Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика и робототехника в начальной школе"
рабочая программа по информатике на тему
Представлена программа по информатике для внеурочных занятий в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике для внеурочной деятельности | 56.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Гимназия №1
Утверждаю | ||
Директор МОУ Гимназия №1 г. о. Жуковский ___________________/Н.И. Варлыгина/ | ||
Приказ № 500 от 31.08. 2018 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательная информатика и робототехника
в 1 – 4 классах»
Учитель: | Гришина Елена Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории | ||
Количество часов – 32, в неделю – 1 час. | |||
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева» - М.: Баласс, 2012).
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 1-4 классов в течение 160 часов (в том числе в I классе 32 учебных часа из расчета 1 час в неделю, во II классе – 32 учебных часа из расчета 1 час в неделю, в III классе - 32 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 64 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Курс также нацелен на обучение основам робототехники и программирования, создание условий обеспечивающих социально-личностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием компьютерных технологий.
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения различных задач.
- способы создания моделей роботов и программ для их управления.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса занимательной информатики и робототехники – развитие логического, алгоритмического и системного мышление для создания предпосылки успешного освоения фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, а также обучение основам робототехники, предоставляющим большие возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.);
4) ознакомление учащихся со спецификой работы с различными видами роботов, развитие элементов изобретательности, технического мышления и творческой инициативы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями и робототехникой
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- методы практической деятельности в сфере общей кибернетики и роботостроения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Предметные результаты
1-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова;
- определять, различать и называть детали конструктора
- конструировать роботов по простейшим условиям.
2-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
- создавать простейшие модели роботов;
- работать в среде ПервоЛого.
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
- создавать модели роботов и писать для них программы.
4-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»;
- работать в среде Скретч, создавая творческие модели роботов.
Содержание курса
предмета «Занимательная информатика и робототехника»
1 класс
1. Отличительные признаки и составные части предметов (8 ч)
Выделение признаков предметов – цвет, форма, размер, название предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Состав предметов.
2. Последовательность событий (7 ч)
Отношения «больше», «меньше», «равно», «не равно». Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Действия предметов. Последовательность действий. Порядок действий.
3. Множество и его элементы (7 ч)
Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование.
4. Высказывания. Графы (6 ч)
Понятия «истина» и «ложь», отрицание высказываний. Понятие «дерева». Простейшие графы.
5. Основы робототехники. (4 ч). Понятие исполнителя. Среда управления ПервоЛого. Создание робота в среде управления. Костюмы для робота.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате обучения учащиеся должны уметь
- определять цвет, форму, размер предметов, давать им названия;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет,
форма, размер, число элементов и т. д.); - находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить закономерности в расположении фигур по значению
одного признака; - называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова;
- сравнивать и группировать модели роботов и их образцы.
;
;
предмета «Занимательная информатика и робототехника»
2 класс
1. Отличительные признаки и составные части предметов (8 часов)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
2. План действий и его описание (7 часов)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
3. Множества (7 часов)
Множество и его элементы. Сравнение и отображение множеств. Кодирование информации. Отношения между множествами: объединение, пересечение, вложенность.
4. Логические рассуждения (6 часов)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
5. Основы робототехники (4 часа).
Работа в среде ПервоЛого. Модели и моделирование. Пропорции. Создание пейзажа для робота. Простейшие движения роботов. Конструирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;
- создавать простейшие модели роботов;
- работать в среде ПервоЛого.
Содержание курса
предмета «Занимательная информатика и робототехника»
3 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
2. Группы (классы) объектов (7 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
3. Логические рассуждения (8 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
4. Применение моделей (схем) для решения задач (5 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
5. Основы робототехники (4 часа).
Алгоритм. Система команд и отказов для исполнителя. Разработка творческих моделей роботов. Программирование в среде Скретч. Управление спрайтами. Команды движения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
- разрабатывать творческие модели роботов и создавать для них программы.
Содержание курса
предмета «Занимательная информатика и робототехника»
4 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
2. Объекты (7 часов).
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
3. Логические рассуждения (7 часов).
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
4. Применение моделей (схем) для решения задач (6 часов).
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.)
5. Основы робототехники. (4 часа)
Программирование в среде Скретч. Создание более сложных моделей и программ для них.
Программы движения. Использование циклических команд. Совместная работа нескольких роботов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если – то»;
- по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то»;
- разрабатывать программы для роботов с использованием циклических команд.
Тематическое планирование
Класс 1а, б, в
Учебный год 2017 - 2018
Номер | Наименования разделов и тем | Количество часов на изучение темы |
1. | Отличительные признаки и составные части предметов | 8 ч |
2. | Последовательность событий | 7 ч |
3. | Множество и его элементы | 7 ч |
4. | Высказывания. Графы. | 6 ч |
5. | Основы робототехники. | 4 ч |
Тематическое планирование
Класс 2а, б, в ,г
Учебный год 2017 - 2018
Номер | Наименования разделов и тем | Количество часов на изучение темы |
1. | Отличительные признаки и составные части предметов | 8 ч |
2. | План действий и его описание | 7 ч |
3. | Множества | 7 ч |
4. | Логические рассуждения | 6 ч |
5. | Основы робототехники. | 4ч |
Тематическое планирование
Класс 3а, б, в
Учебный год 2017 - 2018
Номер | Наименования разделов и тем | Количество часов на изучение темы |
1. | Алгоритмы | 8 ч |
2. | Группы (классы) объектов | 7ч |
3. | Логические рассуждения | 8 ч |
4. | Применение моделей (схем) для решения задач | 5 ч |
5. | Основы робототехники и программирования. | 4 ч |
Тематическое планирование
Класс 4а, б, в
Учебный год 2017 - 2018
Номер | Наименования разделов и тем | Количество часов на изучение темы |
1. | Алгоритмы | 8 ч |
2. | Объекты | 7 ч |
3. | Логические рассуждения | 7 ч |
4. | Применение моделей (схем) для решения задач | 6 ч |
5. | Основы робототехники и программирования. | 4 ч |
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей ______________________
Рук. ШМО: ______________ /_______________/
( подпись) (расшифровка)
Протокол № от " " августа 2018 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
______________________ /Н.П. Антонова
" 31 " августа 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» Горячев 1-4 класс (для четырёхлетней начальной школы)
Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФ...
Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"
Рабочая программа с тематическим планированием для 1-2 классов по информатике...
Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"
Рабочая программа с тематическим планированием для 3-4 классов по информатике...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика"
Рабочая программа «Информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы -юные робототехники"
Рабочая программа кружка "Мы - юные робототехники" 1-2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экономика –первые шаги» для начальной школы
Программа внеурочной деятельности для начальной школы по экономике, содержит КТП в 1-4 классах....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАРТОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Нартоведение» рассчитана на 1 год обучения (34 часа) для учащихся полилингвальных классов начальной школы и может быть реализована во внеурочное ...