Технологическая карта по информатике "Кодирование информации"
план-конспект урока по информатике (2 класс)
Технологическая карта по информатике "Кодирование информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_kodirovanie_informatsii.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО: Диденко Юлия Анатольевна
Тема урока: Кодирование информации.
Цель урока: формирование общих представлений о кодировании информации.
Задачи урока:
Образовательная:
- Формировать базовые знания о кодировании информации.
- Научить кодировать и декодировать слова.
Развивающая:
- Развивать логическое мышление путем решения логических задач.
- Развивать навыки самостоятельной работы и самооценки в ходе конкретной учебной деятельности: при решении информационных задач и компьютерного практикума.
Воспитательная:
- Воспитывать умение слушать мнение одноклассников.
- Воспитывать умение аргументированно отстаивать свое мнение.
Ресурсы урока: Учебник для 2 класса. Н. Матвеева, Е.Челак, рабочая тетрадь для 2 класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова, мультимедиа проектор и экран, компьютер, «Лучики» для оценивания работы учащихся – для каждого ученика, раздаточный материал в виде карточек.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1.Организационный момент | Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Словесный, слово учителя | Приветствует обучающихся. Мотивирует детей на предстоящую учебную деятельность, организует проверку подготовленности к уроку. Приложение 1. | Приветствуют учителя. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Чтение стихотворения со слайда презентации | Самоконтроль | Р.: самоорганизация К.: умение слушать | ||
2.Актуализация знаний | Актуализировать знания по изученной на прошлом уроке теме – носители информации. | Нагляд.: учебная презентация Практич.: работа с заданием. Словес.: слово учителя, учебный диалог | Предлагает послушать отрывки из сказок и мультфильмов и определить, какие носители информации используют герои. С помощью наводящих вопросов подводит к определению изучаемого раздела. Приложение 2. | Выполняют задание, определяют какие носители информации используются. Отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадку. | Фронтальная | Задание на слайде презентации. | Самоконтроль | Закрепление знаний о носителях информации, посредством выполнения задания. | П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы. К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. | Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
3. Постановка цели и задач урока | Развивать умение понимать и определять учебную задачу. | Наглядн.: учебная презентация Практич.: работа с заданием Словес.: учебный диалог | С помощью задания подталкивает к определению темы урока. Вставьте пропущенные буквы алфавита и сможете узнать тему урока. Приложение 3. | Рассматривают рисунки. Вставляют пропущенные буквы в слова. Определяют тему урока, цель и задачи. | Фронтальная | Задание на слайде презентации | Самоконтроль | Умение грамотно и правильно составлять слова. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли. |
4. Изучение нового материала | Познакомить с кодированием информации. | Практич.: выполнение упражнений. Словес.: учебный диалог | Выполняют задания на слайде презентации. Дает задание прочитать закодированный текст. Дает задание восстановить задание по заданному коду. Приложение 4. | Выполняют задания на слайде презентации совместно с учителем. Декодируют и читают закодированный текст. Восстанавливают задание по заданному коду (восстановите рисунок по заданному коду: необходимо раскрасить только клеточки с цифрой 1). | Фронтальная, индивидуальная, парная. | Задание на слайде. | Взаимоконтроль | Умеют кодировать и декодировать текст. Умеют восстанавливать задание по заданному коду. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров. Р.: принятие и сохранение учебной задачи. К.: участие в учебном диалоге. | Высказывают свое мнение на вопрос учителя с достаточной полнотой и точностью. |
5.Физкультминутка | Предупредить и снять умственное и физическое утомление | Словесный, слово учителя | Совместно с детьми выполняет упражнения физкультминутки. Приложение 5. | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Самоконтрль | Приобщение к здоровому образу жизни. | |||
6.Закрепление знаний | Организация деятельности с применением новых знаний | Словесный, слово учителя. Практич.: выполнение задания на компьютере. | Работа за компьютером на подготовленных заданиях. Предлагает выполнить задания в рабочей тетради. Приложение 6. | Работают за компьютером на подготовленных зааниях. Выполняют задания в рабочей тетради. | Фронтальная, индивидуальная | Задание в учебнике | Самоконтроль | Умеют работать с интерактивными заданиями. | Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров; Аргументация своего мнения и позиции. - формирование навыков работы с интерактивной доской | - развитие логического мышления |
7. Рефлексия | Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке | Словес.: учебный диалог | Организует рефлексию Приложение 7. | Осуществляют рефлексию собственной деятельности | Индивидуальная, фронтальная | Слайд презентации | Самоконтроль | Р.: анализ собственной работы. | Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
8.Информация о домашнем задании и подведение итогов урока | Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад. | Словесный, слово учителя. | Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з. Приложение 8. | Записывают д/з Задают вопросы по его выполнению учителю. Слушают инструктаж по выполнению. | Фронтальная | Задание в учебнике | Самоконтроль | готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в повседневной жизни. |
Приложение 1.
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Приложение 2.
Послушайте отрывки из сказок и мультфильмов и определите, какие носители информации используется героями.
- «Скачет как-то Илья Муромец на коне и видит на развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нем написано:
«Направо пойдешь – коня потеряешь, себя спасешь; налево пойдешь – себя потеряешь, коня спасешь; прямо пойдешь – и себя, и коня потеряешь». (камень)
- Однажды дядя Федор, Кот и Шарик пошли в лес грибы собирать. Дома, кроме Галчонка, никого не было. Тут почтальон Печкин пришел, в дверь постучал и слышит:
- Кто там?
- Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка». (бумага)
- Когда Герда вошла в замок Снежной Королевы, то увидела своего брата сидящего. Он возился с плоскими остроконечными льдинам, складывал из них затейливые фигуры. Он складывал и такие фигуры, из которых получались целые слова. Но никак не мог сложить то, что ему хотелось: слово «вечность». (лед)
Приложение 3.
– Вставив, пропущенные буквы алфавита, вы сможете узнать тему нашего урока.
Й*Л Н*П Г*Е З*Й П*С Н*П Б*Г *Б М*О З*Й Д*Ё (КОДИРОВАНИЕ)
З*Й М*О У*Х Н*П П*С Л*Н *Б Х*Ч З*Й З*Й (ИНФОРМАЦИИ)
- Кто догадался, какая тема урока?
- Сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию. Давайте попытаемся задать вопросы по теме урока, на которые мы сегодня должны получить ответ:
- Что такое кодирование информации?
- Как можно закодировать информацию?
- Зачем людям понадобилось её кодировать?
– Ребята, как вы думаете, что я сделала с темой урока? Правильно, я ее спрятала или по-другому, зашифровала. Кто уже догадался, что значит “закодировать информацию”?
– И сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию – шифровать и декодировать информацию – расшифровывать.
– А при помощи чего была закодирована тема урока? (При помощи букв.)
Приложение 4.
- Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе.
- Кодирование – это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом, смысл сообщения не изменяется.
Кодирование – это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.
Закодированная информация – это данные. Например, текст – это текстовые данные, рисунок – это графические данные, число – это числовые данные.
- С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей (рассмотреть команды светофора).
Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.
- Давайте поиграем в игру «Кодировщик». Каждый придумывает и кодирует слово, которое должен декодировать сосед по парте.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я | . | , | пробел |
28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | |||
Например: снег, луна и наоборот 9,1, 33, 24; 7, 13, 12, 1;
Заяц ёлка
- А теперь давайте попробуем декодировать информацию, зашифрованную цифрами. Восстановите рисунок по заданному коду: необходимо раскрасить только клеточки с цифрой 1.
Приложение 5.
- Давайте немного отдохнем.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, («Умываемся».)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)
Приложение 6.
– Пришло время заняться шифрованием информации за компьютером.
– Но прежде, чем сесть за компьютеры, давайте вспомним правила работы с ним. Я их буду называть, а вы, если со мной согласны, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами. Какие слова я закодировала движениями? (Да и нет)
- Нельзя включать компьютер без разрешения учителя.
- Во время работы за компьютером можно дотрагиваться до монитора руками.
- Во время работы за компьютером на парте не должно находиться посторонних предметов.
- За компьютером можно работать мокрыми руками.
- Во время работы за компьютером можно разговаривать и передвигаться по классу.
- Можно сидеть близко от экрана компьютера.
- Нельзя включать неисправный компьютер.
- Перед выполнением работы нужно внимательно изучить порядок действий.
- У вас на компьютерах есть задания, в которых необходимо закодировать и декодировать информацию. Задания выполняйте самостоятельно.
- Давайте проверим как вы выполнили задания. Сверьте со слайдом презентации.
Приложение 7.
- У каждого из вас на парте лежит 2 лучика: радостный и грустный. Если на сегодняшнем уроке у вас получилось выполнить все задания с легкостью, а материал показался легким, то возьмите радостный лучик и прикрепите его к общему солнцу. Если вы допустили ошибки в заданиях, а материал показался сложным, то возьмите грустный лучик и прикрепите его к солнцу.
- Ребята, посмотрите какое яркое и радостное солнышко у нас получилось.
Приложение 8.
– Давайте вспомним, что такое кодирование? И с помощью чего мы кодировали информацию?
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: РТ стр. 43 №2, №5.
- Спасибо за активную работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс
Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс...
Технологическая карта урока «Средства связи и информации».Окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива"
Подробная технологичекая карта урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе. На уроке использовалась презентация, работа в тетрадях и сообщения детей....
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспектива" 3 класс "Средства информации и связи"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Средства информации и связи»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: дать учащимся представление об информационно...
Технологическая карта урока технологии "Компьютер как техническое устройство для работы с информацией" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Т.М. Рогозина)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление обучающихся с устройством компьютера, правилами работы за ним; способствовать формированию ИКТ компетенции у обучающихся....
Технологическая карта урока технологии "Почта. Способы общения и передача информации. Изделие: «Заполняем бланк почтового отправления» (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с заполнением бланка почтового отправления. Задачи урока: Дидактические:1)вспомнить, что та...
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Средства информации и связи" 4 класс
Открытый урок...
Технологическая карта урока русского языка" Способы передачи информации профессии СМИ" (УМК Перспектива, 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о способах передачи информации профессии СМИ, умения передавать информацию разными способами;Задачи урок...