Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках английского языка
методическая разработка по иностранному языку на тему

Лопанова Юлия Викторовна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.3 КБ
Файл vystuplenie_2.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках английского языка

 

1. Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания английского языка в школе являются индивидуальный и дифференцированный подходы. Главная трудность состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащихся и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.

Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д.  Кроме того у всех детей разный склад мышления.

Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки школьника с оценкой его ответа учителем. Необходимо заранее запланировать опрос учащихся на уроке. Это даёт возможность продумать варианты их ответов, реакцию учащихся на ответ одноклассника. Я выставляю оценки за каждый вид речевой деятельности, что позволяет выявить индивидуальные пробелы в знания.

Нашим Мо разработаны технологические карты позволяющие учителю выстроить образовательную стратегию для каждого ученика.

Технол. Карта. Распечатать отдельно!!!

Организация учебной деятельности при индивидуальном и дифференцированном подходах необходима на всех этапах усвоения знаний и умений:

1. Этап изложения новых знаний, умений.

На этом этапе нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А затем после первичного фронтального объяснения нужно его повторить.

При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы, чтобы на них отвечали сильные дети, детям с низкой мотивацией можно предложить ответить на вопросы известные из ранее изученного. Дети с высокой мотивацией могут подготовить дополнительный материал в виде сообщений, подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).

При введении новых ЛЕ на уроках английского языка,  можно сделать карточки разных уровней:

  1. переведи  с русского языка на английский язык;
  2. переведи с английского языка на русский;
  3. соедини картинку и слово;
  4. подпиши картинку;
  5. Заполни кроссворд, чайнворд;
  6. Разгадай ребусы.

2. Этап закрепления и применения знаний и умений.

На этом этапе основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. Индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек, в форме игры или парного (группового) задания.

Например:

Учащимся раздаются карточки со слогами, из которых они составляют слова по изученной теме, затем составляют словосочетания и предложения с этими словами. Мотивированным учащимся можно задать на дом составить рассказ, загадку с этими словами.

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей мотивированных можно сразу же предложить выполнить практическое задание. Для детей с низкой мотивацией предлагается работа с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторить основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. При закреплении нового материала проводятся самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп - различное.

Если материал сложный, то формируются пары, куда входит один из сильных учеников, и проводится работа в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

Осуществляется дифференциация и при проведении практических работ. Используется взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым, коллективные проекты с различным комплектованием групп.

3.Домашнее задание:

Детей с высокой мотивацией нужно учить работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Средним и слабым тоже предлагается  выступить, но для подготовки дается литература или указывается источник. Объем материала для изложения регламентируется. Для преодоления пробелов в знаниях детям даются небольшие дополнительные упражнения .

4. Контроль и самоконтроль.

Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе должны осуществляться следующие условия осуществления индивидуального и дифференцированного подходов:

  • знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся;
  • умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
  • составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;
  • умение “спрограммировать” обучение разных групп учащихся;
  • осуществление оперативной обратной связи.

Например:

На этапе проверки и оценки знаний и умений, можно использовать тестовые задания, составленные с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Можно использовать перфокарты, задания на подстановку и т.д.

При письменном опросе используются карточки различной степени сложности, тесты разных уровней. Используются для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности.

Устная проверка знаний: первыми вызываются учащихся с низкой мотивацией, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даются задания высокомотивированным учащимся найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). В конце изучения раздела проводятся контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по разным уровням.

Итак, реализация поэтапной организации учебной деятельности с учетом уровня знаний, умений повышает эффективность индивидуального и дифференцированного подходов.

2. Формы индивидуализации и дифференциации обучения.

Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно?

Индивидуализация учебной работы может происходить в трех формах: фронтальной, групповой и самостоятельной.

Во фронтальной работе учитель устно излагает тексты разной трудности, то есть вначале он упрощает свой материал, а затем усложняет его; проводит учебную беседу, в ходе которой он побуждает учеников создать проблему и показать свои знания сверх программы; учитывает индивидуальные различия в ролевой игре, дискуссиях.

Групповая работа используется как средство активизации учащихся. Во время беседы в маленькой группе ученик может высказать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.

Можно разделить учащихся на несколько групп либо по интересам, либо по способностям: первая группа состоит из хорошо успевающих учеников, вторая группа- из среднеуспевающих и третья группа – из слабоуспевающих. В этом случае группу условно делят на некоторое время, изменяя задания по мере развития учеников. Учитель должен проявлять такт, чтобы не обидеть школьника. Цель одна и та же для всего класса, но способы разные для каждой группы. Ученики первой группы, которые могут работать самостоятельно, получают задания для самостоятельной работы, содержащие элементы творчества. Можно предложить группам задания по выбору. Чаще всего в группах работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанными дружескими отношениями.

При индивидуальной самостоятельной работе учащимся предлагаются учебные задания и руководство к их выполнению. Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Выполнение работы требует от ученика умственного напряжения.

Таким образом, индивидуализация учебной работы осуществляется в условиях классно-урочной системе обучения и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

Указанные выше формы индивидуализации и дифференциации обучения создают возможности улучшения психологического климата на всех уроках, в том числе и на уроке английского языка. Так фронтальная форма работы благоприятствует взаимообмену, взаимообогащению, эмоциональному “заряжению”, что поднимает активность каждого ученика.

При групповой работе между учителем и учеником возникают более близкие отношения и контакты, создаются условия для проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов, также предоставляются большие возможности в вариации содержания и способов передачи информации, в оказании помощи каждому ученику.

Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных заданий, способы действий, создает благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности. Для организации индивидуальной работы учащихся применяются задания-карточки, которые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объем самостоятельной работы.

Сочетание этих форм, взаимопереходы из одной в другую способствуют продвижению всех учащихся на более высокие уровни учебной деятельности.

Типология упражнений:

1. Адаптивные упражнения могут быть двух видов:

  • Упражнения первого вида носят вспомогательный характер, их цель- помочь подгруппам более слабых учеников справляться с рекомендуемыми всему классу заданиями;
  • Упражнения второго вида направлены на формирование иноязычных речевых навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учетом особенностей личной сферы учащихся, их интересов, контекста деятельности, фактора межличностного общения.

2. Задача корректирующих упражнений – способствовать ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов в подготовке по иностранному языку и доразвитию отдельных психических процессов и свойств личности учащихся, особо важных для успешного овладения иностранным языком. Корректирующим упражнениям, направленным на ликвидацию пробелов, может стать любое упражнение, если его основной целью является развитие навыков и умений, которые должны были быть сформированы у школьника ранее.

3. Совершенствующие упражнения предусматривают своего рода шлифовку всех компонентов психологической структуры личности школьника и формирование собственно его индивидуальности.

В психологии под индивидуальностью личности понимается “сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и так далее”. В методическом плане индивидуальность ученика проявляется в характере выполнения им заданий.

Упражнение можно назвать совершенствующим, если наблюдаются такие основные условия:

  • Оно способствует целенаправленному развитию личностной сферы ученика;
  • Отвечает уровню подготовки;
  • Обеспечивает условия для создания речемыслительной задачи;
  • Формирует индивидуальный стиль деятельности.

Исследования показывают, что все типы индивидуализированных упражнений должны использоваться при обучении, как языковому материалу, так и различным видам речевой деятельности.

Эффективность предложенных упражнений и форм обучения подтверждаются на практике. Изготовление карточек, схем и других опор требует много времени, но с их помощью в значительной степени активизируется иноязычная речевая деятельность всех учеников, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

Таким образом, индивидуализация и дифференциация обучения предлагают разные по трудности и сложности задания, применение которых делает индивидуальный и дифференцированный подходы при обучении школьников английскому языку более результативным.

Рассмотрев особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка, было выявлено, что использование поэтапной организации учебной деятельности с учетом уровня знаний, умений повышает эффективность индивидуального и дифференцированного подходов.

Также было установлено, что использование адаптивных, корректирующих и совершенствующих упражнений ведет к повышению эффективности индивидуального и дифференцированного подходов. Таким образом, все это ведет к повышению результативности учебного процесса.


Список литературы: 

  1. Алиев Н. Н. Выбор особенностей учащихся при дифференциальном обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе.- 1992, №5-6.-С. 28-30.
  2. Вайсбурд М. Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению// Иностранные языки в школе.- 1999, №1.- С. 5-11.
  3. Гальскова Н. Д., Шаповалова В. М. Повышение эффективности контроля при дифференцированном обучении// Иностранные языки в школе.- 1987, №4.-С.57-60.
  4. Давлетишна А.А. изучение индивидуальных особенностей младших школьников// Начальная школа.- 1993, №5.- С. 10-12.
  5. Кирсанов А. А. К вопросу о социальных и психолого-педагогических основах индивидуализации и дифференциации учебной деятельности школьников\ Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников.- Казань: КГПИ, 1975.-135с.
  6. Миклашов Е. У. Дифференцированный подход на уроках французкого языка// Иностранные языки в школе.-1987, №3.- С. 39-41.
  7. Николаева С. Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения// Иностранные языки в школе.- 1987, №5.-С. 37-40.
  8. Рабунский Е. С. индивидуальный подход в процессе обучения школьников.-М.: Педагогика, 1975.-184с.
  9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.\ гл. ред. В. В. Давыдов, - 1993. – Т. 1. – 608с.
  10. Суворова Г. Ф. Особенности индивидуального обучения при обучении // Начальная школа.- 1996, №11.- С. 54-58.
  11. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. – 192 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках английского языка Методическое объединение учителей иностранного языка ГБОУ СОШ № 373

Слайд 2

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах Трудности: Н айти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы. О пределить индивидуальные особенности личности учащихся и организовать на этой основе деятельность учителя, направленную на развитие умственных способностей каждого ученика.

Слайд 3

Технологическая карта

Слайд 4

Этап изложения новых знаний, умений. На этом этапе нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала. При объяснении нового материала можно: Задать проблемные вопросы; Задать вопросы из ранее изученного; Подготовить сообщения, доклады мотивированными учащимися; Подготовить наглядные пособия (схемы, таблицы, рисунки) учащимися к данному уроку.

Слайд 5

Этап закрепления и применения знаний и умений. На этом этапе основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. Дифференцированные вопросы; Практические задания; Работа с карточками и учебником; Самостоятельная работа; Работа в парах и группах, где мотивированные учащиеся помогают, исправляют и контролируют.

Слайд 6

Домашнее задание У чить работать с дополнительной литературой; В ыполнять дополнительные задания творческого характера; Проводить небольшие исследования, наблюдения; С оставить кроссворд, чайнворд, ребусы.

Слайд 7

Контроль и самоконтроль. При письменном опросе используются Карточки различной степени сложности ; Т есты разных уровней; Перфокарты; Н етрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Устная проверка знаний: Вопросы разной степени сложности; Элементы исследовательской деятельности

Слайд 8

Формы индивидуализации и дифференциации обучения. Фронтальная Групповая С амостоятельная

Слайд 9

фронтальная работа У стное изложение тексов разной трудности; Проведение учебной беседы; побуждение учеников к созданию проблемы; Решение этой проблемы с учетом индивидуальных различий в ролевой игре, дискуссиях . Фронтальная форма работы благоприятствует взаимообмену, взаимообогащению, эмоциональному “заряжению”, что поднимает активность каждого ученика.

Слайд 10

Групповая работа Р азделить учащихся на несколько групп либо по интересам, либо по способностям: успевающие, среднеуспевающие и слабоуспевающие. Ученики первой группы, которые могут работать самостоятельно, получают задания для самостоятельной работы, содержащие элементы творчества. Можно предложить группам задания по выбору. Чаще всего в группах работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанными дружескими отношениями. При групповой работе между учителем и учеником возникают более близкие отношения и контакты, создаются условия для проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов

Слайд 11

самостоятельная работа Учащимся предлагаются учебные задания и руководство к их выполнению. Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством . Выполнение работы требует от ученика умственного напряжения. Самостоятельная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных заданий, способы действий, создает благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности.

Слайд 12

Типология упражнений. Адаптивные упражнения Могут быть двух видов: Упражнения первого вида носят вспомогательный характер, их цель- помочь подгруппам более слабых учеников справляться с рекомендуемыми всему классу заданиями; Упражнения второго вида направлены на формирование иноязычных речевых навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учетом особенностей личной сферы учащихся, их интересов, контекста деятельности, фактора межличностного общения.

Слайд 13

корректирующие упражнения Способствуют ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов в подготовке по иностранному языку и доразвитию отдельных психических процессов и свойств личности учащихся, особо важных для успешного овладения иностранным языком.

Слайд 14

Совершенствующие упражнения П редусматривают своего рода «шлифовку» всех компонентов психологической структуры личности школьника и формирование собственно его индивидуальности.

Слайд 15

Вывод: Таким образом, индивидуализация и дифференциация обучения предлагают разные по трудности и сложности задания, применение которых делает индивидуальный и дифференцированный подходы при обучении школьников английскому языку более результативным.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ  БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА....

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении чтению на раннем этапе образования.

Статья содержит пояснительную записку сописанием этапов работы с предложенным тестом. Задания в тесте разработаны для обучающихся с разными способностями усвоения материала....

Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов на уроках музыки

Выступление на заседании педагогического совета МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №15" Сергиево-Посадского муниципального округа Московской области 31,03,2017 г....

О применении индивидуального и дифференцированного подходов в обучении русскому языку детей с ОВЗ

Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Методика русского языка опирается на данные психологии умственно отсталого ребенка. Учитывая ра...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья...