Использование игр в преподавании английского языка дошкольникам.
методическая разработка (иностранный язык) по теме

Синицына Татьяна Вячеславовна

Правильно организованная самостоятельная детская игра развивает познавательную активность ребенка, его инициативность, творчество, мотивацию непрерывного обучения. В методической разработке даны рекомендации по использованию игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр в преподавании английского языка дошкольникам.

Т. В. Синицына, педагог дополнительного образования

ГБДОУ № 34, г. Санкт-Петербург

 Обучение английскому языку с раннего возраста позволяет накопить достаточный запас языкового материала, сформировать навыки самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач, более успешно перейти на следующий уровень начального общего образования и адаптироваться к  требованиям образовательной деятельности.

В естественных условиях ребенок способен легко и эффективно усвоить лексический материал любого объема, если этот материал для него  интересен и важен. Следовательно, мотивация – основное условие для успешного обучения детей иностранному языку. В начале обучения мотивация исходит от родителей. Но главным для того, чтобы возник внутренний ( коммуникативно-познавательный) мотив, является удовольствие, получаемое в процессе обучения.

Учитывая психологические особенности детей 5 – 6 лет, а именно:

  • наглядно-действенная форма мышления;
  • преобладание непроизвольного запоминания;
  • склонность концентрировать внимание на эмоционально-окрашенном, ярком;
  • неустойчивость внимания;
  • быстрая утомляемость;
  • ведущий тип психической деятельности – игровая деятельность,

важно понять, что игра (особенно творческая ролевая игра) готовит ребенка к переходу на новую ступень развития, является важнейшим институтом социализации дошкольников. В игровой деятельности происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап – умственных действий с опорой на речь. Именно в игре начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека. В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным, развивается умение работать в группе сверстников, подчиняться правилам и социальным нормам. В игре развивается крупная и мелкая моторика. Игра дает детям ощущение уверенности, снимает напряженность, создает атмосферу равенства.

Что же такое игра? Это действие, регулируемое правилами («понарошку», как будто), которые устанавливают четко обозначенные цели. Правила могут быть установленными и открытыми. Игры с установленными правилами – это подвижные, интеллектуальные, музыкально-ритмические и т.п. Игры с открытыми правилами – это творческие игры. Они подразделяются на игры на основе готовых сюжетов (сюжетно-отобразительные игры и игры-драматизации) и с сюжетами, придуманными самостоятельно (сюжетно-ролевые игры, игры-фантазирования). От предметно-игрового действия (игрушки вместо реального предмета) ребенок переходит к речевым действиям, от сюжетно-ролевой игры к игре-фантазированию, игре-драматизации, игре с правилами. Старшие дошкольники включают в игровой процесс другие деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых целей. Им важен не только процесс, но и результат деятельности. В этом возрасте появляются интегрированные игры.

Для того, чтобы игра стала средством обучения иностранному языку, она должна соответствовать определенным требованиям:

  • Наличие воображаемой ситуации.
  • Наличие мотива, интереса, заложенного в процесс игры, чтобы у детей было желание играть.
  • Осознание детьми правил игры.
  • Осознание детьми игрового результата (вербального), созданного при помощи слов, образов, реплик.

Кроме того, игра обеспечивает дополнительные возможности для развития языковых умений и навыков посредством создания ситуаций, в которых дети испытывают настоятельную необходимость и желание общаться, а именно:

  • Установление очередности в игре.
  • Определение правил игры и т. д.

Обучение осуществляется на основе системно-деятельностного подхода. Ведущим принципом обучения является принцип коммуникативной направленности. Игра рассматривается как вариативно-ситуативное упражнение, где есть возможность многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к общению.

Принципы организации языкового материала:

  • Личностная ориентация обучения.
  • Коммуникативная ценность языкового материала и его типичность для ситуаций общения детей данного возраста.
  • Ситуативно-тематическая организация языкового материала.
  • Многократная тренировка языкового материала.

В ФГОС к оценке результативности образовательного процесса применен компетентностный подход с тремя группами результатов:

  • Личностные результаты. (Как ребенок относится к занятиям.)
  • Метапредметные  результаты. (Как может использовать свои умения  в различных видах деятельности: коммуникативные умения -  поддержать разговор, когнитивные умения - сравнить, сопоставить, регулятивные умения -  планировать свои действия.)
  • Предметные результаты. ( Что ребенок должен знать.)

Правильно организованная самостоятельная игра (педагог должен руководить не самой игрой, а развитием воображения и мысли ребенка, не предписывать замысел, а пробуждать ребенка к обдумыванию)    не может не развивать познавательную активность и инициативность ребенка, его самостоятельность в постижении окружающего мира, творчество, мотивацию непрерывного учения.

  Таким образом, игра становится средством достижения результатов обучения иностранному языку.

В зависимости от этапов обучения игры подразделяются на :

  • подготовительные;
  • специализированные.

Подготовительные игры направлены на формирование речевых навыков и умений. Преподаватель должен дать детям хороший образец языкового материала для имитации, помочь понять значение и показать, как этот материал используется в условно-коммуникативной ситуации.

Подготовительные игры подразделяются на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • грамматические.

Фонетические игры используются для развития умения слышать и дифференцировать звуки, для постановки правильной артикуляции при произнесении отдельных звуков. Примерами фонетических игр могут служить артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке» Шишковой И. А. и Вербовской М. Е., различные рифмовки и пальчиковые игры.

Лексические игры фокусируют внимание детей на словах: дифференциации новых слов из речевого потока, имитации; тренируют в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к общению; развивают речевую реакцию. Примерами таких игр могут быть игры “Bingo”, “Jumping the line”, “Parrots”.

Грамматические игры обеспечивают опыт в употреблении речевых образцов в условиях, максимально приближенных к общению. Примерами грамматических игр могут быть игры на угадывание. Задача угадать вызывает большой интерес и поощряет ребят обмениваться своими мнениями в поисках правильного ответа. Это игры “What’s in my bag”, “Dominoes”, “Happy families”, “Magic wands”.

Специализированные игры (условно-речевые) способствуют формированию коммуникативных умений и навыков в ситуации общения. Примерами таких игр могут быть игры «У доктора», «В кафе», «В магазине», подвижные игры (“What have you got,  Mr.Bear?”, “Rain”, “What’s the time, Mr.Wolf?”, “Please, Mr.Crocodile”), настольные игры с кубиком и фишками.

Преподавателю надо решить, какие игры использовать, когда их использовать, как связать игры с программой обучения. Одним из принципов организации языкового материала является ситуативно-тематическое распределение. Очень удобно при планировании каждой темы и подготовке к занятиям использовать набор игр. В зависимости от типа занятия:

  • предъявление новых знаний;
  • формирование первоначальных языковых знаний, овладение речевыми умениями и навыками;
  • обобщение и систематизация ЗУНов и т.д.

происходит усложнение игр от имитационных и подстановочных к трансформационным и условно-речевым.

Литература:

  • Конышева А. В. Английский для малышей. СПб.: КАРО,2005
  • Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. М.: Сфера,2012. 10,16,20 стр.
  • Шишкова И. А. Английский для малышей. М.: Росмэн,2007. 3-11стр.
  • Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.,1995.
  • Reily V., M.Ward S. Very young learners. OUP, 2011
  • Retter K., Walls H. Bonanza. Longman, 1995
  • Williams S., Back J. Round and round the garden. OUP, 1993
  • www.eslcafe.com

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии преподавания английского языка в начальной школе

Инновационные технологии с использованием таких современных средств, как интерактивные доски, делают современный урок английского языка еще более увлекательным и позволяют раскрыть и увлечь обучающихс...

Формирование фонетических навыков у младших школьников в процессе преподавания английского языка в школе

Формирование фонетических навыков у младших школьников на уроках английского языка...

Использование информационных технологий в преподавании английского языка

Использование информационных технологий в преподавании английского языка...

Опыт преподавания английского языка в 1 классе общеобразовательной школы

В статье помещены разработки заданий к курсу "Letter fun"...

Нестандартные уроки в преподавании английского языка

Представлена классификация нестандартных уроков,предложенная И.П. Подласым. Свой опыт работы в начальной школе....

« Особенности преподавания английского языка в начальной школе. ( из опыта работы)»

При обучении младших школьников английскому языку от учителятребуется не только знание методики преподавания своего предмета, но и хорошее знание психологических особенностей обучающихся младшего школ...

Причины не использовать русский язык в преподавании английского языка

Очень часто в своей работе учителя сталкиваются с проблемой использования родного языка в преподавании английского как иностранного. Стоит ли переводить незнакомое слово ученикам на русский? Какой про...