Формирование фонетических навыков у младших школьников в процессе преподавания английского языка в школе
статья по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Формирование фонетических навыков у младших школьников на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование фонетических навыков у младших школьников на уроках английского языка | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонетических навыков у младших школьников в процессе преподавания английского языка в школе
Учитель английского языка: Либик Юлия Валерьевна
Формирование навыков устной речи, аудирования, письма и чтения связано не только с умением произносить определенные звуки, но и знать правила их соединения в слова. Естественная языковая среда предполагает одновременность процесса соединения звуков в слоги и слова. На уроке иностранного языка произносительные навыки должны формироваться постепенно.
Некоторые практики высказывают позицию по поводу того, что постановка произносительных навыков на уроках английского не так уж необходима, так как процесс говорения на иностранном языке связан с обязательным акцентом. Данная точка зрения может быть оспорена в рамках определения сущности фонетического навыка.
Произносительные навыки делятся на две группы. К первой относятся ритмико-интонационные навыки, которые предполагают обучение правилам ударения и интонем, логических и экспрессивных.
В процессе практических занятий на уроках английского языка было установлено, что для обучаемых легче произносить звуки, чем использовать правильную интонацию. Неправильное ударение и интонация отличают иностранца от носителя языка. Также с использованием интонации, ударения и пауз смысл сказанного может изменяться.
Например, при прощании по английскому варианту произносится «Bye-Bye» с падающей интонацией. Данная интонация означает для носителя языка угрозу или предостережение, в связи с чем смысл сообщения будет неправильно воспринят собеседником [1, c. 44].
Также при обучении английскому языку происходит деление слухопроизносительных навыков на аудитивные и собственно произносительные. Слуховые (аудитивные) навыки связаны с осуществлением действий по узнаванию и дифференциации различных фонем, слов, синтагм, предложений. Произносительные навыки связаны с правильной артикуляцией звуков и соединением их в слова и словосочетания.
На начальном этапе формирования фонетических навыков у младших школьников в процессе преподавания английского языка формируется не только слухопроизносительная база, но и все связанные с ней навыки. Следует отметить, что речь преподавателя на данном этапе характеризуется утрированностью и демонстративностью.
Если ребенок не натренирован на восприятие звуков, используется инструкция, содержащая подсказку, на какое русское слово следует обратить внимание при произнесении того или иного звука.
Начальный этап формирования фонетических навыков предполагает использование следующих упражнений:
1. упражнения, предполагающие активное слушание и распознавание звуков, определение их долготы; можно предложить детям хлопать в ладоши, когда они слышат нужный звук; в данном упражнении могут использоваться как знакомые, так и незнакомые слова; звуки родного и иностранного языков могут чередоваться; данные упражнения способствуют развитию речевого слуха и служат основой для других типов упражнений;
2. упражнения, предполагающие воспроизведение звуков; начальный этап связан с повторением младшими школьниками слов, словосочетаний и речевых структур за преподавателем; хоровое проговаривание предполагает участие учителя в качестве дирижера, задающего определенный ритм и определяющего паузы, ударения с использованием движений рук, формируя тем самым мелодию предложения; психологические особенности младшего школьника могут определять затруднения при произнесении звуков в одиночку перед классом, тогда как хоровое произношение повышает эффективность обучения.
Следует также подчеркнуть, что с начала обучения внимание должно акцентироваться на не только правильном произношении звуков, но и на ударении, ритме, паузах. Если не заострять на этом внимание, то данные особенности произношения будут восприняты обучаемыми как второстепенные, в связи с чем последующее переучивание будет затруднено. Например, на третьем уроке английского языка учащиеся используют фразу «This is…» и ее вопросительную форму «Is this?..».
При формировании фонетических навыков у младших школьников в процессе преподавания английского языка рекомендуется использовать фонетическую зарядку. Данные упражнения не имеют фиксированного места при проведении урока, используются в зависимости от выполнения заданий, предполагающих возникновение определенных фонетических трудностей.
Содержание фонетической зарядки для младших школьников должно быть интересным и веселым. Могут использоваться стихотворения и песни с движениями следующего плана [2, c. 71]:
I am tall, tall as a tree, (1)
I can see far, as a star. (2)
In my heart I behold (3)
The sun shines like gold. (4)
При этом используются следующие движения:
- Дети «вырастают», становятся на носки, задерживаясь в данном положении на 1-2 секунды.
- Дети прикладывают ладонь ко лбу, вглядываясь вдаль.
- Дети прижимают руки к сердцу.
- Дети описывают руками большой круг, изображая светящееся солнце.
Начальный этап предполагает использование звукобуквенных соответствий. При этом основным моментом является определение последовательности выбора букв для изучения. Алфавит построен на смешивании гласных и согласных.
Если учитывать тот факт, что в начале обучения дети еще не могут читать, главным для них становится распознавание согласных, которые формируют каркас слов. Так как словарный запас младших школьников беден, алфавит следует изучать с тех букв, которые наиболее часто используются в уже изученных словах.
Стандартно изучение английского языка начинается с темы «Знакомство», в связи с чем для младших школьников предлагается следующая последовательность букв: M, N, S, D, B, P, T, так как именно данные буквы наиболее часто используются в словах «мама», «папа», «меня зовут», «сестра», «брат», «доброе утро» и т. д.
Список литературы
- Иванова Л.Ф. Развивающее обучение иностранным языкам в начальной школе. – М., 2012 г.
- Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски. – М., 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...
Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время
В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Статья по материалам курсового исследования на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами, рассматривается в качестве одной из целей обуч...
Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, ...
Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. ...
Игровые приемы формирования лексических навыков младших школьников на занятиях кружка английского языка
Введение нового лексического материала на английском языке, его восприятие и запоминание учащимися облегчается при использовании различных игровых приёмов, стихов, рифмовок и с тем условием, что учите...