Рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся 2 – 4 классов
рабочая программа по информатике (2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г. 2 класс.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г. 3 класс.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike.docx | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Информатика»
для обучающихся 2 – 4 классов
Составитель:
Меркурьева Ирина михайловна
Ленинск-Кузнецкий
2016
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г. 2 класс.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г. 3 класс.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г. 4 класс.
Оглавление.
Планируемые результаты освоения учебного предмета 3
Содержание учебного предмета на уровне начального общего образования 10
Тематическое планирование по информатике с указанием количества часов
отведенных на усвоение каждой темы 12
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Информатика.
В результате изучения информатики на начальном уровне выпускники начальной школы должны соответствовать текстовой информационной модели выпускника начальной школы, т.е. быть:
- Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.
- Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.
- Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.
- Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции – это «как это работает, что оно может», что причинность – это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».
- Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.
- Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.
- Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.
- С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.
- Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.
- Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.
- Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.
- Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.
- Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.
- Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий.
Реализация курса обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки выпускника начальной школы:
Выпускник научится
- определять основные источники информации;
- использовать назначение основных устройств компьютера;
- соблюдать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
Выпускник получит возможность научиться:
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
- составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
- составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
- сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
- различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
- выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
- определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
- использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
- сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
- обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
- самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
- осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
- решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
- осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
- изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Виды информации. Человек и компьютер.
Выпускник научится:
правилам поведения в кабинете информатики;
распознавать органы чувств человека;
пониманию того, что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;
распределять виды информации по способу восприятия;
определению источников, приёмников, носителя информации;
правилам работы с компьютером и технике безопасности;
пониманию, что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;
применению компьютеров на производстве и в быту.
Выпускник получит возможность научиться:
называть органы чувств человека;
называть виды информации по способу восприятия;
различать источники и приемники информации;
приводить примеры источников, приёмников информации;
уметь использовать обе клавиши мыши для управления экранными объектами.
называть древние и современные носители информации;
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин.
Кодирование информации.
Выпускник научится:
определению носителей информации;
способам кодирования сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита;
различать виды информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличию естественного языка от компьютерного.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры носителей информации в древности и в наши дни;
кодировать и декодировать сообщения при помощи кодовых таблиц и правил;
приводить примеры графической, числовой, текстовой информации.
Информация и данные
Выпускник научится:
возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно;
различать смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»;
пониманию смысла и возможности использования двух знаков для кодирования информации;
определять основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми,
использовать десятичное кодирование.
Выпускник получит возможность научиться:
называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке; формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время»;
решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия;
выбирать из меню нужные операции,
запускать программу и выходить из неё;
выполнять на калькуляторе простые численные расчёты.
Алгоритмы и исполнители
Выпускник научится:
понимать, что алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели;
различать создателя алгоритмов, исполнителя алгоритмов;
отличать программы от алгоритма;
понимать команды робота Вертуна;
понимать линейный алгоритм, повторитель..
Выпускник получит возможность научиться:
запускать программу Пиктомир;
составлять простые линейные программы для робота Вертуна.
Документ и способы его создания
Выпускник научится:
создавать текст;
простейшим приёмам редактирования текста в текстовом редакторе;
вычитывать информацию о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней;
способам передачи письменной (текстовой) информации на большие расстояния; названиям действий с информацией, которыми обозначают тот или иной вид её обработки:
представлению, кодированию и декодированию, сложению, вычитанию.
Выпускник получит возможность научиться:
набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере;
приводить примеры внешней памяти.
Действия с информацией.
Выпускник научится:
понимать, что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
понимать, что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде.
Выпускник получит возможность научиться:
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Мир объектов.
Выпускник научится:
определение объекта;
понимать, что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;
понимать, что каждому объекту можно дать характеристику;
понимать, что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах.
Выпускник получит возможность научиться:
называть виды имен объектов;
различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия; давать характеристику объекту;
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.
Компьютер, системы и сети.
Выпускник научится:
понимать, что компьютер - это система, состоящая из оборудования, программ и данных; понимать назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;
понимать, что электронный документ – это файл с именем;
понимать, что существует определенный порядок хранения файлов – файловая система; различать, что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная;
различать, что такое информационная система и из чего она состоит.
Выпускник получит возможность научиться:
называть части компьютера, программы и виды данных;
уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
уметь находить файл в файловой системе;
использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Понятие, суждение, умозаключение
Выпускник научится:
понимать, что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; понимать, что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой;
понимать, что существуют симметричные и не симметричные понятия;
понимать для чего используют диаграмму Эйлера;
понимать какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение);
различать существование понятий «истина» и «ложь».
рассказывать о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир);
различать объект внутреннего виртуального мира, суждение и умозаключение.
Выпускник получит возможность научиться:
формулировать понятие;
приводить примеры понятий;
определять принадлежат ли термины к понятиям;
обобщать понятия, делить понятия;
приводить примеры отношений между понятиями;
приводить примеры истинных суждений;
приводить примеры ложных суждений;
оценивать истинность высказывания.
Мир моделей.
Выпускник научится:
различать понятие модели объектов,
рассказывать о возможных разновидностях моделей,
говорить о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель;
рассказывать о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом;
различать исполнителя-человека от исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя;
понимать, что такое компьютерная программа.
Выпускник получит возможность научиться:
искать информацию в имеющемся источнике;
приводить примеры моделей;
приводить примеры алгоритмов,
выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом;
приводить примеры способов описания решения задачи;
определять вид алгоритма;
приводить примеры исполнителей;
составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме;
использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи.
Управление.
Выпускник научится:
вычитывать информацию о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»;
понимать, что управление объектами зависит от цели;
понимать, что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д);
понимать, что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать ситуации, связанные с управлением объектами;
называть цель управления для конкретного случая;
приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов;
приводить примеры современных средств коммуникации;
пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи.
2. Содержание учебного предмета на уровне начального общего образования
Виды информации. Человек и компьютер.
Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент.
Кодирование информации.
Носители информации. Кодирование информации. Алфавит и кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.
Информация и данные.
Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные.
Алгоритмы и исполнители
Управление, алгоритмы и исполнители. Знакомство с роботом «Вертуном». Линейные алгоритмы. Повторители.
Документ и способы его создания
Документ, электронный документ. Поиск документа. Создание текстового и графического документа.
Действия с информацией.
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Мир объектов.
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Компьютер, системы и сети.
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Понятие, суждение, умозаключение
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.
Мир моделей.
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.
Управление.
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
3. Тематическое планирование по информатике с указанием количества часов отведенных на усвоение каждой темы для 2-4 классов.
2 класс (первый год обучения)
34 часа – 1 час в неделю
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Виды информации. Человек и компьютер | 8 |
2 | Кодирование информации | 8 |
3 | Информация и данные | 7 |
4 | Документ и способы его создания. | 10 |
5 | Резерв | 1 |
Итого: | 34 |
3 класс
34 часа – 1 час в неделю
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Информация, человек и компьютер | 6 |
2 | Действия с информацией | 10 |
3 | Мир объектов | 8 |
4 | Компьютер, системы и сети | 9 |
5 | Резерв | 1 |
Итого: | 34 |
4 класс
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Повторение | 7 |
2 | Понятие, суждение, умозаключение | 9 |
3 | Мир моделей | 8 |
4 | Информационное управление | 10 |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование по информатике.
2 класс 34 часа – 1 час в неделю.
№ пп | Название раздела, тема. | Кол-во часов | Примечание | ||
План | Факт | ||||
Виды информации. Человек и компьютер. | 8 ч | ||||
1 | Человек и информация. | 1 | |||
2 | Какая бывает информация. | 1 | |||
3 | Источники информации. | 1 | |||
4 | Приемники информации. | 1 | |||
5 | Компьютер и его части. | 1 | |||
6 | Компьютер и его части. | 1 | |||
7 | Повторение, работа со словарем. | 1 | |||
8 | Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер». | 1 | |||
Кодирование информации. | 8 ч | ||||
9 | Носители информации. Р.н.о. | 1 | |||
10 | Кодирование информации | 1 | |||
11 | Кодирование информации | 1 | |||
12 | Письменные источники информации. | 1 | |||
13 | Языки людей и языки программирования. | 1 | |||
14 | Повторение, работа со словарем. | 1 | |||
15 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации». | 1 | |||
16 | Повторение. Р.н.о. | 1 | |||
Информация и данные. | 7 ч | ||||
17 | Текстовые данные. | 1 | |||
18 | Графические данные. | 1 | |||
19 | Числовая информация. | 1 | |||
20 | Десятичное кодирование. | 1 | |||
21 | Двоичное кодирование. | 1 | |||
22 | Числовые данные. | 1 | |||
23 | Контрольная работа «Информация и данные». | 1 | |||
Документ и способы его создания. | 10 ч | ||||
24 | Документ и его создание. Р.н.о | 1 | |||
25 | Электронный документ и файл. | 1 | |||
26 | Поиск документа. | 1 | |||
27 | Создание текстового документа. | 1 | |||
28 | Создание графического документа. | 1 | |||
29 | Повторение, работа со словарем. | 1 | |||
30 | Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания.». | 1 | |||
31 | Р.н.о. | 1 | |||
32 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||
33 | Р.н.о. | 1 | |||
34 | Резерв | 1ч |
Тематическое планирование по информатике.
3 класс 34 часа – 1 час в неделю.
№ пп | Название раздела, тема. | Кол-во часов | Примечание | ||
План | Факт | ||||
Информация, человек и компьютер. | 6 ч | ||||
1 | Человек и информация. | 1 | |||
2 | Источники и приемники информации. | 1 | |||
3 | Носители информации. | 1 | |||
4 | Компьютер. | 1 | |||
5 | Повторение, работа со словарем. | 1 | |||
6 | Контрольная работа по теме «Информация, человек и компьютер». | 1 | |||
Действия с информацией | 10 ч | ||||
7 | Получение информации. Р.н.о. | 1 | |||
8 | Представление информации. | 1 | |||
9 | Кодирование информации | 1 | |||
10 | Кодирование и шлифование данных. | 1 | |||
11 | Хранение информации | 1 | |||
12 | Обработка информации | 1 | |||
13 | Обработка информации | 1 | |||
14 | Повторение, работа со словарем. | 1 | |||
15 | Контрольная работа по теме «Действия с информацией». | 1 | |||
16 | Повторение. Р.н.о. | 1 | |||
Мир объектов. | 8 ч | ||||
17 | Объект, его имя и свойства. | 1 | |||
18 | Объект, его имя и свойства. | 1 | |||
19 | Функции объекта. | 1 | |||
20 | Функции объекта. | 1 | |||
21 | Отношения между объектами. | 1 | |||
22 | Характеристика объекта. | 1 | |||
23 | Документ и данные об объекте. | 1 | |||
24 | Контрольная работа по теме «Мир объектов». | 1 | |||
Компьютер, системы и сети. | 9 ч | ||||
25 | Компьютер это система. Р.н.о. | 1 | |||
26 | Системные программы и операционная система | 1 | |||
27 | Файловая система. | 1 | |||
28 | Компьютерные сети. | 1 | |||
29 | Операционная система. | 1 | |||
30 | Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети». | 1 | |||
31 | Повторение, работа со словарем. Р.н.о | 1 | |||
32 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||
33 | Повторение, работа со словарем. Р.н.о | 1 | |||
34 | Резерв. | 1 ч |
Тематическое планирование по информатике.
4 класс 34 часа – 1 час в неделю.
№ пп | Название раздела, тема. | Кол-во часов | Примечание | ||
План | Факт | ||||
Повторение. | 7 ч | ||||
1 | Человек в мире информации. | ||||
2 | Действия с данными. | ||||
3 | Объект и его свойства. | ||||
4 | Отношения между объектами. | ||||
5 | Компьютер как система. | ||||
6 | Компьютерный практикум. | ||||
7 | Контрольная работа по теме «Повторение» | ||||
Суждение, умозаключение, понятие. | 9 ч | ||||
8 | Мир понятий. Р.н.о. | ||||
9 | Деление понятий. | ||||
10 | Обобщение понятий. | ||||
11 | Отношения между понятиями. | ||||
12 | Понятие «истина» и «ложь». | ||||
13 | Суждение. | ||||
14 | Умозаключение. | ||||
15 | Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие» | ||||
16 | Компьютерный практикум. Р.н.о. | ||||
Мир моделей. | 8 ч | ||||
17 | Модель объекта. | ||||
18 | Текстовая и графическая модели. | ||||
19 | Алгоритм как модель действий. | ||||
20 | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. | ||||
21 | Исполнитель алгоритма. | ||||
22 | Компьютер как исполнитель. | ||||
23 | Контрольная работа по теме «Мир моделей». | ||||
24 | Компьютерный практикум. Р.н.о. | ||||
Управление. | 10 ч | ||||
25 | Кто кем и зачем управляет. | ||||
26 | Управляющий объект и объект управления. | ||||
27 | Цель управления. | ||||
28 | Управляющее воздействие. | ||||
29 | Средство управления. | ||||
30 | Результат управления. | ||||
31 | Современные средства коммуникации. | ||||
32 | Контрольная работа по теме «Управление». | ||||
33 | Итоговая контрольная работа. | ||||
34 | Повторение. Р.н.о. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Информатика» для 4 класса авторы С.Н. Тур, Т.П. Бокучава
Рабочая программа учебного курса информатики для 4 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы курса информатики для обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений ав...
Рабочая программа учебного предмета "Информатика" для 2 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 2 класса к учебному курсу “Информатика” А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко создана на основе следующих документов:Закон РФ «Об образовании»;Федерального госу...
Рабочая программа по предмету Информатика, 4 класс
Программа и тематическое планирование по информатике и ИКТ для начальной школы рассчитаны на использование УМК авторов Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатовой, JI. П. Панкратовой, Н.А....
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов
Составлена на основе Примерной программы начального общего образования «Информатика и ИКТ: программа курса (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010), авторской программы курса «Информатик...
Рабочая программа по предмету «Информатика» 2-4 классы
Рабочая программа по предмету «Информатика» для уровня начального общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образо...
Рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Закон &la...