Рабочая программа кружка "Народные игры" 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа кружка "Народные игры" рассчитан на четыре года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1-4k_narodnye_igry.docx | 47.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Пушкинская ООШ №22"
Внеурочная деятельность
"Народные игры"
2017-2021 учебный год
Срок реализации 4 года
Программу составила:
учитель начальных классов,
Кузьмина Светлана Викторовна.
Мичурино - 2017
Оглавление
- Пояснительная записка……………………………………...стр.3
- Планируемые результаты…………………………………..стр.4
- Оценка планируемых результатов…………………………стр.5
- Учебно-методическое обеспечение………………………..стр.6
- Тематическое планирование…………………………….....стр.7-10
- Выводы ……………………………………………………...стр.11
- Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Народные игры» для 1 -4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы внеурочной деятельности.
Актуальность: давно забытые народные игры, а они являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей. В народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о народном творчестве. Развиваем в них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам народного творчества.
Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывать в детях толерантность. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами.Так у меня возникла необходимость в создании кружка «Народных игр».
Проблема: Недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей. В этом случае дети даже просто не знают названий каких-то игр, и не могут самостоятельно играть или организовать игру, не говоря уже о том, что игры у разных народов разные.
Цель: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения обучающимися народными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность. Повысить двигательную активность детей младшего школьного возраста, через организацию народных игр.
Задачи:
- Познакомить младших школьников с народными играми, отражающими национальный аспект, с историей возникновения игр.
- Содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию воспитанников.
- Научить детей играть активно и самостоятельно.
- Обучить правилам народных игр.
- Приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;проявлять инициативу.
- Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость.
- Воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
- Способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности
- Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к сверстникам, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (памяти, мышления, внимания) в ходе двигательной активности.
Направленность: художественно-эстетическая
Целью художественно — эстетического направления является воспитание художественного вкуса и формирование у учащихся потребности в эстетическом саморазвитии.
Структура художественно — эстетического направления представлена кружком "Народные игры"
Содержание
- 1-й год обучения– 34 часов в год
- 2-й год обучения—34 часов в год
- 3-й год обучения—34 часов в год
- 4-й год обучения—34 часов в год
- Планируемые результаты
Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;
- организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;
- планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
- планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
- излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр.
- Оценка планируемых результатов
Текущая проверка возможна при проведении каждой игры.
По итогам изучения проводится итоговое занятие в форме эстафеты, игры, соревнований. Это позволяет увидеть, насколько ученики научились играть, как они способны в разнообразной игровой обстановке применять умения и навыки в естественных видах движений.
Оцениваются:
- знание правил игры и умение соблюдать их в её процессе;
- умение целесообразно и согласованно действовать в игре;
- умение использовать в определённых игровых ситуациях знакомые двигательные действия.
Перечисленные умения оцениваются с учётом допускаемых ошибок. Условно их разделяют на: мелкие и существенные.
К мелким можно отнести:
- ошибки, связанные с небольшими отклонениями от целесообразного использования двигательных действий, но не оказывающие явно отрицательного влияния на результат игровых действий;
- пассивность ученика во взаимодействиях с другими играющими, нарушение второстепенных правил игры.
Существенными ошибками можно считать:
- нецелесообразное применение двигательных действий, которые нарушают, искажают ход игры или не соответствуют требованиям этики игры;
- несогласованность взаимодействий играющих; преимущественно игра на себя;
незнание или нарушение основных правил.
Программа предполагает самостоятельную игровую деятельность учащихся, направленную на организацию и проведение соревнований и праздников по играм внутри класса, подвижных перемен, внутришкольных мероприятий с включением народных игр, где организаторами будут сами учащиеся.
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр
- Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
- Развить фантазию настолько, чтобы потом сам мог изобретать подобные игры
- Формирования у детей и уверенности в своих силах.
- Умение применять игры в самостоятельных занятиях.
Система представления результатов обучающихся:
- участие в фольклорном досуге, развлечениях, спортивных праздниках;
- презентации итогов работы
- Учебно-методическое обеспечение
- Богданов, Г.П. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом / Г.П. Богданов, О.У. Устенов – М., 2016.
- Горский, В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование» под редакцией В.А. Горского, -2-е изд. – М., Просвещение 2017
- Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.
- Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой,
Л.В. М., Просвещение. 2016г.
- Патрикеев, А.Ю. «Подвижные игры» 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. М., ВАКО. 2017г.
V. Тематическое планирование
1год обучения (2017-2018 год)
№п/п | Дата | Тема |
1 | Русская народная игра "Гуси - лебеди" | |
2 | Русская народная игра "У медведя во бору" | |
3 | Русская народная игра "Филин и пташки" | |
4 | Русская народная игра "Краски" | |
5 | Русская народная игра "Кот и мышь" | |
6 | Русская народная игра "Лапта" | |
7 | Русские народные игры "Игровая", "Почта" | |
8 | Русские народные игры "Коршун", Гуси" | |
9 | Башкирские народные игры "Липкие пеньки""Палка - кидалка" | |
10 | Бурятские народные игры " Табун", Иголка, нитка и узелок" | |
11 | Бурятские народные игры " Волк и ягнята", "Ищет палочку" | |
12 | Дагестанские народные игры " Палочка - стукалочка", Надень папаху" | |
13 | Дагестанские народные игры "Подними платок", Слепой медведь" | |
14 | Игры народов Коми "Стой, олень!", "Охота на оленей" | |
15 | Игры народов Коми " Невод" | |
16 | Игры народов Коми " Ловля оленей" | |
17 | Фольклорный досуг «Русские народные игрища». | |
18 | Русские народные игры "Волк" | |
19 | Русские народные игры « Птицелов" | |
20 | Русские народные игры "Блуждающий мяч" | |
21 | Русские народные игры "Шар" | |
22 | Русская народная игра "Посигутки" | |
23 | Русския народная игра "Выгони мяч" | |
24 | Русская народная игра "Малечина - калечина" | |
25 | Белорусские народные игры«Гуси летят» | |
26 | Белорусские народные игры "Колечко" | |
27 | Белорусские народные игры"Мельница" | |
28 | Белорусские народные игры"Заяц - месяц" | |
29 | Белорусские народные игры "Мельница" | |
30 | Калмыцкие народные игры " Прятки" | |
31 | Калмыцкие народные игры "Кружится вокруг колышка" | |
32 | Дагестанские народные игры " Бег к реке" | |
33 | Дагестанские народные игры "Достань шапку" | |
34 | Развлечение «Богатырские потехи» |
2 год обучения (2018-2019г)
№п/п | Дата | Тема |
1 | Русская народная игра "Гуси - лебеди", "Краски" | |
2 | Русская народная игра "У медведя во бору","Кот и мышь" | |
3 | Русская народная игра "Филин и пташки", "Игровая", "Почта" | |
4 | Марийская народная игра "Биляша" | |
5 | Мордовская народная игра "Раю - рай" | |
6 | Мордовские народные игры "Салки" | |
7 | Мордовские народные игры "Круговой" | |
8 | Северо - осетинские народные игры "Палка" | |
9 | Северо - осетинские народные игры " Перетягивание" | |
10 | Северо - осетинские народные игры "Борьба за флажки", | |
11 | Северо - осетинские народные игры "Гаккарис" | |
12 | Якутские народные игры "Игра в мяч" | |
13 | Якутские народные игры "Волк и жеребята" | |
14 | Чувашские народные игры "Рыбки" | |
15 | Карельская народная игра " Я есть!" | |
16 | Северо - осетинские народные игры " Жмурки - носильщики", | |
17 | Северо - осетинские народные игры "Жмурки" | |
18 | Татарские народные игры "Угадай и догони" | |
19 | Татарские народные игры "Кто дальше бросит?" | |
20 | Татарские народные игры "Мяч по кругу" | |
21 | Татарские народные игры "Спутанные кони" | |
22 | Тувинские народные игры "Стрельба в мишень" | |
23 | Удмурские народные игры "Водяной" | |
24 | Удмурские народные игры "Серый зайка" | |
25 | Удмурские народные игры "Догонялки" | |
26 | Русская народная игра"Вышибалы" | |
27 | Русская народная игра"Резиночки" | |
28 | Русская народная игра"Резиночки","Вышибалы" | |
29 | Якутские народные игры"Игра в мяч","Волк и жеребята" | |
30 | Татарские народные игры "Угадай и догони","Кто дальше бросит?" | |
31 | Удмурские народные игры "Догонялки","Серый зайка" | |
32 | Самые любимые народные игры | |
33 | Самые любимые народные игры | |
34 | Фольклорный праздник « Ваша детская игра завтра станет былью» |
3 год обучения (2019-2020год)
№п/п | Дата | Тема |
1 | Русская народная игра "Ляпка" | |
2 | Русская народная игра "Гонка мяча по улице" | |
3 | Русская народная игра "Стадо" | |
4 | Русская народная игра " Шлёпанки" | |
5 | Русская народная игра "Котлы. Классы" | |
6 | Русская народная игра "Городки". | |
7 | Русская народная игра " Чушки". | |
8 | Русская народная игра "Рюхи". | |
9 | Русская народная игра " Деревянные бабки" | |
10 | Удмурские народные игры " Охота на лося" | |
11 | Удмурские народные игры "Игра с платочком" | |
12 | Чувашские народные игры "Хищник в море" | |
13 | Чувашские народные игры "Луна или солнце" | |
14 | Чувашские народные игры "Расходитесь" | |
15 | Северо - осетинские народные игры "Чепена" | |
16 | Северо - осетинские народные игры "Метание с плеча" | |
17 | Северо - осетинские народные игры "Метание снизу" | |
18 | Северо - осетинские народные игры " Тохси" | |
19 | Татарские народные игры "Продаём горшки" | |
20 | Татарские народные игры "Серый волк" | |
21 | Татарские народные игры " Скок - перескок" | |
22 | Татарские народные игры "Хлопушки" | |
23 | Татарские народные игры "Займи место" | |
24 | Татарские народные игры "Ловишки" | |
25 | Татарские народные игры "Жмурки" | |
26 | Татарские народные игры "Перехватчики" | |
27 | Татарские народные игры "Лисички и курочки" | |
28 | Татарские народные игры "Кто первый?" | |
29 | Русская народная игра "Обыкновенные жмурки" | |
30 | Русская народная игра "Палочка - выручалочка" | |
31 | Русская народная игра "Охотники и утки" | |
32 | Самые любимые народные игры | |
33 | Самые любимые народные игры | |
34 | Фольклорный праздник «Ярмарка народных игр» |
4 год обучения (2020-2021 год)
№п/п | Дата | Тема |
1 | Русская народная игра "Горелки" | |
2 | Русская народная игра "Фанты" | |
3 | Русская народная игра "Пятнашки" | |
4 | Русская народная игра "Пчёлки и ласточка" | |
5 | Русская народная игра "Ястреб и утки" | |
6 | Русская народная игра "Иванка" | |
7 | Русская народная игра "Мороз" | |
8 | Якутская народная игра «Один лишний». | |
9 | Русская народная игра «Третий лишний». | |
10 | Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз" | |
11 | Игры народов Сибири и Дальнего Востока «Рыбаки и рыбки». | |
12 | Украинские народные игры «Колдун" | |
13 | Украинские народные игры «Печки». | |
14 | Белорусские народные игры «Прела – горела" | |
15 | Белорусские народные игры «Заяц – месяц» | |
16 | Латышская народная игра «Птица без гнезда». | |
17 | Латышская народная игра «Птица без гнезда». | |
18 | Азербайджанская народная игра «Вытащи платок» | |
19 | Азербайджанская народная игра «Вытащи платок» | |
20 | Дагестанские народные игры « Бег к реке» | |
21 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга». | |
22 | Еврейские народные игры «Есть у нас козлик" | |
23 | Эстонские народные игры «Черное и белое" | |
24 | Эстонские народные игры «Щелчок» | |
25 | Эстонские народные игры «Сторож». | |
26 | Русские народные игры«Почта" | |
27 | Русские народные игры «Коршун" | |
28 | Русские народные игры «Пчёлки и ласточки» | |
29 | Русские народные игры «Шлёпанки" | |
30 | Русские народные игры «Дедушко - медведушко» | |
31 | Русские народные игры со скакалкой «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». | |
32 | Русские народные хороводные игры «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк». | |
33 | Самые любимые народные игры | |
34 | Праздник «Мир подвижных игр». |
VI Выводы:
Для оздоровления, для воспитания нравственных качеств личности используются различные пути. Одно из направлений – физическая культура, народные игры. Игра являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества.
Наша школа работает несколько лет над сохранением и укреплением здоровья обучающихся и поэтому необходимо ввести кружок “Народные игры”, который направлен на укрепление и сохранение здоровья, способствует развитию двигательных качеств.
Игры на свежем воздухе оказывают большое оздоровительное воздействие, улучшают деятельность всего организма и используются как средство активного отдыха. Во время игр обучающиеся всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр вынуждают их к сдержанности.
В играх ребята отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера. Игры отличаются большой эмоциональностью. При правильной организации и проведении они доставляют обучающимся удовольствие, создают хорошее настроение.
Обучающиеся в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности, инициативы. В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют их индивидуальные особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...