Рабочая программа по предмету «Информатика» для 4 класса авторы С.Н. Тур, Т.П. Бокучава
календарно-тематическое планирование (информатика, 4 класс) по теме

Кутепова Елена Петровна

 

Рабочая программа учебного курса информатики для 4 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы курса информатики для обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений автора С.Н. Тур, Т.П. Бокучава  (Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2008 года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_informatika_4_klass.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 6 г. Невинномысска

«Согласовано»                                

зам. директора  по УВР        

________________М.В.Агаркова                

Протокол № _________________                                                                                                                                             «_26__» _августа_ 2011 г.

« Согласовано»                                

зав. кафедрой        

________________Н. П. Голищева                

«_26__» _августа_ 2011 г.

«Утверждаю»

директор лицея

____________С. Б. Денисюк

Приказ № _____________                                                                                                                                                                      «_26__» _августа_ 2011 г.

Рабочая программа по предмету «Информатика»

для 4 класса

Программа предназначена для реализации в 2011-2012 учебном году.

Автор - составитель программы

учитель начальных классов высшей категории

Кутепова Елена Петровна.

Рассмотрено на заседании

научно-методического совета МОУ Лицей № 6

протокол № _________ от «_______»_____________ 2011 года.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса информатики для 4 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы курса информатики для обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений автора С.Н. Тур, Т.П. Бокучава  (Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2008 года).

В соответствии с  учебным планом школы на 2010/2011 учебный год данная программа рассчитана на 34 часов, в том числе на контрольные – 4 часа.

Курс информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навык работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Материал курса излагается с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их знаний. Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи.

Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе).

В курсе программы основное внимание уделяется алгоритмам решения задач и исполнителям. На многочисленных примерах рассматриваются типы алгоритмов, формируются такие понятия информатики, как «команда», «исполнитель», «алгоритм». Понятие координатной плоскости вводится как обобщение графических построений. Учебный исполнитель Колобок позволяет осваивать материал как в машинном, так и в безмашинном варианте.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Цели изучения информатики в начальной школе:

  1. освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
  2. овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  3. развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  4. воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Решаются следующие задачи общего учебного процесса:

  1. формирование общеучебных умении: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
  2. формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  3. формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умении составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
  4. привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.

В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии".

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

  1. отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
  2. формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
  3. индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
  4. овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
  5. соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

Содержание программы

Четвертый класс (34 часа)

Повторение изученного материала (2 часа). Повторение.

Алгоритмы и исполнители (26 часов). Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Контрольная работа. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Алгоритмический язык стрелок: линейные алгоритмы, игра"Найди клад"; контрольная работа; циклические алгоритмы; пропедевтика вложенных циклов; контрольная работа. Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет". Алгоритмы работы на координатной плоскости. Повторение изученного материала. Годовая контрольная работа.

Контрольные работы (4 часа).

Резерв (2 часа)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  1. критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  1. уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  1. осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  1. начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

1. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  1. формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  1. оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  1. использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  1. подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

2. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  1. поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. моделирование – преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характе ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  1. анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);
  1. синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  1. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  1. подведение под понятие;
  1. установление причинно-следственных связей;
  1. построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  1. выслушивание собеседника и ведение диалога;
  1. признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

Учащиеся должны знать:

  1. роль информации в деятельности человека;
  2. источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
  3. виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
  4. типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
  5. способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
  6. понятия алгоритма, исполнителя, блок-схема;
  7. знать систему команд алгоритмического языка стрелок;
  8. иметь представление о координате точки и координатной плоскости;
  9. назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
  10. этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
  2. выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
  3. решать логические задачи;
  4. решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
  5. приводить примеры массивов, работать с одним и несколькими массивами в пределах изученного материала;
  6. упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);
  7. осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
  8. организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
  9. кодировать информацию одним из изученных способов;
  10. уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для Исполнителя Колобка;
  11. организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы к базе данных в пределах изученного материала;
  12. выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  13. исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
  14. работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;
  15. вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания  и умения в учебной деятельности и повседневной жизни;

  1. готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
  2. применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  3. придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. учебник-тетрадь для учащихся (С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Информатика 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2008 года);
  2. методические рекомендации для учителя на каждый год обучения (С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ - Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2005 года);
  3. самостоятельные, проверочные и контрольные работы (в 2-х вариантах) в 4 классе — вынесены в отдельную тетрадь-вкладыш;
  4. электронное пособие, содержащее учебные программы для уроков со 2 по 4 классы (на CD)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы

Дата

знания

умения

Личностные, метапредметные и результаты

1.

1.

Повторение изученного материала

Повторение изученного материала

1

Правила техники безопасности

Уметь выполнять правила

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

2

Повторение изученного материала

1

История развития вычислительной техники, виды информационных процессов, устройств

Умение использовать ссылки при поиске

2.

3

Алгоритмы и исполнители

Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов

1

История развития вычислительной техники, понятие алгоритм, исполнитель

Уметь анализировать и делать выводы

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

4

Примеры алгоритмов

1

Алгоритмы в математике

Уметь анализировать и делать выводы

5

Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами".

1

Виды алгоритмов, графический способ записи алгоритмов, линейные алгоритмы

Уметь составлять алгоритмы

6

Разветвляющиеся и циклические алгоритмы

1

Разветвляющие и циклические алгоритмы

Уметь графически записывать алгоритмы

7

Контрольная работа

1

Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы

Уметь графически записывать алгоритмы

«Алгоритм и исполнитель»

Тетрадь-вкладыш

С.Н. Тур, Т.П. Бокучава  Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2007 г. С.3

8

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы

Уметь находить и исправлять ошибки

Разбор ошибок

9

Знакомство с алгоритмическим языком стрелок

1

Краткая и доступная форма записи простейших алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок, исполнитель и его характеристики

Уметь работать с исполнителем «Колобок»

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

10

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы

1

Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок

Уметь работать с исполнителем «Колобок»

11

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы

1

Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок

Уметь работать с исполнителем «Колобок»

12

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы

1

Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок

Уметь работать с исполнителем «Колобок»

13

Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Игра "Найди клад"

1

Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов рисования симметричных изображений фигур и букв

Уметь работать с исполнителем «Колобок»

14

Подготовка к контрольной работе

1

Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок

Уметь работать с исполнителем «Колобок»

15

Контрольная работа

1

Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок

Уметь работать с исполнителем «Колобок»

Составление простейших программ

«Линейные алгоритмы»

Тетрадь-вкладыш

С.Н. Тур, Т.П. Бокучава  Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2007 г. С.7

16

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

Уметь составлять алгоритмы

17

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы

1

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок

Уметь составлять циклические алгоритмы

        планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

        поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

        моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

18

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы

1

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок

Уметь составлять циклические алгоритмы

19

Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы

1

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок

Уметь составлять циклические алгоритмы

20

Алгоритмический язык стрелок — пропедевтика вложенных циклов

1

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок, вложенные циклы

Уметь составлять циклические алгоритмы

21

Подготовка к контрольной работе

1

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок

Уметь составлять циклические алгоритмы

22

Контрольная работа

1

Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок

Уметь составлять циклические алгоритмы

«Линейные и циклические алгоритмы»

Тетрадь-вкладыш

С.Н. Тур, Т.П. Бокучава  Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2011 г. С.11

23

Исполнитель Колобок на линейке

1

Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел

Уметь составлять алгоритмы

Составление алгоритмов.

24

Исполнитель Колобок на линейке

1

Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел

Уметь составлять алгоритмы

Составление алгоритмов.

25

Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа

1

Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел

Уметь составлять алгоритмы

освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Тетрадь-вкладыш

С.Н. Тур, Т.П. Бокучава  Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2011 г. С.15

26

Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет"

1

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость

Уметь работать на координатной плоскости

27

Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет"

1

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами

28

Алгоритмы работы на координатной плоскости

1

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами

29

Повторение изученного материала

1

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем

30

Подготовка к годовой контрольной работе

1

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем

31

Годовая контрольная работа

1

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем

Тетрадь-вкладыш

С.Н. Тур, Т.П. Бокучава  Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2011 г. С.17

32

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти

1

Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке

Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем

3.

33-34

Резерв (2 часа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.

Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...

УМК «Гармония», рабочая программа по предмету «ИЗО» 2 класс , автор Копцева Т. А.

УМК «Гармония»,  рабочая программа по предмету «ИЗО»  2 класс , автор  Копцева Т. А....

Рабочая программа учебного предмета "Информатика" для 2 класс

Рабочая программа  по информатике и ИКТ для 2 класса к учебному курсу “Информатика” А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко создана на основе следующих документов:Закон РФ «Об образовании»;Федерального госу...

Рабочая программа по предмету Информатика, 4 класс

Программа и тематическое плани­рование по информатике и ИКТ  для начальной школы рассчита­ны на использование УМК авторов Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатовой, JI. П. Панкратовой, Н.А....

Рабочая программа по предмету «Информатика» 4 класс (УМК «Школа России)

Рабочая программа  по предмету «Информатика» 4 класс (УМК «Школа России)...

Рабочая программа по предмету «Информатика» 1 класс (УМК «Школа России)

Рабочая программа по предмету «Информатика» 1 класс (УМК «Школа России)...


 

Комментарии

Отличная качественная разработка! Спасибо! Удач Вам и новых достижений!