О применении индивидуального и дифференцированного подходов в обучении русскому языку детей с ОВЗ
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Eulturgasheva

Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Методика русского языка опирается на данные психологии умственно отсталого ребенка. Учитывая различие школьников по степени и характеру речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, учителю приходится широко применять принципы дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Их реализация в процессе обучения школьников, обучающихся по АОП,  помогает добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ulturgasheva_e.p._statya.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Ултургашева Е.П.

ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат», с.Аскиз Аскизского района РХ

О применении индивидуального и дифференцированного подходов в обучении русскому языку детей с ОВЗ

Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Методика русского языка опирается на данные психологии умственно отсталого ребенка. Учитывая различие школьников по степени и характеру речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, учителю приходится широко применять принципы дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Их реализация в процессе обучения школьников, обучающихся по АОП,  помогает добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.

Для осуществления данных подходов происходит дифференциация учащихся на типогруппы (хорошо, средне и слабоуспевающие ученики). Одна из задач дифференциации – выявление и дальнейшее развитие потенциальных возможностей ребенка, содействие различными средствами выполнению учебных программ, предупреждение неуспеваемости.

По возможностям обучения делю класс на четыре группы.

  1. Те ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом (они выполняют задания самостоятельно, не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, правильно используют имеющийся опыт, умеют объяснять свои действия словами, полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике, при выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого).
  2. Те учащиеся, которые достаточно успешно обучаются при фронтальной работе (испытывают небольшие трудности, в основном понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл), но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не могут, менее самостоятельны в выполнении всех видов работ, при переносе знаний в новые условия снижают темп работы, допускают ошибки, объясняют свои действия недостаточно точно, допускают больше ошибок в чтении и письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются.
  3. Те ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в словесно-логической, наглядной и предметно-практической  видах помощи учителя (недостаточно осознают сообщаемый материал, им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное, понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении, отличаются низкой самостоятельностью, низким темпом усвоения материала).
  4. Те ученики, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне (нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ, неоднократном объяснении учителя при выполнении любого задания, сделать выводы самостоятельно и  использовать прошлый опыт не могут, знания быстро забывают, и овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения и письма).

Отнесенность школьников к той или иной группе не постоянна – под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут занять более благополучное положение внутри класса.

Знаю возможности каждого ученика, поэтому использую методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

Список используемых источников

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол.фак.педвузов. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 320с. – (Коррекционная педагогика).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Данная статья раскрывает методы и подходы в обучении учащихся начальных классов для повышения их работоспособности и мыслительной деятельности....

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

Из опыта работы: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении младших школьников с ОВЗ.

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальной коррекционной школы имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности...

Развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов.

Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонен...

«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с множественными нарушениями»

laquo;Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с множественными нарушениями» Современное  состояние  образования  характеризуется  тенденцией гуманиз...

Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости

Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....