Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм с ветвлениями и циклами. Исполнитель "Колобок"" з класс
план-конспект урока по информатике (3 класс) по теме
Алгоритм с ветвлениями и циклами. Исполнитель "Колобок" з класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_s_vetvleniyami_i_tsiklami_3_klass.docx | 24.09 КБ |
algoritm_s_vetvleniyami_i_tsiklami_3_klass.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ
Тема урока: Алгоритм с ветвлениями и циклами.
Исполнитель «Колобок».
Цель:
- закрепить начальное представление о ветвлениях и циклах в алгоритмах;
- учить отличать условие ветвления от условия повтора;
- закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами;
- познакомить с программой “Колобок на шахматном поле”
- учить составлять алгоритмы с помощью исполнителя «Колобок».
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- уметь отличать условие ветвления от условия повтора;
- выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами;
- составлять сложные алгоритмы с командами, которые выполняются не всегда, и командами, которые выполняются по несколько раз.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения;
- развивать логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
- воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;
- развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативность в выборе решения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Учебник «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 1, автор Горячев А.В.; ПО Microsoft Power Point, Microsoft Word, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
№п/п | ЭТАПЫ УРОКА | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | УУД |
1. | Организационный момент | Организационный настрой на урок | Здравствуйте, дети! Меня зовут Эльвина Рафисовна. И сегодня я проведу у вас урок информатики. Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь. | Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу. | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний | Проверка домашнего задания. Фронтальная работа | Задание №18 с. 16 – Каких зверей удалось найти? (Ёж, медведь, лось, волк, заяц, белка.) – Прочитайте команды алгоритма. (Начало. Найди зверя. Раскрась его. Впиши название зверя в таблицу. Все звери раскрашены? Конец.) – Какие из них нужно обвести? Сколько раз они выполняются? (Нужно обвести все команды, кроме «Начало» и «Конец», - они выполняются столько раз, сколько зверей на рисунке.) –Давайте вспомним, что такое алгоритм.(Алгоритм - это действия, выполненные по порядку.) – С какими алгоритмами вы знакомились? – Что такое ветвление и цикл в алгоритме. (Ветвление – это команда алгоритма, в которой делается выбор: выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условия. Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.) | Отвечают на вопросы учителя. | Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя; дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. |
3. | Мотивационный (сообщение темы урока) | Сообщение темы урока. Определение цели урока. (фронтальная работа) | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – На какие 2 группы разделены вопросы? 1 группа: Чайник пустой? Идёт дождь? Горит зелёный сигнал светофора? Устраивает цена книги? Задачи по математике задавали? 2 группа: Есть ещё игрушки в коробке? В тарелке есть ещё конфеты? Остались яблоки на дереве? Есть невымытые помидоры? Есть не заточенные карандаши? (Одни относятся к вопросам условия алгоритма с ветвлением, а другие относятся к вопросам условия алгоритма с циклом.) – Как вы думаете, какая тема нашего урока? – Какие цели поставим? (Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами) | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель урока. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Составлять план и последовательность действий. Владеть монологичной и диалогичной речью. |
4. | Постановка учебной задачи и ее решение (изучение нового материала) | Индивидуальная и фронтальная беседы | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради. Задание №19 – Рассмотрите рисунок. Что Боб сделал неправильно? (Собрал несъедобные грибы.) – Составьте для него алгоритм. (Начало. Приди на полянку. Найди гриб. Гриб съедобный. Сорви гриб. Все грибы обошел? Конец.) – Какая команда будет выполняться не всегда? Когда её нужно будет пропустить? (Команда «Сорви гриб» не выполняется, если гриб несъедобный.) Обведите прямоугольник с этой командой зеленым карандашом. – Есть ли цикл в этом алгоритме? Какие команды будут выполняться больше одного раза? (Найди гриб. Гриб съедобный. Сорви гриб. Все грибы обошел?) – Сколько раз будут выполняться эти команды? (Сорвать гриб нужно столько раз, сколько будет найдено съедобных грибов, а остальные команды нужно выполнить столько раз, сколько будет найдено всех грибов.) – В каком из двух ромбов записано условие повтора? (Во втором.) Обведите его красным карандашом. Задание №20 – Придумайте и запишите вопросы к рисунку, где Боб собирает грибы. (Вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»: - На рисунке больше двух пней? - На рисунке есть елка? - В корзине Боба есть мухоморы? - Боб собрал все мухоморы? Вопросы, на которые нельзя ответить словами «да» или «нет»: - Сколько грибов на рисунке? - Какая птица на рисунке? - Сколько корзин у Боба?) Задание №21 – Помогите золушке разобрать фасоль. Прочитайте команды подсказки. – Откуда золушка будет брать фасолину? (Из мешка.) Что ей потребуется открыть? (Мешок.) Каких два предмета ей нужно приготовить? (Две пустые корзинки.) – Заполните схему алгоритма. (Начало. Открой мешок. Приготовь две пустые корзины. Возьми одну фасолину. Фасолина белая/черная? Положи в круглую корзину.- Положи в овальную корзину. Мешок пустой? Конец.) – Какие команды будут выполняться не всегда? (Если в мешке есть и белые, и чёрные фасолины, то все команды алгоритма будут выполняться.) – Какие команды будут выполняться больше одного раза? (Возьми одну фасолину. Фасолина белая/черная? Положи в круглую корзину.- Положи в овальную корзину. Мешок пустой?) По сколько раз будет выполнена каждая из этих команд? (Все команды будут выполняться столько раз, сколько фасолин в мешке, кроме двух команд «Положи…»: одна из них будет выполнена столько раз, сколько белых фасолин окажется в мешке, другая столько раз, сколько найдется черных фасолин – Какой вопрос на схеме является условием повтора? («Мешок пустой».) | Выполняют задания. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. Выполняют задания. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. | Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания. Уметь ориентироваться в учебнике; Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания; Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу; Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений. Самостоятельно организовать свое рабочее место; Уметь следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций. |
5. | Физкультминутка | Физкультминутка в игровой форме | Проведём, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Влево, вправо посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так 8 раз – Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили. Раз, два, три, четыре, пять – Можно глазки открывать! | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем. | Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
6. | Решение частных задач (первичное осмысление и закрепление) | – Давайте вспомним, кто такой исполнитель. (Исполнитель – это объект, способный выполнить определенный набор команд.) – С каким исполнителем вы работали на прошлом уроке? – Сегодня познакомимся с новым исполнителем. Колобок на шахматной доске – Алгоритмы – Линейные алгоритмы Задание №1 – Давайте составим алгоритм. Начинаем также, как в тетради. Каждая команда на отдельной строчке. Задание №2 – Нужно побывать во всех клетках, где есть грибы. Задание №3 – Дойдя до цветка, использовать команду «взять». Задание №4 – Посадить цветы на клумбе, с помощью команды «положить» Задание №5 – Собрать все цветы | Выполняют дидактические упражнения. | Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя. | |
7. | Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных знаний (фронтальная работа) | Давайте подведем итоги. – Составляли сложные алгоритмы – в каждом из них были и команды, которые выполняются всегда, и команды, которые выполняются по нескольку раз в цикле. – С каким исполнителем познакомились? – Возможно, ли такое, что Колобок откажется выполнять ваш алгоритм? | Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу | Понимать значение знаний для человека и принимать его; Структурировать знания; Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы. |
Домашнее задание (фронтальная работа) | Проводит инструктаж по выполнению домашней работы. №22 с.19 | Слушают учителя. Записывают домашнее задние |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ветвление – это команда алгоритма, в которой делается выбор: выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условия. Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.
1 группа 2 группа Чайник пустой? Идёт дождь? Горит зелёный сигнал светофора? Устраивает цена книги? Задачи по математике задавали? Есть ещё игрушки в коробке? В тарелке есть ещё конфеты? Остались яблоки на дереве ? Есть невымытые помидоры? Есть не заточенные карандаши?
Тема урока: « Алгоритм с ветвлениями и циклами». Цель: Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами.
Приди на полянку Найди гриб Гриб съедобный? Сорви гриб Да Да Нет Нет Все грибы обошел?
Открой мешок Приготовь две пустые корзины Возьми одну фасолину Фасоль белая? Да Нет Положи в овальную корзину Положи в круглую корзину Мешок пустой? Да
21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по информатике на тему "Алгоритм с ветвлением"
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ «АЛГОРИТМ С ВЕТВЛЕНИЕМ»Цели: закрепить умение составлять алгоритмы ветвящегося вида;воспитывать чувство уважения и сотрудничества при работе в ...
Презентация к открытому уроку по информатике на тему "Алгоритм с ветвлением"
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ «АЛГОРИТМ С ВЕТВЛЕНИЕМ»Цели: закрепить умение составлять алгоритмы ветвящегося вида;воспитывать чувство уважения и сотрудничества при работе в ...
Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм с ветвлением и исполнитель - транспортер" 4 класс
Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм с ветвлением и исполнитель - транспортер" 4 класс...
Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм. Блок-схема. Исполнитель. Транспортер" 3 класс
Конспект урока по информатике на тему: "Алгоритм. Блок-схема. Исполнитель. Транспортер" 3 класс...
3 класс. Конспект урока по информатике по теме: "Алгоритм с ветвлением. Исполнитель. Транспортер"
Тема: Алгоритм с ветвлением. Исполнитель. ТранспортерКласс: 3Цели деятельности учителя: - познакомить учащихся с правильным построением и исправлением алгоритма - научить последовательному ...
Конспект урока по математике на тему: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования нав...