Рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся 2 – 4 классов
рабочая программа по информатике (2, 3, 4 класс) на тему

Меркурьева Ирина Михайловна

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г.  2 класс.

Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г.  3 класс.

Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г.  4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_informatike.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Информатика»

для обучающихся 2 – 4   классов

                                Составитель:

                                                                       

                                                               Меркурьева Ирина михайловна                                                  

Ленинск-Кузнецкий

2016

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г.  2 класс.

Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г.  3 класс.

Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К. и др. Информатика. Бином. Лаборатория знаний. 2013 г.  4 класс.

Оглавление.

Планируемые результаты освоения  учебного предмета                                             3

Содержание учебного предмета на уровне начального общего образования           10

Тематическое планирование по информатике с указанием количества часов

отведенных на усвоение каждой темы                                                                           12

1.Планируемые результаты освоения  учебного предмета

Информатика.

В результате изучения информатики на начальном уровне выпускники начальной школы должны соответствовать текстовой информационной модели выпускника начальной школы, т.е. быть:

  • Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.
  • Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.
  • Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.
  • Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции – это «как это работает, что оно может», что причинность – это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».
  • Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.
  • Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.
  • Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.
  • С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.
  • Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.
  • Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.
  • Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.
  • Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.
  • Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.
  • Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий.

Реализация курса обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки выпускника начальной школы:

Выпускник научится

  • определять основные источники информации;
  • использовать назначение основных устройств компьютера;
  • соблюдать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

Выпускник получит возможность научиться:

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
  • составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
  • составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
  • сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
  • различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
  • различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
  • выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
  • определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
  • сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
  • обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
  • самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
  • осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
  • решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
  • осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
  • изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

Виды информации. Человек и компьютер.

Выпускник научится:

правилам поведения в кабинете информатики;

распознавать органы чувств человека;

пониманию того, что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;

распределять виды информации по способу восприятия;

определению источников, приёмников, носителя информации;

правилам работы с компьютером и технике безопасности;

пониманию, что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;

применению компьютеров на производстве и в быту.

Выпускник получит возможность научиться:

называть органы чувств человека;

называть  виды информации по способу восприятия;

различать источники и приемники информации;

приводить примеры источников, приёмников информации;

уметь использовать обе клавиши мыши для управления экранными объектами.

называть древние и современные носители информации;

представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;

использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин.

Кодирование информации.

Выпускник научится:

определению  носителей информации;

способам  кодирования сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита;

различать виды информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличию  естественного языка от компьютерного.

Выпускник получит возможность научиться:

приводить примеры носителей информации в древности и в наши дни;

кодировать и декодировать  сообщения при помощи кодовых таблиц и правил;

приводить примеры графической, числовой, текстовой информации.

Информация и данные

Выпускник научится:

возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно;

различать смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»;

пониманию смысла и возможности использования двух знаков для кодирования информации;  

определять основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми,

использовать десятичное кодирование.

Выпускник получит возможность научиться:

называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке;  формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время»;

решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия;

выбирать из меню нужные операции,

запускать программу и выходить из неё;

выполнять на калькуляторе простые численные расчёты.

Алгоритмы и исполнители

Выпускник научится:

понимать, что алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели;

различать создателя алгоритмов, исполнителя алгоритмов;

отличать программы от алгоритма;

понимать команды робота Вертуна;

понимать линейный алгоритм, повторитель..

Выпускник получит возможность научиться:

запускать программу Пиктомир;

составлять простые линейные программы для робота Вертуна.

Документ и способы его создания

Выпускник научится:

создавать текст;  

простейшим приёмам редактирования текста в текстовом редакторе;

вычитывать информацию о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней;

способам передачи письменной (текстовой)  информации на большие расстояния; названиям действий с информацией, которыми обозначают тот или иной  вид её обработки:

представлению, кодированию  и декодированию, сложению, вычитанию.

Выпускник получит возможность научиться:

набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере;

приводить примеры внешней памяти.

Действия с информацией.

Выпускник научится:

понимать, что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

понимать, что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде.

Выпускник получит возможность научиться:

получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.

Мир объектов.

Выпускник научится:

определение объекта;

понимать, что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;

понимать, что каждому объекту можно дать характеристику;

понимать, что документы  - это информационные объекты, содержащие данные об объектах.

Выпускник получит возможность научиться:

называть виды имен объектов;

различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия; давать характеристику объекту;

представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;

работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.

Компьютер, системы и сети.

Выпускник научится:

понимать, что компьютер  - это система, состоящая из оборудования, программ и данных; понимать назначение и виды различных программ: системных, прикладных, инструментальных;

понимать, что электронный документ – это файл с именем;

понимать, что существует определенный порядок хранения файлов – файловая  система; различать, что такое компьютерная сеть: локальная и глобальная;

различать, что такое информационная система и из чего она состоит.

Выпускник получит возможность научиться:

называть части компьютера, программы и  виды данных;

уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;

уметь находить файл в файловой системе;

использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет;

использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.

Понятие, суждение, умозаключение

Выпускник научится:

понимать,  что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; понимать, что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой;

понимать, что существуют  симметричные и не симметричные понятия;

понимать для чего используют диаграмму Эйлера;

понимать какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение);

различать  существование понятий «истина» и «ложь».

рассказывать  о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир);

различать объект внутреннего виртуального мира, суждение и умозаключение.

Выпускник получит возможность научиться:

формулировать понятие;

приводить примеры понятий;

определять принадлежат ли термины к понятиям;

обобщать понятия, делить понятия;

приводить примеры отношений между понятиями;

приводить примеры истинных суждений;

приводить примеры ложных суждений;

оценивать истинность высказывания.

Мир моделей.

Выпускник научится:

различать понятие модели объектов,

рассказывать о возможных разновидностях моделей,  

говорить о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель;

рассказывать о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом;  

различать исполнителя-человека  от исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя;

понимать, что такое компьютерная программа.

Выпускник получит возможность научиться:

искать  информацию в имеющемся источнике;

приводить примеры моделей;

приводить примеры алгоритмов,

выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом;

приводить примеры способов описания решения задачи;

определять вид алгоритма;

приводить примеры исполнителей;

составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме;

использовать  электронные образовательные ресурсы для решения  поставленной задачи.

Управление.

Выпускник научится:

вычитывать информацию о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»;

понимать, что управление объектами зависит от цели;

понимать, что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д);

понимать, что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации.

Выпускник получит возможность научиться:

узнавать ситуации, связанные с управлением объектами;

называть цель управления для конкретного случая;

приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов;

приводить примеры современных средств коммуникации;

пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи.

2. Содержание учебного предмета на уровне начального общего образования

Виды информации. Человек и компьютер.

Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент.

Кодирование информации.

Носители информации. Кодирование информации. Алфавит и кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.

Информация и данные.

Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные.

Алгоритмы и исполнители

Управление, алгоритмы и исполнители. Знакомство с роботом «Вертуном». Линейные алгоритмы. Повторители.

Документ и способы его создания

Документ, электронный документ.  Поиск документа. Создание текстового и графического документа.

Действия с информацией.

Получение информации.  Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.

Мир объектов.

Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.

Компьютер, системы и сети.

Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.

Понятие, суждение, умозаключение

Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.

Мир моделей.

Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.

Управление.

Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.

3. Тематическое планирование по информатике с указанием количества часов отведенных на усвоение каждой темы для 2-4 классов.

2 класс (первый год обучения)

34 часа – 1 час в неделю

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Виды информации. Человек и компьютер

8

2

Кодирование информации

8

3

Информация и данные

7

4

Документ и способы  его создания.

10

5

Резерв

1

Итого:

34

3 класс

34 часа – 1 час в неделю

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Информация, человек и компьютер

6

2

Действия с информацией

10

3

Мир объектов

8

4

Компьютер, системы и сети

9

5

Резерв

1

Итого:

34

4 класс

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Повторение

7

2

Понятие, суждение, умозаключение

9

3

Мир моделей

8

4

Информационное управление

10

Итого:

34

Тематическое планирование  по информатике.

2 класс 34 часа – 1 час в неделю.

№ пп

Название раздела, тема.

Кол-во

часов

Примечание

      План

     Факт

Виды информации. Человек и компьютер.

8 ч

1

Человек и информация.

1

2

Какая бывает информация.

1

3

Источники информации.

1

4

Приемники информации.

1

5

Компьютер и его части.

1

6

Компьютер и его части.

1

7

Повторение,  работа со словарем.

1

8

Контрольная работа по теме «Виды

информации. Человек и компьютер».

1

Кодирование информации.

8 ч

9

Носители информации. Р.н.о.

1

10

Кодирование информации

1

11

Кодирование информации

1

12

Письменные источники информации.

1

13

Языки людей и языки

программирования.

1

14

Повторение,  работа со словарем.

1

15

Контрольная работа по теме

«Кодирование информации».

1

16

Повторение. Р.н.о.

1

Информация и данные.

7 ч

17

Текстовые данные.

1

18

Графические данные.

1

19

Числовая информация.

1

20

Десятичное кодирование.

1

21

Двоичное кодирование.

1

22

Числовые данные.

1

23

Контрольная работа

«Информация и данные».

1

Документ и способы его создания.

10 ч

24

Документ и его создание. Р.н.о

1

25

Электронный документ и файл.

1

26

Поиск документа.

1

27

Создание текстового документа.

1

28

Создание графического документа.

1

29

Повторение,  работа со словарем.

1

30

Контрольная работа по теме

«Документ и способы его создания.».

1

31

Р.н.о.

1

32

Итоговая контрольная работа.

1

33

Р.н.о.

1

34

Резерв

Тематическое планирование  по информатике.

3 класс 34 часа – 1 час в неделю.

№ пп

Название раздела, тема.

Кол-во

часов

Примечание

      План

     Факт

Информация, человек и компьютер.

6 ч

1

Человек и информация.

1

2

Источники и приемники информации.

1

3

Носители информации.

1

4

Компьютер.

1

5

Повторение,  работа со словарем.

1

6

Контрольная работа по теме

«Информация, человек и компьютер».

1

Действия с информацией

10 ч

7

Получение информации. Р.н.о.

1

8

Представление информации.

1

9

Кодирование информации

1

10

Кодирование и шлифование данных.

1

11

Хранение информации

1

12

Обработка информации

1

13

Обработка информации

1

14

Повторение,  работа со словарем.

1

15

Контрольная работа по теме

«Действия с информацией».

1

16

Повторение. Р.н.о.

1

Мир объектов.

8 ч

17

Объект, его имя и свойства.

1

18

Объект, его имя и свойства.

1

19

Функции объекта.

1

20

Функции объекта.

1

21

Отношения между объектами.

1

22

Характеристика объекта.

1

23

Документ и данные об объекте.

1

24

Контрольная работа по теме

«Мир объектов».

1

Компьютер, системы и сети.

9 ч

25

Компьютер  это система. Р.н.о.

1

26

Системные программы и

операционная система

1

27

Файловая система.

1

28

Компьютерные сети.

1

29

Операционная система.

1

30

Контрольная работа по теме

«Компьютер, системы и сети».

1

31

Повторение,  работа со словарем. Р.н.о

1

32

Итоговая контрольная работа.

1

33

Повторение,  работа со словарем. Р.н.о

1

34

Резерв.

1 ч

Тематическое планирование  по информатике.

4 класс 34 часа – 1 час в неделю.

№ пп

Название раздела, тема.

Кол-во

часов

Примечание

      План

     Факт

Повторение.

7 ч

1

Человек в мире информации.

2

Действия с данными.

3

Объект и его свойства.

4

Отношения между объектами.

5

Компьютер как система.

6

Компьютерный практикум.

7

Контрольная работа по теме

«Повторение»

Суждение, умозаключение, понятие.

9 ч

8

Мир понятий. Р.н.о.

9

Деление понятий.

10

Обобщение понятий.

11

Отношения между понятиями.

12

Понятие «истина» и «ложь».

13

Суждение.

14

Умозаключение.

15

Контрольная работа по теме

«Суждение, умозаключение, понятие»

16

Компьютерный практикум. Р.н.о.

Мир моделей.

8 ч

17

Модель объекта.

18

Текстовая и графическая модели.

19

Алгоритм как модель действий.

20

Формы записи алгоритмов.

Виды алгоритмов.

21

Исполнитель алгоритма.

22

Компьютер как исполнитель.

23

Контрольная работа по теме

«Мир моделей».

24

Компьютерный практикум. Р.н.о.

Управление.

10 ч

25

Кто кем и зачем управляет.

26

Управляющий объект и объект

управления.

27

Цель управления.

28

Управляющее воздействие.

29

Средство управления.

30

Результат управления.

31

Современные средства коммуникации.

32

Контрольная работа по теме

«Управление».

33

Итоговая контрольная работа.

34

Повторение. Р.н.о.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Информатика» для 4 класса авторы С.Н. Тур, Т.П. Бокучава

Рабочая программа учебного курса информатики для 4 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы курса информатики для обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений ав...

Рабочая программа учебного предмета "Информатика" для 2 класс

Рабочая программа  по информатике и ИКТ для 2 класса к учебному курсу “Информатика” А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко создана на основе следующих документов:Закон РФ «Об образовании»;Федерального госу...

Рабочая программа по предмету Информатика, 4 класс

Программа и тематическое плани­рование по информатике и ИКТ  для начальной школы рассчита­ны на использование УМК авторов Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатовой, JI. П. Панкратовой, Н.А....

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов

Составлена на основе Примерной программы начального общего образования «Информатика и ИКТ: программа курса (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010), авторской программы курса «Информатик...

Рабочая программа по предмету «Информатика» 2-4 классы

Рабочая программа по предмету «Информатика» для уровня начального общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образо...

Рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся 3 класса   на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Закон &la...