Рабочая программа по предмету «Информатика» для 4 класса авторы С.Н. Тур, Т.П. Бокучава
календарно-тематическое планирование (информатика, 4 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса информатики для 4 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы курса информатики для обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений автора С.Н. Тур, Т.П. Бокучава (Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2008 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_informatika_4_klass.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 6 г. Невинномысска
«Согласовано» зам. директора по УВР ________________М.В.Агаркова Протокол № _________________ «_26__» _августа_ 2011 г. | « Согласовано» зав. кафедрой ________________Н. П. Голищева «_26__» _августа_ 2011 г. | «Утверждаю» директор лицея ____________С. Б. Денисюк Приказ № _____________ «_26__» _августа_ 2011 г. |
Рабочая программа по предмету «Информатика»
для 4 класса
Программа предназначена для реализации в 2011-2012 учебном году.
Автор - составитель программы
учитель начальных классов высшей категории
Кутепова Елена Петровна.
Рассмотрено на заседании
научно-методического совета МОУ Лицей № 6
протокол № _________ от «_______»_____________ 2011 года.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса информатики для 4 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы курса информатики для обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений автора С.Н. Тур, Т.П. Бокучава (Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2008 года).
В соответствии с учебным планом школы на 2010/2011 учебный год данная программа рассчитана на 34 часов, в том числе на контрольные – 4 часа.
Курс информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навык работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Материал курса излагается с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их знаний. Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи.
Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе).
В курсе программы основное внимание уделяется алгоритмам решения задач и исполнителям. На многочисленных примерах рассматриваются типы алгоритмов, формируются такие понятия информатики, как «команда», «исполнитель», «алгоритм». Понятие координатной плоскости вводится как обобщение графических построений. Учебный исполнитель Колобок позволяет осваивать материал как в машинном, так и в безмашинном варианте.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Цели изучения информатики в начальной школе:
- освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
- овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
- воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Решаются следующие задачи общего учебного процесса:
- формирование общеучебных умении: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
- формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умении составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
- привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.
В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии".
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
- отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
- формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
- индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
- овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
- соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Содержание программы
Четвертый класс (34 часа)
Повторение изученного материала (2 часа). Повторение.
Алгоритмы и исполнители (26 часов). Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Контрольная работа. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Алгоритмический язык стрелок: линейные алгоритмы, игра"Найди клад"; контрольная работа; циклические алгоритмы; пропедевтика вложенных циклов; контрольная работа. Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет". Алгоритмы работы на координатной плоскости. Повторение изученного материала. Годовая контрольная работа.
Контрольные работы (4 часа).
Резерв (2 часа)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
1. Технологический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
2. Логико-алгоритмический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характе ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу
Учащиеся должны знать:
- роль информации в деятельности человека;
- источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
- виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
- типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
- способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
- понятия алгоритма, исполнителя, блок-схема;
- знать систему команд алгоритмического языка стрелок;
- иметь представление о координате точки и координатной плоскости;
- назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
- этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
- выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
- выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
- решать логические задачи;
- решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
- приводить примеры массивов, работать с одним и несколькими массивами в пределах изученного материала;
- упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
- организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
- кодировать информацию одним из изученных способов;
- уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для Исполнителя Колобка;
- организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы к базе данных в пределах изученного материала;
- выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
- работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;
- вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК).
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни;
- готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
- применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
- придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- учебник-тетрадь для учащихся (С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Информатика 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2008 года);
- методические рекомендации для учителя на каждый год обучения (С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ - Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2005 года);
- самостоятельные, проверочные и контрольные работы (в 2-х вариантах) в 4 классе — вынесены в отдельную тетрадь-вкладыш;
- электронное пособие, содержащее учебные программы для уроков со 2 по 4 классы (на CD)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Планируемые результаты | Контрольно-измерительные материалы | Дата | |||
знания | умения | Личностные, метапредметные и результаты | ||||||
1. | 1. | Повторение изученного материала Повторение изученного материала | 1 | Правила техники безопасности | Уметь выполнять правила | критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. | ||
2 | Повторение изученного материала | 1 | История развития вычислительной техники, виды информационных процессов, устройств | Умение использовать ссылки при поиске | ||||
2. | 3 | Алгоритмы и исполнители Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов | 1 | История развития вычислительной техники, понятие алгоритм, исполнитель | Уметь анализировать и делать выводы | планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. | ||
4 | Примеры алгоритмов | 1 | Алгоритмы в математике | Уметь анализировать и делать выводы | ||||
5 | Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". | 1 | Виды алгоритмов, графический способ записи алгоритмов, линейные алгоритмы | Уметь составлять алгоритмы | ||||
6 | Разветвляющиеся и циклические алгоритмы | 1 | Разветвляющие и циклические алгоритмы | Уметь графически записывать алгоритмы | ||||
7 | Контрольная работа | 1 | Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы | Уметь графически записывать алгоритмы | «Алгоритм и исполнитель» Тетрадь-вкладыш С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2007 г. С.3 | |||
8 | Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти | 1 | Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы | Уметь находить и исправлять ошибки | Разбор ошибок | |||
9 | Знакомство с алгоритмическим языком стрелок | 1 | Краткая и доступная форма записи простейших алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок, исполнитель и его характеристики | Уметь работать с исполнителем «Колобок» | моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | |||
10 | Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы | 1 | Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок | Уметь работать с исполнителем «Колобок» | ||||
11 | Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы | 1 | Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок | Уметь работать с исполнителем «Колобок» | ||||
12 | Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы | 1 | Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок | Уметь работать с исполнителем «Колобок» | ||||
13 | Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Игра "Найди клад" | 1 | Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов рисования симметричных изображений фигур и букв | Уметь работать с исполнителем «Колобок» | ||||
14 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок | Уметь работать с исполнителем «Колобок» | ||||
15 | Контрольная работа | 1 | Краткая и доступная форма записи линейных алгоритмов с помощью алгоритмических стрелок | Уметь работать с исполнителем «Колобок» | Составление простейших программ | «Линейные алгоритмы» Тетрадь-вкладыш С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2007 г. С.7 | ||
16 | Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти | 1 | Уметь составлять алгоритмы | |||||
17 | Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы | 1 | Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок | Уметь составлять циклические алгоритмы | планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | |||
18 | Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы | 1 | Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок | Уметь составлять циклические алгоритмы | ||||
19 | Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы | 1 | Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок | Уметь составлять циклические алгоритмы | ||||
20 | Алгоритмический язык стрелок — пропедевтика вложенных циклов | 1 | Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок, вложенные циклы | Уметь составлять циклические алгоритмы | ||||
21 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок | Уметь составлять циклические алгоритмы | ||||
22 | Контрольная работа | 1 | Запись циклических алгоритмов при помощи алгоритмических стрелок | Уметь составлять циклические алгоритмы | «Линейные и циклические алгоритмы» Тетрадь-вкладыш С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2011 г. С.11 | |||
23 | Исполнитель Колобок на линейке | 1 | Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел | Уметь составлять алгоритмы | Составление алгоритмов. | |||
24 | Исполнитель Колобок на линейке | 1 | Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел | Уметь составлять алгоритмы | Составление алгоритмов. | |||
25 | Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа | 1 | Составление алгоритмов, используя числовые отрезки. Пропедевтика отрицательных чисел | Уметь составлять алгоритмы | освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. | Тетрадь-вкладыш С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2011 г. С.15 | ||
26 | Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет" | 1 | Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость | Уметь работать на координатной плоскости | ||||
27 | Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет" | 1 | Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость | Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами | ||||
28 | Алгоритмы работы на координатной плоскости | 1 | Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость | Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами | ||||
29 | Повторение изученного материала | 1 | Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке | Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем | ||||
30 | Подготовка к годовой контрольной работе | 1 | Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке | Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем | ||||
31 | Годовая контрольная работа | 1 | Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке | Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем | Тетрадь-вкладыш С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Санкт - Петербург «БХВ - Петербург» 2011 г. С.17 | |||
32 | Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти | 1 | Координата точки, координатная прямая, координатная плоскость, алгоритмический язык стрелок, исполнитель колобок на линейке | Уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами, составлять алгоритмы, работать с исполнителем | ||||
3. | 33-34 | Резерв (2 часа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.
Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...
УМК «Гармония», рабочая программа по предмету «ИЗО» 2 класс , автор Копцева Т. А.
УМК «Гармония», рабочая программа по предмету «ИЗО» 2 класс , автор Копцева Т. А....
Рабочая программа учебного предмета "Информатика" для 2 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 2 класса к учебному курсу “Информатика” А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко создана на основе следующих документов:Закон РФ «Об образовании»;Федерального госу...
Рабочая программа по предмету Информатика, 4 класс
Программа и тематическое планирование по информатике и ИКТ для начальной школы рассчитаны на использование УМК авторов Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатовой, JI. П. Панкратовой, Н.А....
Рабочая программа по предмету «Информатика» 4 класс (УМК «Школа России)
Рабочая программа по предмету «Информатика» 4 класс (УМК «Школа России)...
Рабочая программа по предмету «Информатика» 1 класс (УМК «Школа России)
Рабочая программа по предмету «Информатика» 1 класс (УМК «Школа России)...
Комментарии
Спасибо!!
Отличная качественная разработка! Спасибо! Удач Вам и новых достижений!