ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Удивительный мир информатики» 2-4 классы
рабочая программа по информатике (2 класс)
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Целью обучения по программе «Удивительный мир информатики» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_2-4_kl_1.docx | 45.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Царёво-Займищенская основная общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНА Руководитель МО _______ ________________ Протокол №1 от 30.08.2019 | РАССМОТРЕНА Руководитель экспертной группы _________ Гусева Л.Н. 2019 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы А.П.Ящерицыной от 30.08.2019 № |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Удивительный мир информатики»
2-4 классы
(34 часа в год)
Рабочую программу составил
учитель информатики
Шестерикова Наталья Николаевна
Рассмотрена на заседании педагогического
совета школы и рекомендована к утверждению
(протокол №1 от 30.08.2019)
2019/ 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Целью обучения по программе «Удивительный мир информатики» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Задачи обучения:
- познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
- дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор;
- углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
- развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
- сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже первокласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
внеурочного курса
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
- готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетенции;
- личностные качества
Метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
- познавательных;
- регулятивных;
- коммуникативных;
- овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
Предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.
Предметные результаты:
- овладение простейшими способами представления и статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами–линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Формы и режим занятий
Формы организации внеурочной деятельности:
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
- вводное занятие,
- комбинированное учебное занятие,
- занятие-презентация,
- урок-КВН,
- демонстрация,
- игры,
- проектная деятельность.
Программа рассчитана на 2 года обучения, 68 часов. Занятия проводятся: 1 раз в неделю, всего 34 часа в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
1-й год обучения
Личностные результаты.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- правила работы за компьютером;
- назначение и работу графического редактора PAINT;
- назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор».
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- набирать информацию на русском регистре;
- запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор.
Метапредметные результаты:
- работать в сотрудничестве;
- уметь находить пути поиска информации.
Личностные УУД:
- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать
свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;
- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й год обучения
Личностные результаты.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- правила работы за компьютером;
- назначение и работу графического редактора PAINT;
- назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор»;
- возможности текстового редактора WORD;
- понятие информации, свойства информации;
- назначение и работу программы PowerPoint;
- Основные блоки клавиш;
- Компьютерные сети;
- информационные процессы;
- понятие информации, свойства информации;
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- набирать информацию на русском регистре;
- запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор
- работать со стандартными приложениями Windows;
- Создавать презентации;
- пошагово выполнять алгоритм практического задания;
- осуществлять поиск информации на компьютере.
Метапредметные результаты:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, готовить своё выступление; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные УУД:
- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать
свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;
- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п | Раздел, тема учебного занятия | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0 |
2 | Информация вокруг нас | 1 | 0 |
3 | Графический редактор PAINT | 1 | 4 |
4 | Знакомство со стандартными программами. «Блокнот» | 1 | 2 |
5 | Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор» | 1 | 2 |
6 | Текстовый редактор WORD | 2 | 12 |
7 | Развивающие игры | 5 | 0 |
8 | Знакомство с медиапродукцией | 1 | 1 |
Итого часов за год | 34 |
Второй год обучения
№ п/п | Раздел, тема учебного занятия | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Из чего состоит компьютер? | 1 | 0 |
2 | Информация в природе и технике | 1 | 0 |
3 | Графический редактор PAINT | 1 | 0 |
4 | Создание презентаций с помощью PowerPoint | 1 | 5 |
5 | Элементарные вычисления на калькуляторе | 0 | 1 |
6 | Работа в текстовом процессореWORD | 1 | 4 |
7 | Решение головоломок (логических задач) | 1 | 1 |
8 | Разработка простейших компьютерных программ | 0 | 3 |
9 | Работа на клавиатурном тренажере | 0 | 3 |
10 | Мультимедийная информация и ее применение в обучении | 1 | 3 |
11 | Сетевые технологии. Интернет | 2 | 5 |
Итого часов за год | 34 |
Содержание курса
1 год обучения
Тема 1. Вводные знания. Информационные технологии, информация.
Тема 2. Информация вокруг нас
Организация хранения информации в компьютере.
Знакомство с информацией в программе «Роботландия».
Информация в компьютере. Диски. Дискеты.
Тема 3. Графический редактор PAINT
Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и считывание документа.
Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.).
Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему.
Выполнение рисунка по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый».
Тема 4. Знакомство со стандартными программами. «Блокнот»
Назначение программы. Структура окна.
Работа с текстом. Набор текста и редактирование. Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок.
Тема 5. Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор»
Назначение программы. Структура окна. Виды калькулятора.
Работа с простейшими арифметическими действиями. Решение задач.
Тема 6.Текстовый редактор WORD
Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты
редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Создание, хранение и считывание документа.
Основные операции с текстом. Внесение исправлений в текст. Проверка орфографии. Форматирование текста (изменение шрифтов, оформление абзаца).
Сохранение файла на диск и загрузка с диска.
Режим вставки (символов, рисунков).
Рисунок в WORD. Параметры страницы.
Оформление текстов с помощью WORDART.
Таблицы. Составление кроссвордов. Поиск и исправление ошибок.
Копирование и перемещение текста.
Урок-КВН.
Творческая работа Забавное рисование из знаков препинания.
Итоговая работа по WORD.
Тема 7.Развивающие игры. Игры на внимательность (поиск предметов) Стратегические игры. Выигрышная стратегия. Построения древа игры.
Тема 8. Знакомство с медиапродукцией
Демонстрация видеофрагментов с использованием медиадисков.
Демонстрация мультфильмов, сказок (диск «Никита»).
2 год обучения
Тема 1.Вводное занятие. Из чего состоит компьютер?
Тема 2. Информация в природе и технике, определение информации, информатика, свойства информации
Тема 3. Графический редактор PAINT. Работа с палитрой цветов
Тема 4. Создание презентаций с помощью PowerPoint.
Интерфейс программы (структура окна), основные функции редактирования текста.
Работа со стилями.
Создание нового слайда, фон слайда.
Вставка рисунков и других объектов на слайд.
Создание скриншотов.
Анимация на слайдах
Тема 5.Элементарные вычисления на калькуляторе (Сложение и вычитание чисел)
Тема 6. Работа в текстовом процессореWORD.
Форматирование документа, вставка рисунков.
Создание таблиц, вставка специальных символов.
Создание перекрестных ссылок.
Форматирование абзацев.
Сохранение документа.
Печать.
Тема 7. Решение головоломок (логических задач).
Тесты на внимательность.
Тема 8. Разработка простейших компьютерный программ.
Работа в среде программирования «Логомиры».
Простейшие элементы программирования в офисных приложениях.
Работа над проектом «моя первая программа».
Основные принципы работы компьютерных программ
Тема 9. Работа на клавиатурном тренажере.
Основные блоки клавиш. Работа с алфавитно-цифровым блоком клавиш. Функциональные клавиши. Клавиши управления курсором.
Управляющие клавиши. «Клавиатурные гонки онлайн».
Тема 10. Мультимедийная информация и ее применение в обучении. Графические редакторы.
Звуковые редакторы.
Видео редакторы.
Плееры, их отличие.
Тема 11. Сетевые технологии.
Интернет.
Компьютерные сети.
Локальная компьютерная сеть.
Глобальная компьютерная сеть. Браузеры.
Поиск информации в интернете. Почтовые сервисы.
Образовательные сайты.
Работа в чатах, регистрация на почтовом сервере. Подведение итогов.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Удивительный мир информатики»
Класс: 2-4 классы
Учитель: Шестерикова Наталья Николаевна
Количество часов: по программе – 34, в неделю – 1
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Информационные технологии, информация. | 1 | 02.09 | |
2 | Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места | 1 | 09.09 | |
3 | Знакомство с графическим редактором PAINT | 1 | 16.09 | |
4 | Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. | 1 | 23.09 | |
5 | Цвет в графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.). | 1 | 30.09 | |
6 | Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему. | 1 | 07.10 | |
7 | Выполнение рисунка по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый» | 1 | 14.10 | |
8 | Знакомство со стандартными программами. «Блокнот» | 1 | 21.10 | |
9 | Работа с текстом. Набор текста и редактирование | 1 | 28.10 | |
10 | Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок. | 1 | 11.11 | |
11 | Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор» | 1 | 18.11 | |
12 | Работа с простейшими арифметическими действиями. | 1 | 25.11 | |
13 | Решение задач. | 1 | 02.12 | |
14 | Текстовый редактор WORD. Основные объекты редактора | 1 | 09.12 | |
15 | Создание, хранение и считывание документа. Вводим текст | 1 | 16.12 | |
16 | Редактирование текста | 1 | 23.12 | |
17 | Работаем с фрагментами текста | 1 | 30.12 | |
18 | Форматирование текста | 1 | 13.01 | |
19 | Режим вставки (символов, рисунков). | 1 | 20.01 | |
20 | Сохранение файла на диск и загрузка с диска. | 1 | 27.01 | |
21 | Создаем простые таблицы | 1 | 03.02 | |
22 | Составление кроссвордов | 1 | 10.02 | |
23 | Рисунок в WORD | 1 | 17.02 | |
24 | Оформление текстов с помощью WORDART | 1 | 02.03 | |
25 | Урок-КВН | 1 | 16.03 | |
26 | Творческая работа. Забавное рисование из знаков препинания. | 1 | 23.03 | |
27 | Итоговая работа по WORD. | 1 | 30.03 | |
28 | Развивающие игры | 1 | 06.04 | |
29 | Игры на внимательность (поиск предметов) | 1 | 13.04 | |
30, 31 | Стратегические игры. Выигрышная стратегия. | 2 | 20.04 27.04 | |
32 | Построения древа игры. | 1 | 18.05 | |
33 | Знакомство с медиапродукцией. Демонстрация видеофрагментов с использованием медиадисков. | 1 | 25.05 | |
34 | Резерв учителя. Демонстрация мультфильмов, сказок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Удивительный английский" для 1 класса
Программа внеурочной деятельности "Удивительный английский" разработана для учащихся 1 класса начальной школы. Программа рассчитана на 1 учебный год (66 часов учебного времени) и содержит подробное ка...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс
Рабочая программа "Удивительный мир слов" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс....
Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 4 класса
Пояснительная запискаВнеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: — осознание языка как явления национальной ку...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 4 класса
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.«Удивительный мир слов» - внеуроч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов", 2 класс
Программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое планирование внеурочной деятельности (общекультурное направление) для 2- х классов....
рабочая программа внеурочной деятельности Удивительный мир книг 1 класс
рабочая программа внеурочной деятельности Удивительный мир книг 1 класс...