Игры на уроках немецкого языка
методическая разработка по иностранному языку (4 класс) по теме
Дети запоминают немецкий язык быстрее играя в различные игры, они способствуют быстрому запоминанию немецкого алфавита, чтению слов, предложений , текстов, а также понимания разговорной речи, грамматике и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.igry_.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра филологии
Реферат на тему:
«Игры на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации»
Работу выполнила:
слушатель группы ИНО-2
учитель немецкого языка
МОУ ООШ с.Волынщина
Кузоватовского района
Чертановская Людмила Александровна
Ульяновск,2013
Оглавление
Введение 3
Преимущества игры 3
Влияние игры на развитие личности 4
Функции игры 5
Требования к игре как особому виду детской деятельности 5
Требования к игре как способу достижения задач обучения 6
Классификация игр 6
Методические задачи игр 8
Критерий отбора игровых приемов 8
Фонетические игры 9
Лексические игры 10
Грамматические игры 11
Заключение 13
Литература 15
Введение
Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании иностранного языка, находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучаемых, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным.
Психологи утверждают, что усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности происходит тогда, когда она сочетается с другими видами деятельности – трудом, общественно-организаторскими делами, игрой. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников 7-10 лет, таким видом деятельности, безусловно, является игра.
Об обучающих возможностях игры известно давно.
Игра, по моему мнению, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Для детей игра, прежде всего -увлекательное занятие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление, проявляются особенно полно и неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Преимущества игры
В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы.
Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Ученики черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Играя, школьник получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания, ради поддержания совместной игры.
Игра - интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры. В центре активного группового взаимодействия находится свободное самовыражение и самораскрытие.
Игра на уроке повышает, во-первых, у учащихся готовность к сотрудничеству и открытию, консолидации с группой, во-вторых, способствует развитию творческой активности, а также стремлению регулировать свое поведение и влиять на других.
В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Эффективность такого обучения выше индивидуального. Любого учителя иностранного языка не нужно убеждать в том, что игра - это мощный стимул к овладению языком.
Влияние игры на развитие личности
Любое обучение с помощью игры связано с необходимостью оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии.
Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображением приходится дополнять проверенные представления, между тем как фантазия связана с темпераментом и мнимыми представлениями, мало или совсем непроверенными. Воображение и фантазия развиваются особенно интенсивно в возрасте от пяти до пятнадцати лет, и если в этот период их специально не развивать, то наступает быстрое снижение активности этой функции, что не оказывает положительного влияния на развитие личности.
Вместе с тем воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из эффективных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, являются игры и задания, имеющие несколько верных решений.
Можно сформулировать следующие требования к игре как к приему обучения.
Основными функциями, которые игры выполняют в процессе обучения ребёнка иностранному языку, являются:
- развлекательная: она доставляет удовольствие, воодушевляет, развлекает, побуждает интерес;
- коммуникативная: способствует формированию лингвистической составляющей речи учащегося;
- самореализации;
- игротерапевтическая: преодоление различных языковых трудностей;
- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей каждого из учащихся;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;
- систематизации лексических единиц по изученным темам;
Требования к игре как особому виду детской деятельности:
обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатом может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери и т. п.;
осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;
возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры. Например, выполняя задание накормить «лесную бабушку», каждый ребенок предлагает свой «продукт», свою «еду»: «Mőchtest du Eis? Mőchtest du Tomate?»
He нужно забывать, что игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе - от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
Требования к игре как способу достижения задач обучения:
необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребенок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребенок приобретает новые навыки;
игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.
Классификация игр
В отечественной психологии принята концепция игры, построенная Д. Б. Элькониным. Им выделены следующие этапы развития детской игры:
- Предметная игра (до 3 лет).
- Ролевая игра (3-7 лет).
- Игры с правилами (6-7 лет).
Как обычно вводятся игры?
Это может быть зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную и предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т. д. Может, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введённая игра будет использоваться много раз, а новая лексика, с которой познакомились ребята в процессе игры, стала активной.
Многочисленные исследования показывают, что наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы и творчества ребенка являются режиссерская и образно-ролевая игры, которые позднее становятся источником сюжетно-ролевой игры.
Ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, доктора, водителя - и образцы его действий.
В сюжетной игре развиваются способность к воображению, образное мышление.
Позже из ролевой игры выделяются игры с правилами, в которых роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил. В отличие от сюжетной игры, которая допускает как индивидуальную, так и совместную форму, игра с правилами — всегда совместная деятельность, предполагающая наличие хотя бы двух играющих.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Все игры, которые используются в дидактических целях, А. К. Бондаренко предлагает разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий.
В одном случае основу дидактической игры составляет дидактический материал, действия с которым обрекаются в игровую форму. В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной.
Методические задачи игр
Создание психологической готовности детей к речевому общению.
Обеспечение естественной необходимости повторения ими языкового материала.
Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Критерий отбора игровых приемов
Активно используя игры на своих уроках, хотелось бы подчеркнуть следующее: не может быть игры ради игры. Она должна быть направлена, прежде всего, на развитие памяти, мышления, внимания, ибо именно эти компоненты иноязычных способностей лежат в основе процесса овладения иностранным языком. Производя отбор игр необходимо исходить из цели обучения на каждом возрастном этапе. Во II классе это развитие языковых способностей, формирование позитивного отношения к языку, коммуникативных умений: говорения, аудирования, чтения, письма (с преобладанием говорения и аудирования). Отсюда набор игр на отработку и закрепление произносительных навыков, лексики, грамматических умений.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Данные рекомендации, однако, весьма условны, ибо все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Успех использования игр, по моему мнению, зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую мы создаем в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
За время работы в начальной школе у меня появились определенные наработки по развитию интереса у детей к иностранному языку.
Игры, которые я предлагаю вашему вниманию, я систематизировала из различных источников: районные методические объединения, обмен опыта педагогов немецкого языка в сети Интернет, исследование Интернет-ресурсов, изучение различной бумажной литературы.
Фонетические игры.
1. Welcher Laut?
Учитель зачитывает фонетическое стихотворение, в котором доминирует какой-либо звук. Дети должны отгадать его.
[sp]
Sport und Spas,
Wie schon ist das!
Spannende Spiele
2. Ungewöhnliches Telefon.
На доске рисуется большой телефон, на кнопках которого вместо цифр указаны буквы. Задача участников игры: за определенное время составить из букв как можно больше слов и произнести их.
3. Sag ein Wort!
Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
4. Ändert einen Laut.
На доске изображены рисунки, под каждым рисунком- 2 буквы. Первая: для подсказки того, что изображено, а вторая: чтобы изменить слово с ее помощью.
Например: рука a=u (Hand- Hund) лунa o=u (Mond- Mund)
дверь ü=ie (Tür- Tier) ваза V=N (Vase- Nase)
рыба F=T (Fisch- Tisch) дом H=M (Haus- Maus)
брюки o=a (Hose- Hase) книга B=T (Buch- Tuch)
5. Reim.
Необходимо подобрать рифму для дополнения стишка, выражения. Например:
kommt eine Maus, die baut ein… (Haus).
Es war einmal ein Mann, er hatte keinen … (Kamm).
Wenn es regnet, wird es nass,
wenn es schneit, wird es … (weis).
6. Und so weiter!
Преврати одно слово в другое! Разрешается изменить только одну букву. Слова записываются цепочкой на доске. Например:
Mund – Mond – Mohn – Lohn – Sohn …
7. Vokabeln.
Ученикам дается микротекст. Его нужно прочитать, заменяя все гласные звуки на один звук. Например: все слова на a, i, u… (получается очень смешно!)
Лексические игры.
1. Wie heiβt unseres Thema?
Детям всегда интересно узнать тему урока. Учитель может предложить ученикам расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой, соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите:
А-1, В- 2, С- 3 и т.д.
Например: 4,5,21,20,19,3,8,5 19,3,8,21,12,5,14. (Deutsche Schulen)
2. Wunderfeld.
Ведущий рисует на доске клетки по числу букв задуманного им слова по теме (короткой фразы). Участники игры по очереди называют буквы. Кто первый угадает слово, тот имеет право зашифровать следующее слово по теме.
3. Kreuzworträtsel.
Учитель пишет на доске по вертикали слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали. Например, по теме: «В мире сказок»:
Maus
DÄumelinchen
FeRkel
PinocChio
RotkäpcHen
AschenputtEl
PriNzessin
4. Ball-Wort.
Учащиеся друг другу бросают мяч, называя при этом слово по теме. Кто в течение 5 секунд не называет слова, выбывает из игры. Победителем считается соответственно тот, кто назвал самое большое количество слов.
5. Interessante Erzählung.
Ребята составляют коллективный рассказ по теме. Каждая фраза состоит из определенного количества слов: первая из одного, вторая из двух и т. д. Выигрывает тот, кто составляет последнюю фразу. Ведущий записывает все предложения на доске. Например: 1. Winter. 2. Es schneit. 3. Alles ist weiss…
6. Vorname-Wort.
Учитель записывает на карточках женские и мужские имена. Ученик должен назвать слово на ту же букву, Например по теме «Профессия»: Susanna- Sekrеtärin, Tom- Techniker.
Грамматические игры.
1. Wie ist er?
(Объекты контроля: структура вопросительного предложения, спряжение глагола-связки “sein”)
Учитель прячет предмет. Пытаясь угадать какой он, ученики задают вопросы. Например,
- Ist es klein?
- Ist es hart?
2. Was stellt auf einem Bild dar?
(для тренировки порядка слов в предложении).
Ученик выбирает себе картинку и описывает, учитывая правильный порядок слов. Остальные должны по рассказу определить, что изображено на картинке.
3. Plätze tauschen.
(для повторения количественных числительных).
Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим.
4. Nenne ein Tier.
(для отработки порядковых числительных).
Учитель в ряд раскладывает картинки с изображением животных. Задача учащихся: назвать животных (с помощью порядковых числительных) в том порядке, в котором оно стоит. Например:
Die erste Katze, der zweite Hund, das dritte Pferd…
5. Wer sagt am schnellsten?
(Объекты контроля: степени сравнения прилагательных).
1вариант. Учитель задает вопросы, используя степени сравнения. Кто быстрее ответит на вопрос, тот и выигрывает.
2 вариант. Ученики сами придумывают вопрос и задают его классу. Например:
- Was ist tiefer als ein Fluss?
- Was ist hoher als ein Baum?
- Was ist kleiner als eine Maus?
- Was ist schneller als ein Zug?
6. Schmück ein Wort!
(для тренировки склонения сильных прилагательных).
Класс делится на две команды. Каждой команде дается существительное, к которому надо подобрать как можно больше подходящих определений за определенное время. Например: schönes Kleid, neues Kleid, buntes Kleid…
Заключение
В настоящее время, одной из основных задач помимо формирования у школьников прочных основ для успешного изучения иностранного языка, считается также и формирование устойчивого интереса к его изучению. Принцип активности ребенка был и остается одним из основных в дидактике: это качество деятельности характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Активные методы обучения основаны на экспериментально установленных фактах: в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит и только 10% того, что слышит.
Такая активность редко возникает сама по себе, а чаще является следствием правильно выбранной педагогической технологии. Современные педагогические технологии, такие как: обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий, игровых технологий помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуальное и дифференцированное обучение с учетом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.
Особое внимание уделяется сейчас совершенствованию содержания приемов и средств обучения. По мнению Е.С.Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Превосходство игры над другими средствами обучения я обнаруживаю в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.
Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Мой педагогический опыт меня убедил, что игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Она несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд радостным, творческим и коллективным. В ходе исследований было выяснено, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Литература
- Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции средствами театрализованных игр. Волгоград, 2001, 32 с.
- Бим, И. Л. Шаги 2, 3 [Текст] : учебники немецкого языка для 3-4 классов общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Санникова. - М.: Просвещение, 2008.
- Буланкина Н.Е. Теоретико-методологические и практические вопросы эффективного преподавания иностранных языков в современной школе: Элективный курс// Новосибирск:Изд-во НИПКиПРО, 2010.-50с.
- Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Первое сентября, 2008, №1, С. 7 – 8.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М., «Аркти», 2004, 182 с.
- Журнал «Иностранные языки в школе»
№2 2004 г.Е.А. Степанова «Игра как средство развития интереса к изучаемому языку»
№1 2007 г. И.В. Абрамова «Игры на уроке немецкого языка»
- Казанская Н.В. Когда учить? Первое сентября, 2008, №14, С. 3 – 4.
- Мартан, Ж.-П., Ратнер, Ф.Л., Рахимова, А.Э. Использование метода "Учение через обучение" на уроках иностранного языка// Ж.-П. Мартан, Ф.Л. Ратнер, А.Э. Рахимова/ Иностранный язык в школе, 6, 2007. - С. 2 - 6.
- Маслыко, Е.А., Бабинская, П.К., Будько А.Ф., Петрова, С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И.Петрова// 7-е изд., стер. Мн.: Выш. шк., 2001. – 522
- Романовская, Е.А. Обучение младших школьников иноязычному связному высказыванию// Е.А. Романовская/ Иностранный язык в школе, 3, 2007. - С. 82 - 87.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на уроках немецкого языка в начальной школе
Подвижные и пальчиковые игры помогают созданию у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определённой ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с ре...
Разработка урока немецкого языка во 2 классе на тему "Урок-игра. Прощание с алфавитом"
Данная разработка посвящена прощанию второклассников с алфавитом немецкого языка и традиционно проводится на последних уроках второй четверти. Ресурс содержит занимательные задания для обучающихся, ри...
Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"""...
Игры на уроках немецкого языка
Данный материал содержит варианты игровых моментов на уроках немецкого языка в целях формирования коммуникативной компетенции в рамках урока....
Статья. К вопросу о подвижных и настольных играх на уроках немецкого языка.
Предлагаемые игры позволять сделать урок во 2-м классе более интересным....
статья на тему "Игры на уроках немецкого языка "
Статья на тему "Игры на уроках иностранного языка "...
«Игры на уроках немецкого языка в начальной школе»
Требования ФГОС поставили перед учителем-практиком новые задачи и он вынужден искать новые, более эффективные способы и приёмы овладения программным материалом. Усвоение учащимися лексического материа...