назови имя, возраст. Скажи, что он умеет делать. Воспользуйся моделями», «В школу пришел новый ученик. Послушай его разговор с учителем. Скажи, что ты узнал о новом ученике», «Расскажи Билли о том, что есть в твоем портфеле», «Расскажи, какое домашнее животное у тебя есть. Что оно умеет делать?», Расшифруй рассказ Алисы, который журналист записал на празднике осени»,  «Расскажи новому артисту о себе. Используй модели», Расскажи о семье Браун от имени Джима или Джил. Используй картинку к упражнению 1 и модель», «Покажи однокласснику свою семейную фотографию и расскажи о своей семье», «Медвежонок Билли разыскивает своего друга кролика Мартина. Расшифруй его рассказ», «Расскажи о семье фермера от имени го дочери или сына», «Что Тим может рассказать о животных Джона в своей радиопередаче», «Проведи радиопередачу. Расскажи о своем однокласснике», «С далекой планеты прилетело необычное животное frocockerel. Расскажи о нем по фотографии. Модели помогут тебе» и другие. Причем, как и в случае с диалогами, упражнения на построение монологического высказывания выстраиваются в логике от простого (из 1 предложения, фразы) к более сложному (4-5 предложений, фраз), что позволяет формировать  все компоненты регулятивных универсальных учебных действий.

Задания на работу с текстом. Работа с текстом, только начинающаяся при обучении английскому языку во 2 классе, на наш взгляд, также способствует формированию комплекса регулятивных универсальных учебных действий. Это обеспечивается тем, что  практические задачи, поставленные в инструкции к заданиям, ориентированным на работу с текстом, очень разнообразны; что дает возможность по мере их выполнения овладевать новыми учебными действиями, новыми стратегиями учебной деятельности (подумать, чему мы будем учиться, выполняя каждое задание) и далее работать над формированием умения принимать и сохранять поставленную учебную задачу, планировать свои действия по ее выполнению, осуществлять контроль выполнения действий и их оценку. Приведем примеры заданий по работе с текстом: «Прочитай и скажи, какого цвета кот Джима»; «Прочитай рассказ и отгадай загадку»; «Прочитай про себя, выбери и назови слова со звуком [e]»; «Посмотри на картинки, прочитай и закончи рассказы; «Прочитай текст, замени выделенные слова на соответствующие им местоимения»; «Прочитай предложения так, чтобы получился рассказ»; «Трикки рассказывает Тиму и Тому о том, что видит в бинокль. Все ли в его рассказе правильно. Если нет, исправь»; «Прочитай письмо, и скажи, почему Трикки любит крокодилов»; «Прочитай рассказ и найди в тексте ответ на вопрос: “Why is Nick sad?»”; «Прочитай про себя рассказ, угадай и назови имя героя».

Задания на формирование отдельных видов регулятивных универсальных учебных действий. УМК “Enjoy English” наряду с заданиями и упражнениями, способствующими формированию всей совокупности регулятивных универсальных учебных действий (такие упражнения были описаны выше), содержит также упражнения и задания, где приоритетным является формирование отдельных составляющих регулятивных универсальных учебных действий.

Важность целеполагания для организации учебной деятельности как осмысления предложенной цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно, уже отмечалась в нашей работе.  В начале обучения конкретной учебной дисциплине важно помочь учащимся создать целостный образ учебного предмета, выяснить его смысл, зачем он нужен, каковы его особенности, то есть сформулировать главную цель обучения новому учебному предмету (в том числе английскому языку). В УМК “Enjoy English”  заложены возможности такой работы: это письмо-обращение авторов учебника к учащемуся, которое позволяет создать целостный образ предмета, создать мотивационную основу овладения иностранным языком, сформулировать цели-ориентиры для всего курса обучения английскому языку во 2 классе.  Анализируя систему упражнений учебно-методического комплекта мы пришли к выводу, что отдельные виды заданий и упражнений на формирование конкретно действия целеполагания не представлены. Однако, нами уже был раскрыт потенциал аппарата ориентировки в формировании в том числе и действия целеполагания. Кроме того, мы считаем, что формирование данного действия обеспечивается правильной организацией работы по выполнению различных упражнений учебника, в том числе и описанных выше продуктивных упражнений. Т.Е.Демидова в своей статье «Формирование умения целеполагания у младших школьников» приводит приёмы «организации принятия цели»[36]: опора на личный жизненный опыт обучающихся; использование занимательного игрового материала; создание проблемной ситуации в процессе целеполагания; выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели; постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Целеполагание – это не только постановка цели,  а процесс принятия и сохранения цели. Чтобы цель стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?». Действие целеполагания формируется через «выполнения заданий типа: «Посмотрите на задания и картинки урока в учебнике и догадайтесь, что вы научитесь (чему будете учиться) сегодня делать (читать сказку, рассказывать о своей семье, узнавать новые слова и др)», «Вчера на уроке мы узнали новые слова и учились узнавать их на слух. Как вы думаете, что нового вы узнаете сегодня, и чему будете учиться?», «посмотрите на задания к домашним упражнениям и скажите, чему вы будете учиться дома (правильно писать слова, составлять план рассказа и др.)»».[37]

Обратим внимание на то, что в УМК “Enjoy English” представлен целый ряд упражнений, которые  обеспечивают формирование умения планировать свои действия, осуществлять контроль их выполнения и при необходимости совместно с учителем или самостоятельно вносить коррективы (действия планирования, прогнозирования, контроля и коррекции в составе регулятивных универсальных учебных действий). Это упражнения с разными видами опор (с опорой на образец, на ключевые фразы, на модели, на правило), а также с сочетанием опор разного вида.  Примером таких упражнений могут служить следующие:

- с опорами в виде ключевых фраз (упражнения №4 стр. 7, №5 ср. 9, № 5 стр.39, № 2 стр. 104) (Приложение 7). Причем, по мере овладения английским языком опоры, даваемые в начале курса на русском языке, заменяются опорами на английском языке;

- с опорами в виде ключевых фраз и моделей (упражнения № 4 стр. 9, № 2 стр. 12, № 6 стр. 113) (Приложение 8);

- с опорами в виде моделей (упражнения № 2 стр. 10, № 4,5 стр. 16, № 3 стр. 19, № 4 стр. 32, № 1 стр. 40, № 2 стр. 49, № 2 стр. 51, № 1 стр. 55). Причем наблюдается тенденция постепенного увеличения количества моделей  и соответственно объема высказывания учащихся, что требует более высокой степени мобилизаций волевых усилий и проявления действий контроля, коррекции, оценки и, в конечном итоге, саморегуляции (Приложение 9);

- с опорами на правило (упражнение № 6 стр. 69) (Приложение 10);

- с опорами на образец: (упражнения № 3 стр. 69, № 6 стр. 99,№ 1 стр. 100, № 3 стр. 107) (Приложение 11).

В ходе анализа учебника нами были выделены упражнения, нацеленные на формирование действия прогнозирования: ( в учебнике: упр. 2 стр. 22, упр. 1 стр. 35, упр. 1 стр. 71, в рабочей тетради: упр. 1 стр. 55, упр. 2 стр. 54, упр. 1 стр. 54, упр. 4 стр. 43, упр. 1 стр. 58). (Приложение 12).

Ранее мы уже описывали роль и значение действия оценки в формировании регулятивных универсальных учебных действий. УМК “Enjoy English” содержит аппарат для оценивания собственной учебной деятельности и отслеживания динамики личных результатов. Так, учебник 2 класса содержит раздел Progress Check после завершения 2,3,4 разделов учебника. Раздел Progress Check дублируется в рабочих тетрадях для обеспечения возможности письменного самостоятельного выполнения предложенных заданий. Выполнение данных заданий обеспечивает формирование действия  оценки как умения выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения, оценивать результаты работы.

Мы считаем, что формированию действия оценки способствуют и задания, направленные на оценку результатов деятельности других лиц (героев учебника) и внесение корректив в случае выявления расхождений с эталоном. В учебнике представлен целый спектр заданий такого рода (Упражнения № 2 стр. 16, № 4 стр. 22, № 2 стр. 24, № 1 стр. 26, № 2 стр. 37, № 3 стр. 40, № 1 стр. 47) (Приложение 13). Самооценка учащихся, на наш взгляд, формируется при выполнении заданий типа: «Закрой учебник и назови цвета животных, представленных на картинке к предыдущему упражнению». Выполнив данное задание, учащийся, открыв учебник, сможет оценить правильность его выполнения.

Таким образом, в системе заданий и упражнений УМК “Enjoy English” заложены возможности для формирования регулятивных универсальных учебных действий во всех их составляющих (действия целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции,  оценки и саморегуляции), что обеспечивается за счет логики представления заданий в ходе урока и в процессе изучений раздела и курса в целом.

Методический аппарат УМК “Enjoy English”  и аппарат ориентировки обеспечивают достижение планируемых результатов, в том числе и в области регулятивных универсальных учебных действий. Заявленные в рабочей программе курса английского языка для 2-4 классов авторов М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубаневой, планируемые результаты в формировании регулятивных универсальных учебных действий полностью согласуются с идеями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и нашли свое отражение в учебно-методическом комплекте, в состав которого входят учебник, рабочая тетрадь и аудиоприложение на CD-диске. Правильная организация работы с учебно-методическим комплектом, построение урока, направленного на формирование, в том числе регулятивных универсальных учебных действий, являются залогом успешности на пути реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, достижения планируемых результатов в области, в том числе регулятивных универсальных учебных действий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новые образовательные стандарты, пришедшие в российские школы, выдвинули другие цели образования. Развитие личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий; выпускник, готовый и способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни – основные приоритеты современного образования.

В ходе проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Регулятивные универсальные учебные действия лежат в основе формирования «умения учиться», являясь одним из четырех ключевых компонентов  в составе универсальных учебных действий; носят метапредметный (надпредметный) характер, обеспечивают учащемуся организацию своей деятельности через осуществление целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции.  

2. Формирование регулятивных универсальных действий в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, соответствующие данному возрастному периоду.  Развитие регулятивных универсальных учебных действий должно строиться с опорой на достигнутые к моменту поступления ребенка в школу результаты, учитывая нормативно-возрастные характеристики младшего школьного возраста. Итогом начального этапа общего образования должно стать достижение планируемых результатов в области формирования регулятивных универсальных учебных действий, т.е. способность к организации собственной учебной деятельности, включающей такие компоненты как целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, контроль, оценку и основное новообразование младшего школьного возраста – саморегуляцию.

3. Несмотря на имеющуюся специфику учебный предмет «английский язык» наряду с другими учебными предметами на этапе начального общего образования способствует достижению, в том числе регулятивных универсальных учебных действий. Развитие описанной нами системы регулятивных универсальных учебных действий и является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении, в том числе английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

4. Заявленные в рабочей программе курса английского языка для 2-4 классов авторов М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубаневой, планируемые результаты в формировании регулятивных универсальных учебных действий полностью согласуются с идеями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и нашли свое отражение в учебно-методическом комплекте, в состав которого входят учебник, рабочая тетрадь и аудиоприложение на CD-диске. Правильная организация работы с учебно-методическим комплектом, построение урока, направленного на формирование  регулятивных универсальных учебных действий, является залогом успешности на пути реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, достижения планируемых результатов в области, в том числе регулятивных универсальных учебных действий.

Подводя итог исследованию, касающемуся формирования регулятивных универсальных учебных действий при обучении английскому языку во 2 классе средствами УМК “Enjoy English”, нами сделан вывод о том, что в УМК “Enjoy English” заложен потенциал формирования, в том числе регулятивных универсальных учебных действий. Однако реализация заложенного в учебно-методическом комплекте потенциала зависит от учителя, приступающего к реализации нового образовательного стандарта с использованием данного УМК. Учитель должен идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. А значит необходимо строить урок, ориентированный на формирование, в том числе регулятивных универсальных учебных действий, как основы умения учиться.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.3.

[2] Там же. – С.24.

[3] Там же. – С.3.

[4] Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 3-е изд., - М., Просвещение. 2011.- С.53.

[5] Там же.

[6] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.26.

[7] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.27.

[8] Там же.

[9]  Там же.

[10] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.29.

[11] Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 3-е изд., - М., Просвещение. 2011.- С.57.

[12] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.75.

[13] Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М., Просвещение. 2011. – С. 14.

[14] Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М., Просвещение. 2011. – С. 16.

[15] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.75.

[16] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.76.

[17] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.77-78.

[18] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.79.

[19] Там же.

[20] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.81.

[21] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.84.

[22] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/  Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.84.

[23] Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М., Просвещение. 2011. – С. 14.

[24] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М., Просвещение, 2010. – С.104.

[25] Там же.

[26] Там же. С. 61.

[27] М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева Enojy English (2-4 классы). Рабочая программа курса английского языка. -Обнинск: Титул, 2012. – С.8.

[28] М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева Enojy English (2-4 классы). Рабочая программа курса английского языка. -Обнинск: Титул, 2012. – С.9.

[29] Там же.

[30] М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева Enojy English (2-4 классы). Рабочая программа курса английского языка. -Обнинск: Титул, 2012. – С.6.

[31] Там же.

[32] Там же.

[33] Как в УМК “Enjoy English” для 2-4 классов реализуются идеи нового образовательного стандарта. М.З.Биболетова.//ж. АЯШ - №2(34).

[34] М.З.Биболетова Как в УМК “Enjoy English” для 2-4 классов реализуются идеи нового образовательного стандарта.//Английский язык в школе. – 2011 - № 2(34) –Стр. 8-14.

[35] М.З.Биболетова Как в УМК “Enjoy English” для 2-4 классов реализуются идеи нового образовательного стандарта.//Английский язык в школе. – 2011 - № 2(34) –Стр. 8-14.

[36] Т.Е.Демидова Формирование умения целеполагания у младших школьников. //Начальная школа Плюс До и После. – 2009.- № 4 – стр. 1-4.

[37] З.Н.Никитенко Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования.// иностранные языки  школе. – 2010.- № 6 – Стр. 2-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерное тестирование как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся

Данный материал я использую на уроках как тренинги. Интересно мнение коллег....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе

Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили  с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...

Формирование универсальных учебных действий при обучении английскому языку в начальной школе.

В данной статье рассматривается вопрос формирования УУД на уроках английского языка на примере УМК "Forward" под редакцией проф. М.В.Вербицкой и учебного комплекта"Гарри и Салли" изд. "Спектра" ....

Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

В данной статье говорится о комплексе приемов, которые способствуют формированию регулятивных универсальных учебных действий....

Статья "Варианты оценочной системы в первом классе как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий"

Оценка – неотъемлемая часть процесса обучения. Оценка влияет на мотивацию, ход и успешность деятельности, на отношение к ребенку окружающих, на формирование многих черт личности и, прежде всего,...

Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи

йПрактика  многолетней деятельности решения поставленных ФГОС  НОО задач показывает,  что  для успешного их  решения необходим переход-  от обучения, как преподнесения...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка»

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями я...