О применении индивидуального и дифференцированного подходов в обучении русскому языку детей с ОВЗ
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Методика русского языка опирается на данные психологии умственно отсталого ребенка. Учитывая различие школьников по степени и характеру речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, учителю приходится широко применять принципы дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Их реализация в процессе обучения школьников, обучающихся по АОП, помогает добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ulturgasheva_e.p._statya.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Ултургашева Е.П.
ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат», с.Аскиз Аскизского района РХ
О применении индивидуального и дифференцированного подходов в обучении русскому языку детей с ОВЗ
Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Методика русского языка опирается на данные психологии умственно отсталого ребенка. Учитывая различие школьников по степени и характеру речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, учителю приходится широко применять принципы дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Их реализация в процессе обучения школьников, обучающихся по АОП, помогает добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.
Для осуществления данных подходов происходит дифференциация учащихся на типогруппы (хорошо, средне и слабоуспевающие ученики). Одна из задач дифференциации – выявление и дальнейшее развитие потенциальных возможностей ребенка, содействие различными средствами выполнению учебных программ, предупреждение неуспеваемости.
По возможностям обучения делю класс на четыре группы.
- Те ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом (они выполняют задания самостоятельно, не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, правильно используют имеющийся опыт, умеют объяснять свои действия словами, полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике, при выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого).
- Те учащиеся, которые достаточно успешно обучаются при фронтальной работе (испытывают небольшие трудности, в основном понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл), но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не могут, менее самостоятельны в выполнении всех видов работ, при переносе знаний в новые условия снижают темп работы, допускают ошибки, объясняют свои действия недостаточно точно, допускают больше ошибок в чтении и письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются.
- Те ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в словесно-логической, наглядной и предметно-практической видах помощи учителя (недостаточно осознают сообщаемый материал, им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное, понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении, отличаются низкой самостоятельностью, низким темпом усвоения материала).
- Те ученики, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне (нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ, неоднократном объяснении учителя при выполнении любого задания, сделать выводы самостоятельно и использовать прошлый опыт не могут, знания быстро забывают, и овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения и письма).
Отнесенность школьников к той или иной группе не постоянна – под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут занять более благополучное положение внутри класса.
Знаю возможности каждого ученика, поэтому использую методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.
Список используемых источников
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол.фак.педвузов. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 320с. – (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Данная статья раскрывает методы и подходы в обучении учащихся начальных классов для повышения их работоспособности и мыслительной деятельности....
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах...
Из опыта работы: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении младших школьников с ОВЗ.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальной коррекционной школы имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности...
Развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов.
Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонен...
«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с множественными нарушениями»
laquo;Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с множественными нарушениями» Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманиз...
Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости
Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....